«Система учебных задач, направленных на формирование у школьников регулятивных УУД на уроках русского языка»
опыты и эксперименты на тему
Основы формирования «умения учиться» закладываются в период начального обучения ребенка в школе: полученный в это время опыт во многом предопределяет успешность обучения личности в течение всей последующей жизни, ее развитие и становление. Русский язык как школьный предмет выполняет особую роль, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения всем школьным дисциплинам. Ни одна школьная проблема не может быть решена, если ученик плохо или недостаточно хорошо владеет русским языком, поскольку именно родной язык - это основа формирования и развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; навыков самостоятельной учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
regul_uud.docx | 43.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Утевка муниципального района Нефтегорский Самарской области
Учитель начальных классов
Бяшарова Наталья Николаевна
сентябрь, 2014
«Система учебных задач, направленных на формирование у школьников регулятивных УУД на уроках русского языка»
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, в том числе знаний по русскому языку, а также формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они:
1) носят надпредметный и метапредметный характер;
2) обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
3) лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
4) обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося;
5) обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития, саморазвития и самосовершенствования личности.
Основы формирования «умения учиться» закладываются в период начального обучения ребенка в школе: полученный в это время опыт во многом предопределяет успешность обучения личности в течение всей последующей жизни, ее развитие и становление. Русский язык как школьный предмет выполняет особую роль, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения всем школьным дисциплинам. Ни одна школьная проблема не может быть решена, если ученик плохо или недостаточно хорошо владеет русским языком, поскольку именно родной язык - это основа формирования и развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; навыков самостоятельной учебной деятельности.
Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. В частности на уроках русского языка есть возможность наиболее эффективно организовать работу по формированию и развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных действий.
Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.
Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. Значит, прежде всего, на начальном этапе уроке необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать. Мы на уроках должны научить учащихся самих ставить цель, составлять план для достижения этой цели. Исходя из цели и плана, ученики должны предположить каких результатов, они могут достигнуть, определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи).
Рассмотрим более подробно регулятивные УУД в учебном и жизненном контексте. Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В школе учеников учат решать сложные математические примеры и задачи, но не помогают в освоении способов преодоления жизненных проблем.
Например, сейчас школьники озабочены проблемой сдачи ЕГЭ. Для этого их родители нанимают репетиторов, тратят время и средства на подготовку к экзаменам. В тоже время школьник обладая умением самостоятельно организовывать (регулировать) свою учебную деятельность, смог бы сам успешно подготовиться к экзаменам. Для того чтобы это произошло у него должны быть сформированы регулятивные УУД, а именно: школьник должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи и прочее.
Учитывая выше сказанное, можно сделать вывод: функция регулятивных УУД - организация учащимся своей учебной деятельности.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.
К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Формирование регулятивных УУД:
Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания (система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, рисунков на уроке русского языка и т.д.).
По замыслу авторов стандарта «в сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение».
Перед учителем встаёт проблема отбора методических приёмов формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Рассмотрим подробнее приёмы формирования действий целеполагания и планирования.
Цель урока связана с его темой, поэтому на первых уроках первого класса важно ввести понятие темы урока, дав доступное детям этого возраста определение: «У каждого урока есть тема. Тема – это то, о чём мы будем говорить на уроке». Первоначально тему урока называет учитель, добиваясь понимания темы обучающимися: «Я назову тему нашего урока, а вы скажите, о чём мы будем говорить сегодня на уроке». Тема появляется на доске.
В дальнейшем обучающиеся научатся определять тему урока, рассматривая содержание страницы учебника и читая название темы урока.
Целеполагание как осмысление предложенной цели важно для организации учебной деятельности. При этом отметим, что цель урока, которую ставит перед собой учитель, и цель урока, сообщаемая детям, созвучны, но не одинаковы. Цель урока для учителя – есть проекция образовательного результата, и она отличается более развёрнутой формулировкой. Когда дети научатся читать, они могут прочитать цель урока, написанную на доске и объяснить её своими словами. Не менее важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие, то есть видение актуальности цели для конкретной личности.
Чтобы цель урока стала принадлежностью каждого, важно ответить на вопросы: «Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные сведения?» «Ребята, зачем это нужно знать?»
Перечислим приёмы организации принятия цели, выделенные к. пед. н., доцентом З. А. Кокаревой:
– опора на личный жизненный опыт обучающихся;
– использование занимательного игрового материала;
– создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;
– выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели;
– моделирование цели урока, введение понятия «учебная задача»;
– постановка цели, в том числе и на длительный период времени с помощью карты знаний, маршрута движения.
Формирование УУД планирования происходит с введения определения понятия «план» – это порядок, последовательность действий; со знакомства с картинным планом сказки, словесным планом произведения, планом (алгоритмом, инструкцией) известных детям действий (заправить кровать, полить цветы, рассказать сказку). Постепенно обучающиеся научатся составлять план своих действий по решению учебной задачи.
План решения учебной задачи может быть предложен учителем в устной форме: познакомимся с новым звуком; узнаем букву этого звука; научимся читать слова с новой буквой.
Для формирования УУД планирования собственной учебной деятельности эффективны следующие приёмы: обсуждение готового плана решения учебной задачи; работа с деформированным планом решения учебной задачи; использование плана с недостающими или избыточными пунктами; составление своего плана решения учебной задачи.
Для первоклассников, пока ещё не умеющих читать, уместен графический план урока из условных обозначений учебника.
Отметим, что план урока или его этапа должен быть рабочим: необходимо по ходу урока периодически возвращаться к плану, отмечать выполненное, определять цель следующего этапа и дальнейшие действия, контролировать ход решения учебной задачи, корректировать и оценивать свои действия.
Работа по планированию своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок и их коррекции.
Не менее важные компоненты учебной деятельности – контроль и оценка. Согласно мнению Д.Б. Эльконина, под контролем следует понимать, прежде всего, контроль за правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав действий.
Основная цель 1-го класса в части формирования контрольно-оценочной деятельности – научить учащихся сопоставлять свои действия с заданным образцом (не обязательно, чтобы образец был правильным: в качестве образца может выступить чужое действие, независимо от его правильности). Дети должны научиться обнаруживать совпадение, сходство, различие. Научиться договариваться о выборе образца для сопоставления. Постепенно переходить от очень детального поэлементного сопоставления к менее детальному.
Что касается действия оценки, то она напрямую связана с действием контроля. Основная функция содержательной оценки в этом случае заключается в том, чтобы определить, с одной стороны, степень освоения учащимися заданного способа действия, с другой стороны, продвижение учащихся относительно уже освоенного уровня способа действия.
Самооценка начинается там, где ребенок сам участвует в производстве оценки — в выработке ее критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям. Да, критерии и способы оценивания дети получают от взрослых. Но если ребенок не допущен к производству оценочных критериев, к их деликатной подстройке к каждой конкретной ситуации, то он несамостоятелен в оценке. Сотрудничество с учителем в выборе критериев оценки направлено, прежде всего, на развитие у школьников способностей и умений самооценивания как важнейшей составляющей самообучения.
Самооценка отражает степень развития у ребенка чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.
Большим подспорьем при отборе заданий к уроку для учителя может стать таблица с типовыми заданиями с указанием планируемых результатов к каждому виду УУД.
Для формирования регулятивных универсальных учебных действий предлагаются следующие задания: Типовые задачи (задания) | |
Целеполагание | Регулятивные Поиск ответа на вопрос «Для чего необходимо знать (уметь)?» |
Планирование | Регулятивные «Как это делать?», «Что и как нужно было сделать, чтобы получился правильный результат?» |
Учебные действия | Регулятивные «Напиши по памяти…», «Прочитай вслух…», «Прочитай про себя…», поиск лишнего слова, выделение двусложных и трехсложных слов, объяснение способа действия при делении слов на слоги, обозначение гласных звуков и сравнение своих результатов деления на слоги с обозначением гласных звуков (количество гласных с количеством слогов) |
Прогнозирование | Регулятивные «Как думаешь, какой результат может получиться?», «Как думаешь, достаточно знать… для выполнения задания?», «Какие трудности могут возникнуть и почему?» |
Контроль и самоконтроль | Регулятивные Задания типа «Одноклассник сказал… Проверь: прав ли он?», «Такой ли получен результат, как в образце?», «Правильно ли это делается?»; «Сможешь доказать?..», «Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг у друга», «Проверь по словарю…», «Проверь вывод по…» |
Коррекция | Регулятивные «Установи правильный порядок предложений в тексте» |
Оценка . | Регулятивные «Герои выполнили задание. Оцени их работу...», «Правильно ли оценил выполнение своего задания герой?..», «По каким критериям герои оценивали свою работу?», «Мне понравилось…», «Я хочу похвалить себя (или одноклассников) за то…», «Мне было интересно…». Однако систематическая работа даёт свои результаты, и сейчас первыми звучат слова «Мне показалось важным…», «Для меня было открытием…», «Сегодня мне было трудно |
Саморегуляция | Регулятивные «Ты сможешь прочитать зашифрованное слово (дойти до вершины горы), выполнив ряд заданий»), тренинговые упражнения психологического характера (например, установка «Раз, два, три – слушай и смотри! Три, два, раз – мы начнём сейчас!»), дыхательная гимнастика |
В учебниках по русскому языку достаточно часто используется графическая символика, схемы для проведения различного вида анализа слов (выделение гласных, согласных, слогов) и текста (выделение членов предложения). Несмотря на широкое использование в учебниках символики и отработки некоторых компонентов моделирования, в целом его содержание не раскрывается и не становится предметом специального анализа и усвоения. Если практически во все учебные предметы основной и средней школ включаются задания на использование моделирования уже в сложных формах, то в учебниках для начальной школы основное содержание компонентов учебного моделирования должно не просто вводиться, а отрабатываться через систему заданий. Для полноценного формирования этого действия должны широко вводиться разные формы представления учебного содержания и учебных задач (символы, графики, схемы, таблицы). Для отработки действия моделирования необходима организация деятельности учащихся. С учётом возраста наиболее эффективным способом создания мотивации является использование сказок и текстов, отражающих близкие опыту ребёнка реальные жизненные ситуации. Кроме того, важно включать в описание задания ориентировку, которая обеспечит ребёнку его выполнение. И, наконец, предусмотреть задания от предметных форм к схемам и далее символам и знакам.
Задания по русскому языку на формирование универсальных действий
1. Проба на выявление количества слов в предложении.
Цель: выявление умения ребёнка различать предметную и речевую деятельность.
Оцениваемые универсальные учебные действия: знаково-символические познавательные действия, умение дифференцировать план знаков и символов и предметный план.
Учитель зачитывает предложение и просит назвать, сколько слов в предложении, и назвать их.
1) Скажи, сколько слов в предложении.
2) Назови первое слово, второе и т.д.
2. Расшифруйте схемы предложений письменно.
3. Звуковые модели слов.
1) Назови звуковые схемы словом; 2) Сравни; 3) Найти в тексте упражнения слово, которое соответствует звуковой модели; 4) Запиши слова, которые соответствуют звуковым моделям.
4. Звуковые графические диктанты. Тема: Состав слова.
Разделительный ъ пишется перед...
Неизменяемая часть слова.
После корня находится...
Изменяемая часть слова.
В слове часики нет…
Записи детей: 5. Звуковой графический диктант "Плюс - минус".
Тема: Перенос слов с удвоенными согласными. Знаком "+" обозначить слова, которые можно перенести, а знаком "-" те, которые нельзя перенести. Ванна, грамм, грипп, касса, кросс, класс, тонна, сумма, масса, ссора. + - - + - - + + + -
6. Проба на внимание.
Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.
Оцениваемые универсальные учебные действия: регулятивное действие контроля.
Школьнику предлагается прочитать текст, проверить его и исправить в нём ошибки (в том числе и смысловые) карандашом или ручкой. Фиксируется время работы с текстом, особенности его поведения. Для того чтобы исправить ошибки в тексте, не требуется знания правил, но необходимы внимание и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.
Текст
Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и пряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолёт сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.
Логические задания
7. Задания анализ и синтез
Цель: способствовать овладению функциональными знаниями и умениями осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта.
- Ребята, сегодня на уроке мы будем знакомиться с новым словарным словом. Прослушав его признаки, отгадайте его, отгадайте и запишите его в тетрадь, разделив на слоги.
Для 1 варианта загадка:
Белый передник, зелёная коса.
Для 2 варианта:
Клейкие почки,
Зелёные листочки,
С белой корой
Стоит над горой.
Для 3 варианта:
Стоит красавица на поляне:
В белом сарафане,
В зелёном полушалке.
- Как вы догадались? (по перечисленным признакам). Каждый объект имеет множество признаков. Узнать объект можно только по достаточной совокупности признаков. Так, во всех загадках подчёркивались существенные признаки берёзы: белая кора, клейкие почки, зелёные листочки.
8. Задания на сравнение
Цель способствовать овладению умением определять аспект сравнения объектов те устанавливать точку зрения, с которой будут сопоставляться существенные признаки объектов.
-Как вы думаете, можно ли сравнивать объекты с разных точек зрения. Совершенно верно, можно. Этим мы и займёмся сегодня.
Внимание! Задание: буквенный диктант. Запишите первую букву каждого слова, переставьте буквы местами и узнаете название объекта.
1. Место, где учатся дети.
2. Любимое время отдыха школьников.
3. Подземный вид транспорта.
4. Наука о красноречии.
5. Тройная буква в слове ананас.
6. Известный сказочный доктор.
7. Тройная буква в слове колокол.
- Что получилось? (ромашка)
В качестве объекта анализа для первой и второй группы выступит слово ромашка с различных точек зрения, а для третьей группы не слово, а сам цветок.
1 – исследуйте слово с точки зрения русского языка
2 – с точки зрения художественных объектов
3 – с точки зрения естествознания и медицины
Изучая объект с разных точек зрения, мы можем узнать о нём как можно больше нового и важного. Но мы не должны подменять объекты нашего изучения. Так в нашем случае были два различных объекта анализа: слово «ромашка» и сам цветок ромашка.
9. Группировка
Цель таких заданий состоит в совершенствовании орфографической грамотности учеников и развитии умения устанавливать причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, находить обобщенное значение.
Занимаясь группировкой, ученик встречается со многими словами, в которых он должен опознать несколько орфограмм, предложить несколько вариантов ответа и одновременно осмыслить связи между отдельными языковыми явлениями. При этом подбирается такой материал для упражнений на группировку, чтобы можно было рассмотреть языковые явления с разных точек зрения, отрабатывать логико-грамматические операции по классификации языкового материала.
Задание. Сгруппируйте слова по определенному признаку. Предложите несколько вариантов группировки.
Дядя, зевака, прадедушка, тетя, недоучка, плакса, прабабушка, сластена, старушка, зубрила.
В результате предложенные слова группируются:
· по наличию звонких, глухих согласных в начале слова;
· по родам (существительные общего рода, мужского и женского);
· по наличию орфограмм;
· по количеству слогов.
Более сложным видом задания является группировка языковых явлений по нескольким признакам одновременно.
Задание. Сгруппируйте слова по нескольким признакам одновременно.
Мякиш_, плач_, молодеж_, приемыш_, теч_, малыш_, брош_, кирпич_, царевич_, экипаж_, суш_, роскош_.
Варианты выполнения задания, в которых ученики предлагают сгруппировать слова по трем признакам одновременно:
а) по написанию (существительные с ь и без ь);
б) по родам (существительные мужского и женского рода);
в) по склонениям (существительные 2-го и 3-го склонения).
Таким образом, группировка протекает как процесс анализа, абстрагирования (отвлечения) и обобщения, что развивает творческие способности школьников. По тому, как осуществляются группировки, можно судить не только о характере мыслительных процессов ученика (анализирующее наблюдение, обобщающее мышление и практические действия), но и о тех знаниях, которыми он оперирует.
10. Задания на исключение лишнего
Цель предлагаемых вариантов заданий состоит в усвоении учащимися большого объема знаний языкового материала на основе установления связей между отдельными его элементами, явлениями, в развитии поэтапных операционных умений переноса знаний в другие области и построения доказательных монологических высказываний.
I вариант задания: «Найди четвертое лишнее».
Методика проведения такого вида задания общеизвестна. Но, в отличие от традиционной методики проведения выполнения этого задания, в системе развивающего обучения она имеет свои особенности: ученикам предлагается такой подбор слов, при котором «лишним» может быть любое слово из четырех предложенных.
Задание. Из данного перечня слов найдите четвертое лишнее.
Сосна, клен, ясень, тополь.
Варианты ответов учащихся:
· Сосна – хвойное дерево, остальные – лиственные.
· Клен – 1 слог.
· Ясень – начало – на гласную букву, у остальных – на согласную букву.
· Клен – слово без орфограммы, у остальных – орфограмма «Безударная гласная в корне».
· Сосна – существительное женского рода, остальные – мужского рода.
· Сосна – существительное 1-го склонения, остальные – 2-го склонения.
2-й вариант задания.
Ученикам предлагается цепочка слов, в процессе работы надо исключать из нее постепенно по одному слову.
Задание. Исключите из цепочки лишние слова по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось только одно слово. Причину исключения каждого слова обоснуйте.
Колонны, костюм, рожь, объединить, какао, школа.
Варианты ответов учеников:
- Объединить – это глагол, остальные – существительные.
- Какао – несклоняемое существительное среди существительных, другие – склоняемые.
- Колонны – существительное мн. ч., остальные – ед. ч.
- Костюм – существительное мужского рода, остальные – женского.
- Рожь – существительное 3-го склонения, школа – существительное 1-го склонения.
Эти задания служат успешному усвоению знаний, создают благоприятные условия для формирования регулятивных УУД.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
· принимать и сохранять учебную задачу;
· учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
· планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
· учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
· адекватно воспринимать оценку учителя;
· различать способ и результат действия;
· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
· вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
· выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме.
Выпускник получит возможность научиться:
· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
· преобразовывать практическую задачу в познавательную;
· проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
· самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
· осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
· самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации.
Формирования регулятивных УУД позволяют вовлечь обучающихся в процесс формирования умения учиться.
Список литературы:
1.Виды универсальных учебных действий // Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. М., 2010.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной
школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ Под ред. А.Г. Асмолова.
– 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
3. Кокарева З.А. Постановка целей и задач с позиции педагогической
технологии. //Источник. – 2002 – №3.
Интернет - ресурсы
3. http://www.protema.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система учебных задач, направленных на формирование УУД младших школьников
В статье рассматривается система задач, направленных на формирование УУД младших школьников....
Формирование основных компонентов учебной деятельности в УМК «Начальная школа ХХI века» (на примере уроков русского языка)
Формирование основных компонентов учебной деятельности в УМК «Начальная школа ХХI века» (на примере уроков русского языка)...
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (Formation of regulatory UUD at Russian lessons in elementary school)
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствов...
Статья "Формирование у учащихся регулятивных УУД на уроке русского языка в начальной школе"
Вашему вниманию предлагаю статью о формировании у учащихся УУД на уроке русского языка в начальной школе....
Формирование у учащихся регулятивных УУД на уроке английского языка (из опыта работы)
Регулятивные УУД на уроках английского языка...
Комплекс приемов, способствующих формированию регулятивных УУД на уроках русского языка.
Комплекс приемов, способствующих формированию регулятивных УУД на уроках русского языка....
Формирование регулятивных УУД на уроках русского языка
Представлены упражнения и приемы по формированию регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка...