TRIVENTY-ВИКТОРИНЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИМЕНЯТЬ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ
статья по математике
ТЕЗИСЫ ПО ВКР НА ТЕМУ "TRIVENTY-ВИКТОРИНЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИМЕНЯТЬ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ"
Представлено краткое описание темы и разработки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy_kazantseva_i.d.docx | 28.88 КБ |
Предварительный просмотр:
TRIVENTY-ВИКТОРИНЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИМЕНЯТЬ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ
Казанцева И.Д., студентка
ГАПОУ СО «Камышловский
педагогический колледж»,
г. Камышлов
специальность «Преподавание в
начальных классах», 4 курс.
Павлова О.Л., преподаватель
ГАПОУ СО «Камышловский
педагогический колледж»
Федеральный государственный стандарт начального общего образования [1] требует поиска и внедрения новых подходов к воспитанию и обучению детей. Одним из таких подходов является информатизация образования, т.е. переход на качественно новый уровень использования компьютерной техники и информационных технологий во всех областях деятельности школы. Основой современного образовательного процесса становится грамотное (активное) интерактивное взаимодействие человека и компьютера.
Одной из эффективных форм интерактивного обучения и повышения мотивации учащихся к учебной деятельности являются интерактивные Triventy-викторины. Они позволяют разнообразить и сделать интересным занятие, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы учащихся. Актуальность данной темы подтверждает также подключение образовательных организаций к реализации проекта «Цифровая образовательная среда» Национального проекта «Образование», которая направлена на создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы.
На основе сопоставительного анализа нормативных документов, психолого-педагогической, методической литературы и практики современной школы были определены противоречия. Ключевым является противоречие между достаточной теоретической изученностью проблемы организации учебно-познавательной деятельности в психолого-педагогической литературе и неполной степенью выявления возможностей использования интерактивного оборудования, в частности, Triventy-викторин, для формирования умения применять математические знания для решения учебно-познавательных задач на ступени НОО.
Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования: недостаточный уровень методического обеспечения формирования умения младших школьников применять математические знания для решения учебно-познавательных задач в условиях ДОТ посредством Triventy-викторин.
Анализ исследований, посвященных формированию умения младших школьников применять математические знания для решения учебно-познавательных задач, показал, что эта проблема в разных аспектах освещалась в психологической и педагогической литературе, в работах Истоминой Н.Б., Крутецкого В.А., Сидельниковой Т.А., Щукиной Г.И., Юдачева Т.В. и других.
Овладение умением учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование мате-риала, контроль и оценка).
В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования [2].
Успешное выполнение учебно-познавательных задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом, и прежде всего с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.
Курс математики в свете федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования второго поколения призван создать условия для формирования познавательных умений, сформировать логическое и абстрактное мышление у младших школьников, характерные для математической деятельности и необходимые на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения. Поэтому обучение основам наук, которое начинается в начальной школе, требует от ученика умения работать с такими абстракциями, как понятия, знаки, символы и так далее. Тогда основной целью начального математического образования должно быть развитие умения математически, а значит, логически и осознанно исследовать явления реального мира. Реализации этой цели может и должно способствовать решение на уроках математики различного рода логических задач. А в этом может помочь викторина. Но не просто викторина, а интерактивная викторина.
Викторины в основном отличаются друг от друга правилами, определяющими очерёдность хода, тип и сложность вопроса, порядок определения победителей, вознаграждение за правильный ответ. Интерактивная игра-викторина — это форма организации викторины посредством информационно-коммуникационных технологий. Интерактивные викторины могут быть сетевыми или оформленными с помощью программ общего назначения (Power Point, Smart NoteBook, Ouizizz, Triventy и другие) [3]. Такие викторины, направленные на формирование умений младших школьников применять математические знания для решения учебно-познавательных задач могут, например, включать в себя следующие задания: задания на сравнение (выделение признаков, по которым сравниваются объекты; выделение главного и второстепенного в изучаемом объекте); задание на анализ (расположение частей в определенной последовательности; характеристика части объекта); задание на формулировку вывода (нахождение главного в изучаемом явлении или объекте); задания на схематизацию (разделения объекта на части; расположения частей в определенной последовательности) и другое.
Поэтому предполагается разработка комплекта Triventy-викторины. Целью методической разработки является разработка и систематизация заданий для Triventy-викторины, направленной на формирование умения у младших школьников применять математические знания для решения учебно-познавательных задач в условиях ДОТ.
Викторины разработанные из этого сервиса позволят усилить положительную мотивацию обучения, активизируют познавательную деятельность учащихся; позволят проводить уроки и внеурочные мероприятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; повышать объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечат высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализация). А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.
Кроме то, такой сервис дает возможность учителю создавать тесты или викторины на своём компьютере, а ученики могут отвечать на вопросы с учебных устройств (персональные компьютеры или планшеты). Ученики могут присоединиться к викторине, перейдя по ссылке и введя код, присвоенный игре. В бесплатном аккаунте «Для образования» можно не только создавать собственные игры, но и даже редактировать уже опубликованные другими учителями и выставленные ими для общего показа: изменять вопросы, вставлять свои изображения [4].
Учитель может организовать совместную работу с викториной на уроке в классе: с использованием большого экрана или интерактивной доски. Учащиеся могут сами коллективно создавать тесты и викторины на платформе Triventy. С помощью сервиса можно создавать тесты и викторины по различным темам школьной программы, организовывать интеллектуальные игры и экспресс-опросы учащихся на уроке.
Также при организации работы с классом у есть возможность сразу провести мониторинг. Появляется список участников викторины и количество баллов, которые они набрали. При желании эти результаты можно экспортировать в таблицу Exel.
Также можно отметить, что данный сервис можно использовать в качестве дистанционного обучения. Назначив время и оповестив учащихся о проведении интерактивной викторины, можно смело с помощью нее проверять, закреплять или актуализировать знания и умения учащихся в условиях ДОТ. Можно даже спланировать не только индивидуальную работу при прохождении Triventy-викторины, но и с помощью платформы ZOOM организовать групповую работу.
Triventy-викторины, направленные на формирование учебно-познавательных задач у младших школьников, предполагаются быть построены на основании следующих принципов: принцип научности; принцип систематизации и последовательности; принцип гуманизации; принцип развития; принцип формирования в единстве сознания и поведения; принцип воспитания в коллективе и через коллектив.
Данные принципы являются основополагающими в системном подходе и будут отражать сущность разработанных интерактивных Triventy-викторин. Учебная деятельность, построенная на основе данных принципов, позволит учитывать при анализе как внутреннюю, так и внешнюю среду организации учебных занятий по программе общего начального образования УМК «Школа России» [5].
Разработанные некоторые Triventy-викторины удалось попробовать провести с учащимися начальных классов. Исходя из проведенной работы, можно сказать об эффективности данного сервиса в плане повышения мотивации к уроку, закрепления знаний учащихся, а также он позволяет провести быстрый тест или экспресс опрос на уроке с учащимися.
Таким образом, можно сказать, что осознанное усвоение знаний начинается, когда объяснительно – иллюстративный способ обучения на внеурочных и урочных занятиях заменяется деятельностным. Кроме того, возможности использования Triventy-викторины достаточно широки, что подтверждается несколькими источниками и самим сервисом создания Triventy-викторин.
Список литературы:
- Федеральные государственные образовательные стандарты. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 17.11.2021).
- Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах: Пособие учителя. М. : Просвещение, 1985. 64 с.
- Снейл-педагогу. Сервисы для создания интерактивных викторин и опросов. URL https://www.it-pedagog.ru/sozdanie-interaktivnyh-viktorin (дата обращения 17.12.2021).
- Создание Triventy-викторины. URL: Triventy | Collaborative Classroom Quizzes & Surveys (дата обращения: 17.11.2021).
- Рабочая программа учителей начальных классов общеобразовательная программа общего начального образования УМК «Школа России» URL: http://nashashkola8.ru/wp-content/uploads/2014/09/Rabochaya_programma__UMK___SHkola_Rossii_1-4_klass.pdf (дата обращения: 17.11.2021).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовая работа по теме: «Методический анализ УМК и проектирование урока, направленного на формирование у младших школьников умения учиться как основы развития универсальных учебных действий»
Обращение к разработке Программы развития универсальных учебных действий на начальной ступени школы отвечает новым социальным запросам, закрепленным Федеральным Государственным образовательным станда...
Формирование умений младших школьников по работе с информацией.
Формирование умений младших школьников по работе с информацией.Беспалова Елена Владимировна,Учитель начальных классов, МАОУ гимназия №37, г.Екатеринбург Перемены в с...
Упражнения, направленные на формирование у младших школьников орфографических умений на основе принципа дифференциации значений
Умение сознательно путем рассуждения решать орфографические задачи – это лишь необходимая предпосылка грамотности. Действительно грамотный человек не размышляет во время письма над тем, почему он пише...
Система учебных задач, направленных на формирование УУД младших школьников
В статье рассматривается система задач, направленных на формирование УУД младших школьников....
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ"
В статье раскрыта проблема формирования исследовательских умений школьников во внеурочной деятельности, описываются понятия «исследовательские умения», «внеурочная деятельность»...
«Формирование умения младших школьников работать с информацией на уроках окружающего мира через приемы технологии развития критического мышления
В современном обществе информация играет значительную роль. Это требует от личности информационной компетенции. Ее формирование начинается в начальных классах. Сре...