Проблемы преемственности и пути их решения при переходе обучающихся из начальной школы в среднее звено
статья на тему
Современные стандарты выдвигают Портрет выпускника начальной школы. Это любознательный, владеющий основами учиться, уважающий и принимающий ценности семьи и общества, умеющий слышать и слушать собеседника, выполняющий правила здорового образа жизни.
Новые стандарты вызвали много вопросов со стороны родителей. Только совместная кропотливая работа: беседы, родительские собрания, мониторинги, консультации позволили снять возникшую напряженность. В итоге, тесная связь с родительской общественностью помогла решать многие проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos.docx | 22.74 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проблемы преемственности и пути их решения при переходе
обучающихся из начальной школы в среднее звено»
Будущее по-разному входит в нашу жизнь. Иногда ярко, привлекательно, впечатляя и вдохновляя. Иногда незаметно, маленькими неслышными шагами. Мы порой не замечаем как изменилась окружающая нас действительность. Часто будущее не просто входит, оно врывается в устоявшуюся повседневность, не соизмеряясь с нашими силами и готовностью принять изменения. Именно так оно ворвалось в нашу профессиональную жизнь вместе с новым образовательным стандартом.
С 1 сентября 2014 года началось освоение новых стандартов для учеников начальной школы. Дети обучались по программе «Школа России». Какие же цели были поставлены перед начальным образованием в реализации образовательных стандартов нового поколения? В начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: это навыки решения творческих задач, навыки поиска, анализ информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Учителю, который до этого занимался с ребятами просто математикой как таковой, теперь на знакомом ему материале решает новые задачи.
Современные стандарты выдвигают Портрет выпускника начальной школы. Это любознательный, владеющий основами учиться, уважающий и принимающий ценности семьи и общества, умеющий слышать и слушать собеседника, выполняющий правила здорового образа жизни.
Что сделано за 4 года?
В соответствии с критериями готовности общеобразовательного учреждения к введению стандартов в школе была создана модель по его реализации: разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования учреждения, утверждены локальные акты, составлены рабочие программы по учебным дисциплинам. Разработана соответствующая требованиям ФГОС нормативная база по системе оценки УУД, которая выступает одновременно и как цель, и как средство обучения. Новые стандарты вызвали много вопросов со стороны родителей. Только совместная кропотливая работа: беседы, родительские собрания, мониторинги, консультации позволили снять возникшую напряженность. В итоге, тесная связь с родительской общественностью помогла решать многие проблемы.
Нам, учителям, проработавшим в другой системе образования, было тяжело перестраиваться к новым требованиям. Задачи реальны при условии, если учитель будет принимать и внедрять инновационные технологии в практику школьной жизни, значит, будет самоизменяться.
Изменения коснулись деятельности обучающихся. Самостоятельной работе детей на уроке отводим больше времени. Причем характер работы стал исследовательским, творческим, продуктивным. Мы формируем у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки.
Отказались от репродуктивных методов и способов обучения. Активно начали развивать проектную деятельность младших школьников, осваивать средства педагогической диагностики. Как способ оценки образовательных достижений учащихся ввели в практику работы портфолио.
Исследовательская деятельность особенно актуальна для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Итак, готовы ли наши выпускники четвертых классов идти в пятый класс?
Реализация преемственности между начальной школой и средним звеном обучения должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом сохранения самоценности каждого возрастного периода развития учащегося; сформированности умения учиться как фундаментального новообразования; направленности на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого учащегося.
Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.
Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, характерами и разным стилем отношений является зримым внешним показателем их взросления.
Итак, рассмотрим основные трудности, которые испытывают дети при переходе из 4-го в 5-й класс и пути их решения.
Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы
Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:
- сменой социальной обстановки;
- изменением роли учащегося;
- увеличением учебной нагрузки;
- изменением режима дня;
- разностью систем и форм обучения;
- нестыковкой программ начальной и основной школы;
- различием требований со стороны учителей-предметников;
- изменением стиля общения учителей с детьми.
Переходя из четвёртого класса в пятый, ученик попадает в новый мир. В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе классный руководитель – учителя-предметники. Каждый учитель по-своему ведёт урок, оценивает знания и т. д. И часто школьник теряется в этом мире.
Вывод: «Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляется лавиной впечатлений» -так писал В. А. Сухомлинский.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность: дошкольное учреждение - начальная школа - среднее звено
Выступление на заседании "Круглого "стола, посвященного "Дню открытых дверей для воспитателей ДОУ...
ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ УЧАЩИХСЯ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО
Выступление на МО...
Пути решения задач оздоровления учащихся в начальной школе
В статье представлен план работы по классам по оздоровительной технологии....
"Проблемы преемственности и пути их решения при переходе обучающихся из начальной школы в среднее звено"
Что такое преемственность? Это тот безболезненный барьер для детей, который нужен им для дальнейшего самоопределения личности. В этом обязаны помочь детям педагоги. Встатье об этом идёт речь....
Преемственность обучения детский сад-начальная школа-среднее звено
Рассмотрена преемственность между ступенями обучения...
Выступление на тему "Проблемы преемственности и пути их решения при переходе обучающихся из начальной школы в среднее звено"
Цель: выявить проблемы преемственности между педагогами начальной и основной школы в формировании предметных знаний и умений у обучающихся 4-5 классов и найти пути их решения.Задачи:Обсудить трудности...