Мастер - класс "Технологии альтернативного образования"
материал по теме

Учителем предложен материал ( анкеты, тесты, фрагмент задания по математике)  для проведения мастер - класса среди учителей начальных классов  по теме "Технологии альтернативного образования".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx30.58 КБ

Предварительный просмотр:

   

       МАСТЕР  - КЛАСС

                       по теме:                          « Технологии  альтернативного  

                 образования»  

      Учителя  высшей  категории 

     Чернышевой М.Н.    

Концепция модернизации российского образования относит способность человека к ответственному выбору  жизненного пути    наряду с осознанием роли и места образования в  становлении личности ,  мобильностью и   творчеством   -  к важнейшим характеристикам качества  современного образования.

В этих условиях  первостепенное значение приобретают  социализирующие компетенции   младшего школьника. Я  ориентируюсь  на формирование  следующих ключевых   компетенций у младших школьников :

  1. способность соотносить имеющиеся возможности (ресурсы) и требования тех или иных жизненных ситуаций ;
  2. готовность  избирать те сферы применения своих сил , в которых достижение успеха представляется наиболее вероятным;
  3. способность действовать в конфликтной ситуации :  находить пути решения проблем имеющимися средствами;
  4. умение  анализировать сущность и выделять существенное и несущественное в предлагаемых вариантах действий ;
  5. дивергентность мышления , направленную на мысленное  проигрывание нескольких вариантов развития событий;
  6. способность  диверсифицировать собственную деятельность , выделять в ней различные варианты  развития событий ;
  7. умение устанавливать причинно-следственные связи  применительно к категориям собственной деятельности.

Обобщенно эти компетенции характеризуются  как  способность  младшего школьника  действовать в быстро меняющихся условиях бытия.

Определение.  Ситуация выбора – это спроектированный учителем элемент (этап) образовательного процесса, когда обучающиеся поставлены перед необходимостью  отдать предпочтение одной из альтернатив.

Составьте определение ситуации выбора  , используя слова-подсказки из списка* :

*) можно менять формы слова, падежи и др.

  1. альтернатива
  2. необходимость
  3. обучающиеся
  4. предпочтение
  5. проектирование
  6. процесс
  7. элемент

1 . С помощью  каких   средств   создаются ситуации выбора ?

Выберите 5 педагогических  средства, являющихся, с Вашей точки зрения, наиболее эффективными при создании ситуаций   выбора с точки зрения  личности обучающегося :

  1. анализ и оценка решений, ответов, текстов  самим учеником;
  2. включение обучающихся в различные формы досуговой деятельности (кружки, секции, клубные объединения);
  3. выбор    обучающимися   формы  представления    результата   учебного  процесса по итогам учебного  года (творческий отчет, выставка….);
  4. выполнение решения учебных задач несколькими способами;
  5. дифференциация  и индивидуализация    учебных  заданий;
  6. дифференциация и индивидуализация при   оценке обученности;
  7. задания на конструирование нового  объекта  из предложенных элементов;
  8. индивидуальное и групповое консультирование (учителем, более подготовленными обучающимися);
  9. использование   современной  образовательной  технологии проблемного  обучения;
  10. использование  современной образовательной  технологии моделирующего (игрового) обучения;
  11. использование альтернативных  систем оценки   фактической обученности;
  12. насыщение образования исследовательскими заданиями;
  13. ориентация учебного процесса на формирование опыта  межличностного  взаимодействия; обучение такому взаимодействию;
  14. полноценное использование  современных  УМК, основанных на компетентностном подходе;
  15. работа в группах, парах сменного состава…;
  16. развитие у обучающихся  опыта рефлексии, самоанализа и самооценки;
  17. разработка и презентация  (группой, всем классом) учебного  проекта;
  18. разработка и презентация портфолио  обучающихся, класса, группы…;
  19. тесты с выбором   ответа из нескольких альтернатив;
  20. тесты-дополнения;

2.  Каждой группе предлагается задача по математике:

          Выберите:

 -самый рациональный способ решения задачи,

 -самый подробный ,

-самый оригинальный.              

Когда в  магазине продали 2 ящика яблок по 10 кг в каждом ,то  осталось продать в 3 раза больше, чем уже продали. Сколько кг яблок привезли в магазин?

             1 способ  :                                                                  

1)10 .  2 = 20 (кг)- продали                                      

2) 20 .3 = 60 (кг)-осталось продать                      

3)20+ 60 = 80( кг)      

                                               

2способ:                                                                        3 способ:                                                                                        

 1)2. 3 = 6 ( ящ)-осталось продать                        1) 2. 3 = 6 ( ящ)-осталось продать                

 2) 2+6 = 8 (ящ) -всего                                             2) 6 .10= 60( кг)-осталось продать                

  3)8 . 10= 80( кг)                                                        3) 2 .10= 20 ( кг)-продали        

                                                                                     4) 60+20=80(кг)        

             

4  способ:                                                                           5 способ:

1)1+ 3 = 4 (мерки) – привезли                              1) 10 .  2 = 20 (кг)- продали

2)2 .  4= 8 (ящ)                                                            2) 1+ 3 = 4 (мерки) - привезли  

3) 8 . 10= 80 (кг)                                                         3) 4 . 20 = 80 ( кг)

     3.Каждая  группа    должна  обосновать, защитить, аргументировать свой  выбор.

КАКИЕ    ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  ЭФФЕКТЫ   ВЫ  ВИДИТЕ  В    ПРАКТИКЕ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  СИТУАЦИЙ   ВЫБОРА  ?     Выберите  3  утверждения,  которые в большей   мере  соответствуют Вашему   мнению .

Включение  богатого альтернативами социального опыта в  образовательную деятельность.

Освоение учебно-логических компетенций на актуальном уровне  (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, абстрагирование  и др.).

Опыт  формирования индивидуальной образовательной траектории на основе выбора  компонентов.

Развитие информационной компетентности. Формирование представлений  о знании как  результате  реализации индивидуального выбора способов обработки и усвоения информации.

Представления  о жизни  как   игре , в которой   удачность выбора является залогом победы.

Освоение проектировочной , творческой деятельности. Признание  социальной значимости в качестве критерия успешности  собственной жизнедеятельности.

Формирование представлений о целостности образования, с одной стороны, и о различных возможных тактиках его получения, с другой.

Опыт  проектирования содержания    собственной  жизнедеятельности.

Развитие мышления через развитие  его самостоятельности, гибкости .

Освоение навыков кооперации , группового взаимодействия , способности принимать решения и нести ответственность за их реализацию. Опыт освоения различных социальных ролей. Опыт  соотнесения индивидуальной и групповой оценок деятельности.

Опыт  многообразного представления результатов деятельности в соответствии с предъявляемыми критериями. Опыт рефлексивной деятельности.

Признание конкуренции в качестве  формы учебной деятельности. Развитие  мотивации  познавательной  деятельности.

Опыт выбора оптимальных средств творческого самовыражения.

Способность к анализу собственной деятельности. Опыт выбора форм  предъявления   результатов  деятельности. Опыт предъявления  к оценке  не  форм , а сущностей освоенного содержания , т.е. не ЗУНов , а компетенций.

Опыт получения и учета психолого-педагогического  и общественного мнения о  значимости  деятельности.

4.                                 АНКЕТА  УЧИТЕЛЯ

Инструкция : выберите  10 суждений, которые характерны для Вас в  наибольшей степени.

  1. В   моих методических разработках  значительное  место занимают схемы, таблицы, диаграммы.
  2. В своей работе  самым  важным считаю  четкое выполнение  правил и инструкций.
  3. Веду дневник, в котором фиксирую самые важные события в моей жизни.
  4. Верю : кто владеет информацией, - тот владеет миром».
  5. Если есть проблемы , - значит есть простор для развития и совершенствования.
  6. Каждый учитель нуждается   в оценке своего труда.
  7. Люблю придумывать несуществующее, например – проект   школы 21 века или  необычный урок.
  8. Ничто так не украшает человека , как способность спорить и  отстаивать свою точку зрения.
  9. Отрицательно   отношусь к тем коллегам , которые невнимательно и неаккуратно относятся к созданию своего   портфолио.
  10. Очень часто  бываю несогласна  с  тем или иным решением руководства.
  11. После каждого урока проигрываю его в уме и думаю : «а можно было еще и такое-то сделать…».
  12. При  чтении книги   стараюсь запомнить основную идею, понять общую канву  изложения.
  13. При возникновении   разногласий в коллективе стараюсь  согласовать позиции, прийти к консенсусу.
  14. Придерживаюсь мнения, что истина рождается в споре.
  15. Сомневаюсь, что  все законы   необходимо выполнять в полной мере.
  16. Стремлюсь к тому , чтобы адекватно оценивать   свой вклад в  развитие   педагогического  коллектива.
  17. Стремлюсь поделиться своими идеями и находками   с  коллегами.
  18. Уважаю людей, которые  могут мыслить нестандартно, творчески.
  19. Чтобы развиваться , необходимо постоянно сравнивать   прошлое и настоящее , цели и фактические   результаты.
  20. Я, как правило,    стараюсь увидеть причину и последствия каждого  своего действия.

                             КЛЮЧ для обработки анкеты:

1.Идейный вдохновитель,  источник идей,  выдумщик, стремится к прогнозированию, предположению того, что может произойти ; этот человек мыслит абстрактными категориями поэтому   ему легко удается «придумывание», конструирование, моделирование, ведь он не увязает в частностях, в деталях. Неисправимый оптимист.

  1. При чтении книги   стараюсь запомнить основную идею, понять общую канву  изложения.
  2. Люблю придумывать несуществующее, например – проект   школы 21 века или  необычный урок.
  3. Уважаю людей, которые  могут мыслить нестандартно, творчески.
  4. После каждого урока проигрываю его в уме и думаю : «а можно было еще и такое-то сделать…».
  5. Стремлюсь поделиться своими идеями и находками   к коллегами.

2.Организатор-секретарь, хороший исполнитель, способен четко исполнять алгоритмы и правила, следовать инструкциям. Выступает координатором там , где необходимы согласования и  консенсус. Секретарь, - человек , который  четко и   адекватно  фиксирует хорд событий, практически на них не влияя.  Владеет массой  информации, является источником знаний, которые ему  преподнесли (дали).  Секретарь необходим в любом коллективе  так же как  Повесть временных  лет  в истории России. Без секретаря потомки никогда не узнают о великих  деяниях нашего коллектива. Его важнейшая ценность – непоколебимая вера  в силу закона. Для этого человека порядок – мерило жизни.

  1. В своей работе  самым  важным  четкое выполнение  правил и инструкций.
  2. Отрицательно   отношусь к тем коллегам , которые невнимательно и неаккуратно относятся к созданию своего   портфолио.
  3. Веду дневник, в котором фиксирую самые важные события в моей жизни.
  4. При возникновении   разногласий в коллективе стараюсь  согласовать позиции, прийти к консенсусу.
  5. Верю : кто владеет информацией, - тот владеет миром».

3.Буддирующий (расшатывающий) элемент в коллективе, немного  анархист (т.е. не признает законов), любит спорить , всегда  выражает несогласие,  ищет и озвучивает противоречия, критически относится ко всему окружающему. Ничему и никому не верит абсолютно. В  несогласии видит гармонию, а в проблемах – источник  вдохновения и роста.

  1. Очень часто  бываю несогласна  с  тем или иным решением руководства.
  2. Сомневаюсь, что  все законы   необходимо выполнять в полной мере.
  3. Придерживаюсь мнения, что истина рождается в споре.
  4. Если есть проблемы , - значит есть простор для развития и совершенствования.
  5. Ничто так не украшает человека , как способность спорить и  отстаивать свою точку зрения.

4.Аналитик , человек , который   соотносит цели и фактические результаты, дает суждение об эффективности  деятельности. Любит сравнивать, сопоставлять, классифицировать. В установлении причинно-следственных связей   видит   глубокий смысл, связывая его с личными жизненными успехами и  развитием всего коллектива.  

  1. Чтобы развиваться , необходимо постоянно сравнивать   прошлое и настоящее , цели и фактические   результаты.
  2. В   моих методических разработках  значительное  место занимают схемы, таблицы, диаграммы.
  3. Каждый учитель нуждается   в оценке своего труда.
  4. Я, как правило,    стараюсь увидеть причину и последствия каждого  своего действия.
  5. Стремлюсь к тому , чтобы адекватно оценивать   свой вклад в  развитие   педагогического  коллектива.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по изготовлению альтернативной ёлочки "Живи,ёлочка!"

Интегрированное мероприятие по экологии, технологии и окружающему миру , мастер-класс по изготовлению альтернативной ёлочки....

Средства альтернативной коммуникации, как условия организации инклюзивного образования для детей с расстройством аутистического спектра

в данной статье раскрыты трудности в организации обучения детей с аутизмом и создание специальных условий в рамках класса и школы....

Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация"для обучающихся 2 Д класса (адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2

Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся 2 классов является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования ...

Альтернативное образование vs Традиционное образование

Мое мнение об альтернативном и традиционном образовании....

Мастер-класс. Альтернативная ёлочка

Республиканская природоохранная акция                    «Сохраним леса Байкала» Акция «Не рубите ёлочку» Масте...

Мастер-класс «Использование учителем альтернативных электронных ресурсов как основа для разработки авторских методических материалов ИКТ» (заседание методического объединения учителей)

Использование учителем альтернативных электронных ресурсов как основа для разработки авторских методических материалов ИКТ  было представлено как часть заседания методического объединения учителе...