Патриотическая направленность в формировании личности младшего школьника на этнокультурном материале
статья на тему
В ФГОС второго поколения среди наиболее важных задач воспитания называются такие, как «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры…». В национальной доктрине образования РФ в качестве цели современного образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, обладающих высокой нравственностью». Проведенный анализ современных психолого-педагогических исследований, рассматривающий вопросы нравственного воспитания младших школьников на гуманистических традициях русского народа, показывает, что данная проблема не нашла в них должного отражения. В работах по этой проблеме отражены разные аспекты деятельности педагога, но не представлена целостная система воспитания в начальной школе на русском материале. Кроме того, данный анализ позволил выявить противоречие между имеющимся богатым нравственным потенциалом традиций русского народа и недостаточной научно-методической разработанностью его использования в педагогической теории и практике.Источниками и средствами воспитания детей в русской народной педагогике могут быть....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотическая направленность в формировании личности младшего школьника на этнокультурном материале
На современном этапе преобразования российского общества, характеризуемого изменениями во многих сферах жизнедеятельности человека, образование, как всеобщая категория и ценность, выступает силой, влияющей на духовную жизнь общества. Проблемы социального прогресса и сохранения самоценности личности оказываются в непосредственной взаимосвязи. Гуманистическую педагогику, возрождение испытанных и проверенных временем народных традиций воспитания можно рассматривать в качестве важнейшего фактора и механизма совершенствования его гуманистической сущности.
Рассмотрим законодательную базу этой проблемы. В законе РФ «Об образовании» сформулирован главный принцип государственной политики в области образования: «…гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей…, воспитание гражданственности, трудолюбия…, любви к окружающей природе, Родине, семье». В ФГОС второго поколения среди наиболее важных задач воспитания называются такие, как «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры…». В национальной доктрине образования РФ в качестве цели современного образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, обладающих высокой нравственностью». В этой связи перед образованием ставятся следующие задачи: «… сохранение и поддержка этнической самобытности России, гуманистических традиций ее культуры, интеграция российской системы образования и мировой образовательной системы с учетом отечественного опыта и традиций».
Таким образом, сохранение и возрождение духовно-нравственных основ многонационального государства становятся стратегической линией развития Российского государства, где поликультурность и национальное своеобразие являются интегрирующей основой, создающей условия развития всех сфер жизни. В сою очередь, образование, являясь системообразующим механизмом функционирования и главным фактором прогрессивного развития государства и общества, отражает гуманистические идеалы поколений и определяет личность гражданина. Не случайно в последние годы усилилось внимание к воспитательным функциям образовательных учреждений. Школа, «сея разумное, доброе, вечное», обращается к опыту поколений, к народным гуманистическим традициям воспитания, где нравственность ставилась превыше всего: «Добрые поступки вершить – чистой душе быть».
Вопросы нравственного воспитания находили освещение в трудах древних ученых (Аристотеля, Демокрита, Сократа). Позднее проблема использования народных традиций в воспитании младших школьников изучалась Я.А.Коменским, К.Д.Ушинским, Л.Н.Толстым, А.С.Макаренко, другими педагогами. На сегодняшний день концептуальные положения нравственного воспитания на основе народных традиций разработаны в научных трудах И.А.Блинкова, Л.И.Божович, Г.И.Волкова, Т.Е.Конниковой. На этапе переоценки общечеловеческих ценностей и роста национального самосознания народов большое практическое значение приобретает проблема использования этнопедагогических средств педагогики. Подтверждением этому служат слова академика Г.Н.Волкова: «Очень высокая ставка на национальную культуру воспитания в современном мире естественна и закономерна. Национальная традиция воспитания практически является условием и национального возрождения. Это основа основ».
Проведенный анализ современных психолого-педагогических исследований, рассматривающий вопросы нравственного воспитания младших школьников на гуманистических традициях русского народа, показывает, что данная проблема не нашла в них должного отражения. В работах по этой проблеме отражены разные аспекты деятельности педагога, но не представлена целостная система воспитания в начальной школе на русском материале. Кроме того, данный анализ позволил выявить противоречие между имеющимся богатым нравственным потенциалом традиций русского народа и недостаточной научно-методической разработанностью его использования в педагогической теории и практике.
Как следствие, в реальной жизни мы сталкиваемся с тем, что современные дети недостаточно знают свою культуру, родной язык, историю Российского государства, поэтому не могут в полной мере понять национальные отечественные и общечеловеческие нравственные ценности, на «прикипают» к родной земле. Забвение национальных педагогических традиций может привести к тому, что люди перестанут оберегать родную землю, ее святыни, у них не будет потребности соотносить себя с судьбою своего народа, уважать старших, почитать родителей, и это будет порождать безразличие к судьбе Родины, к соотечественникам, что приведет общество к потере национальных нравственных ценностей. Противостоять этому «нравственному беспамятству» может народный педагогический опыт воспитания, в котором естественными были единство человека и природы, человека и рода, личности и народа, где более всего ценились родители, семья, община, народные традиции. А в традициях любого народа честь, дружба, труд, любовь, ум, здоровье составляют гуманистические ценности. Поэтому творческое применение этих народных заповедей – важнейшее условие развития патриотизма у подрастающего поколения.
Существенный признак воспитания на этнокультурном материале – самоочевидность, т.е. «легкость» использования им ценность. Ведь когда традиции соблюдаются регулярно, они превращаются в привычку, устойчивый стереотип поведения. Источниками и средствами воспитания детей в русской народной педагогике могут быть:
- Устное народное творчество (эпос, сказки, пословицы, поговорки, прибаутки, считалки, скороговорки, песни, шутки, частушки и т.п.);
- Традиции хозяйственной деятельности (народные ремесла, рукоделие);
- Социальные явления (русский язык, письменность);
- Семейно-бытовые отношения (культ предков, роль родителей, взаимоотношения со старшими, родственниками, соседями);
- Традиции отдыха (праздники, различные ритуалы, конкурсы, игры).
Использование этих средств в воспитательной работе с младшими школьниками естественным образом включает их в «проживание» культурных традиций народа. При этом полезно ориентироваться на критерии и уровни патриотической нравственной воспитанности младшего школьника:
Критерий | Свойства | Показатели |
Интеллектуальный критерий (нравственное сознание), | отражает информированность личности в области культуры, морали, наук, этики и т.д. | умение давать оценку фактам и явлениям общественной жизни; способность и готовность отстаивать идейно-нравственные взгляды и убеждения в конкретных жизненных ситуациях; осведомленность младших школьников о нравственных понятиях, нравственных ценностях общества, нормах нравственного поведения, знание сущности, понятий и категорий нравственности |
мотивационный критерий (нравственный поступок) | показывает характер совершаемых поступков, выражающийся в отношениях, соблюдении нравственных норм и правил поведения. | соответствие поведения учащихся приобретенным знаниям; социально обусловленные отношения младших школьников к материальным и духовным ценностям, окружающей действительности; содействие учащихся сплочению коллектива; положительное влияние учащихся на окружающих; сформированность привычек нравственного поведения, реализация нравственных ценностей в ситуации свободного выбора; |
эмоциональный критерий (нравственные чувства) | дает возможность оценить осознанное отношение личности к тому или иному виду деятельности | намерения и мотивы поступков учащихся, умение сопереживать, сочувствовать окружающим, проявление милосердия и сострадания. |
План воспитательной работы с коллективом учащихся младших классов может сдержать такие мероприятия:
№ | Мероприятия | Дата проведения |
Работа православного лектория для учащихся и родителей по теме: «Православные праздники»
| Январь Январь Февраль Апрель Май Июнь Март Апрель | |
Оформление уголков «Я – частичка России» в классных комнатах, школьной библиотеке | Сентябрь-октябрь | |
Цикл бесед «О чем рассказывают создатели православной культуры (иконописец, поэт, зодчий, певчий)» | 1 раз в четверть | |
Конкурсы рисунков, плакатов на тему «Россия – Родина моя» | 1 раз в четверть | |
Составление родословной своей семьи | Весь период | |
Изготовление пасхальных сувениров | Апрель | |
Сбор атрибутов национальной русской культуры в школьный музей | Весь период | |
Экскурсии в этнографический музей, экскурсионные поездки по святым местам Белогорья | Весь период | |
Разучивание игр, колядок, праздничных ритуалов | Весь период | |
Конкурсы народных загадок, пословиц, скороговорок, сказочных постановок, песен, частушек, танцев | 1 раз в четверть | |
Исследовательская работа «Рукодельницы и мастера нашего края (села, города)» | Сентябрь-ноябрь | |
Семейные праздники и чаепития | По графику | |
Выставка творческих работ «Россия рукодельная» | С января | |
Уроки нравственности | Весь период |
Таким образом, на сегодняшний день педагог начального звена имеет массу возможностей для воспитания у детей патриотизма и нравственности на основе этнокультурного материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система учебных задач, направленных на формирование у школьников регулятивных УУД на уроках русского языка»
Основы формирования «умения учиться» закладываются в период начального обучения ребенка в школе: полученный в это время опыт во многом предопределяет успешность обучения личности в течение всей послед...

Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников на краеведческом материале Белгородчины
Современные образовательные технологии как средство реализации в начальной школе системно - деятельностного подхода...

Доклад «Условия формирования социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»
Доклад «Условия формирования социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»...

Методическая разработка внеклассного мероприятия патриотической направленности, основанное на краеведческом материале на тему: "Северная тундра – Родина моя!"
Историческое краеведение – это система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленная на познание исторических культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразры...
Система внеклассных воспитательных мероприятий направленных на формирование патриотических чувств обучающихся 3 класса.
Очень важной задачей современной школы является патриотическое воспитание детей, так как именно в этом возрасте, легче всего начать прививать детям чувство патриотизма. Целенаправленная деятельность в...
Учебно- методическое обеспечение воспитательного проекта "Кто такой патриот?", направленного на формирование патриотических чувств у обучающихся 2 класса
Предлагаемое учебно-методическое обеспечение воспитательного проекта «Кто такой патриот?» посвящено проблеме внедрения в школьную образовательную практику метода проектов во внеурочной дея...
Классный час по направлению "Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности" Тема: "Есть такая профессия- Родину защищать"
Чувство патриотизма нужно формировать с ранних лет. Это чувство многогранно: любовь к Родине, гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим, желание сохранить и приумножить богатства стр...