Мастер-класс. Технология РКМЧП в деятельности учителя начальных классов
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Мастер – класс по теме
«Технология РКМЧП в деятельности учителя начальных классов»
В числе основных критериев профессионализма педагога признаются его рефлексивные компетенции, способность к обобщению и распространению собственного опыта. Среди методических форм этого процесса все большую популярность приобретают мастер-классы. Их преимущества как формы профессионального общения заключаются в том, что 1) идея проведения мастер – класса практико - и компетентностно - ориентирована; 2) мастер-класс – одна из интерактивных форм профессионального взаимодействия педагогов.
Формат мастер-класса предполагает представление методов, приемов, форм деятельности, которые удаются автору, и обучение аудитории этим методам, приемам и формам. Поэтому в качестве примера демонстрации приемов эффективной работы участникам был предложен мастер-класс по теме «Технология РКМЧП в деятельности учителя начальных классов».
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита в конце 20 века. Авторы программы – Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит – члены консорциума «За демократическое образование». С 1996 года данная технология прошла апробацию в школах многих стран. В российской педагогической практике технология применяется с 1997 года.
Создатели технологии модифицировали идеи свободного воспитания (А.Ковальчукова) и творческого саморазвития личности (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори), деятельностного подхода к обучению (А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принципы личностно-ориентированного образования (Э.Фромм, К. Роджерс, Э.Н.Гусинский, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская), а также идеи эвристического обучения (А.В. Хуторской) и довели их до уровня технологии.
Это современная «надпредметная» универсальная технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных образовательных задач. Используется в различных предметных областях и для учащихся разных возрастных групп. Элементы новизны содержатся в методических приемах, способствующих развитию каждой личности.
Технология РКМЧП позволяет решать задачи:
Образовательной мотивации: повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала.
Культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров.
Информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности.
^ Социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
В основе указанной технологии лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии – «вызов – осмысление - рефлексия».
Вызов (EVOCATION)
Актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме.
Пробуждение интереса к изучаемой теме.
Обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний.
Побуждение ученика к активной деятельности.
Осмысление (REALIZATION OF MEANING)
Активное получение новой информации.
Осмысление новой информации.
Соотнесение новой информации с собственными знаниями.
Отслеживание процесса познания и собственного понимания.
Рефлексия (REFLECTION)
Целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации.
Выработка собственного отношения к изучаемому материалу.
Выявление еще непознанного.
Анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций.
Поиск тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»)
Ограничения (недостатки):
Подготовка текстов специального содержания.
Невысокий уровень сформированности у обучаемых умений самостоятельной работы.
Нехватка времени на уроке для прохождения всех трех стадий в обучении, что является непременным условием.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. В технологии РКМЧП используются разные методы и приемы, применяемые как на определенном этапе, так и в качестве стратегии ведения урока в целом. Приведенные ниже приемы можно эффективно использовать при обучении русскому языку.
Прием «Корзина идей» можно использовать при актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.
Прием «Составление кластера» заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Он связан с приемом «Корзина идей». Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие.
Прием «Верные и неверные утверждения» предполагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию.
Прием «Знаю – хочу узнать – узнал» - это работа с таблицей.
|
|
|
При изучении темы учащиеся заполняют 1 графу таблицы. После обсуждения полученных результатов для устранения пробелов в собственных знаниях заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока и заполняют 3 графу.
Прием «Написание синквейна». Синквейн (с франц. - пять строк) – это пятистрочная строфа стихотворения, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Пишется по определенным правилам:
- На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна.
- На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
- Третья строка - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
- На четвертой строчке размещается фраза (афоризм, цитата, пословица), состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме.
- Пятая строчка включает слово – резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию.
Прием «Толстые и тонкие вопросы» может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного. “Толстые и тонкие вопросы” могут быть оформлены в виде таблицы.
|
|
|
|
По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В левой колонке - вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. Таблицы толстых и тонких вопросов могут стать основой для исследований, дискуссий, эссе.
Прием «Ключевые слова». На стадии вызова по предложенным словам можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.
Прием «Лови ошибку». Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней: 1) явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний; 2) скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
Прием «Письмо по кругу» предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.
Прием «Пометки на полях» работает на стадии осмысления. Во время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения статьи делать в тексте пометки. Учителю необходимо предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведенное на работу, проверить работу. Маркировочные пометки: знаком «V» отмечают информацию, которая известна ученику; знаком «+» отмечают новую информацию, новые знания; знаком «?» отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений. После прочтения текста учащиеся заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу знаков маркировки.
|
|
|
Данный прием требует от ученика активного и внимательного чтения. Использование маркировочных знаков помогает соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
Прием «Написание эссе» реализуется на стадии рефлексии. Эссе - это произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам. Если работа проходит на уроке, заранее оговариваются временные границы ее выполнения: 5, 10, 15, 20 минут. В зависимости от цели написания отбирается автором и содержание. В любом случае эссе - художественная форма размышления, подталкивающая ученика обратиться к собственному, может быть и противоречивому, опыту.
Это лишь небольшая часть методических приемов, связанных с формированием критического мышления. Технология развития критического мышления через чтение и письмо дает возможность личностного роста школьника, приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Она представляет собой набор особых приемов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей. Помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий.
Атаманова Светлана Юрьевна,
учитель начальных классов
Первомайского филиала ГБОУ СОШ с.Подбельск
м.р.Похвистневский Самарской области
Список использованной литературы
- Еремеева Е.М. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) при обучении русскому языку [Электронный ресурс]. – Доступ в режиме: http: // festival. 1september.ru/articles/580663/
- Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2010.
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Стандарты второго поколения. В 2 ч. Ч. 1. [Текст] – М.: Просвещение, 2010.
- Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Кафедра открытых образовательных технологий [Электронный ресурс]. – Доступ в режиме: http: // www.oot – kaf.ru / oot / rkmhp.html
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения [Текст]. – М.: Просвещение, 2010.
- Формы профессионального обучения педагогов: мастер-классы, технологические приемы [Текст] / автор-составитель Т.В.Хуртова. – Волгоград: Учитель, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование здоровьесберегающих технологий в практической деятельности учителя начальных классов"
В помощь учителю начальных классов для использования здоровьесберегающих технологий в своей работе....
Использование здоровьесберегающих технологий в практической деятельности учителя начальных классов.
В помощь учителю начальных классов....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ – ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ (мастер-класс в рамках программы "1 ученик - 1 компьютер".
Родительское собрание в рамках "1 ученик - 1 компьютер"...
Мастер-класс по теме "Технология РКМЧП в деятельности учителя начальных классов"
Мастер-класс как интерактивная форма профессионального взаимодействия педагогов....
Мастер-класс по теме "Технология РКМЧП в деятельности учителя начальных классов"
Мастер-класс как интерактивная форма взаимодействия педагогов....
Здоровьесберегающие технологии в практической деятельности учителя начальных классов.
Здоровьесберегающие технологии, основанные на двигательной активности детей, музыкотерапии, сказкотерапии....
Информационные технологии в педагогической деятельности учителя начальных классов
Правительство повсеместно внедряет компьютерные технологии и в школы, а значит, и учителю необходимо владеть данными компетентностями. Отсюда проблема: как со...