Мастер-класс «Технология изготовления лэпбука при работе с художественным текстом».
статья по иностранному языку

Котова Оксана Геннадьевна

Цель: ознакомление педагогов с формой работы по познавательно-исследовательской и творческой деятельности детей, направленную на закрепление  и систематизацию изученного материала, повышение интереса к работе с текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pro_lepbuk.docx77.86 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс 

«Технология изготовления лэпбука при работе с художественным текстом».

Цель: ознакомление педагогов с формой работы по познавательно-исследовательской и творческой деятельности детей, направленную на закрепление  и систематизацию изученного материала, повышение интереса к работе с текстом.

Задачи:

1. Проанализировать форму работы «ЛЭПБУК» с точки зрения педагогической ценности (на решение каких педагогических задач направлена).

2. Повысить уровень мастерства педагогов.

3. Познакомить с этапами изготовления лэпбука и последовательностью работы.

Одно из требований ФГОС - научить ребенка самостоятельно добывать знания. Цели применения проектной деятельности в полной мере перекликаются с требованиями нового стандарта.

Проект- работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.

Цели применения проектной деятельности:

  1. вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс
  2. учить представлять свой творческий, отстаивать свои взгляды на выбор методов и материалов, необходимых для осуществления своих творческих замыслов
  3. учить применять свои знания в новых условиях
  4. формировать универсальные учебные действия
  5. воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе
  6. учить ориентироваться в мире информации.

Стадии работы над проектом - это — это «пять П»:

Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация.

Шестое «П» проекта — его Портфолио, - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.

Выбор темы.

Постановка цели и задач.

Гипотеза исследования.

Организация исследования.

Подготовка к защите и защита работы.

Рефлексия

Во время проектной работы формируются универсальные учебные действия:

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Проблема

Целеполагание/

У учащихся формируется внутренняя позиция, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы

Целеполагание, учащиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу,

понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. учащиеся учатся искать информацию, овладевают действием моделирования

Учащиеся приобретают умения организовывать и осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценивать и точно выражать свои мысли

Проектирование (планирование)

Развитие ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи

Планирование и прогнозирование. Определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера, – работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом.

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Поиск информации

Формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи.

Формирование всех типов учебной деятельности направленных на организацию своей работы, умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности

Структурирование знаний; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование. Умение сравнивать данные, находить отличия. предполагать, какая информация нужна, – отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, – сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников: словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков, сети Интернет.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. — учиться договариваться, находить общее решение, уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать, понимать позицию других людей. организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.), – предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,

Продукт

Ответственность, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи.

Саморегуляция и оценка, контроль и коррекция.

Активная и самостоятельная работа учащихся. Оформление полученных результатов. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ, Структурирование знаний; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Презентация.

Самоопределение, действия нравственно- этического характера.

Учащиеся учатся определению последовательности высказываний с учетом конечного результата

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. учащиеся учатся строить сообщения в устной форме.

Владение монологической и диалогической формами речи. Учащиеся учатся адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Преимущества проектных уроков

-позволяют быстрее и эффективнее формировать и развивать УУД учащихся;

-на основе УУД формируются проектные уменияи проектная деятельность в целом. Пока она не будет сформирована, невозможно говорить о качественном ученическом проектировании;

- значительно повышается мотивация учебной деятельности на предметных уроках;

-создаются необходимые условия для применения знаний на практике.

Виды деятельности на уроке – проекте (Уроки мини-проекты)

  1. Уроки – путешествия (создать памятку для туристов, путешествующих по определенному маршруту) англ.яз, география.
  2. Составить презентацию;
  3. Составить рекламу;
  4. Составить кластер;
  5. Составить таблицу;
  6. Создание иллюстраций ( на определенное правило)
  7. Создание:  книги нового формата , к которым относятся Артбуки.

Артбук(от англ. art— искусство, book— книга) — это рукотворная

книга (созданная и проиллюстрованная самим автором).

Специалисты выделяют следующие функции артбуков:

  • архивирующую — накопление и хранение информации;
  • терапевтическую— снятие стресса, повышение самооценки и пр.;
  • гедонистическую— популярное хобби;
  • прагматическую— маркетинг и реклама;
  • дидактическую— развитие творческих способностей, совершенствование художественных навыков.

Артбукможет быть как индивидуальной, так и коллективной работой. По тематике и целевому назначению Артбукиделятся :

Смэшбук(от англ. smash— грохот, стук; амер. — огромный успех) — это дневник для записи ярких впечатлений, частичек памяти , того, что со временем забывается и что необходимо сохранить.

Скетчбук(от англ. sketch— эскиз) — блокнот или книжка небольшого формата, альбом эскизов, набросков, очерков, зарисовок.

Кукбук(от англ. cookbook— поваренная книга) — книга для записи кулинарных рецептов.

Джанкбук(от англ. junk— хлам, барахло, утиль) — оформленная в виде книги или журнала коллекция утративших практическую пользу, но памятных предметов, с комментариями и тематическими заметками.

Тревелбук(от англ. travel— путешествие) — книга о путешествии.

Лэпбук (lapbook) - в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap - колени, book - книга). Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое.

Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ваш ребенок визуал).

Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания по силам каждому (для младшихшкольников– кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим – задания, подразумевающие умение анализировать информацию).

Рассмотрим этапы создания лэпбука на примере работы с текстом русской народной сказки «Курица, мышка и тетерев».

Однажды нашла курочка ячменное зерно и от радости даже раскудахталась:
— Нашла зерно, зерно нашла!.. Надо его смолоть! А кто понесет на мельницу?
— Не я, — сказала мышка.
— Не я, — сказал тетерев.
Нечего делать, взяла курочка зерно и понесла. Пришла на мельницу, смолола зерно.
— Кто домой муку снесет? — спросила.
— Не я, — сказала мышка.
— И не я, — сказал тетерев.В далекие времена жили-были курочка, мышка и тетерев.

Нечего делать, взяла курочка муку и принесла домой.
— Кто хлеб замесит? — спросила курочка.
— Не я, — сказала мышка.
— И не я, — сказал тетерев.
Замесила курочка тесто, и печку затопила, и хлеб сама посадила в печь.

Вышел каравай на славу: пышный да румяный. Курочка на стол его поставила и спрашивает:
— А кто есть его будет?
— Я, — крикнула мышка.
— И я, — крикнул тетерев.

Шёл мимо петушок и зашёл к курочке в гости.

— О, какой хлеб румяный да пышный! — сказал петушок. — Кто его испёк?

— Я, — сказала курочка.

— А кто зёрнышко на мельнице смолол?

— Я, — сказала курочка.

— А кто зёрнышко на дороге нашел?

— Я, — сказала курочка.

— А кто мышку с тетеревом за стол пригласил? — спросил петушок и посмотрел на мышку и тетерева.

Стыдно им стало. Убежала мышка в свою норку, а тетерев в лес улетел.

Шаг 1. Чтение сказки.

Шаг 2. Выбор героя от лица, которого будет создан лэпбук.

Шаг 3.Поиск информации для заполнения разделов лэпбука.

Место действия

http://demiart.ru/forum/uploads7/post-672578-1303213661.gif

Описание

внешности                                Черты

                                                  характера

ВОПРОСЫ

Значимые действия

Шаг 4. Разместите (нарисуйте партрет)  главного героя в квадрат.

Место действия

http://demiart.ru/forum/uploads7/post-672578-1303213661.gif

Описание

внешности                                Черты

                                                  характера

http://images.easyfreeclipart.com/184/empty-hen-nest-clipart-panda-free-images-184415.gif

ВОПРОСЫ

Значимые действия

Шаг 5. Приклейте лист, сложенный в форме «гармошки» с вопросами другим ученикам по содержаниею вашего лэпбука.

В учебной деятельности новые форматы книг используются для визуализации процессов, предметов, явлений по все предметам.  

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:

  • информативен;
  • полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
  • пригоден к использованию одновременно группой детей;
  • обладает дидактическими свойствами;
  • является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
  • вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);
  • его структура и содержание доступно детям ;
  • обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Использование мультимедиа технологий в работе над художественным текстом

В статье приведены формы работы с художественным текстом на уроках литературного чтения с использованием мультимедиа технологий....

Мастер-класс по теме: «Развитие критического мышления через чтение и письмо при работе с художественным текстом»

Материал составлен для проведения мастер-класса  для учителей начальных классов, чтобы познакомить с «Технологией критического мышления через чтение и письмо» и подробно рассмотреть некоторые вид...

презентация к мастер-классу "Смысловое чтение, приёмы работы с художественным текстом"

пРЕЗЕНТАЦИЯ ДОПОЛНЯЕТ МАСТЕР- КЛАСС ПО ТЕМЕ "СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ"...

презентация к мастер-классу "Смысловое чтение, приёмы работы с художественным текстом"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДОПОЛНЯЕТ МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ "СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ"...

Педагогический проект «Методы и приемы работы с художественным текстом на уроках литературного чтения в начальной школе. Работа над художественным произведением в начальных классах»

Художественное произведение – это особый вид искусства, которое не может существовать отдельно, оно включает в себя искусство музыки, изобразительное искусство. Художественное произведение &nda...