Мастер-класс. Технология РКМЧП в деятельности учителя начальных классов
методическая разработка по теме

Описание различных методов и приемов ТРКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс по теме

«Технология РКМЧП в деятельности учителя начальных классов»



В числе основных критериев профессионализма педагога признаются его рефлексивные компетенции, способность к обобщению и распространению собственного опыта. Среди методических форм этого процесса все большую популярность приобретают мастер-классы. Их преимущества как формы профессионального общения заключаются в том, что 1) идея проведения мастер – класса практико - и компетентностно - ориентирована; 2) мастер-класс – одна из интерактивных форм профессионального взаимодействия педагогов.

Формат мастер-класса предполагает представление методов, приемов, форм деятельности, которые удаются автору, и обучение аудитории этим методам, приемам и формам. Поэтому в качестве примера демонстрации приемов эффективной работы участникам был предложен мастер-класс по теме «Технология РКМЧП в деятельности учителя начальных классов».

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита в конце 20 века. Авторы программы – Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит – члены консорциума «За демократическое образование». С 1996 года данная технология прошла апробацию в школах многих стран. В российской педагогической практике технология применяется с 1997 года.

Создатели технологии модифицировали идеи свободного воспитания (А.Ковальчукова) и творческого саморазвития личности (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори), деятельностного подхода к обучению (А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принципы личностно-ориентированного образования (Э.Фромм, К. Роджерс, Э.Н.Гусинский, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская), а также идеи эвристического обучения (А.В. Хуторской) и довели их до уровня технологии.

Это современная «надпредметная» универсальная технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных образовательных задач. Используется в различных предметных областях и для учащихся разных возрастных групп. Элементы новизны содержатся в методических приемах, способствующих развитию каждой личности.

Технология РКМЧП позволяет решать
задачи:


  • Образовательной мотивации: повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала.

  • Культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров.

  • Информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности.

  • ^ Социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.


В основе указанной технологии лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии – «вызов – осмысление - рефлексия».

Вызов (EVOCATION)


  • Актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме.

  • Пробуждение интереса к изучаемой теме.

  • Обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний.

  • Побуждение ученика к активной деятельности.


Осмысление (REALIZATION OF MEANING)


  • Активное получение новой информации.

  • Осмысление новой информации.

  • Соотнесение новой информации с собственными знаниями.

  • Отслеживание процесса познания и собственного понимания.


Рефлексия (REFLECTION)


  • Целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации.

  • Выработка собственного отношения к изучаемому материалу.

  • Выявление еще непознанного.

  • Анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций.

  • Поиск тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»)


Ограничения (недостатки):


  • Подготовка текстов специального содержания.

  • Невысокий уровень сформированности у обучаемых умений самостоятельной работы.

  • Нехватка времени на уроке для прохождения всех трех стадий в обучении, что является непременным условием.


Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. В технологии РКМЧП используются разные методы и приемы, применяемые как на определенном этапе, так и в качестве стратегии ведения урока в целом. Приведенные ниже приемы можно эффективно использовать при обучении русскому языку.

Прием
 «Корзина идей» можно использовать при актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.

Прием
«Составление кластера» заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Он связан с приемом «Корзина идей». Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие.

Прием
«Верные и неверные утверждения» предполагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию.

Прием
 «Знаю – хочу узнать – узнал» - это работа с таблицей.


Знаю


Хочу узнать


Узнал


При изучении темы учащиеся заполняют 1 графу таблицы. После обсуждения полученных результатов для устранения пробелов в собственных знаниях заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока и заполняют 3 графу.

Прием
 «Написание синквейна». Синквейн (с франц. - пять строк) – это пятистрочная строфа стихотворения, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Пишется по определенным правилам:

  1. На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна.
  2. На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
  3. Третья строка - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
  4. На четвертой строчке размещается фраза (афоризм, цитата, пословица), состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме.
  5. Пятая строчка включает слово – резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию.


Прием
«Толстые и тонкие вопросы» может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного. “Толстые и тонкие вопросы” могут быть оформлены в виде таблицы.


^ Тонкие вопросы


Толстые вопросы


Кто...? Что...?

Когда...? Может...?

Будет...? Могли...?

Как звать...?

Было ли...?

Согласны ли вы...?

Верно ли...?


Дайте три объяснения: почему?

Объясните: почему...?

Почему вы думаете...?

Почему вы считаете...?

В чем различие...?

Предположите: что будет, если...?

Что, если...?


По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В левой колонке - вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. Таблицы толстых и тонких вопросов могут стать основой для исследований, дискуссий, эссе.

Прием
«Ключевые слова». На стадии вызова по предложенным словам можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.

Прием
«Лови ошибку». Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней: 1) явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний; 2) скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Прием
«Письмо по кругу» предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.

Прием
«Пометки на полях» работает на стадии осмысления. Во время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения статьи делать в тексте пометки. Учителю необходимо предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведенное на работу, проверить работу. Маркировочные пометки: знаком «V» отмечают информацию, которая известна ученику; знаком «+» отмечают новую информацию, новые знания; знаком «?» отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений. После прочтения текста учащиеся заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу знаков маркировки.


«V» - знаю


«+» - новое


«?» - есть вопросы


Данный прием требует от ученика активного и внимательного чтения. Использование маркировочных знаков помогает соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Прием
«Написание эссе» реализуется на стадии рефлексии. Эссе - это произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам. Если работа проходит на уроке, заранее оговариваются временные границы ее выполнения: 5, 10, 15, 20 минут. В зависимости от цели написания отбирается автором и содержание. В любом случае эссе - художественная форма размышления, подталкивающая ученика обратиться к собственному, может быть и противоречивому, опыту.

Это лишь небольшая часть методических приемов, связанных с формированием критического мышления. Технология развития критического мышления через чтение и письмо дает возможность личностного роста школьника, приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Она представляет собой набор особых приемов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей. Помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий.


Атаманова Светлана Юрьевна,

учитель начальных классов

Первомайского филиала ГБОУ СОШ с.Подбельск

м.р.Похвистневский Самарской области


Список использованной литературы

  1. Еремеева Е.М. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) при обучении русскому языку [Электронный ресурс]. – Доступ в режиме: http: // festival. 1september.ru/articles/580663/
  2. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Стандарты второго поколения. В 2 ч. Ч. 1. [Текст] – М.: Просвещение, 2010.
  4. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Кафедра открытых образовательных технологий [Электронный ресурс]. – Доступ в режиме: http: // www.oot – kaf.ru / oot / rkmhp.html 
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения [Текст]. – М.: Просвещение, 2010.
  6. Формы профессионального обучения педагогов: мастер-классы, технологические приемы [Текст] / автор-составитель Т.В.Хуртова. – Волгоград: Учитель, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование здоровьесберегающих технологий в практической деятельности учителя начальных классов"

В помощь учителю начальных классов для использования здоровьесберегающих технологий в своей работе....

Мастер-класс по теме "Технология РКМЧП в деятельности учителя начальных классов"

Мастер-класс как интерактивная форма профессионального взаимодействия педагогов....

Мастер-класс по теме "Технология РКМЧП в деятельности учителя начальных классов"

Мастер-класс как интерактивная форма взаимодействия педагогов....

Здоровьесберегающие технологии в практической деятельности учителя начальных классов.

Здоровьесберегающие технологии, основанные на двигательной активности детей, музыкотерапии, сказкотерапии....

Информационные технологии в педагогической деятельности учителя начальных классов

Правительство  повсеместно внедряет компьютерные технологии и в школы, а значит, и учителю необходимо владеть данными компетентностями.       Отсюда проблема: как со...