Мастер-класс: "Технология работы в группах"
консультация по теме
В материалах статьи рассматривается вопрос, как организовать работу в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_raboty_v_gruppakh.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Кудиновская средняя общеобразовательная школа
Методическое объединение учителей начальных классов
Мастер-класс
учителя начальных классов
Ануфриевой Татьяны Николаевны
по теме:
«Технология работы в группах»
10 января 2014 года
«Чем легче учителю учить,
тем труднее ученикам учиться.
Чем труднее учителю,
тем легче ученику.
Чем больше будет учитель сам учиться,
обдумывать каждый урок и
соизмерять с силами ученика,
чем больше будет следить за ходом мысли ученика,
чем больше вызывать на вопросы и ответы,
тем легче будет учиться ученик».
Л. Н. Толстой
Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, так как она позволяет:
- дать каждому ребёнку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера;
- дать каждому ребёнку возможность утвердиться в себе;
- дать каждому ребёнку опыт выполнения функций контроля и оценки, позже – целеполагание и планирование;
- дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.
Переходным этапом к проведению групповой работы является работа в парах. При работе в паре каждый ученик должен объяснить.
Какой вариант ответа он выбрал и почему. Таким образом, работа в парах (позже – четверках) ставит ребенка в условия необходимости активной речевой деятельности, развивает умение слушать и слышать.
В ходе такой работы ребенок учится сам оценивать результаты своей деятельности.
Работа в паре позволяет:
- закрепить материал,
- проверить уровень знаний,
- выявить возможные пробелы,
- устранить их и систематизировать знания учащихся,
- даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала,
- проверить умение обучать других.
Работа в группах формирует коммуникативные УУД:
- умение слышать, слушать и понимать партнёра,
- планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,
- распределять роли,
- взаимно контролировать действия друг друга,
- уметь договариваться,
- вести дискуссию, правильно выражать свои мысли,
- оказывать поддержку друг другу,
эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Ценность метода групповой работы:
- Групповая работа заставляет учащегося ставить цели и находить способы достижения этой цели;
- Групповые формы взаимодействия намного прочнее удерживают внимание ученика и его включенность в работу;
- Приучают детей обращать внимание не только на свои знания и умения, но и контролировать усвоение знаний и качество работы товарища;
- Групповая работа заставляет каждого ребенка высказаться, предварительно выслушав и проанализировав ответы других.
То есть, у детей постепенно формируются нормы сотрудничества, культуры общения, что позволит в дальнейшем строить отношения с другими людьми;
- В работе группы реализуются воспитательные задачи: воспитание дружбы, коллективизма, ответственности, инициативности, толерантности к другим.
Особенности групповой работы
- Класс делится на группы с учетом индивидуальных особенностей детей, для решения конкретных учебных задач.
- Каждая группа получает своё, определенное задание.
- Задание составляется и выполняется так, чтобы оценить вклад каждого участника группы.
- Состав групп меняется
- Процесс групповой работы строго регламентирован во времени.
Работа в группах –
это управляемый и направляемый процесс.
Общие правила организации групповой работы
При построении учебного сотрудничества детей необходимо учитывать, что такой формы общения в детском опыте еще не было. Поэтому детское сотрудничество следует формировать с той же тщательностью, что и любой другой навык.
Вводя новую форму, необходимо дать ее образец. Несколько образцов разных стилей взаимодействия помогают детям подобрать свой собственный стиль.
По-настоящему образец совместной работы будет освоен детьми только после разбора 2-3 ошибок.
Как соединять детей в группы?
С учетом их личных склонностей, но не только по этому критерию. Самому слабому ученику нужен не столько «сильный», сколько терпеливый и доброжелательный партнер.
Развитые дети долго не могут сидеть со слабыми, им нужен равный по силам. Легко отвлекающихся, конфликтных детей не объединяем в одну группу.
Образование групп
1) На первом этапе учитель распределяет детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся. Роли в группах учитель распределяет сам.
2) Учитель делит на группы, назначая организатора. Организатор распределяет роли, следит за правильностью хода обсуждения.
3) Открытки или листы бумаги разного цвета разрезать на части и предложить детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной открытки – получилась группа.
4) Загадки. Учитель назначает командиров групп – например, тех, кто быстро и правильно справились с предыдущим заданием.
Задания для групп
- Все группы выполняют одинаковое задание;
- Группы отличаются по типу работы, т.е.
1-ая группа – проектирует,
2-ая группа – проводит исследование;
3-я группа – решает проблему.
Таким образом можно выполнять практические задания по окружающему миру
- По теме работы. Например, составление различных типов задач к одной схеме, исследование природы различных географических зон и т.д..
- По уровню сложности задания. Ребенок проводит самооценку возможностей.
- По интересам.
Как оценивать работу группы?
При оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие достоинства: дружелюбие, вежливость, приветливость.
Оцениваем всегда лишь общую работу группы.
Обязательно разбирать ошибки совместной работы.
Этапы технологического процесса групповой работы
I. Подготовка к выполнению группового задания:
- Постановка познавательной задачи /проблемы/.
- Инструктаж о последовательности работы.
- Раздача дидактического материала по группам.
Этапы технологического процесса групповой работы
II. Групповая работа:
- Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
- Распределение заданий внутри группы.
- Индивидуальное выполнение задания.
- Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. Обсуждение общего задания группой /замечания, дополнения, уточнения и обобщения/.
III. Заключительная часть:
- Сообщение о результатах работы в группах.
- Анализ познавательной задачи, рефлексия.
- Общий вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой группы.
Правила работы в группах
- Вы свободно обмениваетесь мнениями.
- Вы имеете право на ошибку.
- Не критикуйте, а предлагайте.
- Вы уважаете мнение каждого участника.
Шум может быть только рабочим.
Роль учителя заключается
- в обеспечении режима «саморегуляции» в работе групп,
- в наблюдении за подготовкой к ответам учащихся,
- в оказании помощи при необходимости, если у кого-то возникли трудности или вопросы.
Подходя по очереди к каждой группе, учитель задает наводящие вопросы, рекомендует чётче формулировать выводы, но не диктует, а лишь помогает ученику найти ответ.
На что следует
обратить внимание учителю?
- Как дети сидят?
- Внимательны ли они или отвлекаются?
- Как ведут себя: живо или апатично?
- Сфокусировано ли внимание на заданной проблеме или есть посторонние обсуждения?
- Слушают ли друг друга?
- Вовлекаются ли в работу аутсайдеры?
- Демонстрируются ли в ходе работы уважение, доброжелательность, готовность к сотрудничеству?
После 7-10-минутной работы в группах представитель от группы выступает перед классом. Выступление ученика является обязательным условием оценивания работы всей группы.
Все группы внимательно слушают своих товарищей, дополняя и исправляя ответы и подводя итог.
Чтобы убедиться в правильности выполненного задания, каждой группе дается задание придумать вопрос по теме другой команде.
На последний, заключительный этап групповой работы на уроке, где выявляется и оценивается роль каждого ученика в групповой работе, отводится 3-4 минуты.
Обсуждение результатов групповой работы
Идеология групповой работы требует, чтобы результат, о котором сообщает группа, был получен не интуитивно, а был продуктом определенном мыслительной работы. Обсуждение должно показать, действительно ли участники группы размышляли.
Поэтому акцент следует делать на обсуждении способов, а не на конечном выводе, не на ответе на задачу, даже если он правильный.
Т.е. после того, как группа сделала сообщение, надо спросить: ''А каким способом получен такой результат?''. Если этот вопрос для учащихся окажется трудным, можно спросить: ''Почему вы так думаете?''. Могут быть, наверное, и другие вопросы, но рамка способа должна оставаться главной.
Особое внимание!
- Жесткая регламентация времени на работу в группах.
- Четкость и внятность поставленной задачи.
- Недопустима группа из одних только слабых учеников.
- Детей, отказывающихся работать в паре или группе, не принуждать! Но завтра вновь предложить.
- Групповая работа занимает не более 10-15 минут от урока.
- Нельзя наказывать лишением права участвовать в групповой работе.
- Групповая работа эффективна для заданий, которые ученик не может сделать индивидуально.
Положительные моменты
групповой работы
. Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.
2. Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты. Следовательно, сохраняется интерес к познанию.
3. Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же – повышается творческий потенциал.
4. Знания усваиваются прочнее.
5. При подготовке к занятию учитывается уровень знаний и возможностей каждого школьника. Ребенку не дается не усвоенный им материал в качестве контроля знаний. Он предлагается для наблюдения и дальнейших выводов. Когда выводы сделаны и отработаны, можно их закреплять, а после закрепления – контролировать. Только в этом случае учитель может дать оценку работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер- классы.Технология.
Презентации с технологий изготовления.Работа с бумагой.По материалам Просняковой Т....
Мастер-класс Технология проблемного диалога и её роль в формировании регулятивных УУД
Задачи мастер-класса: выяснить, что собой представляют регулятивные УУД;познакомиться с перечнем РУУД, которые должны быть сформированы у обучающихся; узнать, с помощью чего можно сф...
Мастер - класс "Технологии альтернативного образования"
Учителем предложен материал ( анкеты, тесты, фрагмент задания по математике) для проведения мастер - класса среди учителей начальных классов по теме "Технологии альтернативного образо...
Мастер-класс. Технология РКМЧП в деятельности учителя начальных классов
Описание различных методов и приемов ТРКТ...
Мастер-класс «Технология продуктивного чтения. Работа с текстом на урока литературного чтения»
Цель:- совершенствование профессиональных компетенций в использование приёмов работы с текстом.Задачи:-освоить приёмы работы над текстом, способствующими формированию универсальных учебных действий.- ...
Мастер-класс «Технология изготовления лэпбука при работе с художественным текстом».
Цель: ознакомление педагогов с формой работы по познавательно-исследовательской и творческой деятельности детей, направленную на закрепление и систематизацию изученного материала, повышение инте...