Мастер-класс: "Технология работы в группах"
консультация по теме

Ануфриева Татьяна Николаевна

В материалах статьи рассматривается вопрос, как организовать работу в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologiya_raboty_v_gruppakh.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Кудиновская средняя общеобразовательная школа

Методическое объединение учителей начальных классов

Мастер-класс 

учителя начальных классов

Ануфриевой Татьяны Николаевны

по теме:

«Технология работы в группах»

10 января 2014 года

«Чем легче учителю учить,

тем труднее ученикам учиться.  

Чем труднее учителю, 

тем легче ученику.

Чем больше будет учитель сам учиться,

 обдумывать каждый урок и

соизмерять с силами ученика,

чем больше будет следить за ходом мысли ученика,

чем больше вызывать  на вопросы и ответы,

тем легче будет учиться ученик».
Л. Н. Толстой

Групповая работа – одна из самых  продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, так как она позволяет:

  • дать каждому ребёнку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера;
  • дать каждому ребёнку возможность утвердиться в себе;
  • дать каждому ребёнку опыт  выполнения функций контроля и оценки, позже – целеполагание и планирование;
  • дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.

Переходным этапом к проведению групповой работы является работа в парах. При работе в паре каждый ученик должен объяснить.

        Какой вариант ответа он выбрал и почему.         Таким образом, работа в парах (позже – четверках) ставит ребенка в условия необходимости активной речевой деятельности, развивает умение слушать и слышать.

В ходе такой работы ребенок учится сам оценивать результаты своей деятельности.

Работа в паре позволяет:

  • закрепить материал,
  • проверить уровень знаний,
  • выявить возможные пробелы,
  • устранить их и систематизировать знания учащихся,
  • даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала,
  • проверить умение обучать других.

Работа в группах формирует коммуникативные УУД:

  • умение слышать, слушать и понимать партнёра,
  • планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,
  • распределять роли,
  • взаимно контролировать действия друг друга,
  •  уметь договариваться,
  • вести дискуссию, правильно выражать свои мысли,
  • оказывать поддержку друг другу,

эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Ценность метода групповой работы:

  • Групповая работа заставляет учащегося ставить цели и находить  способы достижения этой цели;
  • Групповые формы взаимодействия намного прочнее удерживают       внимание ученика и его включенность в работу;
  • Приучают детей обращать внимание не только на свои знания и умения, но и контролировать усвоение знаний и качество работы товарища;
  • Групповая работа заставляет каждого ребенка высказаться, предварительно выслушав и проанализировав ответы других. 

                То есть, у детей постепенно формируются нормы сотрудничества, культуры общения, что позволит в дальнейшем  строить отношения с другими людьми;

  • В работе группы реализуются воспитательные задачи: воспитание дружбы, коллективизма, ответственности, инициативности, толерантности  к другим.

Особенности групповой работы

  1. Класс делится на группы с учетом индивидуальных особенностей детей, для решения конкретных учебных задач.
  2. Каждая группа получает своё, определенное задание.
  3. Задание составляется и выполняется так, чтобы оценить вклад каждого участника группы.
  4. Состав групп  меняется
  5. Процесс групповой работы строго регламентирован во времени.

Работа в группах –
это управляемый и направляемый процесс.

Общие правила организации групповой работы

        При построении учебного сотрудничества детей необходимо учитывать, что такой формы общения в детском опыте еще не было. Поэтому детское сотрудничество следует формировать с той же тщательностью, что и любой другой навык.

                

                Вводя новую форму, необходимо дать ее образец. Несколько образцов разных стилей взаимодействия помогают детям подобрать свой собственный стиль.

                По-настоящему образец совместной работы будет освоен детьми только после разбора 2-3 ошибок.

Как соединять детей в группы?

        С учетом их личных склонностей, но не только по этому критерию. Самому слабому ученику нужен не столько «сильный», сколько терпеливый и доброжелательный партнер.

Развитые дети долго не могут сидеть со слабыми, им нужен равный по силам.                         Легко отвлекающихся, конфликтных детей не объединяем в одну группу.

Образование групп

1)    На первом этапе учитель распределяет детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся. Роли в группах учитель распределяет сам.

2) Учитель делит на группы, назначая организатора. Организатор распределяет роли, следит за правильностью хода обсуждения.

3) Открытки или листы бумаги разного цвета разрезать на части и предложить детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной открытки – получилась группа.

4) Загадки. Учитель назначает командиров групп – например, тех, кто быстро и правильно справились с предыдущим заданием.

Задания для групп

  • Все группы выполняют одинаковое задание;
  • Группы отличаются по типу работы, т.е.

    1-ая группа – проектирует,

    2-ая группа – проводит исследование;

    3-я группа – решает проблему.

        Таким образом можно выполнять практические задания по окружающему миру

  •  По теме работы. Например, составление различных типов задач к одной схеме, исследование природы различных географических зон и т.д..
  • По уровню сложности задания. Ребенок проводит самооценку возможностей.
  • По интересам.

Как оценивать работу группы?

                 При оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие достоинства: дружелюбие, вежливость, приветливость.

                Оцениваем всегда лишь общую работу группы.

                Обязательно разбирать ошибки совместной работы.  

Этапы технологического процесса групповой работы

I. Подготовка к выполнению группового задания:

  •  Постановка познавательной задачи /проблемы/.
  •  Инструктаж о последовательности работы.
  •  Раздача дидактического материала по группам.

Этапы технологического процесса групповой работы

II. Групповая работа:

  • Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
  • Распределение заданий внутри группы.
  • Индивидуальное выполнение задания.
  • Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. Обсуждение общего задания группой /замечания, дополнения, уточнения и обобщения/.

III. Заключительная часть:

  •  Сообщение о результатах работы в группах.
  •  Анализ познавательной задачи, рефлексия.
  •  Общий вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой группы.

Правила работы в группах

  1. Вы свободно обмениваетесь мнениями.
  2. Вы имеете право на ошибку.
  3. Не критикуйте, а предлагайте.
  4. Вы уважаете мнение каждого участника.

Шум может быть только рабочим.

Роль учителя заключается

  •   в  обеспечении режима «саморегуляции» в работе групп,
  •  в наблюдении за подготовкой к ответам учащихся,
  •  в оказании помощи при необходимости, если у кого-то возникли трудности или вопросы.

                Подходя по очереди к каждой группе, учитель задает наводящие вопросы, рекомендует чётче формулировать выводы, но не диктует, а лишь помогает ученику найти ответ.

На что следует
обратить внимание учителю?

  • Как дети сидят?
  • Внимательны ли они или отвлекаются?
  • Как ведут себя: живо или апатично?
  • Сфокусировано ли внимание на заданной проблеме или есть посторонние обсуждения?
  • Слушают ли друг друга?
  • Вовлекаются ли в работу аутсайдеры?
  • Демонстрируются ли в ходе работы уважение, доброжелательность, готовность к сотрудничеству?

        После 7-10-минутной работы  в группах представитель от группы выступает перед классом. Выступление ученика является обязательным условием оценивания работы всей группы.

Все группы внимательно слушают своих товарищей, дополняя и исправляя ответы и подводя итог.

Чтобы убедиться в правильности выполненного задания, каждой группе дается задание придумать вопрос по теме другой команде.

На последний, заключительный этап групповой работы на уроке, где выявляется и оценивается роль каждого ученика в групповой работе, отводится 3-4 минуты.

Обсуждение результатов групповой работы

                Идеология групповой работы требует, чтобы результат, о котором сообщает группа, был получен не интуитивно, а был продуктом определенном мыслительной работы. Обсуждение должно показать, действительно ли участники группы размышляли.         

                Поэтому акцент следует делать на обсуждении способов, а не на конечном выводе, не на ответе на задачу, даже если он правильный.

                Т.е. после того, как группа сделала сообщение, надо спросить: ''А каким способом получен такой результат?''. Если этот вопрос для учащихся окажется трудным, можно спросить: ''Почему вы так думаете?''. Могут быть, наверное, и другие вопросы, но рамка способа должна оставаться главной. 

Особое внимание!

  • Жесткая регламентация времени на  работу в группах.
  •   Четкость и внятность поставленной задачи.
  •  Недопустима группа из одних только слабых учеников.
  • Детей, отказывающихся работать в паре или группе, не принуждать! Но завтра вновь предложить.
  • Групповая работа занимает не более 10-15 минут от урока.
  • Нельзя наказывать лишением права участвовать в групповой работе.
  • Групповая работа эффективна для заданий, которые ученик не может сделать индивидуально.

Положительные моменты
групповой работы

.   Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.

2.   Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты. Следовательно, сохраняется интерес к познанию.

3.   Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же – повышается творческий потенциал.

4. Знания усваиваются прочнее.

5.  При подготовке к занятию учитывается уровень знаний и возможностей каждого школьника. Ребенку не дается не усвоенный им материал в качестве контроля знаний. Он предлагается для наблюдения и дальнейших выводов. Когда выводы сделаны и отработаны, можно их закреплять, а после закрепления – контролировать. Только в этом случае учитель может дать оценку работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- классы.Технология.

Презентации с технологий изготовления.Работа с бумагой.По материалам Просняковой Т....

Мастер-класс Технология проблемного диалога и её роль в формировании регулятивных УУД

Задачи мастер-класса: выяснить, что собой представляют  регулятивные УУД;познакомиться с перечнем  РУУД, которые должны быть сформированы у обучающихся; узнать, с помощью чего можно сф...

Мастер - класс "Технологии альтернативного образования"

Учителем предложен материал ( анкеты, тесты, фрагмент задания по математике)  для проведения мастер - класса среди учителей начальных классов  по теме "Технологии альтернативного образо...

Мастер-класс «Технология продуктивного чтения. Работа с текстом на урока литературного чтения»

Цель:- совершенствование профессиональных компетенций в использование приёмов работы с текстом.Задачи:-освоить приёмы работы над текстом, способствующими формированию универсальных учебных действий.- ...

Мастер-класс «Технология изготовления лэпбука при работе с художественным текстом».

Цель: ознакомление педагогов с формой работы по познавательно-исследовательской и творческой деятельности детей, направленную на закрепление  и систематизацию изученного материала, повышение инте...