Метапредметное занятие, направленное на формирование у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий. Тема занятия "Алгоритм взаимодействия в группе"
план-конспект занятия (2 класс) по теме
Технологическая карта метапредметного занятия
Тема: Алгоритм взаимодействия в группе
Цели учителя: организовать учебную деятельность по усвоению обучающимися алгоритма взаимодействия в группе
Цель ученика | Уровни усвоения знания | Внешне наблюдаемые действия | Средства контроля достижения цели | Критерии и шкала оценки |
Усвоить знание алгоритма взаимодействия в группе | знакомство | Может назвать шаги алгоритма взаимодействия | Вопрос: «Назовите шаги алгоритма работы в группе» | Эталон алгоритма. За правильное воспроизведение алгоритма взаимодействия в группе учащиеся получают 1 балл. В случае, когда пропущен какой-либо шаг алгоритма или нарушена последовательность, получают 0 баллов.
|
Усвоить знание алгоритма взаимодействия в группе | понимание | Может объяснить, зачем и почему нужно использовать алгоритм взаимодействия в группе, что может произойти, если пропустить хотя бы один из его шагов. | Вопрос: «Что может произойти, если при работе в группе не будут распределены обязанности?» | |
Научиться применять алгоритм взаимодействия в группе | применение | Применяет алгоритм взаимодействия в группе, т.е. участвует в выборе организатора, планирует действия, участвует в распределении обязанностей, выполняет свою работу, контролирует ее ход и результат |
|
Опорные знания | Новые знания |
Правила работы в паре: · Говорим вежливо. · Называем собеседника по имени. · Говорим по очереди, не перебивая друг друга. · Внимательно слушаем, · Четко высказываем свое мнение. · Уважаем мнение собеседника.
Алгоритм – последовательность действий. | Алгоритм взаимодействия в группе 1. Назначить организатора. 2. Составить план действий. 3. Распределить обязанности. 4. Выполнение и контроль. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metapredmetnoe_zanyatie.docx | 25.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Метапредметное занятие, направленное на формирование у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий
.
Технологическая карта метапредметного занятия
Тема: Алгоритм взаимодействия в группе
Цели учителя: организовать учебную деятельность по усвоению обучающимися алгоритма взаимодействия в группе
Цель ученика | Уровни усвоения знания | Внешне наблюдаемые действия | Средства контроля достижения цели | Критерии и шкала оценки |
Усвоить знание алгоритма взаимодействия в группе | знакомство | Может назвать шаги алгоритма взаимодействия | Вопрос: «Назовите шаги алгоритма работы в группе» | Эталон алгоритма. За правильное воспроизведение алгоритма взаимодействия в группе учащиеся получают 1 балл. В случае, когда пропущен какой-либо шаг алгоритма или нарушена последовательность, получают 0 баллов. |
Усвоить знание алгоритма взаимодействия в группе | понимание | Может объяснить, зачем и почему нужно использовать алгоритм взаимодействия в группе, что может произойти, если пропустить хотя бы один из его шагов. | Вопрос: «Что может произойти, если при работе в группе не будут распределены обязанности?» | |
Научиться применять алгоритм взаимодействия в группе | применение | Применяет алгоритм взаимодействия в группе, т.е. участвует в выборе организатора, планирует действия, участвует в распределении обязанностей, выполняет свою работу, контролирует ее ход и результат |
Опорные знания | Новые знания |
Правила работы в паре:
Алгоритм – последовательность действий. | Алгоритм взаимодействия в группе 1. Назначить организатора. 2. Составить план действий. 3. Распределить обязанности. 4. Выполнение и контроль. |
Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Мотивация | Организует беседу. - Тема нашего занятия: «Алгоритм взаимодействия в группе». Следовательно, что будет следующим универсальным учебным действием, которое мы будем усваивать? - Как можно объяснить значение слова «взаимный»? -В словаре дается толкование «взаимная поддержка». -Что вы понимаете под словом «взаимодействие»? -Зачем людям необходимо взаимодействовать друг с другом? -А в вашей учебной деятельности приходилось ли вам взаимодействовать друг с другом? - Может, кто-то уже умеет это делать? - Чтобы проверить и убедиться, что вы уже это умеете делать или же пока не можете, предлагаю вам выполнить мое задание. | Отвечают на вопросы учителя. - Будем учиться взаимодействию в группе. -Общий для обеих сторон, связанный один с другим. -Действие общее для всех, действия каждого должны быть связаны в единое целое. |
2. Первичная диагностика на основе пробного действия | На стол кладет несколько кусков мела или маркеры и рядом с ними свернутый отрезок веревки. Приглашает к доске 3 учащихся. Дает задание: -Вы – бригада и должны работать вместе. У вас 2 минуты, чтобы начертить на доске окружность. Все, что необходимо для работы, здесь есть. Время пошло. Констатирует, что задание не выполнено, т.к. работа должна быть коллективной. Заменяет группу, просит повторно выполнить задание. Констатирует, что задание не выполнено, т.к. рисунок получился некачественный. | Учащиеся пытаются выполнить задание учителя. Возможные варианты развития событий 1. Кто-либо «от руки» рисует окружность. 2. Все трое одновременно начинают рисовать окружность. |
3. Выявление причин затруднения | Организует дискуссию. -Почему вы не смогли выполнить задание? Как вы действовали? Как надо было действовать? Почему возникло затруднение? - То есть вы не знаете, как правильно организовать работу группы. - Как называется последовательность действий? - Какую цель можно поставить перед собой? | Участвуют в обсуждении. Возможные варианты: Все делали одно и то же. Так не бывает. У каждого должны быть свои обязанности, кто-то организует работу, кто-то - выполняет. -Алгоритм. -Узнать алгоритм взаимодействия в группе. - Научиться применять алгоритм взаимодействия в группе. |
4. Знакомство с алгоритмом | Выносит на доску первый пункт «алгоритма взаимодействия»: Назначить организатора - Организатор должен следить за ходом работы, выполнением правил работы в группе. Если участники группы не могут договориться, сам распределяет между ними обязанности. Выносит на доску второй пункт «алгоритма взаимодействия»: Составить план - Каждая работа начинается, что называется, «от печки», т.е. с главной точки. Мы должны были начертить окружность. Что такое окружность? -Откуда мы должны были начать рисовать окружность? -Мы должны были начать с центра. Теперь посмотрите на стол. На нем лежит веревка. Если к одному концу веревки привязать мел или маркер, а другой конец прижать к центру – можно начертить окружность. Теперь понятно, как чертить. - После того как план составлен, вы должны распределить обязанности, кто будет держать веревку у центра, а кто будет работать маркером (мелом). Выносит на доску третий пункт «алгоритма взаимодействия»: Распределить обязанности - А теперь осталось только начертить. Но уж если мы выбрали организатора, он должен со стороны посмотреть, ровно ли чертится окружность, следить за отведенным на выполнение задания временем. Выносит на доску четвертый пункт «алгоритма взаимодействия»: Выполнение и контроль -Чтобы ваше взаимодействие было плодотворным, нужно соблюдать определенные правила. Организует работу в парах. -Попробуйте вставить пропущенные слова в предложения. 1.В группе должен быть ------обсуждения. -Вы должны всегда соблюдать эти правила. | Записывают «алгоритм взаимодействия» в тетради. Дают определение окружности. (Окружность состоит из всех точек плоскости, которые находятся на одном и том же расстоянии от ее центра) Отвечают на вопрос учителя. Группа учащихся выполняют задание. Работают в парах. Выполняют задание по карточкам. Обсуждают предложенные варианты. Затем прочитываются все правила. 1.В группе должен быть организатор обсуждения. |
4. Тренинг с опорой на алгоритм | Просит учащихся по желанию разбиться на равные группы. Каждой группе выдает большой лист бумаги, цветные мелки, восковые пастели, фломастеры. Предлагает выполнить задание, следуя алгоритму взаимодействия. - Придумайте все вместе дом для своей группы. Нарисуйте его. Выберите от каждой группы по одному человеку, который смог бы рассказать о том, кто в группе придумал дом, кто и что рисовал, кто где хотел бы жить. - Просит одного участника группы, выполнившей задание раньше других, рассказать, почему удалось выполнить работу быстрее, что им в этом помогло. | Выполняют задание. Развешивают рисунки на доске. По очереди представляют свои «архитектурные проекты» и рассказывают о том, как проходила работа в группе. |
5. Контрольная диагностика | Предлагает задание: выбрать нужные карточки и собрать из них рассыпавшийся алгоритм взаимодействия в группе. | Выполняют самостоятельно задание. Сверяют с эталоном. |
6. Рефлексивная оценка | -Какие цели ставили? -Что делали для их достижения? -Удалось или нет достичь поставленных целей? -Что удалось (не удалось) на сегодняшнем занятии? | Дают оценку своим действиям. Самооценка с помощью «Лесенки успеха» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер -класс «Формирование УУД у младших школьников» Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. Каково значение коммуникатив...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Программа формирования и мониторинг развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников» .
Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. (Национальная образовательная инициат...
Использование метода "Шести думательных шляп " Э. Де Боно для формирования у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий
Данная статья призвана помочь учителям начальной школы в использовании "Метода шести думательных шляп" в образовательном процессе....
Работа в группе на уроках математики при изучении диаграмм как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников
В курсе математики тема «Диаграммы» стала одной из актуальной тем современности. Именно здесь начинается формирование умения работать с информацией, представленной в форме диаграммы, котор...
Статья "Использование метода "Шести думательных шляп" Э. де Боно для формирования у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий.
В статье описан метод «Шести думательных шляп». Выявлены особенности развития детей младшего школьного возраста. Описаны технология и особенности применения данного метода в обучении младш...
Формирование у младших школьников логических универсальных учебных действий при обучении решению задач.
Формирование у младших школьников логических универсальных учебных действий при обучении решению задач....
Логические задачи как средство формирования у младших школьников познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения математике
Цель исследования: определить условия, при которых использование логических задач повысит уровень сформированности у младших школьников познавательных универсальных учебных действий в процессе обучени...