Формирование коммуникативных универсальных учебных действий первоклассников посредством театральной деятельности.
материал (1 класс) по теме
Театральная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающие формирования отношения младшего школьника к окружающему миру, отношения к себе, к другим, позволяет формировать социальные навыки благодаря коммуниквной основы, кроме того это большой потенциал интелектуального и художественного развития.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий первоклассников посредством театральной деятельности.
Начальная школа является фундаментом, основой всего образования человека. Каждая школа интересна своими находками, традициями, учителями. Но авторитет любой школы, конечно, результат – это её ученики.
В Стандарте нового поколения в контексте модернизации в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования именно коммуникативных компетенций, т.к. младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий (УУД).
Коммуникативная компетентность – понятие довольно сложное. Оно во многом зависит от уровня социального восприятия и представлений ребенка, его направленности на социальное окружение, овладения различными формами и средствами общения (как речевыми, так и неречевыми). Оно определяется формой, объектом и средствами коммуникации. При нормальном развитии общение приобретает внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную форму, ведущим объектом общения становится сверстник, а главным средством – речь.
В настоящее время перед педагогами остро стоит проблема развития речи детей. Педагоги в большинстве случаев отмечают недостаточный уровень связности в речи своих воспитанников (как в диалоге, так и в монологе). Это актуально для нас, учителей коррекционных школ.
Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Поэтому театрализованная деятельность стала значительным помощником в развитии коммуникативных способностей обучающихся. Начиная работу в первом классе по новым ФГОС НОО при выборе программы, выбор пал на "Перспективная начальная школа”, т.к. этот методический комплект был наиболее готов к введению ФГОС и включал:
- научно выверенный комплект учебных пособий, в которых учитываются не только современные требования к формированию УУД, но и требования к обеспечению физического и психологического здоровья детей, здорового и безопасного образа жизни;
- методическое сопровождение учителя;
- электронные приложения к учебникам ("Русский язык”, "Азбука”, "Технология”);
Одним из главных тезисов который просматривается через всю театральную деятельность: "Я общаюсь, значит, я учусь”.
Театральная деятельность преследует те же цели, что и многие дисциплины художественного- воспитательного цикла. Опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения, привить через театр интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней, научить творчески относиться к любой работе…
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования отношения младшего школьника к окружающему миру, интеллектуального и художественно-эстетического развития, организации совместной деятельности детей и взрослых, приобщает их к духовному богатству.
На занятиях использовались как классические для педагогики формы и методы работы, так и нетрадиционные. Работа проходилась через систему кружковой, групповой, индивидуальной работы. Большая роль отводится приобщению к театру через знакомство: с театральными играми, с видами театров, театрализации. посещение театров, просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание музыки; игры и упражнения из театральной педагогики; работа с подручным материалом и изготовление пальчиковых, перчаточных кукол и которые стали началом исследовательских и проектных работ детей.
Театральные упражнения помогают учителю дополнительно развивать у младших школьников способность ориентироваться в окружающей обстановке, чуткость по отношению друг к другу, смелость и выразительность во время выступлений. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. В основе метода исследования лежат:
- развитие познавательных умений и навыков;
- умение ориентироваться в информационном пространстве;
- умение самостоятельно конструировать свои знания;
- умение интегрировать знания из разных областей наук;
- умение критически мыслит
Участие в театральных мини-постановках даёт очень важный социальный опыт общения со знакомыми и незнакомыми, опыт правильного разговора, поведения в общественных местах. В групповой работе мы распределили роли и обязанности:
Исследователь – находит всё новое, необычное, таинственное, отвечает за сбор информации.
Творец – создаёт новые произведения, сочиняет, оформляет.
Помощник – помогает найти общий язык с другими участниками работы.
Организатор – следит за этапами выполнения работы, ведёт запись работы.
Докладчик – готовит доклад о работе, отвечает за этап презентации.
Ребёнок, «переходя» из одной деятельности в другую, выступает в роли то актёра, то художника. Он на практике постигает, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент. Актер - это чудо театра.
Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей младшего школьного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Поэтому театрализованная деятельность стала значительным помощником в развитии коммуникативных способностей обучающихся. Предметная линия "Русский язык” и "Литературное чтение” построены на коммуникативной основе. Такой подход позволяет изучать родной язык как средство общения, наблюдать за изменениями значения слов, учиться правилам коммуникации и в то же время осваивать систему правил языка.
Курс обучения грамоте и русского языка начинается с разделов, посвященных общению. Данные разделы в 1-м классе знакомят ребенка с понятием "общение”. На уроках первоклассники учатся отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог, используя различные формы и способы общения, отстаивать свою точку зрения и т.п. При этом через материал учебников дети узнают, какое общение принято в семье, школе, обществе, а какое – недопустимо. Материал учебника "Литературное чтение” из раздела "Хорошие соседи, счастливые друзья” учит детей толерантности, социализации. Помогают им при этом герои учебников: Маша, Ваня – ровесники детей. Ученики, разыгрывая диалоги героев, принимают их позицию, стараются им подражать.
Среди различных форм взаимодействия между детьми на уроках широко используется театрализация (элементы драматизации, кукольный театр, театрализованные игры). Материал учебных пособий способствует этому. Произведения из него используются для драматизации. Дети, выступая в роли героев, учатся взаимодействию, построению диалогов, овладевают средствами речевого общения. Широко используются также и перчаточные куклы, маски. В учебной деятельности младших школьников больше всего привлекают эмоциональные моменты, внешняя занимательность урока, игровые моменты в нем. Каждая игра – это "маленькая жизнь”, законченный фрагмент жизнетворчества, позволяющий. ее участникам освоить значимый опыт совместной деятельности, общения, самопознания.
На занятиях предлагаются задания для выполнения в парах и группах, что позволяет ученикам использовать полученные знания на практике. Такие задания отмечены определёнными символами и, как правило, даётся инструкция: "Обсуди с другом…”, "Прочитай с другом …”, "Объясните с другом …”, "Проверьте задание друг у друга” Одновременно формирование коммуникативных УУД происходит, когда учитель задает вопросы типа: "Что ты видишь?”, "Что ты услышал в…”, "Что хотел сказать…”, "Как ты считаешь…”, "Ты согласен с …” и т.п.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.
Все приобретённые в урочной деятельности коммуникативные действия учащиеся применяют во внеурочной деятельности. С детьми своего класса провожу занятия в "Театральном кружке”. Первоклассники с удовольствием участвуют в кукольных спектаклях, мини-постановках, которые представляют потом на классных и школьных мероприятиях. Участвуя в процессе театрализованной деятельности, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т. д.), а также координировать свои функции.
Театральная деятельность проводится на занятии по заранее подготовленному плану, в основу которого положено содержание рассказа, сказки, стихотворения. Предварительная работа с детьми включает артикуляционную гимнастику, проговаривание скороговорок, знакомых стихов разучивание новых, движений, беседы, рассматривание картин, проведение творческих игр и многое другое. Большой интерес вызывает у детей кукольный театр. Тематика и содержание занятий с элементами театральной игры имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания, что позволяет через театральные образы оказывать воспитательное влияние на детей.
Занятия организуются по подгруппам от 7-8 человек. Такая наполняемость подгрупп является оптимальной для обеспечения "речевой плотности" занятия, для проведения индивидуальной работы, а также для создания и сохранения коммуникативных ситуаций. Вот некоторые игры, используемые на занятиях театральной деятельности: "33 картинки”, "Кошки и мышки”, "Театр на бегу”, "Волшебный предмет”, "Старый башмак”.
В конце года был подготовлен концерт для родителей с участием всех детей класса. В программу вошли лучшие номера, чтение стихотворений, показ мини-постановок из спектаклей, песни. Была организована выставка работ: афиш, эскизов декораций и костюмов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проектную деятельность».
В условиях начала реализации Федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и на...
АПО по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения
В соответствии с введением новых ФГОС большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий. В данной работе описана методика формирования коммуникативных УУД посредством творче...
Совместная творческая деятельность как способ формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников
Авторы данной статьи, на примере опыта работы с обучающимися 1 класса, показывают необходимость формирования коммуникативных навыков...
Методические рекомендации "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через организацию проектной деятельности"
Методические рекомендации по данной теме составлены с учетом требований Академии повышения квалификации на курсах по высшей категории. В работе дано теоретическое и практическое обоснование, актуально...
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий посредством использования приёмов драматизации на уроках и во внеурочное время
@page { margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: #000000; line-height: 120%; orphans: 2; widows: 2 } p.western { font-family: "Liberation Serif", "Times New Roman", se...