Педагогические основы взаимодействия школы и семьи
учебно-методический материал по теме
«Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы»
Демокрит
Таким упражнением, способствующим развитию и становлению личности ребёнка,
становятся использование активных форм взаимодействия семьи и школы.
Именно это рассматривается в материалах, предложенного семинара.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_osnovy_vzaimodeystviya_semi_i_shkoly.rar | 609.69 КБ |
Предварительный просмотр:
- положить геометрические фигуры (выбирайте фигуры, понравившиеся вам, и в соответствии с фигурой садитесь в группы)
- расставить столы,
- разложить анализы,
- разложить на столы таблички,
- Знакомство с повесткой, предложения по повестке.
Педагогические основы взаимодействия школы и семьи
«Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы»
Демокрит
Таким упражнением, способствующим развитию и становлению личности ребёнка, становится использование активных форм взаимодействия семьи и школы.
Школьная жизнь начинается со Дня знаний и заканчивается Выпускным Балом. В этот временной отрезок 9, 11 лет дети учатся постигать не только премудрости школьных наук, переходя от простого к более сложному, но и через организацию воспитательной работы в классе, школе, становятся более организованными, самостоятельными, эрудированными. Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые также подвергаются изменению, развитию, их сотрудничество в настоящее время проблематично.
Этому свидетельствует анализ комфортности взаимодействия семьи и школы в деле создания благоприятных условий для развития личности ребенка у детей - участников образовательного процесса, родителей - заказчиков образовательного процесса и учителей - исполнителей образовательного процесса отмечается пропорциональное увеличение напряжения у всех сторон.
Уровень напряженности у детей выше, т.к. они являются промежуточным звеном в общении между взрослыми.
При обобщении полученной информации выявляются следующие причины, вызывающие напряженность и у взрослых, и у детей:
Учителя:
-Родители мало времени уделяют школьной деятельности детей, слабо контролируют домашнее задание
-дети мало читают, часто не готовы к урокам, некоторые - плохо воспитаны, пассивны
возникают проблемы с дежурством детей, т.к. они не приучены к домашнему труду
Родители:
-школа перегружает детей заданиями, в классах неуютно, учитель часто равнодушен к детям
не все проблемы решаются оперативно
-отношение детей в классе агрессивно по отношению друг к другу
Дети:
-учителя задают много заданий
-часто обижают одноклассники, а учитель не обращает на это внимание
-в школе скучно, проводится мало общих мероприятий; в них не все участвуют
Мотивация избегания неудач школьника по результатам опроса детей обусловлена, в основном, расхождением в оценках учителя и оценках, ожидаемых родителями. При их значительном расхождении у ребёнка появляется чувство неуверенности в своих силах, что приводит к снижению результатов достижений.
1. Рассмотрим исторический аспект вопроса
Данная проблема взаимоотношений семьи и школы - относительно молодая проблема в педагогике. До XX века в зарубежной и русской педагогике существовало четкое разделение воспитания семейного и воспитания в учебном заведении.
Проблемы семейного воспитания рассматривали в своей педагогической деятельности Я.А.Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци и т.д.
К.Д. Ушинский одним из первых ввел в педагогику понятие коллектива воспитателей, как средства нравственного воспитания ребенка. Н.И. Пирогов выдвинул идею гармонического единства действий главных деятелей воспитания.
На рубеже IX и XX веков впервые появляется идея взаимодействия школы и семьи в процессе воспитания ребенка. К.Н. Вентцель наряду с проблемами семейного воспитания, просвещения родителей поднимает проблему связи школы с родителями.
Н.К.Крупская была одним из первых педагогов, пропагандирующих идею тесного взаимодействия школы с семьей. A.C. Макаренко говорил о создании именно коллектива воспитателей, включая в него и родителей, о наличии единой воспитательной стратегии, согласованности воздействий. С.Т. Шацкий сформулировал методологические подходы к организации взаимодействия школы и окружающей среды, частью которой является семья школьника.
Гармонии педагогических воздействий уделял много внимания В.А. Сухомлинский, называя ее коренной, основополагающей закономерностью воспитания. Рассматривая все окружение ребенка, как воспитывающую среду, В.А. Сухомлинский отмечал важность единства требований и нравственных приоритетов. Все действия воспитателей, влияющих на ребенка, взаимозависимы, взаимообусловлены.
В 80-90-х годах XX века проблемы организации взаимодействия школы и семьи находят свое разрешение в рамках системного и комплексного подходов: Ю.К. Бабанский, В.А. Караковский и др.
Педагоги и родители воспитывают одних и тех же детей, имеют общие цели и задачи воспитания. Сотрудничество педагогов и родителей дает возможность лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций и сторон, в разных ситуациях, а значит помочь друг другу в понимании его индивидуальных особенностей, в преодолении негативных поступков, формировании ценных жизненных ориентаций.
2. Остановимся на проблемном аспекте вопросе
Однако зачастую влияния, оказываемые школой и семьей на ребенка, разнонаправлены. Это приводит к социальной дезадаптации ребенка, обострению отношений между школой и семьей, к взаимному непониманию между школой, родителями и ребенком, снижению эффективности воспитательных воздействий на ребенка, как со школы, так и семьи.
Изменения, произошедшие в обществе и в системе школьного образования, негативно отразились на взаимодействии школы и семьи. Спектр вопросов взаимодействия школы и семьи сузился до вопросов, касающихся, в основном, обучения ребенка, отклонений в его поведении и материальным вопросам поддержки школы.
Сложившаяся практика построения взаимодействия школы и семьи характеризуется рядом противоречий, среди которых:
- противоречие между возрастающими требованиями к родителям в сфере воспитания, предъявляемыми современной действительностью, и снижением уровня родительской ответственности в сфере воспитания;
- противоречие между объективно существующей задачей создания для ребенка единой воспитательной среды и искусственным разграничением этой среды на школьное и семейное воспитание;
- противоречие между наличием у школы и семьи потребности во взаимодействии в процессе воспитания ребенка и инертностью сторон при реализации данного взаимодействия;
- противоречие между теоретической разработанностью проблемы взаимодействия в сфере «школа-семья» и отсутствием опоры на теоретические наработки такого взаимодействия на практике;
- противоречие между изменившимися условиями жизнедеятельности общества и стереотипностью деятельности школы в сфере взаимодействия с семьей.
Нельзя не сказать о том, что в современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “ выходу” ребенка из-под влияния семьи.
Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде. Происходит отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов – от семьи, семьи – от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.
И всё же образовательное учреждение, было, есть и остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
3. Основополагающий аспект
Скоординировать усилия школы и семьи – значит устранить противоречия, создать однородную воспитательную и развивающую среду.
Напоминаю, что концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания.
Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции РФ, главе 12 Семейного кодекса РФ, статьях 17, 18, 19, 52 закона Российской Федерации “Об образовании”.
Общей задачей взаимодействия семьи и школы является обеспечение качественного образования, работа по профессиональной ориентации детей, воспитание нравственности и культуры поведения, формирование потребности в здоровом образе жизни.
Решению общей задачи способствует комплексный подход в решении частных педагогических задач:
-формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка;
-формирование у педагогов понимания значимости сотрудничества с семьей.
Анализ воспитательной работы О-хУ-й нашего района определил основные направления работы с семьей:
-Составление характеристик семей обучающихся.
-Организация диагностической работы по изучению семей.
-Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей.
-Организация психолога – педагогического просвещения родителей.
-Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся.
-Выявление, внедрение и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.
-Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики.
-Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков.
-Использование различных форм сотрудничества с родителями отцами, вовлечение их в совместную с детьми творчество, социально – значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.
-Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно – воспитательного процесса: помощь в организации деятельности общественных родительских формирований.
-Активное включение в работу с семьей педагога – психолога, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, педагогов – организаторов, библиотекаря, воспитателей.
-Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к семейной жизни. Разработка тематического оформления по работе с семьей (уголок для родителей).
Обращаю внимание что, важно вести эту работу именно с начальной школы, так как активные формы работы с родителями с самого начала обучения ребенка в школе позволяют им осознавать необходимость приобретения новых знаний, формируют потребность общения со школой.
Акцентирую внимание на том, что взаимодействие «общество - дети», «учитель - родители», «родители - дети» должно носить развивающийся характер, а важная роль отводится учителю.
Виды совместной работы с родителями условно имеют два основных направления: учебное и внеклассное.
Результативными являются следующие формы учебного взаимодействия с семьей:
Урок-наблюдение за деятельностью педагога и детей позволяет родителям проследить за тем, как строится система обучения на современном этапе, какие методы и приемы использует учитель, каким образом складываются взаимоотношения ребенка с педагогом, сверстниками; увидеть характер затруднений ребенка, своевременно оказать ему помощь или обратиться за поддержкой к учителю.
Урок - практическое участие родителей знакомит с уровнем развития современного образовательного процесса, приучает родителей, детей и учителя к совместной деятельности. Родителям предлагается роль активных участников урока.
Урок-соревнование детей и родителей:
Создает ситуации успеха в учебной деятельности детей, стимулируют их познавательные интересы.
Уроки - совместное изучение информационных технологий знакомят родителей с возможностями современных образовательных технологии. Современный уровень образования многих родителей позволяет им и учителю совместно планировать учебно-воспитательную деятельность в классе.
Можно предложить анкеты родителям, присутствующих на уроке:
1.Оцените, пожалуйста, удовлетворены ли вы:
-деятельностью учителя на уроке.
-оформлением класса
-отношениями между школьниками в классе
-взаимоотношениями ребенка с учителем
2.Получили ли вы информацию об успехах и неудачах ребенка?
3.Укажите характер его затруднений.
4.В какой помощи со стороны учителя Вы нуждаетесь?
5.Что, по Вашему мнению, хорошо?
6.Что можно было бы улучшить?
Спасибо за ответы.
Анализ родительских анкет показывает, что на желание родителей бывать в классе и школе, помогать учителю влияют многие факторы: опрятный и доброжелательный внешний вид учителя и детей, хорошее оформление класса, диалоговый стиль общения детей с педагогом и родителями. Диалоговое общение позволяет развиваться не только личности ребенка, но и родителя и педагога.
Формы внеклассного сотрудничества «семья – ребенок- школа» разнообразны и напрямую связаны с интересами педагога, увлечениями родителей и детей.
Главное условие – практическое участие каждого ребенка и привлечение родителей на всех этапах совместной деятельности: планирование, подготовка, проведение, анализ, поощрение.
!!! Какие формы внеклассного сотрудничества школы с семьей являются интересными, эффективными я предлагаю вам определить группой и зафиксировать
Анализ воспитательной работы ОУ показывает, что наиболее интересными и эффективными в ОУ нашего района для всех участников воспитательного процесса остаются совместные дела, мероприятия. Большие воспитательные возможности заложены в индивидуальных формах: беседа, задушевный разговор, консультация, совместный поиск решения проблемы. Как показал опыт, наибольшую значимость родители придают тем мероприятиям, которые считают наиболее значимыми и полезными для себя.
Недопустимыми для педагога во взаимоотношениях должны быть:
- Обида на непонимание
- Непререкаемый тон
- Стремление уличить, а не убедить раскрытие всех, по мнению учителя, негативных качеств ребенка
- !!! Рассматривая вопрос взаимодействия семьи и школы, мы не можем не рассмотреть вопрос критерий эффективного взаимодействия семьи и школы. Я предлагаю вам рассмотреть это группой и зафиксировать. «Об эффективности, проводимой работы с родителями в моём ОУ, свидетельствует:…»
Мы должны стремиться к:
-появлению у родителей интереса к содержанию занятий;
-возникновению дискуссий по их инициативе;
-ответам на вопросы родителей ими самими; приведению примеров из собственного опыта;
-увеличению количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребёнка, его внутреннего мира;
-стремлению взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
-размышлению родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
-повышению их активности при анализе педагогических ситуаций, решении задач и обсуждении дискуссионных вопросов.
Активное сотрудничество школы с семьей является не просто желаемой деятельностью педагога, а требованием времени. Тем самым, происходит объединение усилий детей, родителей и учителя в стремлении к достижению оптимальных результатов, что делает школу привлекательной для родителей и детей, стимулирует творческую деятельность педагога. Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости общее дело может совершить переворот в сознании пап и мам, раскрыть в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливее; поднимает авторитет школы, позволяет объединить воспитательные усилия родителей.
- Вопросы есть?
- Следующий вопрос семинара «Профилактика»:
- Чеканникова Н.А.
- Я (программа, закон)
- Третий вопрос семинара «Обзор методической лит-ры»
- я (знак-во с адресом сайта, журналами)
- слово С.В. Дюдиной (как организована работа, знак-во с мат-ми)
- предлагаю вам пройти и познакомиться с материалами
4. Следующий вопрос семинара «Совершенствование системы воспитательной деятельности ОУ» (сообщение с курсов)
- слово Полухиной Н.А.
5. Следующим вопросом - классный час …
6. Анализ классного часа (раздать анализ):
- учителем,
- я « все мы знаем что, КЛАССНЫЙ ЧАС - форма организации процесса общения педагога и воспитанников, где поднимаются и решаются важные вопросы. Я считаю, что этот классный час тому подтверждение
- Актуальность темы, содержание мероприятия.
- Доступность содержания (учет возрастных особенностей, объема уровня подготовленности).
- Связь содержания с жизненным опытом учащегося.
- Использование элементов игры,
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
- Достижение поставленных целей.
- Отношение учащихся к проведенному мероприятию: интерес, активность. Речь учащихся.
- Познавательная эффективность, какие новые знания получили учащиеся, какие умения, навыки сформированы, закреплены.
- Уровень анализа мероприятия его организаторами.
- уважаемые коллеги, я предлагаю вам сказать своё мнение о том, что мы увидели
6. Разное
- Краткая психологическая характеристика основных форм личности, характерная для вас в данный момент:
- Треугольник. Эта форма символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в нем свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника – способность концентрироваться на главной цели. Они – энергичные, сильные личности.
- Квадрат. Если вашей основной фигурой оказался Квадрат, то вы – неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющие добиваться завершения работ – вот основные качества истинных Квадратов.
- Круг. Круг – это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован, прежде всего, в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга – люди. Круг – самая доброжелательная из всех пяти форм.
- Зигзаг. Эта фигура символизирует креативность, творчество хотя бы потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура. Если вы твердо выбрали Зигзаг в качестве основной формы, то вы, скорее всего истинный мыслитель, инакомыслящий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия школы и семьи
Презентация может быть использована как выступление на педсовете, в работе семинаров, проблемных групп и ШМО....
«Взаимодействие семьи и школы в современных условиях. Формы и методы работы педагогического коллектива по взаимодействию школы и семьи»
· оказание квалифицированной поддержки родителям, имеющим детей с нарушениями в развитии;· создание условий дл...
Педагогический проект "Взаимодействие школы и семьи в процессе формирования личности ученика"
Задачей школы в современных условиях является поддержание и развитие интереса к человеку в семье. Педагоги должны помочь родителям увидеть ребенка в eго природосообразности. Научить наблюдать за его р...
Педагогический проект "Взаимодействие школы и семьи в процессе формирования личности ученика"
Задачей школы в современных условиях является поддержание и развитие интереса к человеку в семье. Педагоги должны помочь родителям увидеть ребенка в eго природосообразности. Научить наблюдать за его р...
Повышение педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия школы и семьи.
Одним из направлений работы по повышению педагогической культуры родителей может стать оптимизация различных форм их обучения: лекций, бесед (коллективных, групповых, индивидуальных), посвященн...
«Взаимодействие школы и семьи – основа воспитательного процесса в сельской малокомплектной школе»
Воспитательная работа в сельской школе - это возможность тесной связи с родителями, опора на народные традиции, близость к природе. Я считаю, что приоритетная роль в воспитании подрастающего поколения...
Статья: "Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагога"
В данной статье я рассуждаю о важности выстраивания грамотных отношений педагога с родителями...