Статья "Новые форматы обучения в начальной школе"
статья (3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novye_formaty_obucheniya_v_nachalnoy_shkole.docx | 20 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторы: Пермякова А.С., Афанасьева О.А.
Новые форматы обучения в начальной школе
«Учитель - человек, который может
делать трудные вещи легкими».
Ральф Эмирсон
Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование в нашей стране являются обязательными уровнями образования (статья 66 ФЗ «Об образовании в РФ»), где говорится, что обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.
Выделяют две формы получения образования (статья 17 ФЗ «Об образовании в РФ»):
- в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (школы, гимназии, лицеи);
- вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Вне образовательных учреждений обучение происходит в форме:
- семейного образования (с 1 по 9 классы);
- самообразования (10-11 классы).
Семейное образование и самообразование предусматривает последующую аттестацию.
Существуют следующие формы обучения в школах:
- очная;
- дистанционная.
Перейти на любую из них можно как в начальных классах, так и в среднем и старшем звене.
Современные технологии и инновации в образовательном процессе в начальной школе включают следующие аспекты:
- Использование интерактивных досок в классе.
- Переход к индивидуальному образованию.
- Активное использование мультимедийных технологий.
- Организация работы в группах и парах.
- Использование интерактивных учебных платформ и приложений.
- Применение геймификации в учебном процессе.
- Использование цифровых портфолио.
- Использование адаптивных тестов.
- Использование различных онлайн-инструментов.
В последние годы большое значение приобретает поиск новых или обновление старых форматов обучения, которые могли бы обеспечить взаимосвязь образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения.
Цитата Конфуция: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму» отлично подчеркивает деятельность учителя и обучающегося.
Существует большое количество видов образовательного формата, который предполагает сочетание метода и формы обучения. Одни из самых популярных форматов для включения в образовательный процесс: видео, игровая среда – один из трендовых форматов, квест, мессенджер (например, «Сферум», где можно выдавать задания обучающимся, а по итогам проводить награждения), мастер-классы, круглый стол, интерактивная игра, тренинг.
В настоящее время большое распространение получили деловые игры. В статье Демченко Е.С. говорится о том, что деловая игра – это форма и метод обучения, в которой моделируются предметный и социальный аспекты содержания деятельности. Данный формат считается лучшим из активных методов проведения занятий. Применять деловую игры можно на уроке любого типа.
Деловые игры используются, как правило, в трех различных направлениях:
- игра – обучение;
- игра – тренинг;
- игра – исследование.
Перечисленные и другие форматы обучения позволяют делать мероприятия более интересными и привлекательными для обучающихся.
Итак, цифровая информация учебной деятельности в начальной школе – это реальность и одновременно вызов современности. Она основана, прежде всего, на внедрение различных видов электронных ресурсов, цифровых технологий, мультимедийных средств обучения.
Огромный выбор для учителя в условиях реализации образовательного процесса становятся следующие технологии:
- Информационно-коммуникационная технология.
- Технология развития критического мышления.
- Развитие функциональной грамотности.
- Здоровьесберегающая технология.
- Модульные технологии.
- Технология развивающего обучения.
- Технология проблемного обучения.
- Технология уровневой дифференциации.
- Проектная технология.
- Традиционные технологии (классно-урочная система).
- Технология мастерских.
- Кейс-технологии.
- Технология интегрированного обучения.
- Педагогика сотрудничества.
Учитель начальных классов, не только готовит учеников к взрослой жизни, не просто дает знания, а направляет участвовать в различных видах деятельности. Учитель использует современные педагогические технологии с целью воспитательных методов и приемов в учебном процессе начальной школы.
Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе (из личного опыта)
Свои уроки мы начинаем с учениками с поиска проблемы, способов решения этой проблемы (ставим задачи и цели урока), чтобы понять, к чему стремиться, чтобы проявить себя, раскрыть способности детей, и, конечно, достичь результатов.
Например, на уроках «Русского языка» можно поиграть с детьми в «Соедини половинки слов». Ребята видят два столбца со слогами. В каждом из них могут быть и первые, и последние половинки слов. Например:
ПЛЯ | СКА |
БАЛ | ТАН |
ПАЛ | ЛОН |
КЕР | АТА |
Здесь используется обучение в сотрудничестве (групповая работа). Ребята учатся общаться в микроклимате, выражать свое мнение, определять уровень работоспособности, обогащать лексический запас.
При всех формах и методах использования в обучении и воспитании нельзя забывать, что урок – это знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, это работа с учебником и в тетради.
Все применяемые форматы, приемы, новые технологии обучения на уроках и внеурочное время способствуют развитию интереса и любознательности обучающихся, а также улучшают успеваемость, повышают активность и мотивируют желание учиться.
На наш взгляд, инновационные подходы к обучению в начальной школе связаны, прежде всего, с изменением роли учителя.
Современный учитель – это человек с новыми взглядами и задачами, который не только знает современные форматы, технологии, методы, подходы, но и испытывает необходимость в их использовании в быстро меняющемся мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
На базе школы создана инновационная региональная площадка по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...
"Программа раннего развивающего обучения "Малышок"" (Занятия по адаптации детей 5-6 лет к обучению в начальной школе)
Комплексная программа раннего развития ориентирована на подготовку детей к новой социальной роли ученика с набором таких качеств, как умение слушать и слышать, желание и привычку думать, стремление уз...
Статья на тему: "Мониторинг обученности учащихся начальной школы при безотметочной системе обучения"
В статье я делюсь опытом отслеживания успеваемости обучающихся начальной школы при безотметочной системе обучения....
«Программа раннего развивающего обучения «Малышок» (занятия по адаптации детей 5-6 лет к обучению в начальной школе)
Проблема готовности ребенка к школе понимается как создание благоприятных условий для того, чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание в школе. Эт...
Статья на тему "Учебный диалог в начальной школе как одна из интерактивных форм обучения в начальной школе"
Статья из опыта работы....
Организация процесса обучения в начальной школе по программе «Перспективная начальная школа» в условиях реализации ФГОС.
В данной статьераскрываются особенности построения учебного материала по программе "Перспективная начальная школа"...
Новые форматы обучения в начальной школе
Новые форматы обучения в начальной школе....