Аспектный анализ урока в начальной школе. УМК "Перспективная Школа"
консультация на тему
Раскрыты ведущие аспекты анализа урока. Даны схемы анализа урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aspektnyy_analiz_uroka_v_nachalnoy_shkole.docx | 20.76 КБ |
skhema_analiza_uroka.docx | 17.51 КБ |
skhema_po_fgos.docx | 14.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Аспектный анализ урока в начальной школе.
Научный руководитель проекта «Перспективная начальная школа» Р.Г. Чуракова считает целесообразным проведение аспектного анализа урока как единого целого под определенным углом зрения, зависящим от концептуальных основ системы учебников. При этом имеется возможность полного анализа урока, когда рассматривается несколько аспектов, включающих задачи, содержание, технологию, санитарно-гигиенические условия и результативность урока.
По мнению Р.Г. Чураковой, аспектами анализа урока в начальной школе могут быть цели (задачи) урока, основное содержание, формы обучения, самостоятельная работа учащихся, практическая направленность урока, его структура, результативность с точки зрения внедрения в учебный процесс ФГОС.
Ведущие аспекты анализа урока | Содержание наблюдения |
Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ) |
|
Содержание урока в соответствии с требованиями ФГОС | Соответствие основного содержания урока содержанию и заданиям учебника |
Методы и приемы обучения в соответствии с требованиями ФГОС | Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению основной образовательной цели учебного занятия |
Формы и средства обучения в соответствии с требованиями ФГОС |
|
Результативность урока | Ответная реакция детей на задания базового и повышенного уровней |
Практическая направленность урока | Практическая направленность заданий, предлагаемых обучающимся |
Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности |
|
Структура урока (структурный анализ) | Соответствие структуры урока основной задаче |
Гигиенические требования | Температурный режим, проветривание класса, освещенность, соответствие классной мебели росту детей, чередование видов деятельности, динамические паузы |
Предварительный просмотр:
Схема анализа урока «открытия» нового знания.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность детей | Результат взаимодействия |
Организационный момент | -С помощью какого приема концентрируется внимание? -Сообщено ли содержательное направление? Каким способом? | -Каковы действия детей? (Д) | -Наблюдается ли готовность к учебной деятельности? (Н, П) |
Актуализация знаний | -Какие задания предложены? Какие темы повторены? -Содержат ли задания развивающие компоненты? -Какое задание планируется для постановки проблемы? | -Каковы ответы детей? -Каковы формы работы? -При наличии развивающих компонент, каковы действия детей? | -Соответствуют ли задания содержательной установке урока? (Н) -Свободно ли владеют дети предложенным содержанием? (Н) -Какая часть детей включена в работу? (П) -Выявляются ли причины ошибок? (Н) -Является ли индивидуальная деятельность детей в проблемной ситуации? (Д) -Зафиксировано ли самими детьми запланированное затруднение? (Д) -Соблюдается ли временной режим? (П) |
Постановка проблемы | -Какова выбранная форма обсуждения (подводящий, побуждающий диалог и т. д.)? -Какие вопросы задавал учитель? Какой из них направлен на выявление существенного признака? | - Каковы ответы детей на вопросы учителя? | -Выявлен ли существенный признак нового алгоритма (понятия)? (Д, Н) -Указали дети самостоятельно где и почему возникло затруднение? (Д, Н, Ц, П, В, Т) -Всегда ли учитель выполняет роль организатора (а не участника) коммуникации? (Д, Н) -Зафиксирована ли тема урока? (Д, Н) |
«Открытие» детьми нового знания | -Какие вопросы задавал учитель для выявления метода решения проблемы? -Какие вопросы задавал учитель в процессе «открытия» нового знания? -В какой форме организовано фиксирование нового способа действий в языке (устно, знаков, моделью и т. д.)? | -Каковы ответы детей на этапе выбора метода решения проблемы? -Каковы ответы детей на этапе «открытия»? -Каковы действия детей при фиксировании нового алгоритма (понятия)? | -Выбран ли метод решения проблемы детьми самостоятельно? (Д, Н, Ц, М, П, В, Т) -Предложено ли решение проблемы самими детьми? (Д, Н, Ц, М, П, В, Т) -Не нарушена ли учителем роль организатора (а не участника) коммуникации? (Д, Н) -Достаточно ли четко зафиксирован новый способ действий? (Д) |
Первичное закрепление | -Какие выбраны задания? -Какой выбран вариант комментирования? | _Каковы действия детей? | -Успешно ли дети справились с предложенными заданиями? (Н) -Предоставлена ли детям возможность самостоятельного комментирования? (Н) -Согласованы ли процесс решения задачи и его комментирования? (Д, Н) - Грамотная ли математическая речь? (Д, Н) |
Самостоятельная работа с самопроверкой в классе | -Какие задания предложены для самостоятельной работы? -Какая предложена форма проверки самостоятельной работы? -Какова форма фиксации результата проверки? | -Как дети выполняли задания самостоятельной работы (спокойно, уверенно и т. д.)? -Как выполняли проверку своей работы? -Как фиксировали выполнение и невыполнение задания? | -Самостоятельно ли дети проверяли свою работу? (Д, Н, М) -Какая часть детей верно выполнила свою работу? Выявлены ли ошибки? (Н, М) -Создана ли ситуация успеха для детей, верно выполнивших задание? (П) - Организована ли корректировка знаний для детей, не справившихся с работой (Д, Н, М, П) |
Повторение | -Какие предложены задания? Какие в них понятия повторяются? -С какими из заданий согласуется изученный на уроке способ действия? -Какие формы работы использовались? | -Какие формы работы применялись? -Каковы действия детей? | -Какая часть детей включена в самостоятельное решение задач на повторение? (Д, Н, П) - реализованы ли в процессе выполнения заданий запланированные цели повторения? (Д, Н) |
Итого занятия | -Какие вопросы задавались? -Каковы ответы детей? -Предложено ли домашнее задание? Если да, то в какой форме? | -Каковы действия детей? | -Правильно ли зафиксировали дети полученное на уроке новое знание? (Д, Н, П, В) -Создана ли ситуация успеха деятельности на уроке для каждого учащегося и класса в целом? (Д, Н, П, В) -Есть ли творческий элемент, элемент выбора? (В, М, Т) -Какова реакция детей на предложенное домашнее задание (если оно есть)? (Н, П) |
Реализованы ли на уроке дидактические принципы? На каких этапах?
(Д) деятельности | |
(Н) непрерывности | |
(Ц) целостного представления о мире | |
(М) минимакса | |
(П) психологической комфортности | |
(В) вариативности | |
(Т) творчества | |
Вывод: |
Соответствует ли полученный вывод рефлексии учителем своей деятельности?
Позитивное планирование: предложения учителя в необходимых случаях по изменению плана этапа для улучшения результата.
Предварительный просмотр:
Схема анализа урока по результатам ФГОС.
Учитель:_______________________________
Класс:________________________________
Предмет:_________________________________
Тема:______________________________________
Фрагменты урока: виды деятельности учащихся, задания и т.д. Использование образовательных технологий деятельностного типа: Проблемный диалог (проблемная ситуация, поиск решения, применение нового и др.) Продуктивное чтение (работа с текстом до чтения, во время чтения, после чтения) Оценивание учебных успехов (самооценка по алгоритму и др.) | Какие результаты продемонстрированы в виде универсальных учебных действий (указать группу и конкретные виды действий): Регулятивные: определять цель и составлять план, действовать по плану, оценивать результат.
Познавательные: извлекать информацию, перерабатывать ее (анализ, сравнение, классификация …), представлять в разных формах. Коммуникативные: доносить свою позицию, понимать других (в т.ч. вычитывать информацию, данную в явном и неявном виде – подтекст, концепт), сотрудничать. Личностные: оценивать поступки, объяснять нравственные оценки и мотивы, самоопределяться в системе ценностей. | Что в следующий раз можно сделать лучше? Проблемы в развитии: - универсальных учебных действий; - предметных умений. Другие проблемы взаимодействия учителя и учеников, выявленные в данном фрагменте урока. |
(Заполняется педагогами и методистами, присутствующими на уроках) |
(Заполняется педагогами и методистами, присутствующими на уроках) |
(Заполняется педагогами и методистами, присутствующими на уроках) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аспектный анализ урока Окружающий мир в 3 классе на тему: "Строение животных"
Мы закончили изучать большую тему «Строение и разнообразие растений» и переходим к изучению следующей большой темы «Строение и разнообразие животных»...
Выступление на МО "Аспектный анализ урока как основной вид анализа современного урока"
Современный урок- это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, дл...
Аспектный анализ урока окружающий мир,3 класс
Урок «Окружающий мир» в 3 классе по УМК «Планета знаний» Маршрутный лист 3 раздел: «О царствах живой природы» Мы закончили изучать большую тему «Строение и разнообразие растений»...
Аспектный анализ урока
Анализ организации учебной работы на уроке...
Аспектный анализ урока в рамках введения ФГОС
"Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать...
КОНСПЕКТ УРОКА И АСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ «ОДНОЗНАЧНЫЕ ЧИСЛА» 1 КЛАСС ПНШ
Тема: ОДНОЗНАЧНЫЕ ЧИСЛАЗадачи урока: - ввести понятие «однозначные числа»; закреплять знание состава изученных чисел; -совершенствовать навыки счета и навыки выполнения сложения вида + 1, + ...
Конспект и аспектный анализ урока.
Конспект и аспектный анализ урока математики по теме : "Однозначные числа"....