Программа коррекционных занятий с детьми 7 вида в 4 классе
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме
Программа коррекционных занятий по коррекции письменной и устной речи учащихся в 4 классе содержит тематическое планирование коррекционных занятий учителя начальных классов и логопеда
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа коррекционно-развивающих занятий в 4 классе
Коррекция устной и письменной речи учащихся.
Пояснительная записка.
Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития детей, обеспечить формирование прочных навыков беглого, осознанного, выразительного чтения, грамотного письма, развитой речи, культурного поведения. У учащихся, имеющих задержку психического развития, выражено общее недоразвитие речи, характерны несформированность лексико-грамматического строя языка и фонетико-фонематической стороны речи. Это выражается в бедности словарного запаса, в неумении правильно построить предложение, грамматически правильно оформить его, последовательно пересказать содержание рассказа, в затруднении анализа и синтеза слов.
Коррекция устной и письменной речи начинается с усвоения детьми понятия «слово», его лексического и грамматического значения. После усвоения детьми этой темы переходим к работе над предложением. Учимся правильно строить предложение, правильно грамматически и интонационно его оформлять. Следующий этап работы – формирование связной речи. Вначале дети учатся разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому и творческому), затем составляют рассказы по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по опорным словам, по предложенному плану. Для того, чтобы наиболее полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас, поэтому работа над устной речью начинается с расширения и совершенствования словаря. При этом слово рассматривается не только как лексическая единица языка, но и как грамматическая и синтаксическая единица предложения. Знакомя детей со словами, обозначающими предмет, действие и признак предмета, тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Работу над словом сочетаем с развитием образного мышления, зрительного и слухового восприятия, внимания и памяти. Работа над предложением начинается с простого нераспространенного предложения. На этом этапе работы дети учатся чувствовать синтаксическую основу предложения, что позволяет в дальнейшем успешно овладеть навыком синтаксического разбора предложения. Работа над грамматическим оформлением и распространением предложений ведется параллельно. Учим детей правильно согласовывать различные части речи (существительное с глаголом в роде, числе; существительное с прилагательным в роде, числе, падеже).
Учащиеся с ЗПР затрудняются в построении связной монологической речи. При пересказах не умеют последовательно и достаточно полно излагать свои мысли. Особенно ярко это проявляется при написании изложений и сочинений. Несформированность связной речи является серьезным препятствием для успешного овладения программами гуманитарных предметов.
Работу по коррекции умения четко излагать свои мысли начинаем с пересказа услышанного с опорой на вопросы, действия, предметные картинки, данные в последовательности услышанного рассказа. Позднее учим детей определять части речи в рассказе, составлять его план и пересказывать, опираясь на этот план. После этого проводится работа по овладению навыком выборочного пересказа. Этот вид работы требует умения обобщать и выбирать самое главное из всего текста. Наиболее сложным для учащихся является краткий пересказ. В дальнейшем дети обучаются творческому пересказу, после этого переходим к обучению составления самостоятельных рассказов по аналогии, по собственным наблюдениям и впечатлениям.
У учащихся с ЗПР много ошибок на безударные гласные. Целью последующих занятий является выработка умения находить в слове безударные гласные и подбирать к ним проверочные слова. На данном этапе работа в основном направлена на развитие фонематического слуха. С этой целью проводится система занятий на различение гласных и согласных звуков (букв), смешиваемых в устной речи и на письме (гласных ы – и, а – я, о – ё, у – ю; звонких и глухих согласных з – с, б – п, д – т, г – к, ж – ш, в – ф; свистящих и шипящих ш – с, з – с, с – ц, ч – щ).
Занятия проводятся во внеурочное время, продолжительность 35-40 минут с периодичностью один раз в неделю. Систематический курс коррекционных занятий создает благоприятные условия для развития речи учащихся, обогащению их словарного запаса. Во время занятий у детей происходит становление развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных ответов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство, поскольку отметки не ставятся.
ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
ПОНЕДЕЛЬНИК логопед (по подгруппам)
ВТОРНИК коррекция навыков чтения
СРЕДА развитие творческих способностей
ЧЕТВЕРГ психолог (по подгруппам)
ПЯТНИЦА коллективное занятие с психологом
Тематическое планирование занятий по коррекции устной и письменной речи учащихся
№ | Тема | Кол-во часов | Примечание |
I четверть | |||
1-2. | Изучение речевых творческих способностей (на м-м уроков русского языка) | 2 | Сентябрь |
3. | Определение схемы тела и основных направлений в пространстве | 1 | Сентябрь |
4. | Временные представления (времена года, месяц, сутки, утро, вечер, сегодня, завтра…) | 1 | Сентябрь |
5. | Слово (лексическое значение слова, практическое усвоение слов, обозначающих живые и неживые предметы) | 1 | Октябрь |
6. | Слово (учить различные слова, обозначающие действия предметов) | 1 | Октябрь |
7. | Слово (учить различные слова, обозначающие признак предмета) | 1 | Октябрь |
8. | Предложение (главные и второстепенные члены предложения) | 1 | Октябрь |
II четверть | |||
9. | Согласование глагола с именем существительным в роде и числе | 1 | Ноябрь |
10. | Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе | 1 | Ноябрь |
11-12. | Предлоги. Дифференциация предлогов. | 2 | Ноябрь |
13. | Последовательный пересказ. | 1 | Декабрь |
14. | Рассказы-описания. | 1 | Декабрь |
15. | Краткий пересказ. | 1 | Декабрь |
16. | Выборочный пересказ. | 1 | Декабрь |
III четверть | |||
17. | Устные сочинения. | 1 | Январь |
18. | Слог. Ударение. | 1 | Январь |
19. | Родственные слова. | 1 | Январь |
20. | Безударные гласные. | 1 | Февраль |
21. | Дифференциация а-я | 1 | Февраль |
22. | Дифференциация о-ё | 1 | Февраль |
23. | Дифференциация у-ю | 1 | Март |
24. | Дифференциация ё-ю | 1 | Март |
25. | Дифференциация з-с | 1 | Март |
IV четверть | |||
26. | Дифференциация б-п (в словах, предложениях, связных текстах) | 1 | Апрель |
27. | Дифференциация д-т (в словах, предложениях, связных текстах) | 1 | Апрель |
28. | Дифференциация в-ф (в словах, предложениях, связных текстах) | 1 | Апрель |
29. | Дифференциация г-к | 1 | Апрель |
30. | Дифференциация ж-ш | 1 | Май |
31. | Дифференциация с-ш | 1 | Май |
32. | Дифференциация з-ж | 1 | Май |
33. | Дифференциация с-ц, ч-ш | 1 | Май |
Всего часов | 33 |
Тематическое планирование занятий по коррекции навыков чтения
№ | Тема | Сроки, примечание |
I четверть | ||
1. | Замер техники чтения | Сентябрь |
2. | Проверка навыков чтения | Сентябрь |
3. | Упражнения, направленные на четкое произношение | Сентябрь |
4. | Упражнения, направленные на расширения поля зрения | Сентябрь |
5. | Тренировочные упражнения. Закрепление. | Октябрь |
6. | Таблицы Шульте и другие упражнения. | Октябрь |
7. | Чтение строчек наоборот по словам. | Октябрь |
8. | Чтение строчек наоборот по буквам | Октябрь |
II четверть | ||
9. | Поочередное чтение слов нормально и наоборот | Ноябрь |
10. | Чтение второй половины слова | Ноябрь |
11. | Чтение закрашенных слов | Ноябрь |
12. | Чтение пунктирно написанных слов | Декабрь |
13. | Чтение наложенных друг на друга слов. | Декабрь |
14. | Чтение слов с прикрытой нижней частью | Декабрь |
15. | Чтение слов с прикрытой верхней частью. | Декабрь |
16. | Классификация слов на группы. | Декабрь |
III четверть | ||
17. | Поиск в тексте заданных слов | Январь |
18. | Поиск в тексте заданных предложений | Январь |
19. | Выбор карточек совпадающих с эталонами | Январь |
20. | Чтение перевернутого текста | Февраль |
21. | Восполнение пропусков букв в словах. | Февраль |
22. | Восполнение пропусков предложений с подсказкой из некоторых букв | Февраль |
23. | Поиск смысловых несуразностей. | Март |
24. | Чтение текста через слово | Март |
25. | Двукратное повторение каждого слова | Март |
IV четверть | ||
26. | Чтение с повторным произношением некоторых слов. | Апрель |
27. | Быстрое многократное повторение предложений. | Апрель |
28. | Тренировочные упражнения. | Апрель |
29. | Тренировочные упражнения. | Апрель |
30. | Слоговые таблицы. | Апрель |
31. | Работа с изографами. | Май |
32. | Работа с изографами. | Май |
33. | Урок-обобщение | Май |
На каждом занятии применяются тренировочные упражнения разных видов (чтение сочетаний гл.+согл., согл. + согл., слоговые таблицы, чтение скороговорок и чистоговорок, таблицы Шульте, отрабатываются разные способы чтения вслух, про себя, «буксир», скороговорки.
Тематическое планирование занятий по развитию творческих способностей
№ | Тема | Сроки |
I четверть | ||
1. | Изучение мыслительной деятельности (на м-м математики) | Сентябрь |
2. | Изучение развития наблюдательности. | Сентябрь |
3. | Изучение эмоционально-волевых особенностей учащихся. | Сентябрь |
№ | Тема | Сроки |
4. | Изучение практических действий. | Сентябрь |
5. | Учимся анализировать зрительный образ | Октябрь |
6. | Учимся работать со свойствами предметов. | Октябрь |
7. | Следишь ли ты за своей осанкой? Как сядешь красиво при большой нагрузке. | Октябрь |
8. | Учимся узнавать предмет на основе описания отдельных признаков. Учимся сочетать признаки. | Октябрь |
II четверть | ||
9. | Хорошее настроение и здоровье. Улыбка — залог успеха и здоровья. | Ноябрь |
10. | Учимся находить общие и различающиеся признаки объектов. Узнаем объект по описанию возможных действий с ним. | Ноябрь |
11. | Учимся искать альтернативные способы действия. | Ноябрь |
12. | Аптека на подоконнике. | Ноябрь |
13. | Учимся делать логические выводы. Учимся находить действия противоположные по значению. | Декабрь |
14. | Учимся устанавливать ситуативные связи между предметами и причинные связи между событиями. | Декабрь |
15. | Учимся находить причину событий представлять последствия событий. | Декабрь |
16. | Учимся обозначать словами существенные признаки предметов и формулировать законы. | Декабрь |
III четверть | ||
17. | Урок здоровья «Цирковая школа». | Январь |
18. | Учимся подбирать слова, противоположные по смыслу и составлять слова с заданной буквы. | Январь |
19. | Учимся подбирать слова-синонимы, классифицировать и соединять слова в предложения. | Январь |
20. | Учимся придумывать сказки по опорам, описывать характер героев. | Февраль |
21. | Учимся задавать исследовательские вопросы. | Февраль |
22. | Учимся оценивать события с разных сторон. | Февраль |
№ | Тема | Сроки |
23. | Учимся оценивать события с разных сторон. | Март |
24. | Урок здоровья «Двигательные упражнения с предметами» | Март |
25. | Учимся комбинировать элементы знаковых систем (р.яз.) | Март |
IV четверть | ||
26. | Учимся комбинировать элементы знаковых систем (математика) | Апрель |
27. | Учимся анализировать проблемную ситуацию. | Апрель |
28. | Учимся анализировать проблемную ситуацию в многоходовой задаче. | Апрель |
29. | Учимся различать противоречия. | Апрель |
30. | Учимся принимать стратегические действия. | Май |
31. | Урок здоровья «Движение — есть жизнь». | Май |
32. | Урок здоровья «Бег вчера и сегодня». | Май |
33. | Урок здоровья «Бег и преодоление препятствий». | Май |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
уроков по коррекции устной и письменной речи в 4 классе
(фронтальные, индивидуальные занятия) логопеда
ЦЕЛЬ:
коррекция устной и письменной речи учащихся
ЗАДАЧИ:
- формирование навыков дифференцированного фонематического восприятия;
- устранение имеющихся дефектов звукопроизношения;
- формирование навыков звукового анализа и синтеза;
- формирование умения проводить синтаксический анализ (предложения различной сложности);
- коррекция оптической, акустической дисграфии, дислексии;
- закрепление лексико-грамматических категорий языка.
СПИСОК УЧАЩИХСЯ: КОРРЕКТ. ЗВУКИ
- П. Максим свист., шип., [р]
- Ш. Толя [л, р]
- М. Никита [с,з,ц]
- О. Денис [р]
- С. Толя [р]
- Р. Яна диф-ция св-шип, зв-глух, пар. Звуков
ПЛАН РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
- Подготовительный период:
- обследование речевого аппарата, произносительных навыков; ноябрь
- артикуляционные упражнения; ноябрь
- развитие фонематического восприятия, слуховой памяти;
- выработка речевого дыхания ноябрь
- Постановка звуков по результатам диагностики (см. выше) декабрь
- Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, январь
словосочетаниях, фразах и предложениях, текстах и стихах февраль
- Автоматизация поставленных звуков в связной речи март, апрель
- Диф-ция звуков в слогах, словах, предложениях,
текстах, связной речи (письменной, устной) апрель, май
№ | Темы | Кол-во часов | месяц |
1. | Диагностика речевого развития учащихся | 4 | ноябрь |
2. | Коррекция оптической дисграфии и дислексии. Звуки и буквы. | 2 | декабрь |
3. | Мир слов: существительные.
| 4 | декабрь |
4. | Мир слов: глаголы
| 4 | декабрь |
5. | Мир лов: прилагательные.
| 3 | январь |
6. | Предлоги
| 3-4 | январь |
7. | Родственные слова | 2 | февраль |
8. | Безударные гласные
| 2 | февраль |
9. | Слог. Ударение. | 2 | февраль |
10. | Предложения: совершенствование умения определить грамматическую основу предложения. Предложения однородными членами. | 2 | февраль |
11. | Сложное предложение с союзами и, а, но. | 4 | март |
12. | Синтаксический разбор простого предложения | 2 | март |
13. | Работа с деформированными предложениями | 2-3 | март |
14. | Отработка навыка составления рассказа-описания (с опорой на схему и без неё) | 2 | апрель |
15. | Устные сочинения. Практическое закрепление навыка составления предложений различного синтаксического состава | 2 | апрель |
16. | Диф-ция йотирован. гласных. | 2 | апрель |
17. | Диф-ция звонких и глухих согласных. | 1-2 | апрель |
18. | Диф-ция твердых и мягких согласных. | 1-2 | апрель, май |
19. | Диф-ция [с-ш], [з-ж], [с-ц], [ч-тв] и т.д. | 4 | апрель, май |
20. | Фонетический разбор слова (разл. звуко-слоговой структуры: морозный школьник) | 2 | май |
21. | Контрольные работы. Итоговая диагностика. | май |
В структуру каждого урока включены упражнения корректирующие навыки чтения.
I четверть
- упражнения на выработку четкого произношения;
- упражнения для расширения поля зрения;
- таблицы Шульте (буквенные);
- чтение слов наоборот.
II четверть
- поочередное чтение слов нормально и наоборот;
- чтение слов с пропущенными буквами;
- чтение II половины слова;
- чтение «зашумленных» слов;
- чтение наложенных друг на друга слов;
- чтение слов с прикрытой нижней частью;
- чтение слов с прикрытой верхней частью;
- классификация слов на группы.
III четверть
- поиск в тексте заданных слов;
- поиск в тексте заданных предложений;
- чтение перевернутого текста;
- восполнение слов, букв в словах, в предложениях с подсказкой;
- поиск смысловых несуразностей;
- чтение текста через слова;
- двухкратное повторение каждого слова.
IV четверть
- чтение с повторным произношением некоторых слов;
- быстрое, многократное повторение предложений, чистоговорок.
- слоговые таблицы;
- работа с изографами.
На каждом занятии отработка различных способов чтения: вслух, про себя, «буксир», скороговорка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННЫХ (ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ 1-3 КЛАССОВ
Данная программа направлена на преодоление ОНРНВ у учащихся младшей школы. Написана на основе программы А.В.Ястребовой....
Коррекционное занятие по ПДД в 4 классе VII вида
полностью готовое занятие коррекции в 4 классе с акцентом на изучение и повторение правил дорожного движения (45 минут)...
«Использование кинезиологических упражнений на коррекционных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи» с презентацией
познакомить педагогов с кинезиологическим методом через организацию системы специальных движений, упражнений и психотехнических приемов при подготовке детей с нарушениями речи к школе....
Конспект коррекционного занятия с детьми с ОВЗ тема «Учимся управлять своими эмоциями»
Конспект коррекционного занятия с детьми ОВЗТЕМА: «Учимся управлять своими эмоциями»Цель:познакомить учащихся с понятием «эмоции»; дать представление о различных мет...
Методическая разработка коррекционного занятия с детьми с ОВЗ (УО) "Классификация предметов"
Учимся классифицировать предметы по цвету, форме, размеру....
Программа логопедических занятий с детьми 2-ого класса ТНР
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее - ФГОС) НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), Федерального з...
Коррекционное занятие с детьми ЗПР 7. 2 Тема «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»2 класс УМК "Школа России"
Занятие с детьми ОВЗ, отработработка навыков....