Программа коррекционных занятий с детьми 7 вида в 4 классе
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме

Ольга Викторовна Кукушкина

Программа коррекционных занятий по коррекции письменной и устной речи учащихся в 4 классе содержит тематическое планирование коррекционных занятий учителя начальных классов и логопеда

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа коррекционно-развивающих занятий в 4 классе

Коррекция устной и письменной речи учащихся.

Пояснительная записка.

Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития детей, обеспечить формирование прочных навыков беглого, осознанного, выразительного чтения, грамотного письма, развитой речи, культурного поведения. У учащихся, имеющих задержку психического развития, выражено общее недоразвитие речи, характерны несформированность лексико-грамматического строя языка и фонетико-фонематической стороны речи. Это выражается в бедности словарного запаса, в неумении правильно построить предложение, грамматически правильно оформить его, последовательно пересказать содержание рассказа, в затруднении анализа и синтеза слов.

Коррекция устной и письменной речи начинается с усвоения детьми понятия «слово», его лексического и грамматического значения. После усвоения детьми этой темы переходим к работе над предложением. Учимся правильно строить предложение, правильно грамматически и интонационно его оформлять. Следующий этап работы – формирование связной речи. Вначале дети учатся разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому и творческому),  затем составляют рассказы по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по опорным словам, по предложенному плану. Для того, чтобы наиболее полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас, поэтому работа над устной речью начинается с расширения и совершенствования словаря. При этом слово рассматривается не только как лексическая единица языка, но и как грамматическая и синтаксическая единица предложения. Знакомя детей со словами, обозначающими предмет, действие и признак предмета, тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Работу над словом сочетаем с развитием образного мышления, зрительного и слухового восприятия, внимания и памяти.  Работа над предложением начинается с простого нераспространенного предложения. На этом этапе работы дети учатся чувствовать синтаксическую основу предложения, что позволяет в дальнейшем успешно овладеть навыком синтаксического разбора предложения. Работа над  грамматическим оформлением и распространением предложений ведется параллельно. Учим детей правильно согласовывать различные части речи (существительное с глаголом в роде, числе; существительное с прилагательным в роде, числе, падеже).

Учащиеся с ЗПР затрудняются в построении связной монологической речи. При пересказах не умеют последовательно и достаточно полно излагать свои мысли. Особенно ярко это проявляется при написании изложений и сочинений. Несформированность связной речи является серьезным препятствием для успешного овладения программами гуманитарных предметов.

Работу по коррекции  умения четко излагать свои мысли начинаем с пересказа услышанного с опорой на вопросы, действия, предметные картинки, данные в последовательности услышанного рассказа. Позднее учим детей определять части речи в рассказе, составлять его план и пересказывать, опираясь на этот план. После этого проводится работа по овладению навыком выборочного пересказа. Этот вид работы требует умения обобщать и выбирать самое главное из всего текста. Наиболее сложным для учащихся является краткий пересказ. В дальнейшем дети обучаются творческому пересказу, после этого переходим  к обучению составления самостоятельных рассказов по аналогии, по собственным наблюдениям и впечатлениям.

У учащихся с ЗПР много ошибок на безударные гласные. Целью последующих занятий является выработка умения находить в слове безударные гласные и подбирать к ним проверочные слова. На данном этапе работа в основном направлена на развитие фонематического слуха. С этой целью проводится система занятий на различение гласных и согласных звуков (букв), смешиваемых в устной речи и на письме (гласных ы – и, а – я, о – ё, у – ю; звонких и глухих согласных з – с, б – п, д – т, г – к, ж – ш, в – ф; свистящих и шипящих ш – с, з – с, с – ц, ч – щ).

Занятия проводятся во внеурочное время, продолжительность 35-40 минут с периодичностью один раз в неделю. Систематический курс коррекционных занятий создает благоприятные условия для развития речи учащихся, обогащению их словарного запаса. Во время занятий у детей  происходит становление развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных ответов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство, поскольку отметки не ставятся.

ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

ПОНЕДЕЛЬНИК                логопед (по подгруппам)

ВТОРНИК                        коррекция навыков чтения

СРЕДА                        развитие творческих способностей

ЧЕТВЕРГ                        психолог (по подгруппам)

ПЯТНИЦА                        коллективное занятие с психологом

Тематическое планирование занятий по коррекции устной и письменной речи учащихся

Тема

Кол-во часов

Примечание

I четверть

1-2.

Изучение речевых творческих способностей (на м-м уроков русского языка)

2

Сентябрь

3.

Определение схемы тела и основных направлений в пространстве

1

Сентябрь

4.

Временные представления (времена года, месяц, сутки, утро, вечер, сегодня, завтра…)

1

Сентябрь

5.

Слово (лексическое значение слова, практическое усвоение слов, обозначающих живые и неживые предметы)

1

Октябрь

6.

Слово (учить различные слова, обозначающие действия предметов)

1

Октябрь

7.

Слово (учить различные слова, обозначающие признак предмета)

1

Октябрь

8.

Предложение (главные и второстепенные члены предложения)

1

Октябрь

II четверть

9.

Согласование глагола с именем существительным в роде и числе

1

Ноябрь

10.

Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе

1

Ноябрь

11-12.

Предлоги. Дифференциация предлогов.

2

Ноябрь

13.

Последовательный пересказ.

1

Декабрь

14.

Рассказы-описания.

1

Декабрь

15.

Краткий пересказ.

1

Декабрь

16.

Выборочный пересказ.

1

Декабрь

III четверть

17.

Устные сочинения.

1

Январь

18.

Слог. Ударение.

1

Январь

19.

Родственные слова.

1

Январь

20.

Безударные гласные.

1

Февраль

21.

Дифференциация а-я

1

Февраль

22.

Дифференциация о-ё

1

Февраль

23.

Дифференциация у-ю

1

Март

24.

Дифференциация ё-ю

1

Март

25.

Дифференциация з-с

1

Март

IV четверть

26.

Дифференциация б-п (в словах, предложениях, связных текстах)

1

Апрель

27.

Дифференциация д-т (в словах, предложениях, связных текстах)

1

Апрель

28.

Дифференциация в-ф (в словах, предложениях, связных текстах)

1

Апрель

29.

Дифференциация г-к

1

Апрель

30.

Дифференциация ж-ш

1

Май

31.

Дифференциация с-ш

1

Май

32.

Дифференциация з-ж

1

Май

33.

Дифференциация с-ц, ч-ш

1

Май

Всего часов

33

                                                        

                                

Тематическое планирование занятий по коррекции навыков чтения

Тема

Сроки, примечание

I четверть

1.

Замер техники чтения

Сентябрь

2.

Проверка навыков чтения

Сентябрь

3.

Упражнения, направленные на четкое произношение

Сентябрь

4.

Упражнения, направленные на расширения поля зрения

Сентябрь

5.

Тренировочные упражнения. Закрепление.

Октябрь

6.

Таблицы Шульте и другие упражнения.

Октябрь

7.

Чтение строчек наоборот по словам.

Октябрь

8.

Чтение строчек наоборот по буквам

Октябрь

II четверть

9.

Поочередное чтение слов нормально и наоборот

Ноябрь

10.

Чтение второй половины слова

Ноябрь

11.

Чтение закрашенных слов

Ноябрь

12.

Чтение пунктирно написанных слов

Декабрь

13.

Чтение наложенных друг на друга слов.

Декабрь

14.

Чтение слов с прикрытой нижней частью

Декабрь

15.

Чтение слов с прикрытой верхней частью.

Декабрь

16.

Классификация слов на группы.

Декабрь

III четверть

17.

Поиск в тексте заданных слов

Январь

18.

Поиск в тексте заданных предложений

Январь

19.

Выбор карточек совпадающих с эталонами

Январь

20.

Чтение перевернутого текста

Февраль

21.

Восполнение пропусков букв в словах.

Февраль

22.

Восполнение пропусков предложений с подсказкой из некоторых букв

Февраль

23.

Поиск смысловых несуразностей.

Март

24.

Чтение текста через слово

Март

25.

Двукратное повторение каждого слова

Март

IV четверть

26.

Чтение с повторным произношением некоторых слов.

Апрель

27.

Быстрое многократное повторение предложений.

Апрель

28.

Тренировочные упражнения.

Апрель

29.

Тренировочные упражнения.

Апрель

30.

Слоговые таблицы.

Апрель

31.

Работа с изографами.

Май

32.

Работа с изографами.

Май

33.

Урок-обобщение

Май

        На каждом занятии применяются тренировочные упражнения разных видов (чтение сочетаний гл.+согл., согл. + согл., слоговые таблицы, чтение скороговорок и чистоговорок, таблицы Шульте, отрабатываются разные способы чтения вслух, про себя, «буксир», скороговорки.

                                                

Тематическое планирование занятий по развитию творческих способностей

Тема

Сроки

I четверть

1.

Изучение мыслительной деятельности (на м-м математики)

Сентябрь

2.

Изучение развития наблюдательности.

Сентябрь

3.

Изучение эмоционально-волевых особенностей учащихся.

Сентябрь

Тема

Сроки

4.

Изучение практических действий.

Сентябрь

5.

Учимся анализировать зрительный образ

Октябрь

6.

Учимся работать со свойствами предметов.

Октябрь

7.

Следишь ли ты за своей осанкой? Как сядешь красиво при большой нагрузке.

Октябрь

8.

Учимся узнавать предмет на основе описания отдельных признаков. Учимся сочетать признаки.

Октябрь

II четверть

9.

Хорошее настроение и здоровье. Улыбка — залог успеха и здоровья.

Ноябрь

10.

Учимся находить общие и различающиеся признаки объектов. Узнаем объект по описанию возможных действий с ним.

Ноябрь

11.

Учимся искать альтернативные способы действия.

Ноябрь

12.

Аптека на подоконнике.

Ноябрь

13.

Учимся делать логические выводы. Учимся находить действия противоположные по значению.

Декабрь

14.

Учимся устанавливать ситуативные связи между предметами и причинные связи между событиями.

Декабрь

15.

Учимся находить причину событий представлять последствия событий.

Декабрь

16.

Учимся обозначать словами существенные признаки предметов и формулировать законы.

Декабрь

III четверть

17.

Урок здоровья «Цирковая школа».

Январь

18.

Учимся подбирать слова, противоположные по смыслу и составлять слова с заданной буквы.

Январь

19.

Учимся подбирать слова-синонимы, классифицировать и соединять слова в предложения.

Январь

20.

Учимся придумывать сказки по опорам, описывать характер героев.

Февраль

21.

Учимся задавать исследовательские вопросы.

Февраль

22.

Учимся оценивать события с разных сторон.

Февраль

Тема

Сроки

23.

Учимся оценивать события с разных сторон.

Март

24.

Урок здоровья «Двигательные упражнения с предметами»

Март

25.

Учимся комбинировать элементы знаковых систем (р.яз.)

Март

IV четверть

26.

Учимся комбинировать элементы знаковых систем (математика)

Апрель

27.

Учимся анализировать проблемную ситуацию.

Апрель

28.

Учимся анализировать проблемную ситуацию в многоходовой задаче.

Апрель

29.

Учимся различать противоречия.

Апрель

30.

Учимся принимать стратегические действия.

Май

31.

Урок здоровья «Движение — есть жизнь».

Май

32.

Урок здоровья «Бег вчера и сегодня».

Май

33.

Урок здоровья «Бег и преодоление препятствий».

Май

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

уроков по коррекции устной и письменной речи в 4 классе

(фронтальные, индивидуальные занятия) логопеда

ЦЕЛЬ:

коррекция устной и письменной речи учащихся

ЗАДАЧИ:  

  1. формирование навыков дифференцированного фонематического восприятия;
  2. устранение имеющихся дефектов звукопроизношения;
  3. формирование навыков звукового анализа и синтеза;
  4. формирование умения проводить синтаксический анализ (предложения различной сложности);
  5. коррекция оптической, акустической дисграфии, дислексии;
  6. закрепление лексико-грамматических категорий языка.

СПИСОК УЧАЩИХСЯ:                        КОРРЕКТ. ЗВУКИ

  1. П. Максим                свист.,  шип., [р]
  2. Ш. Толя                                [л, р]
  3. М. Никита                        [с,з,ц]
  4. О. Денис                        [р]
  5. С. Толя                        [р]
  6. Р. Яна                        диф-ция св-шип, зв-глух, пар. Звуков

ПЛАН РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

  1. Подготовительный период:
  1. обследование речевого аппарата, произносительных навыков;        ноябрь
  2. артикуляционные упражнения;                                                ноябрь
  3. развитие фонематического восприятия, слуховой памяти;                
  4. выработка речевого дыхания                                                ноябрь
  1. Постановка звуков по результатам диагностики (см. выше)                декабрь
  2. Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах,                        январь

словосочетаниях, фразах и предложениях, текстах и стихах                февраль

  1. Автоматизация поставленных звуков в связной речи                        март, апрель
  2. Диф-ция звуков в слогах, словах, предложениях,

текстах, связной речи (письменной, устной)                                апрель, май        

Темы

Кол-во часов

месяц

1.

Диагностика речевого развития учащихся

4

ноябрь

2.

Коррекция оптической дисграфии и дислексии. Звуки и буквы.

2

декабрь

3.

Мир слов: существительные.

  1. лекс. значение слова, практическое усвоение навыков словообразования и словоизменения, склонение существительных;
  2. звуковой и буквенный анализ и синтез

4

декабрь

4.

Мир слов: глаголы

  1. выделение слов-действий в тексте, в связной речи, согласование их с другими словами в предложении;
  2. приставочный способ образования глаголов

4

декабрь

5.

Мир лов: прилагательные.

  1. выделение слов-признаков, образование прилагательных от существительных;
  2. согласование прилагательных с существительными, числительными, местоимениями;
  3. образование относительных и притяжательных прилагательных

3

январь

6.

Предлоги

  1. диф-ция предлогов. Работа с деформированными предложениями.

3-4

январь

7.

Родственные слова

2

февраль

8.

Безударные гласные

  1. закрепление правописания слов по Программе

2

февраль

9.

Слог. Ударение.

2

февраль

10.

Предложения: совершенствование умения определить грамматическую основу предложения. Предложения  однородными членами.

2

февраль

11.

Сложное предложение с союзами и, а, но.

4

март

12.

Синтаксический разбор простого предложения

2

март

13.

Работа с деформированными предложениями

2-3

март

14.

Отработка навыка составления рассказа-описания (с опорой на схему и без неё)

2

апрель

15.

Устные сочинения. Практическое закрепление навыка составления предложений различного синтаксического состава

2

апрель

16.

Диф-ция йотирован. гласных.

2

апрель

17.

Диф-ция звонких и глухих согласных.

1-2

апрель

18.

Диф-ция твердых и мягких согласных.

1-2

апрель, май

19.

Диф-ция [с-ш], [з-ж], [с-ц], [ч-тв] и т.д.

4

апрель, май

20.

Фонетический разбор слова (разл. звуко-слоговой структуры: морозный школьник)

2

май

21.

Контрольные работы. Итоговая диагностика.

май

        В структуру каждого урока включены упражнения корректирующие навыки чтения.

I четверть

  1. упражнения на выработку четкого произношения;
  2. упражнения для расширения поля зрения;
  3. таблицы Шульте (буквенные);
  4. чтение слов наоборот.

II четверть

  1. поочередное чтение слов нормально и наоборот;
  2. чтение слов с пропущенными буквами;
  3. чтение II половины слова;
  4. чтение «зашумленных» слов;
  5. чтение наложенных друг на друга слов;
  6. чтение слов с прикрытой нижней частью;
  7. чтение слов с прикрытой верхней частью;
  8. классификация слов на группы.

III четверть

  1. поиск в тексте заданных слов;
  2. поиск в тексте заданных предложений;
  3. чтение перевернутого текста;
  4. восполнение слов, букв в словах, в предложениях с подсказкой;
  5. поиск смысловых несуразностей;
  6. чтение текста через слова;
  7. двухкратное повторение каждого слова.

IV четверть

  1. чтение с повторным произношением некоторых слов;
  2. быстрое, многократное повторение предложений, чистоговорок.
  3. слоговые таблицы;
  4. работа с изографами.

На каждом занятии отработка различных способов чтения: вслух, про себя, «буксир», скороговорка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННЫХ (ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ 1-3 КЛАССОВ

Данная программа направлена на преодоление ОНРНВ у учащихся младшей школы. Написана на основе программы А.В.Ястребовой....

Коррекционное занятие по ПДД в 4 классе VII вида

полностью готовое занятие коррекции  в 4 классе с акцентом на изучение и повторение правил дорожного движения (45 минут)...

«Использование кинезиологических упражнений на коррекционных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи» с презентацией

познакомить педагогов с кинезиологическим методом через организацию системы специальных движений, упражнений и  психотехнических приемов при подготовке детей с нарушениями речи к школе....

Конспект коррекционного занятия с детьми с ОВЗ тема «Учимся управлять своими эмоциями»

Конспект коррекционного занятия с детьми ОВЗТЕМА: «Учимся управлять своими эмоциями»Цель:познакомить учащихся  с понятием «эмоции»; дать представление о различных мет...

Программа логопедических занятий с детьми 2-ого класса ТНР

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее - ФГОС) НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), Федерального з...