Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено
статья (4 класс) по теме

Абакумова Ольга Алексеевна

 

 Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.

 Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней — все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.

 В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны взрослых.

  Педагогам важно знать основные причины трудностeй, возникающих у пятиклассника в учении, и помогать ему их преодолевать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost_2013.docx47.51 КБ

Предварительный просмотр:

Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны («не огорчались и не переживали», «радовались», «чтобы мама, когда посмотрит дневник, не наказывала и не плакала»), достаточно сильно у пятиклассников. Снижение интереса к учебе к концу занятий в начальных классах, «разочарование» в школе сменяются ожиданием перемен. Дети ждут, что им станет в школе интересно. Однако столкновение с учебными трудностями может быстро привести к ухудшению успеваемости и погасить это столь похвальное желание.

В пятом классе условия обучения коренным образом меняются: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель—учителя-предметники», уроки, как правило, проходят в разных кабинетах.

С ГОРДОСТЬЮ И ТРЕВОГОЙ

Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Они с удовольствием и с определенной гордостью рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям о «доброй» математичке или «вредном» историке. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с педагогами.

         Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика.

         Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.

         Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней — все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.

В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. иногда нарушается сон, аппетит... Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников.

 У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.

 С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобныe заболевания носят психосоматический характер.

 В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны взрослых.

         При слишком длительном процессе адаптации, а также при наличии множества функциональных отклонений необходимо обратиться к школьному психологу.

         Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе?

 Педагогам важно знать основные причины трудностeй, возникающих у пятиклассника в учении, и помогать ему их преодолевать.

НЕДОСТАТКИ УЧЕБНОЙ ПОДГОТОВКИ

У многих пятиклассников существуют пробелы в знаниях за предшествующие периоды обучения, у них могут быть не сформированы учебные умения и навыки. Например, трудности понимания дробей могут быть связаны с неправильно сформированным представлением о числе, ошибки правописания — с неумением правильно определять корни слов, а значит, и подбирать проверочное слово.

 Проблема здесь заключается в том, что такие пробелы не всегда легко определить. Это бывает трудно сделать даже высокопрофессиональному педагогу, поскольку тот или иной пробел нередко скрывается за другими, полностью или частично усвоенными знаниями и навыками. Поэтому, помогая школьнику в учебе, важно добиться, чтобы он досконально понял даже мельчайшие детали выполнения трудного задания. Можно попросить школьника выполнить одно-два аналогичных задания, подробно объясняя, что и как он делает.

 Трудности могут быть также связаны с несформированностью необходимых мыслительных действий и операций (анализа и синтеза), с плохим речевым развитием, с недостатками развития внимания и памяти.

         Надо сказать, что пятый класс — благоприятное время для преодоления этих недостатков. Пятиклассники очень интересуются способами развития мышления, внимания, памяти, поскольку наблюдательность, внимательность, умение замечать детали являются теми свойствами, которые они очень ценят в себе и других.

 В жизни детей этого возраста значительное место еще занимает игра, поэтому развитие психических процессов первоначально лучше проводить на неучебном материале. Хорошо зарекомендовали себя в качестве методов тренировки и коррекции внимания и памяти многочисленные игры по развитию наблюдательности (в сыщика, следопыта), сосредоточенности, зрительной памяти.  Все эти игры особенно эффективны при включении в них элемента соревнования, что отвечает потребностям детей данного возраста.

         ВО ВЛАСТИ ЭМОЦИЙ

Причиной снижения успеваемости может быть слабая произвольность поведения и деятельности — нежелание, «невозможность», по словам школьников, заставить себя постоянно заниматься.

          Для пятиклассников характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют. Т.о., необходимо, чтобы учебные занятия вызывали у пятиклассника положительные эмоциональные переживания. В этот период жизни ребенка эмоции доминируют, подчиняют себе всю его психическую жизнь, в том числе и течение психических процессов. Школьники-пятиклассники  испытывают немалые затруднения в преодолении  внешних, и тем более внутренних препятствий в тех случаях, когда цель их не привлекает.

 В общении с пятиклассниками, при оказании им помощи в учебе важно использовать юмор. Юмор имеет очень большое значение для познавательного развития ребенка этого возраста. Дети очень любят шутить, рассказывать анекдоты, которые взрослым часто кажутся несмешными, глупыми и грубыми. Важно, чтобы взрослые понимали значение юмора для развития детей, были терпимы к детским шуткам и умели использовать юмор в своих целях.

 Как известно, многие достаточно сложные вещи запоминаются довольно легко (иногда на всю жизнь), если они представлены в шутливой форме: «Биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам», «Медиана — это такая обезьяна, которая прыгает на сторону и делит ее поровну», «Как однажды Жак-звонарь городской сломал фонарь» (расположение цветов радуги). Можно научить детей создавать подобные фразы, используя юмор для лучшего запоминания.

В ПОИСКАХ КРИТЕРИЕВ

В подростковом возрасте продолжительная неуспеваемость практически всегда сопровождается определенными личностными нарушениями (низкой или, напротив, защитно высокой самооценкой, прямой или оборонительной агрессивностью, чувством беспомощности и др.). Поэтому и в учебных, и во всех других занятиях важно помочь школьнику выработать объективные критерии собственной успешности и неуспешности, развить у него стремление проверять свои возможности и находить (с помощью взрослых) пути их совершенствования.

РАССОГЛАСОВАННОСТЬ ТРЕБОВАНИЙ

Затрудняет адаптацию рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: в тетради по математике поля должны быть с двух сторон, в тетради по русскому языку — с одной, учительница истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение и т.п.

 Такие «мелочи» нередко существенно затрудняют жизнь школьника.

Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

 Есть и позитивная сторона  такого рассогласования. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.  Однако в адаптационный период лучше противоречивость требований свести к минимуму.

СВОБОДА ИЛИ ОДИНОЧЕСТВО?

Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны также с определенной деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы — они бегают по школе, исследуя «тайные уголки», иногда даже задирают ребят из старших классов.

         Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей.

 Иногда за одной и той же формой поведения (например, посещение первого класса, в котором работает бывшая учительница) скрываются совершенно разные потребности и мотивы. Это может быть желание вновь оказаться в знакомой, привычной ситуации опеки и зависимости, когда тебя знают, о тебе думают. Но может быть и стремление утвердить себя как «старшего», «выросшего», того, кто может опекать малышей. Причем у одного и того же подростка это может сочетаться.

Следует обратить внимание и на то, что ухудшение успеваемости в значительной степени связано с особенностями адаптационного периода.

Переход из начальной школы в старшую — это сильный удар по психике ребенка, потому что он переходит к совершенно другой системе обучения.

Любое рассогласование ребенка с теми требованиями, которые к нему предъявляет образовательное пространство, есть дезадаптация в самом широком ее понимании.

         А дальше можно рассматривать различные формы ее проявления. Поведенческую, в случае если поступки ребенка отличаются от нормативных требований школы. Учебную, если процесс овладения учебными навыками проходит с осложнениями.

 В рамках школьной дезадаптации рассматривается аддиктивное поведение детей: склонность к разного рода зависимостям (наркотики, табак, алкоголь). Сюда можно отнести и эмоциональную зависимость, когда дети попадают под влияние каких-либо нетрадиционных сект. Достаточно ли типичен  портрет дезадаптированного ребенка?

         Сначала это  просто проблемный ребенок. Вроде в учебе он успешен, но постоянно «попадается» педагогам. Ведь известно, что если на одного ребенка «положат глаз» педагоги, администрация, то и дальше будут, как говорится, всех собак на него вешать. Первый раз «повесили» — за дело, второй — вроде бы за дело, а вроде бы не очень.

         Постепенно к нему приклеивается ярлык «трудного», и он начинает с этим ярлыком жить. При этом у него вырабатываются психологические защитные компенсации, и в результате он действительно превращается в проблемного. И чем больше на него неправильно воздействуют, чем меньше прислушиваются к мнению психолога, тем более трудным он становится.

Опасность дезадаптации есть и тогда, когда ребенок работает на пределе своих физиологических и психических возможностей. Это особенно часто встречается у девочек. Они могут  учиться на  «четверки» и «пятерки», но при этом находиться на пределе своих возможностей. Достаточно одного «спускового крючка», элементарного физического недомогания, и ребенок срывается.

         Чтобы предотвратить это, следует говорить о постоянной системе отслеживания.

Сократить переходный период и смягчить связанные с ним факторы негативного характера нам бы помогла совместно разработанная программа “Психолого-педагогического сопровождения учащихся на этапе перехода из начальной школы в среднее звено”.

Эта программа должна предусматривать четкую систему работы администрации, педагогов, родителей и социально-психологической службы. Переход учащихся из начальной школы в основную предусматривает три этапа: подготовительный, адаптационный, стабилизационный.

В период подготовительного этапа учитель начальных классов обрабатывает банк данных о ребенке за все годы пребывания в начальной школе и  составляет индивидуальные планы продвижения ребенка в учебном пространстве основной школы. В начальной школе разработана и внедрена система диагностических процедур, которые помогают созданию информационного поля о выпускниках начальной школы. НЕОБХОДИМА совместная работа методических объединений учителей начальных классов и учителей-предметников. На заседаниях необходимо рассматривать вопросы особенностей психологического развития учащихся младшего подросткового возраста, обеспечение условий для “мягкой” адаптации учащихся 5 классов к новым формам обучения, сопоставлять программы, согласовывать методы и приемы обучения в 4-5 классах.

Учителя предметники  понимают преемственность, как взаимную связь разных этапов обучения,  в основу которых положены единые психолого-педагогические характеристики. Все то, что заложено учителями начальной школы (бережно и нежно воспитанные и  ростки) следует трепетно оберегать, помогать им расти и крепнуть. Взаимные упреки учителей ни к чему не приводят. Не следует искать виновных, надо создать детям  условия безболезненно преодолевать данную проблему.

В течение учебного года выпускного 4 класса начальной школы учителям предметникам необходимо посещать уроки, полезно понаблюдать за работой учащихся,  за особенностями работы учителя и учащихся на уроке присмотреться к отдельным учащимся,  внимательно понаблюдать за  требованиями  предъявляемыми учителем. Обратить внимание на объем и глубину содержания, какая подготовка предшествовала уроку. Важно отметить, как учитель ведет урок, темп, доступность изложения материала, и множество других моментов. Следует помнить, что отношение учителя к предмету непосредственно влияет на качество преподавания и результаты обучения. Обратить  внимание, как используется метод совместных оценок «Учитель – ученик», «ученик- ученик». А так же,   как учитель общается с детьми, и как дети относятся к учителю вне урока. Учителю предметнику провести несколько уроков в данном классе, обозначить новые возможности ведения урока, введения и  опроса темы.

 Необходимы взаимопосещения уроков. Учителю начальной школы следует посетить ряд уроков учителя предметника. Присмотреться к его профессиональной деятельности, умению работать с подростками.  

Многолетний опыт работы показывает, что формирование новых знаний  с опорой на знакомый учащимся материал, с использованием знакомых им оборотов речи, иногда даже копирование или подражание учителю начальной школы, к которому дети так привыкли, дает хороший результат. Постепенно на знакомый детям материал начальной школы, накладывается новая математическая  терминология, одновременно это помогает развивать логическое и  аналитическое мышление, умение обобщать и делать выводы. Знания, полученные учащимися в начальной школе, выходят на новый  качественный уровень, дополняются новыми теоретическими сведениями. Совместные усилия учителей начальной школы и  учителей среднего звена по определению единых требований  к ответу ученика, формам и методам контроля, при обязательном     постепенном разъяснении детям этих требований, на переходном этапе,  дают хорошие результаты.

Сфера  взаимоотношений учитель-ученик  неоднозначно переживается каждым учеником и учителем предметником. Дети начальной школы привыкли, что результаты их учения оценивает их  любимый и единственный учитель. Школьник привык не только к оценке своих действий, но и к критериям этой оценки.  А теперь учителей, которые оценивают  знания учащегося, стало много и все разные, они не похожи на того родного и любимого, первого учителя.

Адаптационный период пятиклассника неограничен временными рамками. В силу физиологии в этом возрасте дети нацелены на общение, а не на обучение. Поэтому на этом этапе важно сохранить у учащихся мотивацию к учению, стремление к познанию, умение трудиться, быть инициативным, ответственным.

Можно использовать и такой прием –первый триместр без “двоек”. Это помогает ребенку почувствовать себя успешным и безболезненно влиться в учебный процесс. Особое внимание уделяется оптимизации домашнего задания. На протяжении всего адаптационного периода учащихся обязательно сопровождение психолога.

         Вся эта работа направлена на скорейшее становление периода стабилизации, который характеризуется устойчивостью психологического состояния учащихся, результативностью в обучении.

Наши дети будут успешны в учебной деятельности только тогда, когда мы взрослые научимся понимать их, сопереживать и поддерживать в трудных ситуациях, давать им возможность самим реализовывать планы и решать проблемы.

Практические рекомендации

Проблема

Предварительная работа по решению проблемы

Пути решения проблемы на уроке

Адаптация в условиях предметной системы обучения

1.   Изучение программ начальной школы учи- 
телем 5 класса, средней школы - учителем 
начальных классов.

2.   Изучение особенностей образовательного 
процесса в 4 классах.

3.   Знакомство с психологическими особенно- 
стями учащихся

 

Формирование детского коллектива

1.  Изучение психологии подросткового возраста.

2.  Знакомство с семьями детей

Использование коллективных и групповых технологий

Преемственность технологий начальной школы

Изучение технологий, используемых в начальных классах

1.   Использование основных при- 
емов технологий начальной школы.

2.   Адаптация технологии начально- 
го обучения к технологиям основ- 
ной школы

Проблема организации самостоятельной работы на уроке

Наблюдение уроков в начальной и основной школе

Обучение самостоятельной работе

Соблюдение единых требований

Наблюдение уроков в начальной и основной школе

1.   Подготовка ученика к уроку.

2.   Своевременность проверки до- 
машних заданий.

3.   Контроль поведения учащихся.

4.   Выставление оценок учителем- 
предметником.

5.   Работа над ошибками

Осуществление обратной связи

Изучение данного вопроса при посещении уроков в начальных классах

Использование приемов обратной связи

Преемственность форм и методов организации учебной деятельности

Изучение форм и методов организации учебной деятельности учителями начальных классов и учителями-предметниками

Использование форм и методов организации учебного процесса в начальной школе и осуществление плавного перехода к методам и формам организации учебного процесса в средней школе

Единая система итогового повторения в 4 классах и вводного повторения и контроля в 5 классах

Разработка единой системы повторения и контроля

Использование системы итогового повторения и контроля в 4 классах

Использование средств наглядности

Изучение системы использования наглядности в начальной школе

Использование системы наглядности начальной школы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено

Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаи...

«Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено»

Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к но...

«Переход учащихся из начальной школы в среднее звено»

Выступление на МО учителей начальных классов...

Проблемы преемственности и пути их решения при переходе обучающихся из начальной школы в среднее звено

Современные стандарты выдвигают Портрет выпускника начальной школы. Это любознательный, владеющий основами учиться, уважающий и принимающий ценности семьи и общества, умеющий слышать и слушать собесед...

Переход учащихся из начальной школы в среднее звено обучения предъявляет высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию

Психолого-педагогическая диагностика готовности к обучению учащихся 4 класса в среднем звене....

Статья на тему "Проблемы преемственности при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено обучения"

Из данной статьи вы узнаете, с какими проблемами может столкнуться четвероклассник при переходе из начальной школы в среднюю...