Внедрение ФГОС – новые условия обучения в начальной школе
статья на тему
В статье раскрываются новые условия обучения в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Давиденко Галина Алексеевна
учитель начальных классов
МКОУ СОШ №2 имени
Ф.И.Анисичкина
Новосибирская область,
Р. п.Краснозерское
Внедрение ФГОС – новые условия обучения в начальной школе
"Не дай Вам Бог жить во время перемен", - гласит китайская мудрость.
Современный мир меняется с невероятной скоростью. Но, может, стоит не
согласиться с китайской мудростью? Трудное время - это время величайших
возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них, а это значит быть
современным, быть со временем, "оказаться во времени".
В жизнь системы образования страны прочно вошел Федеральный
государственный образовательный стандарт и неведомая ранее аббревиатура
«ФГОС», в основе которого лежат формирование компетентностного подхода, развитие универсальных учебных действий.
Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных ее задач – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.
Новым в работе учителя в связи с введением ФГОС стали:
1) новые цели (ориентация преимущественно на личностные и метапредметные результаты);
2) новое содержание образования (УУД);
3) применение инновационных технологий (развивающего, проблемного, исследовательского обучения, информационных технологий и т.д.);
4) переход на активные методы с учащимися (решение проблемных задач различного типа, исследование, проект и т.д.);
5) новая система оценивания результатов (портфолио, мониторинг).
В качестве содержательной и критериальной базы оценки используются планируемые результаты освоения основных образовательных программ: личностные, метапредметные, предметные.
Активными формами обучения стали: организация работы в группах и парах, организация работы в группах подвижного состава, организация проектной деятельности, проектирование учебных ситуаций.
Каковы плюсы ФГОС начального образования?
Первый плюс нового ФГОС – это сохранение научного ядра, которым всегда отличалось российское образование. Второй, не менее важный плюс – поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности. Именно поэтому в основе реализации стандарта образования лежит системно-деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности. Третий плюс ФГОС – это попытка вернуть школе воспитательную функцию, которая была практически полностью утрачена за последние 20 лет. Четвертый – преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной, основной и старшей школы.
Но пока существует один минус – требования к условиям реализации стандарта. Государство должно в значительной мере изменить финансирование системы образования, причем этот процесс должен быть связан с развитием материально-технической базы российской школы, поскольку новый стандарт может быть полностью реализован лишь в новой образовательной среде.
С введением ФГОС изменились цели и задачи обучения. Теперь в современной начальной школе ребёнка должны научить учиться. Учитель должен привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, которые составляют основу умений учиться. Ко второй относится формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Учитель становится не ведущим, а направляющим, организующим учебную деятельность.
Главным принципом в модернизации заданий учебников является ориентирование учебного материала, способов его представления, методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность; постановка учебной задачи на каждом уроке (тема-вопрос, проблемная ситуация); увеличение заданий для работы в парах и группах; увеличение заданий и вопросов, инициирующих детское действие; увеличение заданий по поиску информации; увеличение количества заданий, раскрывающих связи учебного материала с реальной действительностью и другими школьными предметами на основе формирования УУД. Содержание структуры учебников и всех компонентов УМК ориентировано на основные этапы урока: мотивационный, проблемный, работа с информацией, аналитический, рефлексивный.
Почти по каждому предмету у нас имеется электронный ресурс в виде дисков, которые используются на уроках. Материал на этих дисках позволяет сделать урок интересным, расширяет кругозор учащихся по изучаемой теме.
Плюсом в УМК считаю, что каждый раздел учебника начинается с планируемых достижений учащихся («Мы познакомимся… научимся… будем учиться…»), каждый урок – с поставленных конкретных на этом уроке задач (например, узнаем, как возникает радуга, научимся перечислять цвета радуги в правильной последовательности). Также и в учебниках, и в тетрадях добавлены странички «Проверим себя и оценим свои достижения. Детям нравится оценивать себя смайликами.
В общем, УМК «Школа России» позволяет достичь высоких результатов, соответствующих задачам современного образования, сочетает лучшие традиции российского образования и проверенные практиками образовательного процесса. Главное, о чем мы должны помнить: по каким бы стандартам ни учился ребенок, наши любовь и внимание необходимы ему, чтобы он был счастлив, успешен в учебе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема самообразования "Внедрение ФГОС в практику работы в начальной школе"
Тема эта актуальна в наше время. Первый год самообразования я изучала УУД (универсальные учебные действия), как развивать их, что уже делалос...
Родительское собрание: Адаптация четвероклассников к новым условиям обучения в средней школе.
Родительское собрание: Адаптация четвероклассников к новым условиям обучения в средней школе....
Некоторые рассуждения о внедрении ФГОСов во внеурочную деятельность в начальной школе (из практики работы)
Материал о практике внедрения ФГОСов во внеурочную деятельность (ГПД)....
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК ТРЕБОВАНИЕ ФГОС ДЛЯ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Статья...
Новые форматы обучения в начальной школе
Новые форматы обучения в начальной школе....
Статья "Новые форматы обучения в начальной школе"
laquo;Учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими».Ральф Эмирсон...