Статья: "Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагога"
статья
В данной статье я рассуждаю о важности выстраивания грамотных отношений педагога с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo-pedagogicheskie_osnovy_vzaimodeystviya_semi_i_pedagoga.docx | 21.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагога
Родители - главные помощники классного руководителя, не всегда знают, как решить ту или иную педагогическую или психологическую задачу. Родители - не профессионалы, но они очень хорошо знают особенности своего ребенка и лишь совместные действия педагога и родителя, могут дать значимый результат в воспитании и образовании учащегося.
Успех воспитания учащихся зависит не только от отношения учителя к своим обязанностям, его подготовки, нравственно-психологического облика, но и от влияния той ближайшей микросреды, в которой живут и воспитываются дети. Эта среда на различных этапах жизни человека меняется: школа и школьный коллектив, предприятие и трудовой коллектив, спортивный коллектив и т. д. Но одна из форм микросреды остается неизменной. Это – семья.
Выделяя в системе нравственных отношений подсистему «учитель – родители ученика», нужно исходить из того, что семья – важнейший источник формирования нравственных позиций ребенка, закрепления его нравственно-психологических установок.
Как показывают многие исследования, семейное воспитание накладывает глубокий отпечаток на формирование нравственных качеств личности. Семья является первичным коллективом, где ребенок приобретает некоторый жизненный опыт и приобщается к бытующим в обществе нормам морали.
Учителю и родителям важно стать союзниками в создании комфортной среды воспитания и образования ученика, потребности которых в доброжелательном общении стали бы естественными, понятными друг другу и послужили бы основой взаимоотношений.
В оптимальном варианте должны сливаться две среды- школьная и домашняя. Учитель должен стать частью семейной микросреды (как наставник родителей в вопросах обучения и воспитания их детей), а родители ученика – частью школьной микросреды (как участники общего педагогического процесса).
Не может не учитываться при изучении нравственных отношений семьи и школы: школа или развивает нравственные качества ребенка, заложенные в семье, или вынуждена перевоспитывать его. Поэтому учителю необходимо знать конкретную нравственную ситуацию в семье, а родителям требования учителя. Принцип единства требований семьи и школы основывается на глубоком взаимопонимании и ответственности за учеников.
К сожалению, педагогу не всегда удается осуществлять роль в сотрудничестве с родителями учащихся. Так как учитель располагает лишь моральным авторитетом, не имея никаких правовых возможностей, следует вовлекать в образовательный и воспитательный процесс, становясь партнерами в воспитании, есть некоторые эффективные правила взаимодействия, исходящие по инициативе учителя, так как учителю отводится регулирующее и направляющее место в выстраивании совместных действий с родителями в воспитании и образовании учащегося.
- Поддержка родителей советом, эмоциональным поощрением;
- Налаживание деловых связей с родителями;
- Привлечение родителей к воспитательной и образовательной работе с детьми;
- Обсуждайте на родительских собраниях общие планы и проблемы класса, а не отдельного ребенка (об этом можно поговорить после собрания в личной беседе);
- быть открытым для всех родителей, но оставаться на дистанции;
- не стараться угодить всем родителям, иначе они поймут, что в вас нет принципиальности и твердости характера;
Отдельно хотелось бы остановиться на взаимодействии с родителями трудновоспитуемых обучающихся.
Учителю нелегко вести беседу с родителями таких учеников. Особенно, если родители занимают оборонительную позицию и стремятся оправдать собственное невмешательство в воспитание своего ребенка. Чаще они выдвигают аргументы: «заняты, нет времени», «мы пробовали все меры и ничего не получается». Часто родители обвиняют школу в неправильном воспитании, перекладывают ответственность в вопросах воспитания на школу, просят помощи и совета. В любом из этих случаев учитель должен стремиться к конструктивному разговору с родителями.
Важно, чтобы учитель не попал под влияние родителей. Ведь если учитель потакает родителям, достичь конструктивных результатов в разговоре становится невозможным. Так как учитель, либо будет оправдываться, либо начнет угрожать: примем административные меры. Если же родитель показывает свою беспомощность, учитель, жалея его, обещает «Что-нибудь предпринять», чтобы изменить к лучшему поведение ребенка. Но и в том, и в другом случае нет реального, содержательного взаимодействия родителей с учителем и последний останется один на один со своей проблемой: низкой успеваемостью и плохим поведением ученика.
Учителю не следует брать на себя ответственность за воспитание ученика или вести оборонительную позицию, наказывая и стращая ученика наказаниями, нужно найти возможность для совместных действий родителей и учителя.
Как достичь взаимопонимания между учителем и родителями? Можно следовать следующим рекомендациям в общении родителей и учителя.
1. Учитель должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать. И в данном случае неважно, кто именно выступает в качестве собеседника – школьник или его родители. Во всех этих ситуациях ему надо вести себя психологически грамот
2. Привлечение родителей к сотрудничеству. Развивать в себе стремление к равной позиции с родителями.
Постарайтесь понять чувства отца и матери своего
Первый шаг в этом направлении должен сделать учитель, поскольку это находится в рамках его компетенции, ученика, более того – найдите в них опору, продумывая, выстраивая совместные действия. Не отталкивайте от себя пришедших в школу родителей, проявите сдержанную доброжелательность, открытость. Ваше личное положительное отношение к своему собеседнику будет выражением доброй воли и первым шагом навстречу сотрудничеству.
3. Нужно объяснить родителям их реальную роль в воспитании и развитии ребенка. Укрепите уверенность родителей в том, что они, безусловно, могут быть терпеливыми и настойчивыми, что могут наладить жизнь и учебу своего сына или дочери.
4. Важно наладить психологический контакт с родителями, который возникает сразу же, как только учитель показывает, что видит положительные стороны в характере ребенка, симпатизирует и даже любит его. Согласитесь, что хорошее начало есть в каждом человеке, даже в самом отчаянном нарушителе или двоечнике.
Когда отец или мать видит дружелюбные глаза учителя и чувствует, что учитель тоже заботится о благополучии ребенка, психологическая защита становится ненужной. Тут и можно переходить к сотрудничеству.
Как выстроить отношения с родителями.
- Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.
Самые универсальные – это:
- Улыбка,
- имя собеседника
- комплимент.
- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
- Имя человека – важно использовать имя-отчество при приветствии.
Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.
- В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.
Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.
Ведение конструктивного диалога с родителями – основа системы взаимоотношений с родителями. Учитель, умеющий выстраивать грамотные отношения с родителями, привлекать их в общественную деятельность класса, совместно решать проблемы внутреннего взаимодействия между учениками, имеет более успешных в обучении и развитии детей, потому что только в единой системе ценностей может расти гармонично развитая личность, а именно наш воспитанник - ребенок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.
Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...
«Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни муниципального образовательного учреждения МБОУ СОШ №4 на основе взаимодействия семьи и школы в рамках ФГОС»
Понижение уровня здоровья современного школьника приводит к необходимости объединения усилий школы, семьи, социальных партнёров и общества по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Это направле...
Формирование духовно-нравственных ценностей личности младшего школьника на основе взаимодействия семьи и школы
Духовно-нравственное воспитание личности обучающегося – одна из самых важных задач учебного заведения. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственны...
Статья: "Психолого-педагогические условия развития представлений младшего школьника о человеке как ценности"
Недостаточный уровень развития отношения к человеку как ценности требует построения определенной воспитательной системы, которая бы обеспечила развитие когнитивного, эмоционального и мотивационн...
Формирование духовно-нравственных ценностей личности младшего школьника на основе взаимодействия семьи и школы
Выступление на МК учителей начальных классов ....
Статья "Основы взаимодействия семьи и школы"
P { margin-bottom: 0.21cm; } Семья – это общественный институт, где происходит социализация ребенка, где усваиваются общечеловеческие нормы, ценности в процессе взаимоотношений с другими людьми, ...
Статья: Психолого-педагогическое взаимодействие родителей и школы.
Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка. Семья – ячейка школьного коллектива. ...