Программа коррекционных занятий по предмету "Ступени развития" для 1 - 4 классов
рабочая программа на тему
Содержание индивидуальных и групповых коррекционных занятий, реализованных на уроках «Ступени развития», разделено на блоки: I класс - «Обеспечение успешности адаптации к школьному обучению», II класс - «Коррекция и развитие познавательных процессов», III класс - «Тренировка и развитие познавательных процессов», IV класс - «Формирование коммуникативных умений, тренировка и развитие самоконтроля, самооценки и самопроверки» (подготовка к переходу в среднее звено школы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_.docx | 892.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Казенное образовательное учреждение Омской области
«Большеуковская специальная (коррекционная) школа-интернат
для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
с ограниченными возможностями здоровья VIII вида».
Программа
коррекционных занятий
для учащихся 1-4 классов
по предмету
«Ступени развития»
Составили:
Тарасова В.В.
учитель начальных классов
Фрихерт Г.И.
учитель начальных классов
с. Большие Уки — 2013 г.
Пояснительная записка
При обучении детей в школе необходимо учитывать не только уровень их знаний и умений, но и функциональное состояние сенсорных систем, а также особенности общего психического развития каждого ребенка. Усвоение программы школы VIII вида предполагает определенный уровень психического развития ребенка. Ученые А. А. Дмитриев и С. И. Веневцев отмечают, что у детей с нарушенным интеллектом наблюдается наличие разнообразных дефектов психического недоразвития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии, выраженные в большей или меньшей степени:
- бедный запас знаний и представлений об окружающем;
- недостаточное развитие произвольных форм поведения;
- эмоциональная неустойчивость, недифференцированность эмоциональных реакций;
- недоразвитие регуляторных процессов;
- недостатки внимания;
- неустойчивая работоспособность;
- нейродинамические нарушения;
- длительность приёма и переработки сенсорной и перцептивной информации;
- нарушения зрительно-пространственного восприятия;
- несформированность перцептивных умений;
- снижение познавательной активности;
- несформированность основных интеллектуальных операций;
- трудности в овладении понятиями;
- недостаточность регулятивной функции речи;
- недоразвитие речевой деятельности: трудности номинации, построения фраз, связного высказывания и др.;
- недостаточность межанализаторных взаимодействий;
- несформированность графомоторных навыков;
- слабое владение символической деятельностью;
- недостаточное эмоционально-личностное развитие (повышенный эгоцентризм, отсутствие децентрации в ситуациях общения).
Для сенсорного и психического развития ребенка с легкой степенью интеллектуальной недостаточности занятий только на общеобразовательных уроках мало – необходимо проведение специальных коррекционно-развивающих занятий. В Большеуковской школе-интернате школьный компонент коррекционно-развивающих занятий представлен предметом «Ступени развития». Занятия проводятся в объёме 1 час в неделю для 1 класса и 2 часа в неделю для 2-4 классов. Программа разработана на основе методических материалов Л.Ф.Тихомировой, Е.В.Ольшанской, Л. Н. Ефименковой и строится в соответствие со следующими принципами:
- принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей;
- принцип доступности, работы в зоне ближайшего развития ребёнка;
- принцип комплексности;
- принцип системности;
- принцип структурированности;
- деятельностный принцип;
- принцип коммуникативной направленности;
- принцип аффективной регуляции поведения;
- принцип сознательности деятельности ребёнка.
Целью проведения коррекционных развивающих занятий, реализуемых на уроках «Ступени развития», является преодоление недостатков познавательной сферы, личностное развитие учащихся, повышение уровня как психологической, так и функциональной готовности детей с нарушением интеллекта к школьному обучению.
Коррекционно-развивающие занятия носят элементарно-практический характер и направлены на решение основных задач:
- корректировать и развивать психические процессы: внимание, память, пространственную ориентировку, временные представления, восприятие, мышление, речь, эмоционально-волевую сферу, коррекцию мелкой моторики;
- вырабатывать коммуникативные навыки;
- формирование механизмов волевой регуляции и саморегуляции в процессе осуществления деятельности;
- повысить уровень всестороннего развития учащихся.
Данная программа опирается на основополагающее положение психологии (Рубинштейн, А. А. Дмитриев, С. И. Веневцев и др.) о том, что психика проявляется в действии и формируется в нем. В работе по программе используются предметная и игровая деятельность с постепенным увеличением объема и усложнением материала. Основными методами работы являются словесные, наглядные и практические. Коррекционная подготовка ведется при фронтальной, индивидуальной и групповой работе, попеременно фиксируя внимание то на одном, то на другом ученике. В тематическом плане предлагается примерное распределение количества часов. Педагог, работающий по данной программе, может самостоятельно распределять часы по темам программы и выбирать конкретную форму проведения занятий в зависимости от собственного педагогического опыта, уровня подготовленности учащихся и условий работы в данном классе.
Содержание индивидуальных и групповых коррекционных занятий разделено на блоки: I класс - «Обеспечение успешности адаптации к школьному обучению», II класс - «Коррекция и развитие познавательных процессов», III класс - «Тренировка и развитие познавательных процессов», IV класс - «Формирование коммуникативных умений, тренировка и развитие самоконтроля, самооценки и самопроверки» (подготовка к переходу в среднее звено школы).
Требования к учащимся предъявляются согласно требованиям к знаниям и умениям учащихся к концу учебного года, неразрывно связаны с программным планированием и решением специфической задачи специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка.
Для проведения коррекционной работы требуется специально организованная предметно-пространственная среда: функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули и др.).
На протяжении всего учебного года осуществляется контроль за развитием психомоторных навыков обучающихся. Результаты диагностики заносятся в «Листы коррекционных занятий» (2 раза в год). В начале и в конце учебного года проводится обследование уровня сформированности моторных и сенсорных процессов обучающихся (диагностические задания Тихомировой Л.Ф., Ольшанской Е.В., Н.И.Озерецкого, М.О.Гуревича). По данным мониторинга уже к концу первого года обучения по данной программе наблюдается положительная динамика в развитии познавательных способностей учащихся. На всех занятиях необходимо использовать игры или игровые моменты, поскольку этот вид деятельности в младшем школьном возрасте является наиболее оптимальным.
Программа коррекционных занятий по предмету «Ступени развития» рецензирована Т.Ю.Четвериковой, кандидатом педагогических наук, доцентом, зав. кафедрой специальной педагогики ОмГПУ. Рекомендуется для использования в практике специальных (коррекционных) школ.
Список литературы:
1. Агаева Е.Л., Дьяченко О.М. Чего на свете не бывает? – М.: Просвещение, 1991. – 64 с.
2. Ануфриева А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Ось-89, 1997. – 224 с.
3. Волкова С. Н., Столярова Н. Н. Тетрадь с математическими заданиями. – М.: Просвещение, 1994. – 158 с.
4. Ефименкова Л. Н. Формирование связной речи у детей – олигофренов. М.: Просвещение,1970. – 205 с.
5. Зак А. З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М.: Просвещение, Владос, 1994. – 320 с.
6. Зак А. З. Различия в мышлении детей. – М.: РОУ, 1992. – 128 с.
7. Касабуцкий Н.И. Давайте поиграем. – М.: Просвещение, 1991. – 79 с.
8. Клюева Н. В. Учим детей общению: характер, коммуникабельность. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
9. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1996. – 240 с.
10. Ольшанская Е. Н. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи. – М.: Первое сентября,2004. – 96 с.
11. Слободняк Н. П. Формирование эмоционально – волевой регуляции у учащихся начальной школы. – М.: Айрис Пресс, 2004. – 125 с.
12. Саляхова Л. И. Родительские собрания 1 – 4 классы. – М.: Глобус, 2007. – 315 с.
13. Степанова О. А., Рыдзе О. А. Дидактические игры на уроках в начальной школе. – М.: Сфера, 2005. – 96 с.
14. Сорокина А. И. Дидактическая игра в детском саду. – М.: Просвещение, 1982. – 98 с.
15. Симонова Л.Ф. Память. Дети 5 – 7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 144 с.
16. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 192 с.
17. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. – Ярославль: Академия развития,1998. – 256 с.
18. Фопель К. М. Как научить детей сотрудничать? – М.: Генезис, 1998. – 160 с.
19. Чистякова М. И. Психогимнастика. – М.:ВЛАДОС, 1995. – 160 с.
20. 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель» 2004. – 126 с.
21. Журналы «Начальная школа» – М.: Просвещение.
22. Научно – методические журналы «Дефектология». – Издательство «Школа-Пресс».
23. Журналы «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития». – ООО Издательство «Школьная пресса»
I КЛАСС (34 ЧАСА)
«ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСПЕШНОСТИ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»
№ п.п. | Тема занятия | Коррекционно – развивающие цели | Виды деятельности, содержание учебного материала. | Кол - во часов | Дата | |||
I четверть (9 часов) | ||||||||
I. Психогимнастика | ||||||||
1. | Игры и упражнения, способствующие снятию психоэмоционального напряжения | Создание положительного эмоционального фона, снятие напряжения, развитие дисциплинированности, развитие дружеских взаимоотношений среди детей. | Подвижные коллективные игры «Пастухи», «Толкалки без слов», «Да и нет», «Разожми кулак», и другие, дидактические игры, игры-викторины, загадки | 1 | ||||
2. | Формирование эмоциональной сферы (мимические и пантомические этюды на выражение основных и отдельных черт характера) | Научить детей различать эмоциональности ощущения, определяющих характер (хорошо, радостно, неприятно); познакомить с разными способами выражения эмоций; тренировать умения выражать эмоции в мимике. | Работа с раскраской, «покажи при по помощи мимики», работа с музыкальными отрывками, разучивание танца «Танец утят»; игра «Продолжи предложение»; работа с фотографиями (друзья, семья); игра «Твое имя». | 1 | ||||
3. | Развитие коммуникативных умений: а) развитие коммуникативной компетентности | Воспитывать позитивное отношение к товарищам, корррегировать отрицательные реакции на замечания (обидчивость, грубость); уметь слушать своего собеседника, делать выводы. | Прослушивание различных текстов, сказок (по выбору учителя) и давать оценку героям произведения; игра-загадка «Это я, это я, это все мои друзья». | 1 | ||||
б) мысли и настроение | Обучение умению выразить и понять состояние другого человека; разучивание игр, способствующих взаимодействию, сплоченности коллектива | Обвести наглядные образы, символизирующие разные настроения; упражнение «Мысли и настроения». | 1 | |||||
в) мысли управляют поступками | Дать представление о взаимосвязи, существующей между мыслями и настроением, между мыслями и поведением. | Анализ ситуаций «История о том, как Топтыжку дразнили»; Игра «Я справлюсь». | 1 | |||||
4. | Формирование волевой сферы: принятие позиции школьника а) я в школе | Научить детей управлять своим настроением, искать выход из трудных ситуаций, познакомить детей друг с другом, подвести к осознанию необходимости соблюдение определённых правил поведения, воспитывать культуру взаимоотношений, познакомить с принципами толерантности в различных областях. | Игры и упражнения на развитие самоконтроля, произвольности поведения и психических процессов, круговые занятия, работа в группах, игра «Кто ты, кто я?» | 1 | ||||
б) я - ученик | Подвести детей к осознанию необходимости соблюдения определённых правил поведения на уроке, способствовать установлению взаимоотношений в классе на основе понимания и дружбы | Упражнения «Даже если…», «В любом случае…»; «Секреты успеха на уроке», «Приветик», рисование по заданию | 1 | |||||
в) я - на уроке | Подвести детей к осознанию необходимости соблюдения определённых правил поведения на уроке, способствовать установлению взаимоотношений в классе на основе понимания и дружбы | Игра «Я справился», игра-упражнение «Мусорное ведро», «Рисуем картинки в уме», «Нарисуем рассказ». | 1 | |||||
г) как быть прилежным и старательным | На примерах из литературных произведений, доступных для детского восприятия, сформировать понятия «прилежный» и «старательный», дать положительную оценку данным качествам | Работа с пословицами, работа над рассказом В.Осеевой «Сыновья», чтение и анализ стихотворения С.Баруздина «О человеке и его часах», игры, анализ различных ситуаций | 1 | |||||
II четверть (7 часов) | ||||||||
д) гармонизация притязаний на признание | Формирование в детях самосознания, удовлетворение их потребности в признании, в общественной оценки | Игра «Ласковое имя», игра «Придумай подарок для соседа», игра «Заяц – хвастун», «Паровозик». | 1 | |||||
е) давайте жить дружно | Развивать навыки позитивного социального поведения, показать важность способности ладить, дружить друг с другом. | Обыгрывание различных ситуаций; дидактическая игра «Давай договоримся»; рефлексивный круг с учащимися «Я в школе» и др. | 1 | |||||
II. Развитие произвольности психических процессов | ||||||||
1. | Развитие ощущений и восприятий | |||||||
а) различение формы предмета | Учить различать форму, величину, цвет предмета, узнавать и называть предметы, формировать активность восприятия | Игра «Волшебный мешочек», «Найди картинке ее домик» и др., работа с пластилином, шаблонами, с сюжетными картинками. | 1 | |||||
б) различение величины предметов | Формировать целостное представление о предмете и его частях, учить сравнивать объекты, устанавливать сходства и различия, выделять существенные признаки предметов | Дидактическая игра «Кто в домике живет», «Цепочка», работа с пластилином, сюжетными картинками. | 1 | |||||
в) различение цвета предмета | Дифференцировать восприятие предметов по цвету, форме, увеличивать объем зрительных, слуховых, моторных восприятий | Дидактические игры «Красный – синий», «Построим пирамидку», работа с сюжетными картинками, мозаика и др. | 1 | |||||
2. | Рассматривание предметов в реальной жизни | |||||||
а) объемное макетирование | Приучать рассматривать различные предметы, анализировать, сравнивать, высказывать свои мысли и ощущения. | Работа с геометрическими фигурами, шаблонами. Раскраска изображений. Дидактические игры. Узнавание предмета среди наложений | 1 | |||||
б) плоскостное изображение | Приучать рассматривать различные предметы, анализировать, сравнивать, высказывать свои мысли и ощущения. | Работа с геометрическими фигурами, шаблонами. Раскраска изображений. Дидактические игры. Узнавание предмета среди наложений | 1 | |||||
III четверть (9 часов) | ||||||||
в) контурное изображение | Приучать рассматривать различные предметы, анализировать, сравнивать, высказывать свои мысли и ощущения. | Работа с геометрическими фигурами, шаблонами. Раскраска изображений. Дидактические игры. Узнавание предмета среди наложений | 1 | |||||
г) теневое изображение | Приучать рассматривать различные предметы, анализировать, сравнивать, высказывать свои мысли и ощущения. | Работа с геометрическими фигурами, шаблонами. Раскраска изображений. Дидактические игры. Узнавание предмета среди наложений | 1 | |||||
3. | Развитие разных свойств внимания | |||||||
а) развитие устойчивости внимания | Развивать быстроту переключаемости внимания, увеличивать объем внимания | Дидактические игры «Что изменилось?», «Кто больше увидит», «Найди ошибку». | 1 | |||||
б) развитие распределения внимания | Воспитывать устойчивость внимания, учить распределять внимание | Игры «Замри», «Бывает – не бывает», «Повтори за мной», выполнение упражнений по заданию | 1 | |||||
в) развитие объема внимания | Развивать силы внимания (не замечать посторонних раздражителей),увеличивать объем внимания | Игры «Летает – не летает», «Чья это тень», настольные игры «Мозаика», «Пазлы», лепка, рисование. | 1 | |||||
4. | Развитие памяти. | |||||||
а) развитие зрительной памяти | Формирование личных мотивов запоминания, умение создавать установку на длительное и прочное запоминание, умение выделять и называть группы однородных предметов | Дидактические игры «Внимательные глазки», «Почтальоны», «Снежная буря», работа с демонстрационными таблицами, предметами (игрушки, учебные вещи и др.) | 1 | |||||
б) развитие слуховой памяти | Формирование полноты воспроизведения словесного материала, умение пользоваться планом ответа, умение воспроизводить словесный материал близко к тексту, умение запоминать и воспроизводить стихи, тексты | Заучивание стихов А. Барто, С. Маршака и др. со слов учителя, прослушивание и воспроизведение сказок, анализ услышанного. | 1 | |||||
в) развитие логической памяти | Развивать словесно-логиическую образную память, работать над усвоением знаний, умений, навыков при помощи произвольного сознательного запоминания. | Игры «Потемки», «Вкус и цвет», «Настроение Марины», «Слова и картинки», настольные игры «Детское домино», «Мозаика», «Пазлы». | 1 | |||||
5. | Развитие и коррекция разных видов мышления | |||||||
а) развитие наглядно-действенного мышления | Формирование умения рассуждать, активизировать мыслительную деятельность, развивать последовательность мышления | Игровые задания на сравнение, обобщение, группировку предметов; словесно-логическое описание предмета по заданной таблице (предмет – цвет – форма - величина - материал - свойства – вид). | 1 | |||||
IV четверть (8 часов) | ||||||||
б) развитие наглядно-образного мышления | Учить различать предметы по цвету, форме, величине, качеству, формировать умение распознавать сходные предметы, находить сходные и отличительные признаки. | Игровые задания, осуществляемые на уровне конкретных понятий; дидактические игры «Бывает – не бывает», «Зачем и почему?» и др. | 1 | |||||
в) развитие словесно-логического мышления | Развитие способности к установлению причинно-следственных связей, умения рассуждать; формирование мыслительных процессов обобщения, умения выделять существенные признаки предметов и классифицировать их. | Игровые задания, осуществляемые на уровне конкретных понятий; дидактические игры «Бывает – не бывает», «Зачем и почему?» и др. | 1 | |||||
5. | Развитие речи | |||||||
а) уровень сформированности фонетико-фонематических процессов | Развитие овладением навыков чтения и письма, связной речи; развитие мыслительных процессов, устойчивости и концентрации внимания, обогащение словарного запаса; развитие связной речи и коммуникативных умений. | Упражнения «Продолжить цепочку слов», «Замени один звук на другой», «Соедини слоги», «Составь слово», работа с детским кроссвордом, разгадывание загадок и др. | 1 | |||||
б) пассивная речь (речепонимание) | Развитие овладением навыков чтения и письма, связной речи; развитие мыслительных процессов, устойчивости и концентрации внимания, обогащение словарного запаса; развитие связной речи и коммуникативных умений. | Подробное объяснение слов, объяснение сравнительных выражений (вешать нос, вешать голову и т.д.), объяснение доступных для понимания пословиц и поговорок (без труда не вынешь и рыбку из пруда), отгадывание различных загадок (загадка в лесу, на улице, на кухне и т.д.) | 1 | |||||
в) словосочетания | Умение составлять словосочетания, образованные по способу согласования, управления, примыкания | Закончить предложение, изменяя глагол по числам (Ландыши пахнут и т.д.), игра «Кто самый наблюдательный», «Передай ключ», «Верни вещь хозяину» и др. | 1 | |||||
г) фразовая речь | Развитие активного и пассивного словаря, овладение основными синтаксическими единицами – словосочетание и фразой различных типов. | Дидактические игры «Один – много», «Много – один», ответы на вопросы с помощью картинок «Кто это? Что это? Что делает?»; составление рассказа, вставляя вместо точек подходящие по смыслу слова и другие упражнения. | 1 | |||||
6. | Развитие воображения | Развитие новых образов на основе преобразования имеющихся представлений; устранение причин, тормозящих и нарушающих развитие воображения, развитие аналитических и синтетических процессов | Составление по сюжетным картинкам рассказа, составление рассказа по алгоритму. | 1 | ||||
7. | Воспроизведение пространственных представлений и развитие общей моторики | Развитие общей моторики, развитие мелкой и крупной моторики рук при выполнении кинезиологических упражнений, развитие усидчивости, терпения, навыка выполнения действия по образцу, развитие воображения | Ориентировка в собственном теле, ориентировка - слева - справа, ориентировка на 180 градусов, ориентировка с поворотом на 360 градусов | 1 |
Основные требования к уровню развития учащихся 1 класса
Учащиеся 1 класса должны:
Раздел I. Психогимнастика.
- уметь различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, удивительно, страшно и т.п.);
- произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать эмоции по заданному образцу;
- понимать и различать свои лучшие эмоциональные состояния;
- уметь сопереживать (т.е. принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать, прочувствовать его эмоциональное состояние);
- уметь отвечать адекватными чувствами (т.е. в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения).
Раздел II. Развитие произвольности психических процессов.
- знать названия предметов, качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними;
- уметь совершать действия с реальными предметами после обсуждения плана действий;
- уметь использовать новые слова;
- уметь пересказать прочитанный рассказ или сказку;
- уметь описать картину,
- уметь передать свои впечатления об увиденном,
- уметь создавать сказочные образы героев произведений,
- уметь рассуждать вслух.
II КЛАСС (68 ЧАСОВ)
КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
№ п.п. | Тема занятия | Коррекционно-развивающие цели | Виды деятельности, содержание учебного материала | К - во часов | Дата | ||||||
I. Ощущение и восприятие | |||||||||||
1. | Развитие ощущения и восприятия | ||||||||||
а) развитие ощущения и восприятия | Развитие сравнительного цветоразличения, остроты зрения, полноты обозрения, специфического узнавания, узнавание предметов, предъявленных в необычном положении | Работа с пластилином, глиной, мелкими предметами (пуговицы, семена), выполнение аппликаций. | 3 | ||||||||
2. | Диагностика и развитие восприятия (по Т. Марцинковской) | Исследование степени обобщённости сенсорных эталонов, уровня интериоризации действий восприятия. | Методика «Эталоны» | 1 | |||||||
II. Развитие мыслительных процессов | |||||||||||
1. | Развитие наглядно-действенного мышления | Развитие умения строить обобщения, анализировать и синтезировать, классифицировать предметы; развитие сообразительности, умения строить последовательные умозаключения | Дидактические игры «Сделай, как я», выполнение упражнений, заданий, показанных на рисунке. | 3 | |||||||
2. | Развитие образного и логического мышления | Развитие умения строить обобщения, анализировать и синтезировать, классифицировать предметы; развитие сообразительности, умения строить последовательные умозаключения | Дидактическая игра «Четвертый лишний», работа по сюжетным картинкам, конструирование поделок. | 3 | |||||||
3. | Диагностика и развитие восприятия (по М. Ильиной, Л. Парамоновой) | Оценка наглядно-действенного мышления. Оценка образно-логического мышления | Методика «Соедини фигуры» Методика «Лишний предмет» | 1 | |||||||
III. Память | |||||||||||
1. | Развитие зрительной памяти | Развитие умения запечатлевать, сохранять и воспроизводить то, что было ранее воспринять | Заучивание стихов при помощи приема «пиктограмма», дидактические игры «Что изменилось?», «Картинки», работа по алгоритму | 3 | |||||||
2. | Развитие смысловой памяти | Развитие умения запечатлевать, сохранять и воспроизводить то, что было ранее воспринять | Повторить фразы, выполнить упражнения по картинке, дидактические игры «Чей детеныш?», «Я положил в мешочек», упражнения на запоминание цифр, букв, слов. | 3 | |||||||
3. | Развитие механической памяти | Развитие умения запечатлевать, сохранять и воспроизводить то, что было ранее воспринять | Выполнение различных упражнений (зачитываются слова из двух столбиков, затем - слова из первого, ребенок называет пару), заучивание стихов, загадывание загадок, работа по алгоритму. | 3 | |||||||
4. | Диагностика и развитие восприятия (по Т. Марцинковской) | Оценка кратковременной и долговременной памяти | Методика «10 слов» | 1 | |||||||
IV. Развитие воображения | |||||||||||
1. | Развитие вербального (словесного) воображения | Развитие воображения и творческих способностей детей; воспитывать эмоциональность, богатство фантазии | Составление рассказа по сюжетным картинкам, по заданной теме, игра «Доскажи словечко», «это я и все мои друзья» и др. | 3 | |||||||
2. | Развитие невербального воображения | Развитие воображения и творческих способностей детей; воспитывать эмоциональность, богатство фантазии | Выполнение рисунков по заданной теме, выбору ребенка, работа с пластилином, глиной; дидактическая игра «Комбинирование», «Точки». | 3 | |||||||
3. | Диагностика и развитие восприятия (по М. Ильиной, Л. Парамоновой) | Оценка вербальной и невербальной фантазии. | Методика «Вербальная (словесная) фантазия» - придумать рассказ, историю, сказку о каком-либо живом существе. Методика «Невербальная фантазия» - придумать и нарисовать картинку, вылепить фигуру из пластилина. | 1 | |||||||
V. Развитие речи | |||||||||||
1. | Разговорная речь, диалог | Развивать речевую активность с различными формами деятельности (игра, рисование, лепка); развитие стимула к речевому общению на эмоциональной основе. | Игры «Гуси – гуси», «Зайцы», «Кто умеет» и др., ролевые диалогические игры, различные потешки. | 3 | |||||||
2. | Связная речь (монологическая) | Формирование связного последовательного изложения мыслей, логической связи всех частей изложения, оформление речи по грамматическим законами данного языка; учить видеть окружающее, наблюдать, делать обобщения. | Словесные описания различных предметов, явлений, картин; задание-игра «Где мы были, мы не скажем», отгадывание загадок, с объяснением отгадок; «Кто живет у нас в сарае», картинка – ответ и др. | 3 | |||||||
3. | Средства выразительного оформления фразы | Работать над интонационной бедностью, случайностью пауз, неправильностью ударений, отсутствием или недостаточностью эмоциональной окраски, ускоренным или замедленным темпом речи; формирование осмысления содержания произведения. | Прослушивание записей мастеров художественного слова; упражнения в расстановке пауз; игры с инсценировками, скороговорка-загадка «Летели галки», «У норы» и др. | 3 | |||||||
4. | Активная речь | Развитие овладением навыков чтения и письма, связной речи; развитие мыслительных процессов, устойчивости и концентрации внимания, обогащение словарного запаса; развитие связной речи и коммуникативных умений. | Разучивание и проговаривание считалок, чистоговорок, игры в слова (на кухне, на улице, на прогулке),дидактические игры «Моя половина – твоя половина» (вело-сипед, крокодил и т.д.), «Кто летает – что летает» и т.д. | 3 | |||||||
5. | Развитие связной речи | Развитие овладением навыков чтения и письма, связной речи; развитие мыслительных процессов, устойчивости и концентрации внимания, обогащение словарного запаса; развитие связной речи и коммуникативных умений. | Составление описательных рассказов по сюжетным картинкам; составление рассказов из жизни; игры «Пойми меня», «Отгадай, на что я смотрю» и т.д. | 3 | |||||||
6. | Диагностика и развитие речи (по О. Ермоленко) | Оценка владением речью. | Методика « Развитие речи» (Пассивная речь, активная речь, связная речь) | 1 | |||||||
VI. Совершенствование движений и сенсомоторного развития | |||||||||||
1. | Пальчиковые игры (выкладывание букв) | Развитие мелкой и крупной моторики рук при выполнении кинезиологических упражнений, развитие усидчивости, терпения, навыка выполнения действия по образцу, развитие воображения. | Работа с мозаикой, семенами, мелкими орешками, кусочками бумаги и др. составление букв из различных материалов по образцу и самостоятельно | 3 | |||||||
2. | Игры с пластилином | Развитие мелкой и крупной моторики рук при выполнении кинезиологических упражнений, развитие усидчивости, терпения, навыка выполнения действия по образцу, развитие воображения. | Чтение сказки и выполнение из пластилина героев произведения; вылепливание отгадок на загадки; вылепливание фигурок несуществующих животных и т .д. | 3 | |||||||
3. | Игры с бумагой | Развитие мелкой и крупной моторики рук при выполнении кинезиологических упражнений, развитие усидчивости, терпения, навыка выполнения действия по образцу, развитие воображения. | Выполнение различных фигурок (прием оригами), вырезание различных фигурок, плетение ковриков из бумажных полосок и т.д. | 3 | |||||||
4. | Игры с карандашом, крупой, бусами | Развитие мелкой и крупной моторики рук при выполнении кинезиологических упражнений, развитие усидчивости, терпения, навыка выполнения действия по образцу, развитие воображения. | Сортирование бус, крупы, вращение между двумя ладонями карандаша, бус; нанизывание на нитки бус и др. | 2 | |||||||
5. | Поделки из природного материала | Развитие мелкой и крупной моторики рук при выполнении кинезиологических упражнений, развитие усидчивости, терпения, навыка выполнения действия по образцу, развитие воображения. | Выполнение аппликаций, поделок из природного материала | 3 | |||||||
6. | Игры с нитками, веревочками | Развитие мелкой и крупной моторики рук при выполнении кинезиологических упражнений, развитие усидчивости, терпения, навыка выполнения действия по образцу, развитие воображения. | Плетение косички из ниток (закладка), завязывание узелков, завязывание банктов, шнуровка ботинок и др. | 3 | |||||||
7. | Игры со счетными палочками | Развитие мелкой и крупной моторики рук при выполнении кинезиологических упражнений, развитие усидчивости, терпения, навыка выполнения действия по образцу, развитие воображения. | Выкладывание различных предметов с использованием стихов А. Белой «Ежик», «Мышка», «Очки», Цветы», и др.; игра «Бирюльки», составление букв, слов. | 3 | |||||||
8. | Пальчиковая гимнастика | Развитие мелкой и крупной моторики рук при выполнении кинезиологических упражнений, развитие усидчивости, терпения, навыка выполнения действия по образцу, развитие воображения. | Выполнение различных упражнений в сопровождении стихов Л. Савиной «Наш малыш», «Шалун», «Зайчик» и др. | 3 | |||||||
9. | Диагностика и развитие восприятия (по Т. Марцинковской) | Исследование зрительно-моторной координации. | Методика «Бендер» | 1 |
Основные требования к уровню развития учащихся 2 класса
Учащиеся 2 класса должны:
Раздел I. Ощущение и восприятие
- узнавать, называть, дифференцировать предметы.
Раздел II. Развитие мыслительных процессов
- знать названия предметов, качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними;
- уметь классифицировать и сравнивать предметы;
- уметь выполнять действие по образцу и по словесной инструкции.
Раздел III. Память
- знать наизусть песни, потешки, стихотворения, загадки;
- знать названия предметов, качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними;
- уметь совершать действия с реальными предметами после обсуждения плана действий;
- уметь воспроизводить услышанное или увиденное ранее;.
- уметь работать по алгоритму.
Раздел IV. Развитие воображения
- произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать эмоции по заданному образцу;
- уметь составлять рассказ по сюжетной картинке, по заданной теме;
- уметь составлять сказки с простым сюжетом;
- уметь изменять сюжет сказки;
- уметь изменять правила игры.
Раздел V. Развитие речи
- уметь передать свои впечатления об увиденном;
- уметь рассуждать вслух;
- уметь высказывать свои мысли;
- уметь описывать свои ощущения;
- уметь выражать эмоции при общении.
Раздел VI. Совершенствование движений и сенсомоторного развития
- уметь использовать жесты при объяснении;
- уметь работать с мелким материалом, с карандашами, бусами;
- уметь выполнять действия по образцу.
III КЛАСС (68 ЧАСОВ)
ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
№ п.п | Тема занятия | Коррекционно-развивающие цели | Виды деятельности, содержание учебного материала | Кол-во часов | Дата |
I. Развитие свойств внимания | |||||
1. | Развитие произвольного внимания | Развитие целенаправленности внимания, развитие пространственного представления, развитие умения описать результаты работы | Упражнения на воспроизведение и сопоставление различных комбинаций фигур по образцу и по заданию. Дидактическая игра «Геометрическая картина», «Конструктор», «радужный хоровод», | 3 | |
2. | Развитие распределения внимания | Развитие сосредоточенности волевых усилий, развитие концентрации и устойчивости внимания | 3 | ||
3. | Развитие объема внимания | Развитие работать целенаправленно, развитие устойчивости внимания | Упражнение «Кто больше увидит», «Паутина», Алфавит». | 3 | |
4. | Диагностика и развитие внимания (по М. Ильиной, Л. Парамоновой) | Оценка объёма внимания, скорости его распределения и переключения. | Методика «Цифровая таблица» | 1 | |
II. Развитие произвольного восприятия | |||||
1. | Развитие слухового восприятия | Развитие точности восприятия, развитие речи, развитие фонематического слуха | Работа по осмыслению прочитанного, подбор и рисование иллюстраций к прочитанному; упражнения «Доскажи словечко»; дидактическая игра «Продолжай» | 3 | |
2. | Развитие зрительного восприятия | Различение и классификация предметов, развитие узнавания предмета по какой-то одной части | Работа с мозаикой; упражнение «Составление заданного рисунка», «Составь целое из частей», «Запомни и воспроизведи», цепочка действий. | 2 | |
3. | Развитие образной памяти | Развитие умения сравнивать, различать, анализировать | Обсуждение ситуаций «Смешные истории», «Очень правдивая история», упражнение «Пропущенные буквы» | 3 | |
4. | Диагностика и развитие восприятия (по М. Ильиной, Л. Парамоновой) | Оценка целостности восприятия, фонематического слуха. | Методика «Чтение схем-слов» | 1 | |
III. Развитие связности речи | |||||
1. | Совершенствование импрессивной и экспрессивной стороны речи | Развитие артикуляционной моторики, совершенствование грамматического строя речи | Звукопроизношение, работа по иллюстрациям, речевые игры по формированию грамматического строя речи | 3 | |
2. | Активизация словарного запаса | Умение выражать мысли с помощью жестов и мимики; развитие фонематического слуха, развитие связной речи | Закончи сказку, назови противоположность, артикуляционная гимнастика, скороговорки, чистоговорки, «Каскад слов», «Описательные рассказы», рассказы из жизни. | 3 | |
3. | Диагностика и развитие речи (по О. Ермоленко) | Оценка владением речью. | Методика « Развитие речи» (Пассивная речь, активная речь, связная речь) | 1 | |
IV. Развитие тонкой моторики | |||||
1. | Совершенствование движений и сенсомоторного развития | Развитие тактильных ощущений, кинетического и кинестического компонента двигательного акта, динамической координации движений | Самомассаж рук, комплекс движений для кистей рук и рук, рисование, штриховка, работа с раздаточным материалом из дерева и т.д., дидактическая игра «Рукоделие» | 3 | |
2. | Диагностика и развитие тонкой моторики пальцев рук (по Л.Савиной) | Исследование зрительно-моторной координации. | Методика «Коллекционирование» | 1 | |
V. Развитие мыслительных операций | |||||
1. | Выделение признаков предметов, слов, чисел | Различение предметов по форме, цвету, величине. Умение анализировать и синтезировать. | Рассматривание предметов, установление форм, величины, цвета, направление и местоположение предметов; дидактическая игра «Определи на ощупь», «Почтовый ящик», «Угадай предмет», «Поможем Незнайке». | 3 | |
2. | Определение одинаковых и различных свойств предметов, слов, чисел | Умение находить сходства и различие предметов, слов, чисел; умение сравнивать предметы; развитие четкости и стройности мышления. | Упражнение «Кто назовет больше признаков», «Формулирование определений», «Отыщи сходное» | 3 | |
3. | Классификация предметов, слов, чисел | Развивать умение давать словесную характеристику предметов и явлений; умение классифицировать по признакам и выделять свойства | Дидактическая игра «Отвечай быстро», «Ателье», «Буквенная эстафета», «Поиск аналогов», «Поиск предметов по заданным признакам», «Исключение лишнего слова». | 3 | |
4. | Развитие творческого мышления | Развитие творческого мышления, воображения, оценивание действий друзей и своих действий. | Дидактическая игра «Волшебный театр», «Скажи движением». | 3 | |
5. | Диагностика и развитие мыслительных операций (по О. Ермоленко) | Оценка мыслительных операций | Методика «Словесно-логическая» | 1 | |
VI. Развитие долговременной и кратковременной памяти | |||||
1. | Развитие зрительной памяти | Развитие зрительного восприятия, мелкой моторики кистей рук | Работа по серии сюжетных картинок, «Сравни и покажи», дидактическая игра «Установление соответствия», упражнение «Запомни фигуры», «Составь из палочек». | 3 | |
2. | Развитие слуховой памяти | Развитие сознательного запоминания | Различные виды работ со словами, пересказ услышанного | 3 | |
3. | Развитие логической памяти | Развитие целенаправленности работы, умения комментировать свою деятельность | Дидактическая игра «Ошибка в плане», упражнение «Круглый год», «Дополни ряд чисел». | 3 | |
4. | Диагностика и развитие памяти (по Т. Марцинковской) | Исследование долговременной и кратковременной памяти | Методика «10 слов» | 1 | |
VII. Развитие воображения | |||||
1. | Танцевальная психотерапия | Психологическая разгрузка, развитие воображения | «Покажи танцем» | 2 | |
2. | Предметы, которые нас окружают | Развитие внимания, воображения, связной речи | Дидактическая игра «На что похоже», «Придумай сказку». | 3 | |
3. | Активизация процессов, связанных с воображением. | Активизация воображения, создание хорошего настроения | Дидактическая игра «Дорожка», игра «Путешествуем вместе». | 3 | |
4. | Перевоплощение в сказочных героев | Умение действовать в соответствии с выбранным образцом | Дидактическая игра «Встреча сказочных героев» | 2 | |
5. | Диагностика и развитие воображения (по М. Ильиной, Л. Парамоновой) | Оценка воображения | Методика «Комбинирование» | 1 | |
VIII. Развитие эмоционально-волевой сферы | |||||
1. | Развитие и совершенствование круга культурных потребностей детей. | Умение слушать и слышать другого человека; умение найти способ и установить взаимопонимание; обучение навыкам культурного поведения | «Запутанная история», «Елочка», «Волшебство слов» Дидактическая игра, развивающая способности к самоорганизации | 3 | |
2. | Диагностика и развитие эмоционально-волевой сферы (по М. Ильиной, Л. Парамоновой) | Оценка эмоционально-волевой сферы | Методика «Домик» | 1 |
Основные требования к уровню развития учащихся 3 класса
Учащиеся 3 класса должны:
Раздел I. Развитие свойств внимания
- уметь выполнять задания по образцу, по словесной инструкции;
- уметь различать предметы и явления окружающего мира, действия и личные переживания;
Раздел II. Развитие произвольного восприятия
- уметь различать цвет и форму предметов, их пространственное отношение;
- уметь выполнять действия по образцу и словесной инструкции;
- уметь передавать в рисунке или рассказе особенности услышанного и увиденного;
- уметь выделять части из одного целого;
- уметь работать по алгоритму.
Раздел III. Развитие связности речи
- уметь передать свои впечатления об увиденном и услышанном;
- уметь рассуждать вслух;
- уметь высказывать свои мысли;
- уметь описывать свои ощущения;
- уметь выражать эмоции при общении;
- уметь выражать свои мысли с помощью жестов и мимики.
Раздел IV. Развитие тонкой моторики
- знать и выполнять движения для разминки рук и тела;
- уметь работать с раздаточным материалом, с мелким строительным материалом, с карандашами.
Раздел V. Развитие мыслительных операций
- уметь выделять основные и второстепенные признаки и свойства предметов;
- уметь различать предметы по форме, цвету, величине;
- уметь классифицировать предметы;
- оценочное суждение ситуаций.
Раздел VI. Развитие долговременной и кратковременной памяти
- уметь устанавливать соответствие между предметами и явлениями окружающей действительности;
- уметь воспроизводить, находить неточности в ранее увиденном или услышанном;
- уметь комментировать свою деятельность.
Раздел VII. Развитие воображения
- уметь составлять рассказ по сюжетной картинке, по заданной теме;
- уметь составлять сказки с простым сюжетом;
- уметь изменять сюжет сказки;
- уметь изменять правила игры;
- уметь действовать в соответствии с выбранным образом сказочных героев;
- уметь выражать свои чувства движениями, танцем.
Раздел VIII. Развитие эмоционально-волевой сферы
- уметь различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер при общении;
- понимать и различать свои эмоциональные состояния;
- уметь принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать, прочувствовать его эмоциональное состоние;
- уметь отвечать адекватными чувствами (т.е. в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения).
IV КЛАСС (68 ЧАСОВ)
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ, ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ САМОКОНТРОЛЯ,
САМООЦЕНКИ И САМОПРОВЕРКИ
(ПОДГОТОВКА К ПЕРЕХОДУ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО ШКОЛЫ)
№ п\п | Тема занятий | Коррекционно – развивающие цели | Виды деятельности, содержание учебного материала | Кол-во часов | Дата | ||
I. Формирование коммуникативной компетенции | |||||||
1. | Я и красота | Создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, повышение уверенности в себе. | Дидактическая игра «Кто помогает сохранить красоту?» Игры учебного характера. Игры, имитирующие телевизионные игры, детские игры, ролевые игры. «Авторская сказка», «Цветик - семицветик», «Угадай, кто я?» «Испорченный телефон» «Фраза по кругу» «Магазин» | 2 | |||
2. | Я и друзья | Развитие внимания, доброжелательности, готовности доставлять радость близким людям, учить вежливой форме общения, умению считаться с интересами другого | Дидактическая игра, «Какой букет цветов ты хотел (а) подарить маме (сестре, подруге, воспитателю, товарищу)?» Игровая психокоррекция трудностей общения младших школьников (Р.В. Овчаровой) | 2 | |||
3. | Мои волшебные слова | Развитие умения быть внимательным, проявлять активность мысли, сообразительность, формировать у детей нравственное представление о “вежливости”. Воспитывать культуру взаимоотношений. Развивать такие качества характера, как порядочность, умение быть ответственным за свои поступки. воспитывать умение использовать вежливые формы обращения в общении с людьми. | Дидактическая игра «Поищем и найдем волшебные слова» Вежливые слова (загадки для детей) Стихи О. Дриз «Добрые слова», «Простите» В. Юсупов | 2 | |||
4. | Письма доброго сказочника | Умение оценивать поступки, умение действовать по правилу, раскрыть детям значение слов «нельзя», «можно». На конкретных и понятных детям примерах обучить применению этих слов. Учить оценивать поступки и соотносить их со словами «нельзя», «можно». Содействовать накоплению умения согласовывать свои поступки, поведение со словами «нельзя» и «можно». Вызывать желание помогать доброму сказочнику. Учить детей участвовать в беседе, отвечать на вопросы. | Чтение сказки Катаева: ''Цветик - семицветик'' Осеевой - ''Волшебное слово'', ''Плохо '' ''Почему'' Чуковского ''Доктор Айболит'' Сказки Ш.Перро ''Фея'' Дидактические игры ''Поищем волщебные слова'', ''Письма доброго сказочника'' , ''Поиск добрых слов'', ''Встреча с добрыми, хорошими людьми''. | 3 | |||
5. | Добрые слова | Развивать умение использовать добрые (волшебные слова), умение снять нанесенную обиду, развитие самоконтроля. Формирование нравственных личностных качеств воспитанников (доброта, желание помогать людям и всему живому окружающему миру), этических норм поведения в обществе; развитие эмоционально-ценностной сферы. | Дидактическая игра «Поиски добрых слов» Игра «Не ошибись, пожалуйста!» Поэтическая игра «Словарь вежливых слов», «Где спряталось добро», «Пословицы о вежливости и доброте», игра «Дерево добрых слов» | 2 | |||
6. | Послушаем сказку | Развитие внимательности, умения оценивать и называть разные качества героев обобщение знаний и расширение представлений о русских народных сказках; развитие коммуникативных навыков, творческих способностей; создание благоприятной эмоциональной среды и психологического климата в детском коллективе. | Дидактическая игра «Позовем сказку» “Пословицы и поговорки” , “Кулямасы” , игра “Угадай-ка” | 2 | |||
7. | Мои друзья-товарищи | Развивать способность детей замечать состояние человека по его внешнему виду, настроению, развитие наблюдательности, внимания к людям, выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг; способствовать созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в процессе совместной деятельности учащихся. | Дидактическая игра «Мои друзья-товарищи», Обсуждение стихотворения А. Барто «Требуется друг», рассказа И. Турчина « Дружба». Обсуждение понятий «друг», «приятель», «товарищ». Принятие правил дружбы. | 2 | |||
8. | Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений | Обратить внимание на то, что добрые чувства, поступки, отношения и дела вызывают уважение, дружбу, любовь учить детей с помощью цвета моделировать плохое и хорошее. Способствовать формированию эмпатии, умению оценивать ситуацию и поведение окружающих. развивать умение решать нравственные ситуации, - аргументировать свои ответы. Воспитывать желание совершать добрые поступки. | Дидактическая игра «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений» Решение проблемных ситуаций. Игра-путешествие с остановками на станциях: «Добрых улыбок» «Сказочных героев» «Доброты» «Волшебных слов» «Внимательных ребят» «Спортивной остановке» «Доброй феи» «Зажги звезду» «Мультипликационной остановке». | 3 | |||
II. Язык общения | |||||||
1. | Я и имя | Воспитание доброжелательного отношения друг к другу, умение использовать разные способы выражения эмоций | Упражнения «Паровозик», «Лица», «Маски», «Жесты», рисунок «Мой друг». | 2 | |||
2. | Я и окружающие меня люди. | Развитие наблюдательности, зрительной памяти, умение описания, воспитание внимательного отношения к окружающим. | Упражнения «Опиши друга», «Тропинка», «Что значит быть внимательным», «Белые медведи», рисунок на тему «Что я видел по дороге в школу» | 2 | |||
3. | Послушайте меня. | Развитие связной речи, воспитание доброжелательного отношения к окружающим тебя людям | Рисунок «О чем я мечтаю», упражнения «Я знаю 5 имен», «Слушаем тишину», «Интонация», «Расскажи, что ты желаешь друзьям» | 2 | |||
4. | Я вежливый! | Воспитание уважительного отношения друг к другу, умение работать парами, группой | Упражнения «что можете сделать для друга», «Наказание», «Ссора», «Магазин вежливых слов», рисунок «Мой хороший поступок» | 2 | |||
5. | Как – бы я поступил. | Воспитание терпеливости, умения выслушать, иметь представление о мечте реальной и несбыточной | Упражнения «Если бы я был волшебником», «Встреча», «Царевна Несмеяна», «Сравнение», рисунок «Подарок другу» | 2 | |||
6. | Я – помощник. | Воспитание желания совершать хорошие поступки, оказывать помощь людям. | Упражнения «Лужа», «Чем я могу тебе помочь?», «Что ты будешь делать?», «Рукопожатие», рисунок «Как я помогаю дома», обсуждение рассказа «Хороший поступок» В. Осеевой | 2 | |||
7. | Я дарю радость. | Воспитание желание приносить радость близким людям Приносить людям радость. | Упражнения «Эмоции», «Цветик –многоцветик», «Краски», «Подари улыбку», «Мнение», рисунок «Подарок другу», обсуждение рассказа В. Осеевой «Случай» | 2 | |||
8. | Мои поступки | Развитие умения видеть в другом человек хорошее | Упражнения «Ступеньки слов», «Ключ», «найди ведущего», «без друга скучно»,обсуждение рассказа «так справедливее», рисунок «Мой хороший поступок» | 2 | |||
9. | Я – защитник. | Подвести к выводу: защити слабого и ты станешь сильнее | Обсуждение стихотворения А. Барто «Уехали». Упражнения «На улице», «Успокой девочку», «Угадай, чья рука», «Грустно расставаться». Рисунок того, кто нуждается в защите и помощи | 2 | |||
10. | Расскажи мне обо мне. | Формирование взаимоотношений с детьми, с самим собой | Упражнения «Я и мое имя», «Опиши одноклассника», «Ободри друга», «Как ты себя поведешь», Опросник «Узнай себя» Подласый И.П. « | 2 | |||
III. Формируем контроль и самооценку | |||||||
1. | Мысли управляют поступками | Закрепить навыки работы с позитивными мыслями, закрепить представление о том, что мысли могут управлять нашими поступками | Обсуждение ситуации «Мне плохо». Упражнения «Я –сильный», «Я – слабый». | 2 | |||
2. | Избавляемся от плохих мыслей | Знакомство со способами саморегуляции, развитие умения применять полученные навыки, изменение отношения к ситуации | Упражнения «Мусорное ведро», «Рисуем картинки в уме». | 2 | |||
3. | Чем я отличаюсь от других | Дать представление об индивидуальности, неповторимости каждого человека, самооценка | Упражнение «Игра». Обсуждение «Чем мы отличаемся друг от друга». Диагностика самооценки «Самый – самый». | 2 | |||
4. | Гармонизация притязаний на признание | Формирование в детях самосознания, удовлетворение их потребности в признании | Игра «Ласковое имя», «Заяц – хвастун», «Паровозик». | 2 | |||
5. | Как добиться удачи | Дать детям представление о понятии «успех», выработать уверенность в своих возможностях | Упражнения «Я смогу». Работа с пластилином «Звезда удачи»,ролевые игры «Знакомство», «Подари подарок», «Рисуем картинки в уме». | 2 | |||
6. | Можно и не ссориться | Дать представление о саморегуляции в критических ситуациях | Разыгрывание и обсуждение ситуаций | 2 | |||
7. | Делимся чувствами | Развивать коммуникативные навыки, вырабатывать доброжелательные отношения, учить действовать согласовано | Игра «Эхо»,упражнения «Клубочек», «Доброе животное», «Стихии». | 2 | |||
8. | Зачем нужен этикет | Формировать положительную установку на этикет и общепринятые формы поведения | Сюжетно-ролевая игра «День рождения» | 2 | |||
9. | Мостики дружбы | Развитие коммуникативных навыков, вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу, развивать положительную самооценку | Упражнения «Подари камешек», «Мостик дружбы», «Если нравится тебе, то делай так!» | 2 | |||
10. | Прогоняем злость | Предупреждение агрессивных состояний детей, обучение способам снятия агрессивных состояний | Упражнения «Воробьиные бои», «Подумай о хорошем», работа в тетради: запись высказываний. | 2 | |||
11. | Мои способности | Учить детей осознавать свои способности и возможности саморазвития, формировать желание развивать свои способности | Упражнения «Я умею», «Хочу научиться», «А вам слабо?» | 2 | |||
12. | Я и другие | Формировать в детях способности к самоанализу, способствовать возникновению у них желания самосовершенствоваться, развивать их способности понимать друг друга | Игра-упражнение «»Мне нравиться, что я…», методика-игра «Самооценка», дискуссия «Самое-самое» | 2 | |||
13. | Самопознание | Дать детям возможность осознать себя, развивать навыки самопознания и самооценки | Игра-упражнение «»Мне нравиться, что я…», методика-игра «Самооценка», дискуссия «Самое-самое» | 2 | |||
14. | Ярмарка достоинств | Закрепить навыки самоанализа, научить детей преодолевать барьеры на пути самокритики, развивать уверенность в себе | Игра «Письмо о себе». «Ярмарка достоинств» | 2 | |||
15. | Умение учиться | Обучение элементам самоконтроля при выполнении письменных работ. Выявление уровня развития внимания, зрительной памяти, самоконтроля и самооценки | Прочти слова по «горизонтали». «Перенеси в другую таблицу». «Проверь». «Найди». «Выполни по образцу» | 2 |
Основные требования к уровню развития учащихся 4 класса
Учащиеся 4 класса должны:
Раздел I. Формирование коммуникативной компетенции
- уметь анализировать ситуацию, поступки людей, высказывать свое оценочное мнение;
- уметь принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать, прочувствовать его эмоциональное состояние;
- уметь отвечать адекватными чувствами (т.е. в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения);
Раздел II. Язык общения
- уметь рассуждать вслух;
- уметь высказывать свои мысли;
- уметь описывать свои ощущения;
- уметь выражать эмоции при общении.
Раздел III. Формируем контроль и самооценку
- уметь проявлять свои чувства;
- уметь действовать согласованно;
- уметь соблюдать общепринятые формы поведения;
- уметь искать выход из затруднительной ситуации;
- уметь управлять своим настроением и поведением в различных ситуациях;
- уметь анализировать ситуацию, поступки людей, высказывать свое оценочное мнение;
- уметь принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать, прочувствовать его эмоциональное состояние;
- уметь отвечать адекватными чувствами (т.е. в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения);
- уметь выполнять самоанализ поступков, желаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционных занятий "Развитие мелкой моторики рук"
Программа предназначена для проведения коррекционных занятий с детьми с ЗПР и имеет следующую цель: ...
Программа коррекционных занятий с детьми 7 вида в 4 классе
Программа коррекционных занятий по коррекции письменной и устной речи учащихся в 4 классе содержит тематическое планирование коррекционных занятий учителя начальных классов и логопеда...
Программа. Коррекционные занятия "Память. Логика. Мышление"
Данная программа составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой М.:ВЛАДОС, 2001г.Главный принцип организации учеб...
Рабочая программа коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 1 класса
В 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида учебным планом предусмотрено проведение коррекционных занятий, направленных на преодоление недостатков психомоторной и сенсорной деятель...
Программа коррекционных занятий по русскому языку и чтению в 4 классе для детей с ОВЗ
Программа коррекционных занятий по русскому языку и чтению в 4 классе для детей с ОВЗ...
Рабочая программа коррекционных занятий с учителем - логопедом в 1-2 классах.
Рабочая программа разработана для первоклассников. Нарушения устной речи у первоклассников препятствуют полноценному обучению грамоте. Для предупреждения нарушений чтения и письма необходима профилакт...
Рабочая программа коррекционных занятий «Альтернативная коммуникация» для обучающегося первого класса с умеренной умственной отсталостью
логопедическая программа коррекционных занятий «Альтернативная коммуникация» для обучающегося первого класса с умеренной умственной отсталостью...