Тема самообразования "Внедрение ФГОС в практику работы в начальной школе"
статья по теме
Тема эта актуальна в наше время. Первый год самообразования я изучала УУД (универсальные учебные действия), как развивать их, что уже делалось мною в этом направлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_samoob.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное
бюджетное учреждение основная общеобразовательная школа
с. Николаевка Благовещенский район Башкортостан
Тема самообразования:
« Внедрение ФГОС в практику работы в начальной школе»
Тема 1-го года изучения:
«Универсальные учебные действия (УУД)»
Подготовила
учитель начальных классов
Серкова Ирина Валериевна
УМК «Планета знаний»
2011-1012 уч.г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………………………
Глава 1.Универсальные учебные действия…………………………………..
Глава 2.Формирование УУД в учебно-воспитательном процессе……………………………………………………………..………………………….
Заключение…………………………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………………….
Приложение……………………………………………………………………………………
«Кто учился наукам, но не применяет их, похож на того, кто пахал, но не сеет». (Саади).
Введение
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий (УУД), которыми должны владеть учащиеся.[6,3]
Тема работы взята неслучайно, это «призыв времени», важная необходимость, так как с 1.09.2010 г. вводится новая система обучения.
Меня заинтересовала эта тема, целью которой является определить, что представляют собой УУД, как развивать их в начальной школе, что уже делалось в этом направлении в моей педагогической деятельности.
Я считаю, что эта тема актуальна: в связи с введением в действие федерального государственного образовательного стандарта общего образования РФ (приказ Минобрнауки РФ №17785 от 22.12.2009) встала необходимость внедрения УУД (универсальных учебных действий). Главной целью основного общего образования является формирование у школьника целостного представления о мире, обоснованном на приобретенных способах, умениях, навыках и знаниях деятельности; обогащение опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории. Субъект (школьник) должен уметь использовать приобретенные умения и знания в повседневной жизни, развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, работая с различными источниками информации.
В своей работе я поставила следующие задачи:
1.Поиск и изучение необходимой литературы, Интернет-ресурсов.
2.Опора на материал курсовой подготовки.
3.Анализ преподавания с позиции применения УУД.
Глава 1. Универсальные учебные действия.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
В 2006 году группой разработчиков под руководством А.Г.Асмолова в ходе реализации проекта «Программа развития универсальных учебных действий» была создана методология и модель Программы развития универсальных учебных действий. На основе разработанной методологии были определены функции, содержание и номенклатура универсальных учебных действий, дана общая характеристика психологического содержания универсальных учебных действий и способов их формирования в образовательном процессе. Критериями дифференциации видов универсальных учебных действий деятельности стали: функции, структура и форма, особенности генезиса, в том числе условия организации учебной деятельности. В результате анализа были выделены основные виды универсальных учебных действий:
-личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания),
-регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование),
-познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические) и коммуникативные универсальные учебные действия.
Были определены общие критерии и способы оценки сформированности универсальных учебных действий у учащихся. Выделение условий развития УУД в образовательном процессе позволило сформулировать общие рекомендации по формированию универсальных учебных действий в ходе образовательного процесса с учетом специфики учебных предметов[3,6]. Что же такое УУД? Универсальные учебные действия - совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.[5 ,3]
Необходимо перейти от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных ситуаций реальной жизни. Соответственно специфические для каждого учебного предмета действия и операции уже в начальной школе должны быть дополнены универсальными (метапредметными) учебными действиями.[ 1,10]
Именно активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей обучения — знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской деятельности. В образовательной практике наметился переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество — совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием учащихся в выборе содержания и методов обучения. Все это придает особую актуальность задаче формирования в начальной школе коммуникативных универсальных учебных действий.
Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками. В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают деятельностно-ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач); проектные формы организации обучения.[ 1 ,11]
Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных
областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:
1) познавательные и учебные мотивы;
2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
В начальной школе основным результатом образования является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач. В требованиях к результатам наряду со "знаниевым" компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника – умение читать, писать, считать), в содержании обучения представлен деятельностный компонент, что позволит соблюсти "баланс" теоретической и практической составляющих содержания обучения.[5,22]
Глава 2. Формирование УУД в учебно-воспитательном процессе
Учителю необходимо ориентироваться в море самых разнообразных технологий обучения, чтобы построить свою концепцию и технологию урока, нужную детям именно того класса, в котором он работает. Внедрение в педагогику новых технологий оказывает влияние и на учителя, стимулирует его к повышению уровня своей педагогической деятельности.
В современных условиях изменяется как роль учителя, так и роль самих учеников. Для учащихся учитель становится равноправным партнером по учебному процессу, с которым можно спорить, отстаивая свою позицию, которому можно предложить альтернативную точку зрения и эта точка зрения будет услышана и понята. А ученики получают новую для себя роль – «роль исследователей», которые под скрытым руководством учителя открывают для себя все новые и новые знания. Важнейшим методом обучения становится не образец, а выбор, альтернатива, то есть возможность путем размышления выбрать правильное решение.
Например, фрагмент урока литературного чтения: Постановка темы.(а цели дети попробуют поставить сами). - Сегодня мы будем работать с текстом рассказа В.А.Осеевой “Почему?” Первое знакомство с произведением произошло у нас на прошлом уроке. Но ведь при первичном чтении трудно всё понять, всё осознать. Поэтому настоящие читатели всегда возвращаются к прочитанному. Вот мы и попробуем сегодня сделать маленький шаг к такому настоящему чтению. -Сейчас, я предлагаю вам вернуться к прошлому уроку и послушать ваше мнение о главном герое, а также ваши предположения о чём мог бы быть рассказ с названием “Почему?”
-Давайте попробуем предположить, чему будет посвящён второй урок.
- Какие открытия мы можем сегодня совершить и на какой вопрос ответить?
(Учитель фиксирует на доске цели, которые ставят дети.)
- Прослушав ваши мнения, я поняла, что у нас главный герой получился какой-то непривлекательный. Давайте теперь обратимся к тексту и попробуем понять главного героя : какой он человек, какой у него характер? Заодно посмотрим, изменится ли ваше отношение к мальчику.
Или возьмём урок русского языка во 2-4 классах: здесь просматриваются и личностные, и регулятивные, и общепознавательные, и коммуникативные учебные действия (см.приложение).
Современный урок уже невозможно представить без внедрения инновационных технологий. Современному учителю не позавидуешь. На сегодня в арсенале педагога насчитывается более ста технологий. Каждый месяц газеты и журналы публикуют все новые и новые предложения. Как же во всем многообразии инновационных технологий разобраться учителю?[4,11]
Наши ученики отличаются друг от друга не только разным уровнем подготовленности к усвоению знаний, но и индивидуальными особенностями, которые не должны быть ликвидированы в процессе обучения. Чтобы обеспечить не только желание школьников учиться, но и их познавательную активность, изложение учебного материала должно вестись, ориентируясь на индивидуальные особенности детей, необходимо учить детей различным способам обработки информации, формировать у учеников операционные механизмы, позволяющие активизировать, индивидуализировать и интенсифицировать учебную деятельность.
Познавательная деятельность учащихся далеко не всегда является активной. Гораздо чаще оказывается пассивной и перед учителями постоянно стоит вопрос: как активизировать эту деятельность. Проблемы, возникающие у учеников в начале их учебной деятельности, касаются мотивации учения и социального развития, произвольности поведения и неравномерности формирования познавательной активности. Степень проявления познавательной активности учащихся – это динамичный, изменяющийся показатель. Нельзя игнорировать позицию того школьника, который пассивно принимает знания, и того чья активность время от времени включается в познавательный процесс в зависимости от учебной ситуации.
Задача учителя начальных классов, прежде всего и состоит в том, чтобы пробудить у ученика желание усваивать новый материал. Для детей познавательная деятельность должна стать потребностью.
Поэтому мною в работе используются игровая, коммуникативная, здоровьесберегающая технологии, особое внимание было уделено творческой активности детей. Творческая активность – это воплощение индивидуальности, форма самореализации личности, возможность выразить свое неповторимое отношение к миру. Суть проблемы состоит не столько в том, чтобы выявить способных детей, сколько в том, чтобы помочь остальным ученикам открыть в себе способности, о которых они раньше и не подозревали. Для творческих уроков необходимо ощущение уверенности в том, что твои нестандартные находки будут замечены, приняты и правильно оценены. На начальном этапе должно превалировать бережное отношение к тому, что создается детьми. К творческой активности мы можем отнести и уроки творчества, и пробы пера детей, и сочинения, и доклады и многое другое.
Два года я работала по теме самообразования «Сбережение здоровья младших школьников в условиях школы». В этот период мною был выведен план мероприятий по охране и укреплению здоровья первоклассников:
озеленение кабинета цветами для чистоты воздуха;
пятиминутная зарядка до занятий, проводимая учителем или учеником-физоргом;
ежедневная витаминизация детей (аскорбиновой кислотой);
часто даются в столовой витаминные напитки;
для профилактики простудных заболеваний выполняем с помощью родителей «кулоны» из капсул киндер-сюрприза – с чесноком;
динамические паузы, прогулки-экскурсии;
физкультурные минутки во время уроков, положительный настрой перед уроком или самостоятельной работой (см. приложение);
разминки для пальцев, рук перед письмом;
обязательное проведение игрового упражнения, игры на уроке для снятия утомляемости и напряжения.
постоянное наблюдение за правильной посадкой детей за партой в школе учителями, а дома за приготовлением уроков – родителями;
проводить классные часы по ЗОЖ дважды в месяц.
Например, фрагмент комбинированной игры «Угадай»: разминка для пальцев + массаж. Для этого дети встают парами, один из которых стоит спиной к соседу. Он «рисует» рукой или пальцем на спине друга букву (цифру), нужно угадать. Затем меняются ролями, расслабляются. Эта игра хороша и тем, что в буквенный период помогает закрепить знания букв (цифр). Но она применима ко многим урокам и нравится детям.
То, что применяется мною в этом направлении, а именно здоровьесберегающие технологии, оказывает положительное воздействие на детей, значит, актуально, прививает сначала желание, а затем – умение учиться.
Обилие предлагаемых технологий следует рассматривать как банк данных, как накопительную систему, способную расширить представление учителя о безграничных возможностях обучения детей. Сегодня любой учитель может воспользоваться этой информацией как источником расширения своих педагогических возможностей.
Заключение
Задача начальных ступеней обучения – обеспечить обучаемость каждого, т. е. овладение способами учебной деятельности, универсальными учебными действиями (УУД) и т. д., и, что очень важно, не допустить приобретения отрицательного образовательного опыта, который делает невозможным включение в новый процесс обучения. Такой подход ведет к существенным изменениям в целях общего образования. По сути – это принципиально другое образование. Это образование с заранее известным положительным результатом. Такое образование освобождает будущих граждан от многих комплексов, связанных с отрицательным образовательным опытом, полученным в условиях школьного обучения. Это люди, способные продолжать обучение на протяжении всей своей жизни и благодаря этому добиваться успеха на любом поприще. Эти граждане свободны в выборе профессии и в неоднократной ее смене. Они оптимисты потому, что успешность сопровождает их, она становится нормой жизни.[2,36]
В своей работе я использовала материал Программы универсальных учебных действий, Федерального государственного образовательного стандарта, Интернет-сайтов и работы Асмолова А.Г. и других авторов. Мне понравилось описание этих учебных действий и предлагаемые различные методики в пособии для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли» Асмолова А.Г. Это рассчитано на нас - учителей-практиков. Раздумывая над полученной информацией из литературы и лекций преподавателей БИРО г.Уфы, убедилась, что чтобы начать обучение «по-новому», нужно начинать с себя, и конечно, нужна материальная учебная база. Говоря о себе, проанализировав свой пятнадцатилетний труд на поприще начальной школы, я морально готова работать «по новым стандартам» и формировать УУД младших школьников, потому что я всегда стремилась делать уроки и внеклассные мероприятия развивающими, современными, с применением инновационных технологий, и так как на сегодня это актуально. Но возникают естественные вопросы:
- Какой взять УМК? Учебники, словари, тетради – всё на средства родителей? А материально-техническая база на селе оставляет желать лучшего… Наши дети, обучаясь в малокомплектных классах, разве виноваты, что живут в это время…
Анализ моей работы позволил сделать следующие выводы: 1.Введение и формирование универсальных учебных действий в начальной школе необходимо, так как это актуально в современное время. 2. Наша школа работает по направлению «Личностно-ориентированный подход к обучающимся в обучении и воспитании» - это хорошее начало к переходу на новые государственные стандарты общего образования.
Данная работа меня увлекла, и наметились цели дальнейшей работы: 1. Подробнее изучить необходимую новую литературу, программы. 2. Провести родительское собрание, где осветить эти вопросы. 3.Поделиться приобретенным опытом с коллегами.
4. На 2-й год изучить технологию проблемного обучения в работе с младшими школьниками
Список использованной литературы
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.
2. Куркин Е.Б. Непрерывное образование начинается в детском саду: Сб. ст. / Куркин Е.Б. – М.: Федеральный институт развития образования, 2008.–142 с.
3. ПРОГРАММА развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.- М., 2008.
4.Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий.- М.,2006.
5.Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Использование ИКТ в практике работы учителя начальных классов в специальной (коррекционной) школе VIII вида»
Информационно-коммуникационные технологии – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках. Использование компьютерных техноло...
ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МКОУ «КИРОВСКАЯ СОШ»
Выступление на форуме педагогов...
Некоторые рассуждения о внедрении ФГОСов во внеурочную деятельность в начальной школе (из практики работы)
Материал о практике внедрения ФГОСов во внеурочную деятельность (ГПД)....
Практико-значимая работа на курсах "Образование и общество" по теме"Использование современных технологий на уроках в начальной школе"
В данной статье наряду с теоретической частью дана методическая разработка урока окружающего мира по теме "Голубая планета Земля"...
«Необходимость применения в практике работы учителя начальной школы проектной работы».
Главная идея проектно-исследовательской деятельности - направленность учебно - познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личн...
Доклад по теме: «Организация и реализация воспитательной работы в начальной школе»,
Доклад для выступления на педагогическом совете МБОУ «Школа-лицей» № 3 г. Симферополя по теме:«Организация и реализация воспитательной работы в начальной школе&ra...