Презентация "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе"
презентация к уроку по чтению (1, 2, 3 класс) на тему
Данная презентация рассказывает о необходимости формирования коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе посредством парной и групповой работы на уроках литературного чтения, описывает прием "Чтение. "Суммирование в парах".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommunikativnye_uud.pptx | 646.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Жизнь в современном обществе такова, что уже младшему школьнику она предъявляет ряд конкретных требований : эффективно действовать в проблемных и незнакомых ситуациях, самостоятельно создавать новые продукты деятельности , ориентироваться в потоках информации , быть коммуникативным, эмоционально устойчивым , что и заявлено во всех официальных документах Правительства РФ, как ориентиры на современный подход в образовании .
В структуру и содержание учебников заложена система заданий, направленных на включение младших школьников в деятельностное освоение учебного материала с целью овладения универсальными учебными действиями и формирования способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции. . В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования.
Главной целью образовательного процесса на уроке является создание для учащихся возможности занимать активную, инициативную позицию в изучении школьных предметов. Почему необходимо уделять больше внимания формированию коммуникативных навыков в начальной школе? Уровень подготовленности учащихся 1-го класса на момент поступления в школу различный: есть дети читающие, знающие просто буквы, пытающиеся складывать слоги, и дети, знающие отдельные знаки - буквы из азбуки. Наблюдение за первоклассниками показало , что многим ребятам трудно вежливо общаться друг с другом, они не умеют правильно обращаться за помощью к ребятам и взрослым. Порой просто требуют, чтобы им помогли, сделали за них работу, не умеют благодарить. Ребятам трудно договариваться между собой, подчиняться определённым правилам, даже слушать учителя на уроке.
Одной из самых распространенных форм групповой работы является работа в парах. Её многие учителя успешно используют уже с первых дней обучения детей в школе, приучая их к сотрудничеству. Чаще всего это пара, образованная из детей, сидящих за одной партой. Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к этим упражнениям. Одной из наиболее эффективных форм работы в начальной школе является групповая. Младшим школьникам очень нравится работать в группах, поэтому эту форму работы лучше использовать как можно чаще. Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.
Прочитайте текст и придумайте вопросы к нему. Задайте их друг другу. Оцените ответы товарища. Работа по учебнику с картинками. Восстановите последовательность событий в произведении. Чтение текстов. Постановка вопросов. Обсуждение в парах. Ответы стихотворений наизусть соседу по парте. Выразительное чтение. Обсуждение проблемы по прочитанному произведению. При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится. А так как дети ограничены временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока. Примерные формы групповой и парной работы на уроках литературного чтения.
При изучении на уроках литературного чтения объёмных, насыщенных фактическим материалом текстов, можно использовать приём “Чтение. Суммирование в парах”. Суть приёма заключается в следующем: 1 . Текст разбивается на смысловые отрывки: 1, 2, 3, 4 и т.д. Учитель объясняет, что в конце урока учащиеся должны знать содержание всего текста: каждая пара работает над одним из отрывков, затем представляет его всему классу, выслушивает отчёты о работе всех других пар. 2 . Далее каждая пара получает отрывок из текста, который разбит на две части. Учащиеся в паре читают весь отрывок. Первый участник пересказывает 1 часть (его роль – докладчик), второй участник (оппонент) задаёт вопросы, подготовленные к этой части. Затем участники, меняясь ролями, работают над 2 частью. 3 . На следующем этапе пара суммирует полученную информацию и готовит презентацию своего отрывка. Это может быть пересказ, развёрнутый план, опорный конспект, таблица. Пара, которая работала с таким же отрывком, предлагает свою версию презентации. 4 . Результаты работы озвучиваются последовательно, таким образом, идёт работа над всем текстом. Таким образом, группы выполняют коммуникативную (направленную на создание и сплочение коллектива) и личностно – ориентированную (направленную на самоорганизацию) функции.
В работе с детьми целесообразно использовать простые правила совместной деятельности , с помощью которых учащиеся могут контролировать себя и провести рефлексию. Примерные правила совместной работы: 1 ) работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего 2) работать по алгоритму (плану) 3) своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца 4) качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы 5) каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности.
Список литературы 1. А.Г. Асмолов «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», М: Просвещение, 2010 2. С.М. Бондаренко, Г.Г. Граник , Л.А. Концева «Как учить работать с книгой», М.,1995 3. С.А. Дыбленко , О.В. Соболева «Обучение диалогу с текстом: взгяд психолога и взгляд учителя», 2002, №8 4. О.В. Соболева «Беседы о чтении», цикл статей (2007, №8-12; 2008, №1,3,4,6,9) 5. Е.С. Савиков «Стандарты второго поколения», М: Просвещение, 2010
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: "Универсальные учебные действия на уроках литературного чтения в начальной школе"
УУД на уроках литературного чтения в начальной школе...
Мастер-класс на тему "Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе"
Материал содержит разработку мастер-класса, раздаточный материал, презентацию....
«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе» 2 класс УМК «Школа России»
«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтенияв начальной школе»2 классУМК «Школа России» Технологическая карта урока....
«Формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальных классах».
Статья, в которой говорится о том, как на уроках литературного чтения происходит формирование личностных и коммуникативных УУД....
Презентация "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе"
Данная презентация рассказывает о необходимости формирования коммуникативных универсальных учебных действий посредством групповой и парной работы на уроках литературного чтения в начальной школе, опи...
Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроке литературного чтения в начальной школе».
Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.Задачи:- познакомить участников с планом проведе...
Мастер – класс «Формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальных классах».
Формирование личностных и коммуникативных УУД на уроках литературного чтения в начальных классах...