Презентация "Развитие речи младших школьников"
методическая разработка на тему
Из всех знаний и умений самым важным , и самым необходимым для жизненной деятельности является умение ясно, понятно, красиво говорить на своём языке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_mladshikh_shkolnikov.pptx | 844.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
НАЗАРЕНКО ЕЛЕНА ВАЛЕРЬЕВНА У читель начальных классов
«Из всех … знаний и умений самым важным, и самым необходимым для жизненной деятельности является, конечно, умение ясно, понятно, красиво говорить на своём языке» В.И.Чернышёв
Для ребёнка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
Обеспечить хорошую речевую среду для учащихся (восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание радио); Обеспечить создание речевых ситуаций; Обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов; Формирование умения работать над текстом художественного произведения; Предупреждение и преодоление ошибок в произношении слов, в словообразовании, в построении предложений; Формирование навыков связной речи (устной и письменной); Воспитание интереса и уважительного отношения к слову; Создавать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи. Задачи:
От натренированности мускулатуры его органов речи; От понимания ребёнком лексических и грамматических значений языковых единиц; От развития у ребёнка восприимчивости к выразительности речи; От развития чувства языка как способности запоминать нормы употребления языковых единиц в речи; Усвоение письменной речи обусловлено развитием речи устной; Темп обогащения речи убыстряется по мере совершенствования речи творческой системы ребёнка Усвоение речи ребёнком зависит:
Содержательность Логичность Точность Выразительность Ясность Правильность Требования к уровню развития речи учащихся:
произносительный лексический уровень уровень грамматический уровень уровень текста Уровни развития речи:
связанные с восприятием связанные с созданием чужой речи собственного высказывания на слух зрительно устно письменно с лушание чтение говорение письмо ( аудирование ) Виды речевой деятельности:
Направления в развитии речи: Работа над словом (лексический уровень) Работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень) Работа над связной речью (уровень текста)
Богатство словаря – признак высокого развития каждого человека. Словарная работа включает в себя 4 направления: о богащение словаря; у точнение словаря; а ктивизация словаря; у странение нелитературных слов. Слово – основная значащая единица языка.
Речевая среда речевая среда: в семье, среди друзей книги, газеты, радио, телевидение, интернат учебная работа в школе словари, справочники (учебники, речь учителя) Источники обогащения словаря
Выделение словосочетаний из предложения; Установление связей между словами с помощью вопросов; Составление самостоятельных словосочетаний Работа над словосочетанием
Упражнения с предложениями я делю на 3 группы: Упражнения на основе образца или подражательные, предполагают усвоение правильно построенных конструкций. Конструктивные упражнения –это построение предложений на основе усвоенных закономерностей. Творческие упражнения не предполагают ни образца, ни частных конструкций. Предложение
Умеют понимать , осмысливать тему; умеют писать на тему, не выходя за её рамки, достаточно полно раскрывают тему, выражая при этом и собственное отношение к изображаемому. Умеют собирать материал, отбирать то, что наиболее важно, что относится к теме и наилучшим образом реализуют замысел, и отбрасывают второстепенное. Умеют спланировать работу – сначала в общих чертах, затем составляют план, записывают его, располагают накопленный и отобранный материал в соответствии с планом, строят свой рассказ, своё изложение или сочинение. Г отовят языковые средства – лексику, словосочетания, отдельные предложения и фрагменты текста, выверяют правописание трудных слов. Составляют весь текст – правильно распределяют время для сочинения, сосредоточиваются и не пропускают чего-то существенного, постепенно и последовательно развёртывают свою мысль, строят предложения и связывают их между собой, следят за орфографией и пунктуацией, записывают текст с соблюдением полей и красной строки, требований каллиграфии. Умеют совершенствовать написанное, исправлять допущенные ошибки, дополнять текст, заменять слова более точными, устранять повторения, убирать лишнее. Основные умения связной речи, которыми овладели учащиеся:
Устный пересказ прочитанного в различных вариантах: пересказ, близкий к тексту образца; пересказ сжатый, выборочный, творческий; заучивание текстов наизусть и их выразительное чтение. Различные текстовые выступления учащихся: развёрнутые, обобщающие сообщения, доклады, диалоги, обсуждения. Различные импровизации: рассказы из жизни, сочинение сказок и рассказов, пословиц и загадок, стихотворений и т.п. Сочинения по самостоятельно выбранной или заданной теме, по картинам, по предложению или самостоятельно составленному плану, по заданной схеме сюжета. Записи по наблюдениям, ведение дневников погоды, природы личных дневников. Различные виды драматизации. Сочинения устные и письменные разных видов в соответствии с классификацией. Отзывы о прочитанном, письма, деловые документы и т.п. Виды школьных текстовых упражнений:
Развитие речи через малые жанры сказки пословицы скороговорки считалки игры загадки
Развитие речи через малые жанры сказки пословицы скороговорки считалки игры загадки
Цели: развитие речи; творческой фантазии детей; стимулирование театральной деятельности; воспитание нравственных ценностей. 1. Продолжи сказку: «Жили-были…» 2. Угадай, кто я? 3. Инсценировка. 4. Угадай сказку. 5. Растеряшка. 6. Доскажи имя литературного героя и в какой сказке он живёт. Докажи характер героя примерами из сказок. Опиши героя. Придумай конец сказки. Придумай кроссворд к сказке. СКАЗКА «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»
Цели: учить выделять свойства и признаки загаданного предмета и доказывать правильность отгадки, воспитывать любовь к русской словесности, народному творчеству. 1. Для выделения нового или изученного звука. 2. Словарная работа (загадки об овощах, фруктах и т.д.). 3. Сочиняем загадку. 4. Отгадай кроссворд (из загадок). 5. Нарисуй отгадку. 6. Подбор загадок, так, чтобы слова-отгадки объединяла одна орфограмма. 7.Звуковой анализ отгадок. ЗАГАДКИ «Загадка – иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса» Чичеров В.И.
Цели: знакомство с пословицами, их ролью в жизни людей, воспитывать интерес к устному народному творчеству, развивать умение объяснять смысл пословиц, их содержание, формировать личностные качества и отношения к культуре и обычаям страны. 1. Вместо точек вставь название животных. 2. Доскажи пословицу. 3. Кто больше? (Вспомнить пословицы на определённую тему). 4. Соотнести пословицу и картинку. 5. Составить пословицу. 6. Игра «Пословичная лента». ПОСЛОВИЦА « Пословица – короткое предложение, содержащее народную мудрость».
Цели: развитие речи обучающихся, работа над выразительностью речи, правильном произношении, силой голоса, приобщение учащихся к устному народному творчеству. 1. Работа над артикуляцией. 2. Письмо по памяти. 3. Конкурс на звание чемпионов по скороговоркам. СКОРОГОВОРКА «Скороговорка – шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов».
Цели: изучить историю создания считалок, их назначение в древние времена. 1. «Дополни считалку». 2. игры с использованием считалок. 3. «Составить считалку». 4. «Найти рифму». 5. «Найти концовку». СЧИТАЛКА «Считалка – фольклорный жанр, творцом которого является не один человек, а целый народ».
1. «Кто это сказал?» 2. «Продолжи стихотворение или рассказ». 3. «Кто мы?» 4. Игра «Умники и умницы». 5. Викторины по сказкам. 6. «Игра «Знатоки русского языка». ИГРА «Игра - огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. В.А.Сухомлинский
«Естественный путь усвоения языка – это развитие речи. Речь – канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания» Н.И.Жикалкин
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)
В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...
Доклад на тему: "РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Участие в студенческой научно-практической конференции "Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями - 2012" факультета специальной педагогики и психологии ...
Программа по развитию речи младших школьников "Секреты нашей речи".
Программа спецкурса по развитию речи младших школьников УМК любой....
Из опыта коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи
Из опыта коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи...
Тестовая методика диагностики устной речи речи младших школьников
Диагностика по Т. А.Фотековой....
Особенности коррекции связной речи младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС НОО
Речь - это деятельность человека, которая формируется в процессе общения. Обучение детей речевой деятельности (чтение, говорение, письмо и слушание) в устной и письменной формах являются планомерным п...
Особенности коррекции связной речи младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС НОО
Коррекции связной речи младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС НООПроблемы, психологические основы и особенности, направления коррекционной работы....