Преемственность образовательных технологий в дошкольном и школьном общем образовании
методическая разработка на тему

Гусарова Ольга Викторовна

Преемственость в работе начальной школы и детского сада

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление по теме:

«Преемственность образовательных технологий в дошкольном и начальном общем образовании»

на городском семинаре в Муниципальном ресурсном центре в системе повышения квалификации МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №60»

«Выпускник детского сада – успешный первоклассник»

Заместитель директора по УВР:

Гусарова Ольга Викторовна

г. Новомосковск

15 мая 2014г.

Преемственность образовательных технологий в дошкольном и школьном общем образовании

    Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования.  Анализ педагогического опыта позволяет говорить о преемственности как о двустороннем процессе, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется его самоценность и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, те достижения, которые служат основой его успешного обучения в школе. Сегодня мы говорим о качественно новом взаимодействии, основанном на специально организованной совместной деятельности, в результате которой формируется единая точка зрения на сущность проблемы и пути  её решения. Такая работа выстраивается не только внутри образовательного учреждения, но и между образовательными учреждениями.

   По определению Д.Б.Эльконина,  дошкольнй и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выграют от этого все, особенно дети.

   В период перехода с одного стандарта на другой особенно актуальным становится вопрос о том, какие учебно-методические комплекты соответствуют идеологии ФГОС, а в частности, принципам системно-деятельностного подхода  

Можно с уверенностью сказать, что УМК «Школа 2100»  и «Начальная школа 21 века» построены на технологической основе дидактической системы деятельностного метода. Они содержат теоретическую концепцию формирования у учащихся универсальных учебных действий, реализующую системно-деятельностный подход.   Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.   Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Приоритетная цель данных УМК  – формирование самоконтроля и самооценки ученика.

   В соответствии с утверждением и введением в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и введением в действие с 1 января 2010 года федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования перед администрацией детского сада и начальной школы   стоит  задача: организовать работу по обеспечению преемственности между образовательными учреждениями без нарушения преемственных связей в целях и задачах, содержании и методах, формах организации обучения и воспитания, с учетом развития учащихся в начальной школе на основе педагогических технологий ДОУ.

  Средством обеспечения преемственности являются педагогические технологии непрерывного (дошкольно-начального-общего) образования, в обязательном порядке включающие в себя обозначенные основания преемственности (развитие любознательности, способностей, творческого воображения, коммуникативности. Среди выбираемых технологий приоритет как в детском саду, так и в школе должен быть отдан технологиям, основанным на принципах развивающего образования.

«Наибольшее значение имеет не то, что

ученик использует новые технологии,

а то, как это использование способствует

повышению его образования».        С. Эрманн

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

- технология критического мышления

- технология деятельностного метода.

- здоровьесберегающие технологии;

-  технологии проектной деятельности

- технология исследовательской деятельности

-  информационно-коммуникационные технологии;

-  личностно-ориентированные технологии;

- технология портфолио  

- игровая технология

  Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества,  хотелось бы более подробно остановиться на   современных информационно-коммуникационных  и иформационно - технологиях, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства.

   В современной системе образования стремительно набирает скорость процесс внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).  Это связано с тем, что информационная грамотность и культура стали залогом успешной  профессиональной деятельности человека. Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека.     Владение ими ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Развитие коммуникативности   - умения общаться с взрослыми и сверстниками -  так же является одним из необходимых условий успешности учебной деятельности детей и взрослых, которая по своей сути всегда совместна, и в то же время важнейшим направлением социально-личностного развития. Развитие коммуникативности обеспечивается созданием условий для совместной деятельности детей и взрослых; партнерских способов взаимодействия взрослого с детьми как образца взаимодействия между сверстниками; обучение детей средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфликты, строить взаимодействие друг с другом.

   Информационно - коммуникационные технологии в сочетании с личностно-ориентированном подходом  и технологиями проблемного обучения могут дать очень хороший результат.                Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - важная задача современной школы. Повышение качества образования в наши дни невозможно без применения новых информационно-коммуникационных технологий. ИКТ расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию.

      С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД.

      В основной образовательной программе содержится раздел «Вклад каждого предмета в формирование ИКТ-компетентности  обучающихся» отражены различные формы работы.
       Использование информационно-коммуникативных технологий (далее ИКТ) на  уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ИКТ на  уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

        Таким образом, использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня учитель по любой школьной дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с использованием ИКТ. При использовании ИКТ в работе не важен стаж работы педагогов и образование, а важно желание и стремление освоения  ИКТ.

Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

        При подготовке и проведении уроков  на различных ступенях обучения  используются различные формы  ИКТ:

- готовые электронные продукты, которые позволяют интенсифицировать деятельность учителя и ученика,  позволяют повысить качество обучения предметам, воплотив в жизнь принцип наглядности   

 - использование интерактивной доски и программного обеспечения SMART Board позволяет учителям и ученикам в полной мере изложить и  достаточно хорошо усвоить изучаемый материал

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями. Анимированные интерактивные игровые упражнения. Учебный материал тематических уроков предоставлен в игровой форме. Предельно простая навигация позволяет ребёнку заниматься самостоятельно или с минимальным участием взрослого.

Уроки Кирилла и Мефодия – уроки практически не содержат текста, весь материал представлен видеоизображениями и анимированными интерактивными тренажёрами.

- мультимедийные презентации   

Одной из удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Это  более удобный и эффективный способ представления  информации, чем застывшие изображения на картинках, плакатах и таблицах.  Создание и применение на уроке электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально. В первую очередь, презентации на уроке служат для объяснения нового материала. При объяснении нового материала они сопровождают, иллюстрируют рассказ учителя. Использование презентации обогащает рассказ учителя, делает его более доступным и запоминающимся.  Вместе с обеспечением наглядности презентация помогает упорядочить знания. Детям наглядно представляется логика изложения, ключевые понятия и их взаимосвязи.
Презентацию  можно использовать и при повторении, систематизации знаний, закреплении изученного материала, при подведении итогов работы на уроке и при контроле знаний в форме устного опроса.  

  Главное в презентации – это тезисность (для выступающего) и наглядность (для школьников).   При повторении и закреплении можно попросить детей самих прокомментировать тот или иной слайд, раскрыть суть иллюстрируемого понятия, объяснить взаимосвязи и содержание представленных на слайдах презентации объектов. С помощью презентаций школьники могут научиться: бегло читать и считать,  работать над различными орфограммами, складывать и  вычитать, умножать и делить;

- сравнивать числа;

- сравнивать единицы измерения;

- решать уравнения и задачи в несколько действий;

- логическому мышлению; внимательности и самостоятельности.

          Презентации для физкультминуток  помогают восстановить работоспособность ученика на уроке, сохраняют его здоровье, делают процесс обучения занимательным.

- ресурсы Сети Интернет несут громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, дистанционное обучение, конкурсы) и становятся составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, обучающиеся учатся целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам; видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.

   Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под информационно-коммуникативными технологиями подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять  широкие возможности  для коммуникации.

  Спектр использования возможностей ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, следует соблюдать заповедь «НЕ НАВРЕДИ!».

Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

   При помощи ИКТ можно  проводить настоящие виртуальные путешествия на уроках окружающего мира. Большое подспорье ИКТ в подготовке праздников, в исследовательской и проектной деятельности, подготовки презентаций. Готовим и проводим занятия для дошколят. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для многих учителей нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в школе. Но не стоит забывать, что никто и ничто не сможет заменить живого общения.

   «Довольствуйся настоящим, но стремись к лучшему»    

Сократ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию

Проблема организации преемственности обучения затрагивает все звенья образовательной системы. Но наиболее остро эта проблема стоит в ...

СЕМИНАР «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И НАЧАЛЬНЫМ ОБЩИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА»

Цель семинара: организация совместной деятельности ОУ и ДОУ по обеспечению преемственности в условиях реализации ФГОС. Программа семинара. 1.     Современные проблемы пре...

План работы «Круглого стола» на семинаре «Реализация ФГОС дошкольного образования» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №90» в рамках преемственности дошкольного и начального общего образования, мастер класс по обмену опытом, 2017 год

Участие в работе "Круглого стола" на семинаре "Реализация ФГОС дошкольного образования "МБДОУ "Центр развития ребенка-детский сад №90" в рамках преемственности дошкольног...

Преемственность в реализации основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования

Преемственность в реализации основных образовательных программ дошкольного и начального общего  образования...

Доклад "Преемственность федеральных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования".

В докладе рассматривается вопрос преемственности  между детским садом и школой с точки зрения содержания обучения и воспитания, а также  методов, приемов, организационных форм учебно-воспита...

«О реализации приоритетного комплексного проекта муниципальной системы образования «преемственность дошкольного и начального общего образования» налажена и разработан план мероприятий по преемственности с МБДОУ №20 «Югорка»

В соответствии с приказом Департамента образования Администрации города Сургута №12-03-802/2 от 06.10.2022 «О реализации приоритетного комплексного проекта муниципальной системы образования &laq...