Патриотическая направленность в формировании личности младшего школьника на этнокультурном материале
статья на тему

Чеботарева Елена Алексеевна

В ФГОС второго поколения среди наиболее важных задач воспитания называются такие, как «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры…». В национальной доктрине образования РФ в качестве цели современного образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение  и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, обладающих высокой нравственностью». Проведенный анализ современных психолого-педагогических исследований, рассматривающий вопросы нравственного воспитания младших школьников на гуманистических традициях русского народа, показывает, что данная проблема не нашла в них должного отражения. В работах по этой проблеме отражены разные аспекты деятельности педагога, но не представлена целостная система воспитания в начальной школе на русском материале. Кроме того, данный анализ позволил выявить противоречие между имеющимся богатым нравственным потенциалом традиций русского народа и недостаточной научно-методической разработанностью его использования в педагогической теории и практике.Источниками и средствами воспитания детей в русской народной педагогике могут быть....

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patriot_napravl_na_etnokult.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическая направленность в формировании личности  младшего школьника на этнокультурном материале

     На современном этапе преобразования российского общества, характеризуемого изменениями во многих сферах жизнедеятельности человека, образование, как всеобщая категория и ценность, выступает силой, влияющей на духовную жизнь общества. Проблемы социального прогресса и сохранения самоценности личности оказываются в непосредственной взаимосвязи. Гуманистическую педагогику, возрождение испытанных и проверенных временем народных традиций воспитания можно рассматривать в качестве важнейшего фактора и механизма совершенствования его гуманистической сущности.

     Рассмотрим законодательную базу этой проблемы. В законе РФ «Об образовании» сформулирован главный принцип государственной политики в области образования: «…гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей…, воспитание гражданственности, трудолюбия…, любви к окружающей природе, Родине, семье». В ФГОС второго поколения среди наиболее важных задач воспитания называются такие, как «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры…». В национальной доктрине образования РФ в качестве цели современного образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение  и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, обладающих высокой нравственностью». В этой связи перед образованием ставятся следующие задачи: «… сохранение и поддержка этнической самобытности России, гуманистических традиций ее культуры, интеграция российской системы образования и мировой образовательной системы с учетом отечественного опыта и традиций».

     Таким образом, сохранение и возрождение духовно-нравственных основ многонационального государства становятся стратегической линией развития Российского государства, где поликультурность и национальное своеобразие являются интегрирующей основой, создающей условия развития всех сфер жизни. В сою очередь, образование, являясь системообразующим механизмом функционирования и главным фактором прогрессивного развития государства и общества, отражает гуманистические идеалы поколений и определяет личность гражданина. Не случайно в последние годы усилилось внимание к воспитательным функциям образовательных учреждений. Школа, «сея разумное, доброе, вечное», обращается к опыту поколений, к народным гуманистическим традициям воспитания, где нравственность ставилась превыше всего: «Добрые поступки вершить – чистой душе быть».

     Вопросы нравственного воспитания находили освещение в трудах древних ученых (Аристотеля, Демокрита, Сократа). Позднее проблема использования народных традиций в воспитании младших школьников изучалась Я.А.Коменским, К.Д.Ушинским, Л.Н.Толстым, А.С.Макаренко, другими педагогами. На сегодняшний день концептуальные положения нравственного воспитания на основе народных традиций разработаны в научных трудах  И.А.Блинкова, Л.И.Божович, Г.И.Волкова, Т.Е.Конниковой. На этапе переоценки общечеловеческих ценностей и роста национального самосознания народов большое практическое значение приобретает проблема использования этнопедагогических средств педагогики. Подтверждением этому служат слова академика Г.Н.Волкова: «Очень высокая ставка на национальную культуру воспитания в современном мире естественна и закономерна. Национальная традиция воспитания практически является условием и национального возрождения. Это основа основ».

     Проведенный анализ современных психолого-педагогических исследований, рассматривающий вопросы нравственного воспитания младших школьников на гуманистических традициях русского народа, показывает, что данная проблема не нашла в них должного отражения. В работах по этой проблеме отражены разные аспекты деятельности педагога, но не представлена целостная система воспитания в начальной школе на русском материале. Кроме того, данный анализ позволил выявить противоречие между имеющимся богатым нравственным потенциалом традиций русского народа и недостаточной научно-методической разработанностью его использования в педагогической теории и практике.

     Как следствие, в реальной жизни мы сталкиваемся с тем, что современные дети недостаточно знают свою культуру, родной язык, историю Российского государства, поэтому не могут в полной мере понять национальные отечественные и общечеловеческие нравственные ценности, на «прикипают» к родной земле. Забвение национальных педагогических традиций может привести  к тому, что люди перестанут оберегать родную землю, ее святыни, у них не будет потребности соотносить себя с судьбою своего народа, уважать старших, почитать родителей, и это будет порождать безразличие к судьбе Родины, к соотечественникам, что приведет общество к потере национальных нравственных ценностей. Противостоять этому «нравственному беспамятству» может народный педагогический опыт воспитания, в котором естественными были единство человека и природы, человека и рода, личности и народа, где более всего ценились родители, семья, община, народные традиции. А в традициях любого народа честь, дружба, труд, любовь, ум, здоровье составляют гуманистические ценности. Поэтому творческое применение этих народных заповедей – важнейшее условие развития патриотизма у подрастающего поколения.

     Существенный признак воспитания на этнокультурном материале –  самоочевидность, т.е. «легкость» использования им ценность. Ведь когда традиции соблюдаются регулярно, они превращаются в привычку, устойчивый стереотип поведения. Источниками и средствами воспитания детей в русской народной педагогике могут быть:

  1. Устное народное творчество (эпос, сказки, пословицы, поговорки, прибаутки, считалки, скороговорки, песни, шутки, частушки и т.п.);
  2. Традиции хозяйственной деятельности (народные ремесла, рукоделие);
  3. Социальные явления (русский язык, письменность);
  4. Семейно-бытовые отношения (культ предков, роль родителей, взаимоотношения со старшими, родственниками, соседями);
  5. Традиции отдыха (праздники, различные ритуалы, конкурсы, игры).

     Использование этих средств в воспитательной работе с младшими школьниками естественным образом включает их в «проживание» культурных традиций народа. При этом полезно ориентироваться на критерии и уровни патриотической нравственной воспитанности младшего школьника:

Критерий

Свойства

Показатели

Интеллектуальный критерий (нравственное сознание),

отражает информированность личности в области культуры, морали, наук, этики и т.д.

умение давать оценку фактам и явлениям общественной жизни; способность и готовность отстаивать идейно-нравственные взгляды и убеждения в конкретных жизненных ситуациях; осведомленность младших школьников о нравственных понятиях, нравственных ценностях общества, нормах нравственного поведения, знание сущности, понятий и категорий нравственности

мотивационный критерий (нравственный поступок)

показывает характер совершаемых поступков, выражающийся в отношениях, соблюдении нравственных норм и правил поведения.

соответствие поведения учащихся приобретенным знаниям; социально обусловленные отношения младших школьников к материальным и духовным ценностям, окружающей действительности; содействие учащихся сплочению коллектива; положительное влияние учащихся на окружающих; сформированность привычек нравственного поведения, реализация нравственных ценностей в ситуации свободного выбора;

эмоциональный критерий (нравственные чувства)

дает возможность оценить осознанное отношение личности к тому или иному виду деятельности

намерения и мотивы поступков учащихся, умение сопереживать, сочувствовать окружающим, проявление милосердия и сострадания.

План воспитательной работы с коллективом учащихся младших классов может сдержать такие мероприятия:

Мероприятия

Дата проведения

Работа православного лектория для учащихся и родителей по теме: «Православные праздники»

  1. Рождество Христово
  2. Крещение
  3. Сретение
  4. Вербное воскресенье
  5. Пасха – праздник праздников
  6. Троица
  7. Масленица: «Ну-ка, вспомним о былом – как гуляли всем селом». Прощеное воскресенье
  8. Благовещение



Январь

Январь

Февраль

Апрель

Май

Июнь

Март

 

Апрель

Оформление уголков «Я – частичка России» в классных комнатах, школьной библиотеке

Сентябрь-октябрь

Цикл бесед  «О чем рассказывают создатели православной культуры (иконописец, поэт, зодчий, певчий)»

1 раз в четверть

Конкурсы рисунков, плакатов на тему «Россия – Родина моя»

1 раз в четверть

Составление родословной своей семьи

Весь период

Изготовление пасхальных сувениров

Апрель

Сбор атрибутов национальной русской  культуры в школьный музей

Весь период

Экскурсии в этнографический музей, экскурсионные поездки по святым местам Белогорья  

Весь период

Разучивание игр, колядок,  праздничных ритуалов

Весь период

Конкурсы народных загадок, пословиц, скороговорок, сказочных постановок, песен, частушек, танцев

1 раз в четверть

Исследовательская работа «Рукодельницы и мастера нашего края (села, города)»

Сентябрь-ноябрь

Семейные  праздники и чаепития

По графику

Выставка творческих работ «Россия рукодельная»

С января

Уроки нравственности

Весь период

 Таким образом, на сегодняшний день педагог начального звена имеет массу возможностей для воспитания у детей патриотизма и нравственности на основе этнокультурного материала.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система учебных задач, направленных на формирование у школьников регулятивных УУД на уроках русского языка»

Основы формирования «умения учиться» закладываются в период начального обучения ребенка в школе: полученный в это время опыт во многом предопределяет успешность обучения личности в течение всей послед...

Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников на краеведческом материале Белгородчины

Современные образовательные технологии как средство реализации в начальной школе системно - деятельностного подхода...

Доклад «Условия формирования социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»

Доклад «Условия формирования  социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»...

Методическая разработка внеклассного мероприятия патриотической направленности, основанное на краеведческом материале на тему: "Северная тундра – Родина моя!"

Историческое краеведение – это система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленная на познание исторических культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразры...

Система внеклассных воспитательных мероприятий направленных на формирование патриотических чувств обучающихся 3 класса.

Очень важной задачей современной школы является патриотическое воспитание детей, так как именно в этом возрасте, легче всего начать прививать детям чувство патриотизма. Целенаправленная деятельность в...

Учебно- методическое обеспечение воспитательного проекта "Кто такой патриот?", направленного на формирование патриотических чувств у обучающихся 2 класса

Предлагаемое учебно-методическое обеспечение воспитательного проекта «Кто такой патриот?» посвящено проблеме внедрения в школьную образовательную практику метода проектов во внеурочной дея...

Классный час по направлению "Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности" Тема: "Есть такая профессия- Родину защищать"

Чувство патриотизма нужно формировать с ранних лет. Это чувство многогранно: любовь к Родине, гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим, желание сохранить и приумножить богатства стр...