Программа коррекционных занятий по предмету "Ступени развития" для 1 - 4 классов
рабочая программа на тему

Фрихерт Галина Ивановна

Содержание индивидуальных и групповых коррекционных занятий, реализованных на уроках «Ступени развития», разделено на блоки: I класс - «Обеспечение успешности адаптации к школьному обучению», II класс - «Коррекция и развитие познавательных процессов», III класс - «Тренировка и развитие познавательных процессов», IV класс - «Формирование коммуникативных умений, тренировка и развитие самоконтроля, самооценки и самопроверки» (подготовка к переходу в среднее звено школы).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_.docx892.11 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное образовательное учреждение Омской области

«Большеуковская специальная (коррекционная) школа-интернат

для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

с ограниченными возможностями здоровья VIII вида».

Программа

коррекционных занятий

 для учащихся  1-4 классов

по предмету

«Ступени развития»

    Составили:

Тарасова В.В.

учитель начальных классов

Фрихерт Г.И.

учитель начальных классов

с. Большие Уки — 2013 г.

Пояснительная записка

При обучении детей в школе необходимо учитывать не только уровень их знаний и умений, но и функциональное состояние сенсорных систем, а также особенности общего психического развития каждого ребенка. Усвоение программы школы VIII вида предполагает определенный уровень психического развития ребенка. Ученые  А. А. Дмитриев и С. И. Веневцев отмечают, что у детей с нарушенным интеллектом наблюдается наличие разнообразных дефектов психического недоразвития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии, выраженные в большей или меньшей степени:

- бедный запас знаний и представлений об окружающем;

- недостаточное развитие произвольных форм поведения;

- эмоциональная неустойчивость, недифференцированность эмоциональных реакций;

- недоразвитие регуляторных процессов;

- недостатки внимания;

- неустойчивая работоспособность;

- нейродинамические нарушения;

- длительность приёма и переработки сенсорной и перцептивной информации;

- нарушения зрительно-пространственного восприятия;

- несформированность перцептивных умений;

- снижение познавательной активности;

- несформированность основных интеллектуальных операций;

- трудности в овладении понятиями;

- недостаточность регулятивной функции речи;

- недоразвитие речевой деятельности: трудности номинации, построения фраз, связного высказывания и др.;

- недостаточность межанализаторных взаимодействий;

- несформированность графомоторных навыков;

- слабое владение символической деятельностью;

- недостаточное эмоционально-личностное развитие (повышенный эгоцентризм, отсутствие децентрации в ситуациях общения).

Для сенсорного и психического развития ребенка с легкой степенью интеллектуальной  недостаточности занятий только на общеобразовательных уроках мало – необходимо проведение специальных коррекционно-развивающих занятий.  В Большеуковской школе-интернате школьный компонент коррекционно-развивающих занятий представлен предметом «Ступени развития». Занятия проводятся в объёме 1 час в неделю для 1 класса и 2 часа в неделю  для 2-4 классов. Программа  разработана на основе методических материалов Л.Ф.Тихомировой, Е.В.Ольшанской, Л. Н. Ефименковой и  строится в соответствие со следующими принципами:

- принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей;

- принцип доступности, работы в зоне ближайшего развития ребёнка;

- принцип комплексности;

- принцип системности;

- принцип структурированности;

- деятельностный принцип;

- принцип коммуникативной направленности;

- принцип аффективной регуляции поведения;

- принцип сознательности деятельности ребёнка.

Целью проведения коррекционных развивающих занятий, реализуемых на уроках «Ступени развития»,  является преодоление недостатков познавательной сферы,  личностное развитие учащихся, повышение уровня как психологической, так и функциональной готовности детей с нарушением интеллекта к школьному обучению.

Коррекционно-развивающие занятия носят элементарно-практический характер и направлены на решение  основных задач:

- корректировать и развивать психические процессы: внимание, память, пространственную ориентировку, временные представления, восприятие, мышление, речь, эмоционально-волевую  сферу, коррекцию мелкой моторики;

-  вырабатывать коммуникативные навыки;

-  формирование механизмов волевой регуляции и саморегуляции в процессе осуществления деятельности;

-  повысить уровень всестороннего развития учащихся.

Данная программа опирается на основополагающее положение психологии (Рубинштейн, А. А. Дмитриев, С. И. Веневцев и др.) о том, что психика проявляется в действии и формируется в нем. В работе по программе используются предметная и игровая деятельность с постепенным увеличением объема и усложнением материала. Основными методами работы являются словесные, наглядные и практические. Коррекционная подготовка ведется  при фронтальной, индивидуальной и групповой работе, попеременно фиксируя внимание то на одном, то на другом ученике. В тематическом плане предлагается примерное распределение количества часов. Педагог, работающий по данной программе,  может самостоятельно распределять часы по темам программы и выбирать конкретную форму проведения занятий в зависимости от собственного педагогического опыта, уровня подготовленности учащихся и условий работы в данном классе.          

Содержание индивидуальных и групповых коррекционных занятий разделено на блоки: I класс - «Обеспечение успешности адаптации к школьному обучению», II класс - «Коррекция и развитие познавательных процессов», III класс - «Тренировка и развитие познавательных процессов», IV класс - «Формирование коммуникативных умений, тренировка и развитие самоконтроля, самооценки и самопроверки» (подготовка к переходу в среднее звено школы).

Требования к учащимся предъявляются согласно требованиям к знаниям и умениям учащихся к концу учебного года, неразрывно связаны с программным планированием и решением специфической задачи специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений  VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка.

 Для проведения коррекционной работы требуется специально организованная предметно-пространственная среда: функционально ориентированные игрушки и пособия для  развития сенсомоторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей,  раскладные пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули и др.).

  На протяжении всего учебного года осуществляется контроль за развитием психомоторных навыков обучающихся. Результаты диагностики заносятся в «Листы коррекционных занятий» (2  раза в год). В начале и в конце учебного года проводится обследование уровня сформированности  моторных и сенсорных процессов обучающихся (диагностические задания  Тихомировой Л.Ф., Ольшанской Е.В., Н.И.Озерецкого, М.О.Гуревича). По  данным мониторинга  уже к концу первого года обучения  по данной  программе наблюдается положительная динамика в развитии познавательных способностей учащихся. На всех занятиях необходимо использовать игры или игровые моменты, поскольку  этот вид  деятельности в младшем школьном  возрасте является наиболее оптимальным.

Программа коррекционных занятий по предмету «Ступени развития» рецензирована Т.Ю.Четвериковой, кандидатом педагогических наук, доцентом, зав. кафедрой специальной педагогики ОмГПУ. Рекомендуется для использования в практике специальных (коррекционных) школ.

20130930_231341

Список литературы:

     

1. Агаева Е.Л., Дьяченко О.М. Чего на свете не бывает? – М.: Просвещение, 1991. –  64 с.

2. Ануфриева А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Ось-89, 1997. – 224 с.

3. Волкова С. Н., Столярова Н. Н. Тетрадь с математическими заданиями. – М.: Просвещение, 1994. – 158 с.

4. Ефименкова Л. Н. Формирование связной речи у детей – олигофренов. М.: Просвещение,1970. – 205 с.

5. Зак А. З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М.: Просвещение, Владос, 1994. – 320 с.

6. Зак А. З. Различия в мышлении детей. – М.: РОУ, 1992. – 128 с.

7. Касабуцкий Н.И. Давайте поиграем. – М.: Просвещение, 1991. – 79 с.

8. Клюева Н. В. Учим детей общению: характер, коммуникабельность. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.

9. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1996. – 240 с.

10. Ольшанская Е. Н. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи. –  М.: Первое сентября,2004. – 96 с.

11. Слободняк Н. П. Формирование эмоционально – волевой регуляции у учащихся начальной школы.  – М.: Айрис Пресс, 2004. – 125 с.

12. Саляхова Л. И. Родительские собрания 1 – 4 классы.  – М.: Глобус,  2007. – 315 с.

13. Степанова О. А., Рыдзе О. А. Дидактические игры на уроках в начальной школе. – М.: Сфера, 2005. – 96 с.

14. Сорокина А. И.  Дидактическая игра в детском саду. – М.: Просвещение, 1982. – 98 с.

15. Симонова Л.Ф. Память. Дети 5 – 7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 144 с.

16. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 192 с.

17. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. – Ярославль: Академия развития,1998. – 256 с.

18. Фопель К. М. Как научить детей сотрудничать? – М.: Генезис, 1998. – 160 с.

19. Чистякова М. И. Психогимнастика. – М.:ВЛАДОС, 1995. – 160 с.

20. 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель» 2004. – 126 с.

21. Журналы «Начальная школа»  –  М.: Просвещение.

22. Научно – методические журналы «Дефектология». –  Издательство «Школа-Пресс».

23. Журналы «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития».   –  ООО Издательство «Школьная пресса»


I  КЛАСС  (34 ЧАСА)

«ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСПЕШНОСТИ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»

№ п.п.

Тема занятия

Коррекционно – развивающие цели

Виды деятельности, содержание учебного материала.

Кол - во часов

Дата

I четверть (9 часов)

I. Психогимнастика

1.

Игры и упражнения, способствующие снятию психоэмоционального напряжения

Создание положительного эмоционального фона, снятие напряжения, развитие дисциплинированности, развитие дружеских взаимоотношений среди детей.

Подвижные коллективные игры «Пастухи», «Толкалки без слов», «Да и нет», «Разожми кулак», и другие, дидактические игры, игры-викторины, загадки

1

2.

Формирование эмоциональной  сферы (мимические и пантомические этюды на выражение основных и отдельных черт характера)

Научить детей различать эмоциональности ощущения, определяющих характер (хорошо, радостно, неприятно); познакомить с разными способами выражения эмоций; тренировать умения выражать эмоции в мимике.

Работа с раскраской, «покажи при по помощи мимики», работа с музыкальными отрывками, разучивание танца «Танец утят»; игра «Продолжи предложение»; работа с фотографиями (друзья, семья); игра «Твое имя».

1

3.

Развитие коммуникативных умений:

а) развитие коммуникативной компетентности

Воспитывать позитивное отношение к товарищам, корррегировать отрицательные реакции на замечания (обидчивость, грубость); уметь слушать своего собеседника, делать выводы.

Прослушивание различных текстов, сказок (по выбору учителя) и давать оценку героям произведения; игра-загадка «Это я, это я, это все мои друзья».

 1

б) мысли и настроение

Обучение умению выразить и понять состояние другого человека; разучивание игр, способствующих взаимодействию, сплоченности коллектива

Обвести наглядные образы, символизирующие разные настроения; упражнение «Мысли и настроения».

1

в) мысли управляют поступками

Дать представление о взаимосвязи, существующей между мыслями и настроением, между мыслями и поведением.

Анализ ситуаций «История о том, как Топтыжку дразнили»;

Игра «Я справлюсь».

1

4.

Формирование волевой сферы: принятие позиции школьника

а) я в школе

Научить детей управлять своим настроением, искать выход из трудных ситуаций, познакомить детей друг с другом, подвести к осознанию необходимости соблюдение определённых правил поведения, воспитывать культуру взаимоотношений, познакомить с принципами толерантности в различных областях.

Игры и упражнения  на развитие самоконтроля, произвольности поведения и психических процессов, круговые занятия, работа в группах, игра «Кто ты, кто я?»

1

б) я - ученик

Подвести детей к осознанию необходимости соблюдения определённых правил поведения на уроке, способствовать установлению взаимоотношений в классе на основе понимания и дружбы

Упражнения «Даже если…», «В любом случае…»; «Секреты успеха на уроке», «Приветик», рисование по заданию

1

в) я - на уроке

Подвести детей к осознанию необходимости соблюдения определённых правил поведения на уроке, способствовать установлению взаимоотношений в классе на основе понимания и дружбы

Игра «Я справился», игра-упражнение «Мусорное ведро», «Рисуем картинки в уме», «Нарисуем рассказ».

1

 г) как быть прилежным и старательным

На примерах из литературных произведений, доступных для детского восприятия, сформировать понятия «прилежный» и «старательный», дать положительную оценку данным качествам

Работа с пословицами, работа над рассказом В.Осеевой «Сыновья», чтение и анализ стихотворения С.Баруздина «О человеке и его часах», игры, анализ различных ситуаций

1

II четверть (7 часов)

д) гармонизация притязаний на признание

Формирование в детях самосознания, удовлетворение их потребности в признании, в общественной оценки

Игра «Ласковое имя», игра «Придумай подарок для соседа», игра «Заяц – хвастун», «Паровозик».

1

е) давайте жить дружно

Развивать навыки позитивного социального поведения, показать важность способности ладить, дружить друг с другом.

Обыгрывание различных ситуаций; дидактическая игра «Давай договоримся»; рефлексивный круг с учащимися «Я в школе» и др.

1

II. Развитие произвольности психических процессов

     1.

Развитие ощущений и восприятий

а) различение формы предмета

Учить различать форму, величину, цвет предмета, узнавать и называть предметы, формировать активность восприятия

Игра «Волшебный мешочек», «Найди картинке ее домик» и др., работа с пластилином, шаблонами, с сюжетными картинками.

1

б) различение величины предметов

Формировать целостное представление о предмете и его частях, учить сравнивать объекты, устанавливать сходства и различия, выделять существенные признаки предметов

Дидактическая игра «Кто в домике живет», «Цепочка», работа с пластилином, сюжетными картинками.

1

в) различение цвета предмета

Дифференцировать восприятие  предметов по цвету, форме, увеличивать объем зрительных, слуховых, моторных восприятий

Дидактические игры «Красный – синий», «Построим пирамидку», работа с сюжетными картинками, мозаика и др.

1

     2.

Рассматривание  предметов в реальной жизни

а) объемное макетирование

Приучать рассматривать различные предметы, анализировать, сравнивать, высказывать свои мысли и ощущения.

Работа с геометрическими фигурами, шаблонами. Раскраска изображений. Дидактические игры. Узнавание предмета среди наложений

1

б) плоскостное изображение

Приучать рассматривать различные предметы, анализировать, сравнивать, высказывать свои мысли и ощущения.

Работа с геометрическими фигурами, шаблонами. Раскраска изображений. Дидактические игры. Узнавание предмета среди наложений

 1

III четверть (9 часов)

в) контурное изображение

Приучать рассматривать различные предметы, анализировать, сравнивать, высказывать свои мысли и ощущения.

Работа с геометрическими фигурами, шаблонами. Раскраска изображений. Дидактические игры. Узнавание предмета среди наложений

 1

г) теневое изображение

Приучать рассматривать различные предметы, анализировать, сравнивать, высказывать свои мысли и ощущения.

Работа с геометрическими фигурами, шаблонами. Раскраска изображений. Дидактические игры. Узнавание предмета среди наложений

 1

3.

Развитие разных свойств внимания

а) развитие устойчивости внимания

Развивать быстроту переключаемости внимания, увеличивать объем внимания

Дидактические игры «Что изменилось?», «Кто больше увидит», «Найди ошибку».

 1

б) развитие распределения

внимания

Воспитывать устойчивость внимания, учить распределять внимание

Игры «Замри», «Бывает – не бывает», «Повтори за мной», выполнение упражнений по заданию

1

в) развитие объема внимания

Развивать силы внимания (не замечать посторонних раздражителей),увеличивать объем внимания

Игры «Летает – не  летает», «Чья это тень», настольные игры «Мозаика», «Пазлы», лепка, рисование.

1

4.

Развитие памяти.

а) развитие зрительной памяти

Формирование личных мотивов запоминания, умение создавать установку на длительное и прочное запоминание, умение выделять и называть группы однородных предметов

Дидактические игры «Внимательные глазки», «Почтальоны», «Снежная буря», работа с демонстрационными таблицами, предметами (игрушки, учебные вещи и др.)

1

б) развитие слуховой памяти

Формирование полноты воспроизведения словесного материала, умение пользоваться планом ответа, умение воспроизводить словесный материал близко к тексту, умение запоминать и воспроизводить  стихи, тексты

Заучивание стихов А. Барто, С. Маршака и др. со слов учителя, прослушивание и воспроизведение сказок, анализ услышанного.

1

в) развитие логической памяти

Развивать словесно-логиическую образную память, работать над

усвоением знаний, умений, навыков при помощи произвольного сознательного запоминания.

Игры «Потемки», «Вкус и цвет», «Настроение Марины», «Слова и картинки», настольные игры

«Детское домино», «Мозаика», «Пазлы».

1

5.

Развитие и коррекция разных видов мышления

а) развитие наглядно-действенного мышления

Формирование умения рассуждать, активизировать мыслительную деятельность, развивать последовательность мышления

Игровые задания на сравнение, обобщение, группировку предметов; словесно-логическое описание предмета по заданной таблице (предмет – цвет – форма - величина - материал - свойства – вид).

1

IV четверть (8 часов)

б) развитие наглядно-образного мышления

Учить различать предметы по цвету, форме, величине, качеству, формировать умение распознавать сходные предметы, находить сходные и отличительные признаки.

Игровые задания, осуществляемые на уровне конкретных понятий; дидактические игры «Бывает – не бывает», «Зачем и почему?» и др.

1

в) развитие словесно-логического мышления

Развитие способности к установлению причинно-следственных связей, умения рассуждать; формирование мыслительных процессов обобщения, умения выделять существенные признаки предметов и классифицировать их.

Игровые задания, осуществляемые на уровне конкретных понятий; дидактические игры «Бывает – не бывает», «Зачем и почему?» и др.

1

5.

Развитие речи

а) уровень  сформированности фонетико-фонематических процессов

Развитие овладением навыков чтения и письма, связной речи; развитие мыслительных процессов, устойчивости и концентрации внимания, обогащение словарного запаса; развитие связной речи и коммуникативных умений.

Упражнения «Продолжить цепочку слов», «Замени один звук на другой», «Соедини слоги», «Составь слово», работа с детским кроссвордом, разгадывание загадок и др.

1

б) пассивная речь (речепонимание)

Развитие овладением навыков чтения и письма, связной речи; развитие мыслительных процессов, устойчивости и концентрации внимания, обогащение словарного запаса; развитие связной речи и коммуникативных умений.

Подробное объяснение слов, объяснение сравнительных  выражений (вешать нос, вешать голову и т.д.), объяснение доступных для понимания пословиц и поговорок (без труда не вынешь и рыбку из пруда), отгадывание различных загадок (загадка в лесу, на улице,  на кухне и т.д.)

1

в) словосочетания

Умение составлять словосочетания, образованные по способу согласования, управления, примыкания

Закончить предложение, изменяя глагол по числам (Ландыши пахнут и т.д.), игра «Кто самый наблюдательный», «Передай ключ», «Верни вещь хозяину» и др.

1

г) фразовая речь

Развитие активного и пассивного словаря, овладение основными синтаксическими единицами – словосочетание и фразой различных типов.

Дидактические игры «Один – много», «Много – один», ответы на вопросы с помощью картинок «Кто это? Что это? Что делает?»; составление рассказа, вставляя вместо точек подходящие по смыслу слова и другие упражнения.

1

6.

Развитие воображения

Развитие новых образов на основе преобразования имеющихся представлений; устранение причин, тормозящих и нарушающих развитие воображения, развитие аналитических и синтетических процессов

Составление по сюжетным картинкам рассказа, составление рассказа по алгоритму.

1

7.

Воспроизведение пространственных представлений и развитие общей моторики

Развитие общей моторики, развитие мелкой и крупной моторики рук при выполнении кинезиологических упражнений, развитие усидчивости, терпения, навыка выполнения действия по образцу, развитие воображения

Ориентировка в собственном теле, ориентировка - слева - справа, ориентировка на 180 градусов, ориентировка с поворотом на 360 градусов

1

Основные  требования к  уровню  развития  учащихся 1 класса

Учащиеся 1 класса должны:

Раздел I. Психогимнастика.

- уметь различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, удивительно, страшно и т.п.);

- произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать эмоции по заданному образцу;

- понимать и различать свои лучшие эмоциональные состояния;

- уметь сопереживать (т.е. принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать, прочувствовать его эмоциональное состояние);

- уметь отвечать адекватными чувствами (т.е. в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения).

             Раздел II. Развитие произвольности психических процессов.

- знать названия предметов, качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними;

- уметь совершать действия с реальными предметами после обсуждения плана действий;

- уметь использовать новые слова;

- уметь  пересказать прочитанный рассказ или сказку;

- уметь описать картину,

- уметь  передать свои впечатления об увиденном,

- уметь создавать сказочные образы героев произведений,

- уметь рассуждать вслух.

II КЛАСС (68 ЧАСОВ)

КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

№ п.п.

Тема занятия

Коррекционно-развивающие цели

Виды деятельности,

содержание учебного материала

К - во часов

Дата

I. Ощущение и восприятие

1.

Развитие ощущения

и восприятия

а) развитие ощущения и восприятия

Развитие сравнительного цветоразличения, остроты зрения, полноты обозрения, специфического узнавания, узнавание предметов, предъявленных в необычном положении

Работа с пластилином, глиной, мелкими предметами (пуговицы, семена), выполнение аппликаций.

3

2.

Диагностика

и развитие восприятия

(по Т. Марцинковской)

Исследование степени обобщённости сенсорных эталонов, уровня интериоризации  действий восприятия.

Методика «Эталоны»

1

II. Развитие мыслительных процессов

1.

Развитие наглядно-действенного мышления

Развитие умения строить обобщения, анализировать и синтезировать, классифицировать предметы; развитие сообразительности, умения строить последовательные умозаключения

Дидактические игры «Сделай, как я», выполнение упражнений, заданий, показанных на рисунке.

3

2.

Развитие образного и логического мышления

Развитие умения строить обобщения, анализировать и синтезировать, классифицировать предметы; развитие сообразительности, умения строить последовательные умозаключения

Дидактическая игра «Четвертый лишний», работа по сюжетным картинкам, конструирование поделок.

3

3.

Диагностика и развитие восприятия

(по М. Ильиной,

Л. Парамоновой)

Оценка наглядно-действенного мышления.

Оценка образно-логического мышления

Методика «Соедини фигуры»

Методика «Лишний предмет»

1

III. Память

1.

Развитие зрительной памяти

Развитие умения  запечатлевать, сохранять и воспроизводить то, что было ранее воспринять

Заучивание стихов при помощи приема «пиктограмма», дидактические игры «Что изменилось?», «Картинки», работа по алгоритму

3

2.

Развитие смысловой памяти

Развитие умения  запечатлевать, сохранять и воспроизводить то, что было ранее воспринять

Повторить фразы, выполнить упражнения по картинке, дидактические игры «Чей детеныш?», «Я положил в мешочек», упражнения на запоминание цифр, букв, слов.

3

3.

Развитие механической памяти

Развитие умения  запечатлевать, сохранять и воспроизводить то, что было ранее воспринять

Выполнение различных упражнений (зачитываются слова из двух столбиков, затем  - слова из первого, ребенок называет пару), заучивание стихов, загадывание загадок, работа по алгоритму.

3

4.

Диагностика и развитие восприятия

(по Т. Марцинковской)

Оценка кратковременной и долговременной памяти

Методика «10 слов»

1

IV. Развитие воображения

1.

Развитие вербального (словесного)

 воображения

Развитие воображения и творческих способностей детей; воспитывать эмоциональность, богатство фантазии

Составление рассказа по сюжетным картинкам,  по заданной теме, игра «Доскажи словечко», «это я и все мои друзья» и др.

3

2.

Развитие невербального воображения

Развитие воображения и творческих способностей детей; воспитывать эмоциональность, богатство фантазии

Выполнение рисунков по заданной теме, выбору ребенка, работа с пластилином, глиной; дидактическая игра «Комбинирование», «Точки».

3

3.

Диагностика и развитие восприятия

(по М. Ильиной,

Л. Парамоновой)

Оценка вербальной и невербальной фантазии.

Методика «Вербальная (словесная) фантазия» - придумать рассказ, историю, сказку о каком-либо живом существе.

Методика «Невербальная фантазия» - придумать и нарисовать картинку, вылепить фигуру из пластилина.

1

V. Развитие речи

1.

Разговорная речь,

диалог

Развивать речевую активность с различными формами деятельности (игра, рисование, лепка); развитие стимула к речевому общению на эмоциональной основе.

Игры «Гуси – гуси», «Зайцы», «Кто умеет» и др., ролевые

диалогические игры, различные потешки.

3

2.

Связная речь

 (монологическая)

Формирование связного последовательного изложения мыслей, логической связи всех частей изложения, оформление речи по грамматическим законами данного языка; учить видеть окружающее, наблюдать, делать обобщения.

Словесные описания различных предметов, явлений, картин; задание-игра «Где мы были, мы не скажем», отгадывание загадок, с объяснением отгадок; «Кто живет у нас в сарае», картинка – ответ и др.

3

3.

Средства выразительного оформления фразы

Работать над интонационной бедностью, случайностью пауз, неправильностью ударений, отсутствием или недостаточностью эмоциональной окраски, ускоренным или замедленным темпом речи; формирование осмысления содержания произведения.

Прослушивание записей мастеров художественного слова; упражнения в расстановке пауз; игры с инсценировками, скороговорка-загадка «Летели галки», «У норы» и др.

3

4.

Активная речь

Развитие овладением навыков чтения и письма, связной речи; развитие мыслительных процессов, устойчивости и концентрации внимания, обогащение словарного запаса; развитие связной речи и коммуникативных умений.

Разучивание и проговаривание считалок, чистоговорок, игры в слова (на кухне, на улице, на прогулке),дидактические игры «Моя половина – твоя половина» (вело-сипед, крокодил и т.д.), «Кто летает – что летает» и т.д.

3

5.

Развитие связной речи

Развитие овладением навыков чтения и письма, связной речи; развитие мыслительных процессов, устойчивости и концентрации внимания, обогащение словарного запаса; развитие связной речи и коммуникативных умений.

Составление описательных рассказов по сюжетным картинкам; составление рассказов из жизни; игры «Пойми меня», «Отгадай, на что я  смотрю» и т.д.

3

6.

Диагностика и развитие речи

(по О. Ермоленко)

Оценка владением речью.

Методика « Развитие речи» (Пассивная речь, активная речь, связная речь)

1

VI. Совершенствование движений и сенсомоторного развития

1.

Пальчиковые игры (выкладывание букв)

Развитие мелкой и крупной моторики рук при выполнении кинезиологических упражнений, развитие усидчивости, терпения, навыка выполнения действия по образцу, развитие воображения.

Работа с мозаикой, семенами, мелкими орешками, кусочками бумаги и др. составление букв из различных материалов по образцу и самостоятельно

3

2.

Игры с пластилином

Развитие мелкой и крупной моторики рук при выполнении кинезиологических упражнений, развитие усидчивости, терпения, навыка выполнения действия по образцу, развитие воображения.

Чтение сказки и выполнение из пластилина героев  произведения; вылепливание отгадок на загадки; вылепливание фигурок несуществующих животных и т .д.

3

3.

Игры с бумагой

Развитие мелкой и крупной моторики рук при выполнении кинезиологических упражнений, развитие усидчивости, терпения, навыка выполнения действия по образцу, развитие воображения.

Выполнение различных фигурок (прием оригами), вырезание различных фигурок, плетение ковриков из бумажных полосок и т.д.

3

4.

Игры с карандашом, крупой, бусами

Развитие мелкой и крупной моторики рук при выполнении кинезиологических упражнений, развитие усидчивости, терпения, навыка выполнения действия по образцу, развитие воображения.

Сортирование бус, крупы, вращение между двумя ладонями карандаша, бус; нанизывание на нитки бус и др.

2

5.

Поделки из природного материала

Развитие мелкой и крупной моторики рук при выполнении кинезиологических упражнений, развитие усидчивости, терпения, навыка выполнения действия по образцу, развитие воображения.

Выполнение аппликаций, поделок из природного материала

3

6.

Игры с нитками,

 веревочками

Развитие мелкой и крупной моторики рук при выполнении кинезиологических упражнений, развитие усидчивости, терпения, навыка выполнения действия по образцу, развитие воображения.

Плетение косички из ниток (закладка), завязывание узелков, завязывание банктов, шнуровка ботинок и др.

3

7.

Игры со счетными

 палочками

Развитие мелкой и крупной моторики рук при выполнении кинезиологических упражнений, развитие усидчивости, терпения, навыка выполнения действия по образцу, развитие воображения.

Выкладывание различных предметов с использованием стихов А. Белой «Ежик», «Мышка», «Очки», Цветы», и др.; игра «Бирюльки», составление букв, слов.

3

8.

Пальчиковая гимнастика

Развитие мелкой и крупной моторики рук при выполнении кинезиологических упражнений, развитие усидчивости, терпения, навыка выполнения действия по образцу, развитие воображения.

Выполнение различных упражнений в сопровождении стихов Л. Савиной «Наш малыш», «Шалун», «Зайчик» и др.

3

9.

Диагностика и развитие восприятия

(по Т. Марцинковской)

Исследование зрительно-моторной координации.

Методика «Бендер»

1

Основные  требования к  уровню  развития  учащихся 2 класса

Учащиеся 2 класса должны:

Раздел I. Ощущение и восприятие

- узнавать, называть, дифференцировать предметы.

Раздел II. Развитие мыслительных процессов

-  знать названия предметов, качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений  между ними;

- уметь классифицировать и сравнивать предметы;

- уметь выполнять действие по образцу и по словесной инструкции.

Раздел III. Память

- знать наизусть песни, потешки, стихотворения, загадки;

- знать названия предметов, качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними;

- уметь совершать действия с реальными предметами после обсуждения плана действий;

- уметь воспроизводить услышанное или увиденное ранее;.

- уметь работать по алгоритму.

Раздел IV. Развитие воображения

- произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать эмоции по заданному образцу;

- уметь составлять рассказ по сюжетной картинке, по заданной теме;

- уметь составлять сказки с простым сюжетом;

- уметь изменять сюжет сказки;

- уметь изменять правила игры.

Раздел V. Развитие речи

- уметь  передать свои впечатления об увиденном;

- уметь рассуждать вслух;

- уметь высказывать свои мысли;

- уметь описывать свои ощущения;

- уметь выражать эмоции при общении.

Раздел VI. Совершенствование движений и сенсомоторного развития

- уметь использовать жесты при объяснении;

- уметь работать с мелким материалом, с карандашами, бусами;

- уметь выполнять действия по образцу.

III КЛАСС (68 ЧАСОВ)

ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

№ п.п

Тема занятия

Коррекционно-развивающие

цели

Виды деятельности,

содержание учебного материала

Кол-во

часов

Дата

I. Развитие свойств внимания

1.

Развитие произвольного внимания

Развитие целенаправленности внимания, развитие пространственного представления, развитие умения описать результаты работы

Упражнения на воспроизведение и сопоставление различных комбинаций фигур по образцу и по заданию.

Дидактическая игра «Геометрическая картина», «Конструктор», «радужный хоровод»,

3

2.

Развитие распределения внимания

Развитие сосредоточенности волевых усилий, развитие концентрации и устойчивости внимания

3

3.

Развитие объема

 внимания

Развитие работать целенаправленно, развитие устойчивости внимания

Упражнение «Кто больше увидит», «Паутина», Алфавит».

3

4.

Диагностика и развитие внимания

(по М. Ильиной,

Л. Парамоновой)

Оценка объёма внимания, скорости его распределения и переключения.

Методика «Цифровая таблица»

1

II. Развитие произвольного восприятия

1.

Развитие слухового

восприятия

Развитие точности восприятия, развитие речи, развитие фонематического слуха

Работа по осмыслению прочитанного, подбор и рисование иллюстраций к прочитанному; упражнения «Доскажи словечко»; дидактическая игра «Продолжай»

3

2.

Развитие зрительного восприятия

Различение и классификация предметов, развитие узнавания предмета по какой-то одной части

Работа с мозаикой; упражнение «Составление заданного

рисунка», «Составь целое из частей», «Запомни и воспроизведи», цепочка действий.

2

3.

Развитие образной

памяти

Развитие умения сравнивать, различать, анализировать

Обсуждение ситуаций  «Смешные истории», «Очень правдивая история», упражнение  «Пропущенные буквы»

3

4.

Диагностика и развитие восприятия

(по М. Ильиной,

 Л. Парамоновой)

Оценка целостности восприятия, фонематического слуха.

Методика «Чтение схем-слов»

1

III. Развитие связности речи

1.

Совершенствование

импрессивной и

 экспрессивной стороны речи

Развитие артикуляционной моторики, совершенствование грамматического строя речи

Звукопроизношение, работа по иллюстрациям, речевые игры по формированию грамматического строя речи

3

2.

Активизация словарного  запаса

Умение выражать мысли с помощью жестов и мимики; развитие фонематического слуха, развитие связной речи

Закончи сказку, назови противоположность, артикуляционная гимнастика, скороговорки, чистоговорки, «Каскад слов», «Описательные рассказы», рассказы из жизни.

3

3.

Диагностика и развитие речи

(по О. Ермоленко)

Оценка владением речью.

Методика « Развитие речи» (Пассивная речь, активная речь, связная речь)

1

IV. Развитие тонкой моторики

1.

Совершенствование движений и

сенсомоторного

 развития

Развитие тактильных ощущений, кинетического и кинестического компонента двигательного акта, динамической координации движений

Самомассаж рук, комплекс движений для кистей рук и рук, рисование, штриховка, работа с раздаточным материалом из дерева и т.д., дидактическая игра «Рукоделие»

3

2.

Диагностика

 и развитие тонкой

 моторики пальцев рук

(по Л.Савиной)

Исследование зрительно-моторной координации.

Методика «Коллекционирование»

1

V. Развитие мыслительных операций

1.

Выделение признаков предметов, слов, чисел

Различение предметов по форме, цвету, величине. Умение анализировать и синтезировать.

Рассматривание предметов, установление форм, величины, цвета, направление и местоположение предметов; дидактическая игра «Определи на ощупь», «Почтовый ящик», «Угадай предмет», «Поможем Незнайке».

3

2.

Определение одинаковых и различных свойств предметов, слов, чисел

Умение находить сходства и различие предметов, слов, чисел; умение сравнивать предметы; развитие четкости и стройности мышления.

Упражнение «Кто назовет больше признаков», «Формулирование определений», «Отыщи сходное»

3

3.

Классификация предметов, слов, чисел

Развивать умение давать словесную характеристику предметов и явлений; умение классифицировать по признакам и выделять свойства

Дидактическая игра «Отвечай быстро», «Ателье», «Буквенная эстафета», «Поиск аналогов», «Поиск предметов по заданным признакам», «Исключение лишнего слова».

3

4.

Развитие творческого мышления

Развитие творческого мышления, воображения, оценивание действий друзей и своих действий.

Дидактическая игра «Волшебный театр», «Скажи движением».

3

5.

Диагностика и развитие мыслительных операций (по О. Ермоленко)

Оценка мыслительных операций

Методика «Словесно-логическая»

1

VI. Развитие долговременной и кратковременной памяти

1.

Развитие зрительной  памяти

Развитие зрительного восприятия, мелкой моторики кистей рук

Работа по серии сюжетных картинок, «Сравни и покажи», дидактическая игра «Установление соответствия», упражнение «Запомни фигуры», «Составь из палочек».

3

2.

Развитие слуховой

 памяти

Развитие сознательного запоминания

Различные виды работ со  словами, пересказ услышанного

3

3.

Развитие логической

 памяти

Развитие целенаправленности работы, умения комментировать свою деятельность

Дидактическая игра «Ошибка в плане», упражнение «Круглый год», «Дополни ряд чисел».

3

4.

Диагностика и развитие памяти

(по Т. Марцинковской)

Исследование долговременной и кратковременной памяти

Методика «10 слов»

1

VII. Развитие воображения

1.

Танцевальная

психотерапия

Психологическая разгрузка, развитие воображения

«Покажи танцем»

2

2.

Предметы, которые нас окружают

Развитие внимания, воображения, связной речи

Дидактическая игра «На что похоже», «Придумай сказку».

3

3.

Активизация

процессов, связанных

с воображением.

Активизация воображения, создание хорошего настроения

Дидактическая игра «Дорожка», игра «Путешествуем вместе».

3

4.

Перевоплощение в  сказочных героев

Умение действовать в соответствии с выбранным образцом

Дидактическая игра «Встреча сказочных героев»

2

5.

Диагностика и

развитие воображения

(по М. Ильиной,

 Л. Парамоновой)

Оценка воображения

Методика «Комбинирование»

1

VIII. Развитие эмоционально-волевой сферы

1.

Развитие и

совершенствование круга культурных потребностей детей.

Умение слушать и слышать другого человека; умение найти способ и установить взаимопонимание; обучение навыкам культурного поведения

«Запутанная история», «Елочка», «Волшебство слов»

    Дидактическая игра, развивающая способности к самоорганизации

3

2.

Диагностика и развитие эмоционально-волевой сферы

(по М. Ильиной,

Л. Парамоновой)

Оценка эмоционально-волевой сферы

Методика «Домик»

1

Основные  требования к  уровню  развития  учащихся 3 класса

Учащиеся 3 класса должны:

Раздел I. Развитие свойств внимания

- уметь выполнять  задания по образцу, по словесной инструкции;

- уметь различать предметы и явления окружающего мира, действия и личные переживания;

Раздел II. Развитие произвольного восприятия

- уметь различать цвет и форму предметов, их пространственное отношение;

- уметь выполнять действия по образцу и словесной инструкции;

- уметь передавать в рисунке или рассказе особенности услышанного и увиденного;

- уметь выделять части из  одного целого;

- уметь работать по алгоритму.

Раздел III. Развитие связности речи

- уметь  передать свои впечатления об увиденном и услышанном;

- уметь рассуждать вслух;

- уметь высказывать свои мысли;

- уметь описывать свои ощущения;

- уметь выражать эмоции при общении;

- уметь выражать свои мысли с помощью жестов и мимики.

Раздел IV. Развитие тонкой моторики

- знать и выполнять движения для разминки рук и тела;

- уметь работать с раздаточным материалом, с мелким строительным материалом, с карандашами.

Раздел V. Развитие мыслительных операций

- уметь выделять основные и второстепенные признаки и свойства  предметов;

- уметь различать предметы по форме, цвету, величине;

- уметь  классифицировать предметы;

-  оценочное суждение ситуаций.

Раздел VI. Развитие долговременной и кратковременной памяти

- уметь устанавливать соответствие между предметами и явлениями окружающей действительности;

- уметь воспроизводить, находить неточности в ранее увиденном или услышанном;

- уметь комментировать свою деятельность.

Раздел VII. Развитие воображения

- уметь составлять рассказ по сюжетной картинке, по заданной теме;

- уметь составлять сказки с простым сюжетом;

- уметь изменять сюжет сказки;

- уметь изменять правила игры;

- уметь действовать в соответствии с выбранным образом сказочных героев;

- уметь выражать свои чувства движениями, танцем.

Раздел VIII. Развитие эмоционально-волевой сферы

- уметь различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер при общении;

- понимать и различать свои эмоциональные состояния;

- уметь принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать, прочувствовать его эмоциональное состоние;

- уметь отвечать адекватными чувствами (т.е. в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения).

IV КЛАСС  (68 ЧАСОВ)

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ, ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ САМОКОНТРОЛЯ,

САМООЦЕНКИ И САМОПРОВЕРКИ

(ПОДГОТОВКА К ПЕРЕХОДУ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО ШКОЛЫ)

№ п\п

Тема занятий

Коррекционно – развивающие цели

Виды деятельности,

содержание учебного материала

Кол-во

часов

Дата

I. Формирование коммуникативной компетенции

1.

Я и красота

Создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, повышение уверенности в себе.

Дидактическая игра «Кто помогает сохранить красоту?» Игры учебного характера. Игры, имитирующие телевизионные игры, детские игры, ролевые игры. «Авторская сказка», «Цветик - семицветик»,  «Угадай, кто я?» «Испорченный телефон» «Фраза по кругу» «Магазин»

2

2.

Я и друзья

Развитие внимания, доброжелательности, готовности доставлять радость близким людям, учить вежливой форме общения, умению считаться с интересами другого

Дидактическая игра, «Какой букет цветов ты хотел (а) подарить маме (сестре, подруге, воспитателю, товарищу)?» Игровая психокоррекция трудностей общения младших школьников (Р.В. Овчаровой)

2

3.

Мои волшебные слова

Развитие умения быть внимательным, проявлять активность мысли, сообразительность,  формировать у детей нравственное представление о “вежливости”. Воспитывать культуру взаимоотношений. Развивать такие качества характера, как порядочность, умение быть ответственным за свои поступки.

воспитывать умение использовать вежливые формы обращения в общении с людьми.

Дидактическая игра «Поищем и найдем волшебные слова» Вежливые слова (загадки для детей) Стихи  О. Дриз  «Добрые  слова», «Простите»  В. Юсупов

2

4.

Письма доброго сказочника

Умение оценивать поступки, умение действовать по правилу, раскрыть детям значение слов «нельзя», «можно». На конкретных и понятных детям примерах обучить применению этих слов. Учить оценивать поступки и соотносить их со словами «нельзя», «можно». Содействовать накоплению умения согласовывать свои поступки, поведение со словами «нельзя» и «можно». Вызывать желание помогать доброму сказочнику. Учить детей участвовать в беседе, отвечать на вопросы.

Чтение сказки  Катаева: ''Цветик - семицветик''

Осеевой  - ''Волшебное слово'', ''Плохо '' ''Почему'' Чуковского ''Доктор Айболит'' Сказки Ш.Перро ''Фея'' Дидактические игры ''Поищем волщебные слова'', ''Письма доброго сказочника'' , ''Поиск добрых слов'', ''Встреча с добрыми, хорошими людьми''.

3

5.

Добрые слова

Развивать умение использовать добрые (волшебные слова), умение снять нанесенную обиду, развитие самоконтроля.  Формирование нравственных личностных качеств воспитанников (доброта, желание помогать людям и всему живому окружающему миру), этических норм поведения в обществе; развитие эмоционально-ценностной сферы.  

Дидактическая игра «Поиски добрых слов» Игра «Не ошибись, пожалуйста!» Поэтическая игра  «Словарь вежливых слов»,  «Где спряталось добро», «Пословицы о вежливости и доброте», игра «Дерево добрых слов»

2

6.

Послушаем сказку

Развитие внимательности, умения  оценивать и называть разные качества героев обобщение знаний и расширение представлений о русских народных сказках; развитие коммуникативных навыков, творческих способностей; создание благоприятной эмоциональной среды и психологического климата в детском коллективе.

Дидактическая игра «Позовем сказку» “Пословицы и поговорки” , “Кулямасы” , игра “Угадай-ка”

2

7.

Мои друзья-товарищи

Развивать способность детей замечать состояние человека по его внешнему виду, настроению, развитие наблюдательности, внимания к людям, выявить  представления  детей о  том,  что  такое  дружба  и  каким   должен  быть  настоящий  друг;                                                                                                                                   способствовать  созданию  атмосферы  взаимопонимания   и  сотрудничества  в  процессе  совместной  деятельности  учащихся.

Дидактическая игра «Мои друзья-товарищи», Обсуждение  стихотворения  А. Барто  «Требуется друг», рассказа И. Турчина  « Дружба». Обсуждение  понятий  «друг», «приятель», «товарищ». Принятие  правил  дружбы.

2

8.

Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений

Обратить внимание на то, что добрые чувства, поступки, отношения и дела вызывают уважение, дружбу, любовь учить детей с помощью цвета моделировать плохое и хорошее. Способствовать формированию эмпатии, умению оценивать ситуацию и поведение окружающих. развивать умение решать нравственные ситуации, - аргументировать свои ответы. Воспитывать желание совершать добрые поступки.

Дидактическая игра «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений» Решение проблемных ситуаций. Игра-путешествие с остановками на станциях:  «Добрых улыбок» «Сказочных героев»  «Доброты»  «Волшебных слов»  «Внимательных ребят» «Спортивной остановке» «Доброй феи» «Зажги звезду» «Мультипликационной  остановке».

3

II. Язык общения

1.

Я и имя

Воспитание доброжелательного отношения друг к другу, умение использовать разные способы выражения эмоций

Упражнения «Паровозик», «Лица», «Маски», «Жесты», рисунок «Мой друг».

2

2.

Я и окружающие меня люди.

Развитие наблюдательности, зрительной памяти, умение описания, воспитание внимательного отношения к окружающим.

Упражнения «Опиши друга», «Тропинка», «Что значит быть внимательным», «Белые медведи», рисунок на тему «Что я видел по дороге в школу»

2

3.

Послушайте меня.

Развитие связной речи, воспитание доброжелательного отношения к окружающим тебя людям

Рисунок «О чем я мечтаю», упражнения «Я знаю 5 имен», «Слушаем тишину», «Интонация», «Расскажи, что ты желаешь друзьям»

2

4.

Я вежливый!

Воспитание уважительного отношения друг к другу, умение работать парами, группой

Упражнения «что можете сделать для друга», «Наказание», «Ссора», «Магазин вежливых слов», рисунок «Мой хороший поступок»

2

5.

Как – бы я поступил.

Воспитание терпеливости, умения выслушать, иметь представление о мечте реальной и несбыточной

Упражнения «Если бы я был волшебником», «Встреча», «Царевна Несмеяна», «Сравнение», рисунок «Подарок другу»

2

6.

Я – помощник.

Воспитание желания совершать хорошие поступки, оказывать помощь людям.

Упражнения «Лужа», «Чем я могу тебе помочь?», «Что ты будешь делать?», «Рукопожатие», рисунок «Как я помогаю дома», обсуждение рассказа «Хороший поступок» В. Осеевой

2

7.

Я дарю радость.

Воспитание желание приносить радость близким людям

Приносить людям радость.

Упражнения «Эмоции», «Цветик –многоцветик», «Краски», «Подари улыбку», «Мнение», рисунок «Подарок другу», обсуждение рассказа В. Осеевой «Случай»

2

8.

Мои поступки

Развитие умения видеть в другом человек хорошее

Упражнения «Ступеньки слов», «Ключ», «найди ведущего», «без друга скучно»,обсуждение рассказа «так справедливее», рисунок «Мой хороший поступок»

2

9.

Я – защитник.

Подвести к выводу: защити слабого и ты станешь сильнее

Обсуждение стихотворения А. Барто  «Уехали». Упражнения «На улице», «Успокой девочку», «Угадай, чья рука», «Грустно расставаться». Рисунок того, кто нуждается в защите и помощи

2

10.

Расскажи мне обо мне.

Формирование взаимоотношений с детьми, с самим собой

Упражнения «Я и мое имя», «Опиши одноклассника», «Ободри друга», «Как ты себя поведешь», Опросник «Узнай себя» Подласый И.П. «

2

III. Формируем контроль и самооценку

1.

Мысли управляют поступками

Закрепить навыки работы с позитивными мыслями, закрепить представление о том, что мысли могут управлять нашими поступками

Обсуждение ситуации «Мне плохо». Упражнения «Я –сильный», «Я – слабый».

2

2.

Избавляемся от плохих мыслей

Знакомство со способами саморегуляции, развитие умения применять полученные навыки, изменение отношения к ситуации

Упражнения «Мусорное ведро», «Рисуем картинки в уме».

2

3.

Чем я отличаюсь от других

Дать представление об индивидуальности, неповторимости каждого человека, самооценка

Упражнение «Игра». Обсуждение «Чем мы отличаемся друг от друга». Диагностика самооценки «Самый – самый».

2

4.

Гармонизация притязаний на признание

Формирование в детях самосознания, удовлетворение их потребности в признании

Игра «Ласковое имя», «Заяц – хвастун», «Паровозик».

2

5.

Как добиться удачи

Дать детям представление о понятии «успех», выработать уверенность в своих возможностях

Упражнения «Я смогу». Работа с пластилином «Звезда удачи»,ролевые игры «Знакомство», «Подари подарок», «Рисуем картинки в уме».

2

6.

Можно и не ссориться

Дать представление о саморегуляции в критических ситуациях

Разыгрывание и обсуждение ситуаций

2

7.

Делимся чувствами

Развивать коммуникативные навыки, вырабатывать доброжелательные отношения, учить действовать согласовано

Игра «Эхо»,упражнения «Клубочек», «Доброе животное», «Стихии».

2

8.

Зачем нужен этикет

Формировать положительную установку на этикет и общепринятые формы поведения

Сюжетно-ролевая игра «День рождения»

2

9.

Мостики дружбы

Развитие коммуникативных навыков, вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу, развивать положительную самооценку

Упражнения «Подари камешек», «Мостик дружбы», «Если нравится  тебе, то делай так!»

2

10.

Прогоняем злость

Предупреждение агрессивных состояний детей, обучение способам снятия агрессивных состояний

Упражнения «Воробьиные бои», «Подумай о      хорошем», работа в тетради: запись высказываний.

2

11.

Мои способности

Учить детей осознавать свои способности и возможности саморазвития, формировать желание развивать свои способности

Упражнения «Я умею», «Хочу научиться», «А вам слабо?»

2

12.

Я и другие

Формировать в детях способности к самоанализу, способствовать  возникновению у них желания самосовершенствоваться, развивать их способности понимать друг друга

Игра-упражнение «»Мне нравиться, что я…», методика-игра «Самооценка», дискуссия «Самое-самое»

2

13.

Самопознание

Дать детям возможность осознать себя, развивать навыки самопознания и самооценки

Игра-упражнение «»Мне нравиться, что я…», методика-игра «Самооценка», дискуссия «Самое-самое»

2

14.

Ярмарка достоинств

Закрепить навыки самоанализа, научить детей преодолевать барьеры на пути самокритики, развивать уверенность в себе

Игра «Письмо о себе». «Ярмарка достоинств»

2

15.

Умение учиться

Обучение элементам самоконтроля при выполнении письменных работ. Выявление уровня развития внимания, зрительной памяти, самоконтроля и самооценки

Прочти слова по «горизонтали». «Перенеси в другую таблицу». «Проверь». «Найди».

«Выполни по образцу»

2

Основные  требования к  уровню  развития  учащихся 4 класса

Учащиеся 4 класса должны:

Раздел I. Формирование коммуникативной компетенции

- уметь анализировать ситуацию, поступки людей, высказывать свое оценочное мнение;

- уметь принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать, прочувствовать его эмоциональное  состояние;

- уметь отвечать адекватными чувствами (т.е. в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения);

Раздел II. Язык общения

- уметь рассуждать вслух;

- уметь высказывать свои мысли;

- уметь описывать свои ощущения;

- уметь выражать эмоции при общении.

Раздел III. Формируем контроль и самооценку

- уметь проявлять свои чувства;

- уметь действовать согласованно;

- уметь соблюдать общепринятые формы поведения;

- уметь искать выход из затруднительной ситуации;

- уметь управлять своим настроением и поведением в различных ситуациях;

- уметь анализировать ситуацию, поступки людей, высказывать свое оценочное мнение;

- уметь принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать, прочувствовать его эмоциональное состояние;

- уметь отвечать адекватными чувствами (т.е. в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения);

- уметь выполнять самоанализ поступков, желаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционных занятий "Развитие мелкой моторики рук"

Программа предназначена для проведения коррекционных занятий с детьми с ЗПР  и имеет следующую цель:  ...

Программа коррекционных занятий с детьми 7 вида в 4 классе

Программа коррекционных занятий по коррекции письменной и устной речи учащихся в 4 классе содержит тематическое планирование коррекционных занятий учителя начальных классов и логопеда...

Программа. Коррекционные занятия "Память. Логика. Мышление"

Данная программа составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой М.:ВЛАДОС, 2001г.Главный принцип организации учеб...

Рабочая программа коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 1 класса

В 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида учебным планом предусмотрено проведение коррекционных занятий, направленных на преодоление недостатков  психомоторной и сенсорной деятель...

Программа коррекционных занятий по русскому языку и чтению в 4 классе для детей с ОВЗ

Программа коррекционных занятий по русскому языку и чтению в 4 классе для детей с ОВЗ...

Рабочая программа коррекционных занятий с учителем - логопедом в 1-2 классах.

Рабочая программа разработана для первоклассников. Нарушения устной речи у первоклассников препятствуют полноценному обучению грамоте. Для предупреждения нарушений чтения и письма необходима профилакт...

Рабочая программа коррекционных занятий «Альтернативная коммуникация» для обучающегося первого класса с умеренной умственной отсталостью

логопедическая программа коррекционных занятий «Альтернативная коммуникация» для обучающегося первого класса с умеренной умственной отсталостью...