Презентация "Развитие коммуникативных универсальных учебных действий первоклассников средствами игровых ситуаций на уроке"
презентация к уроку на тему
Представлены результаты исследования формирования коммуникативных УУД первоклассников на уроке.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Объект исследования: учебный процесс в начальной школе. Предмет исследования: процесс развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Цель работы: определить влияние игровых ситуаций на развитие коммуникативных универсальных учебных действий.
Гипотеза: использование игровых ситуаций в процессе обучения младших школьников позволит более эффективно развивать коммуникативные универсальные учебные действия школьников, если: - первоначально будет выявлен уровень развития КУУД каждого первоклассника; - подобраны игровые ситуации и определено место их использования на различных этапах всех основных уроков; - включение школьников в игровые ситуации будет осуществляться на индивидуальной основе, обеспечивающей школьникам умение общаться со сверстниками и взрослыми, согласовывать свои действия, учитывать разные мнения и выражать собственное.
Задачи исследования: 1. На основе анализа педагогической, психологической, методической литературы охарактеризовать понятие «коммуникативные универсальные учебные действия». 2. Рассмотреть понятия «дидактическая игра» и её основные составляющие; охарактеризовать понятие «игровая ситуация». 3. Проанализировать возможности дидактической игры на уроках в начальной школе. 4. Проанализировать учебные программы на предмет включения игровых ситуаций в учебный процесс. 5. Выделить показатели и определить уровень КУУД у детей младшего школьного возраста. 6. Подобрать комплекс игровых ситуаций на уроках по разным предметам. 7. Осуществить экспериментальную работу и проанализировать полученные результаты.
Методы исследования: анализ и синтез литературы по проблеме исследования, беседы, анкетирование, включённое наблюдение за педагогическим процессом, педагогический эксперимент. Экспериментальная база исследования. В исследовании приняли участие учащиеся 1 класса МБОУ СОШ №30 УГО в количестве 61 человека; 50 учителей начальных классов сельских школ и 50 учителей начальных классов городских школ Приморского края.
Универсальные учебные действия Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
Коммуникация… как взаимодействие как кооперация как условие интериоризации
Педагогический процесс воздействие и взаимодействие процесс и процесс воспитания обучения
Урок – основная форма обучения в школе
Коммуникативные УУД на уроках объяснения нового материала Мотивация учебной деятельности Актуализация опорных знаний Объяснение нового материала Первичное закрепление с проговариванием вслух Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Включение знаний в систему Рефлексия учебной деятельности на уроке
Дидактическая игра – обучающая игра облегчает учебный процесс происходит «театрализация» учебного процесса вносит элемент соревновательности в учебный процесс
Исследование возможностей применения дидактической игры на уроках в начальной школе
Как часто вы используете дидактические игры для проведения уроков в начальной школе? 35% 1 раз в неделю 1 раз в месяц реже 1 раза в месяц
Какие сложности возникают у Вас при использовании дидактических игр? 65% материально-технический характер организационно-управленческие отсутствие материалов и разработок
Игровая ситуация – выступает как средство мотивации к учебной деятельности активизирует мыслительную деятельность служит положительным эмоциональным фоном
Задача 1. Выведение критериев и диагностических методик оценки уровня сформированности коммуникативных УУД учащихся.
Виды коммуникативных УУД Основные критерии оценивания по уровням Диагностические методики Коммуникация как взаимодействие (интеракция). Высокий уровень (4): — ожидание окончания ответа одноклассника; — ученик старается не осудить иное мнение, а выяснить его преимущества и недостатки; — ученик старается найти компромисс, а не доказать верность только своего мнения; — ученик умеет обосновать своё мнение при ответе. Средний уровень (2-3). Низкий уровень (1). Задание «Левая и правая стороны»
Виды коммуникативных УУД Основные критерии оценивания по уровням Диагностические методики Коммуникация как кооперация. Высокий уровень (4): — ученик не повышает голос на других учеников; — при расхождении точек зрения ученики не теряют рабочего настроя, не выказывают желания поменять партнёра по работе; — работой заняты все ученики в классе, нет деления на «смотрящих» и «делающих». — окончательная работа имеет вид набора, а не отдельных весенних атрибутов. уровень (2-3). Низкий уровень (1). Задание «Тёплый наборчик»
Виды коммуникативных УУД Основные критерии оценивания по уровням Диагностические методики Коммуникация как условие интериоризации. Высокий уровень (3): - уместность действий на определённом этапе работы; — ученики помогают друг другу объяснить и понять задания; — в случае небольшой трудности, ученики задают друг другу вопросы и получают ответы; к учителю обращаются только в сложных ситуациях. уровень (2-3). Низкий уровень (1). Задание «Дорога к дому»
Задача 2. Определение уровня сформированности коммуникативных УУД первоклассников.
Рисунок 1. Уровень развития коммуникативных УУД учащихся 1-го «А» класса 6,4 % 12,9% 12,9 % 74,1 % 80,6 % 87 % 19,3 % 6,4 %
6,6% 6,6% 13,3 % 66,6% 86,6% 86,6% 20,6% 6,6% Рисунок 2. Уровень развития коммуникативных УУД учащихся 1-го «Б» класса
Задача 3. Выведение комплекса игровых ситуаций для формирующего этапа эксперимента.
Предмет Тема урока Игровые ситуации, способствующие развитию коммуникативных УУД как взаимодействие кооперация условие интериори зации Математика Уравнение. Аплодисмен ты Величина. Длина. Остановка рук Длина. Решение задач. Походка Включение игровых ситуаций в учебный план
Игровые ситуации, применяемые на уроках в экспериментальном ( 1 «А» ) классе: «Аплодисменты» «Остановка рук» «Походка» «Живая картина» «Сцена знакомства» «Давай поговорим» «Ладонь в ладонь» «Находчивые музыканты» и др.
Рисунок 3. Показатели уровня развития коммуникации как взаимодействия в 1 «А» классе (экспериментальный класс)
Рисунок 4. Показатели уровня развития коммуникации как кооперации в 1 «А» классе (экспериментальный класс)
Рисунок 5. Показатели уровня развития коммуникации как условия интериоризации в 1 «А» классе (экспериментальный класс)
Рисунок 6. Показатели уровня развития коммуникации как взаимодействия в 1 «Б» классе (контрольный класс)
Рисунок 7. Показатели уровня развития коммуникации как кооперации в 1 «Б» классе (контрольный класс)
Рисунок 8. Показатели уровня развития коммуникации как условия интериоризации в 1 «Б» классе (контрольный класс)
Результаты экспериментальной работы С помощью средств игровых ситуаций нам удалось повысить показатели уровня развития коммуникации как взаимодействия и коммуникации как кооперации в экспериментальном классе. Наша гипотеза доказана.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Малые жанры устного народного творчества как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка
Исследовательская работа...
ОПЫТ РАБОТЫ: Развитие коммуникативных универсальных учебных действий первоклассников в процессе адаптации
Проанализировав итоги психолого педагогического мониторинга, я пришла к выводу, что работу по формированию коммуникативных УУД у первоклассников необходимо простраивать в опред...
Презентация "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе"
Данная презентация рассказывает о необходимости формирования коммуникативных универсальных учебных действий посредством групповой и парной работы на уроках литературного чтения в начальной школе, опи...
Презентация "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе"
Данная презентация рассказывает о необходимости формирования коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе посредством парной и групповой работы на уроках литературного чтения, опис...
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий первоклассников посредством театральной деятельности.
Театральная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающие формирования отношения младшего школьника к окружающему миру, отношения к себе, к другим, поз...
«Методические приемы развития коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения»
Методические приемы развития коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения....
Групповая работа как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий
Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века: д...