ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ УЧАЩИХСЯ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО
статья на тему
Выступление на МО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
premstvennost_pri_perehode_s_nachalnoy_shkoly_v_srednee_zveno.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ УЧАЩИХСЯ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО
Педагоги, психологи, ученые довольно часто размышляют о проблемах пре емственности на страницах журналов и газет. Наиболее актуальны в этом плане размышления об организации преемственности в системе «детский сад - начальная школа». Значительно реже нам встречаются статьи об организации аналогичного процесса при переходе из начальной школы в среднее звено. О преемственности средней общеобразовательной школы и высших учебных заведениях активно заго ворили в последние годы в связи с проведением единого государственного экзаме на в выпускных классах. Между тем каждая из обозначенных проблем актуальна и значима в каждом возрастном периоде. Переход в пятый класс - это своеобразное испытание и не только для школь ников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащих ся, быть их проводником и наставником. Учителю начальной школы предстоит до казать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и воо ружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными. Не следует также забывать, что пятиклассники - это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрас тным периодом. С начала учебного года у детей возникает ряд сложностей организа ционного и учебного характера. 1. Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность по ведения школьников. Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, всевозможные предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, спо рят с товарищами, отстаивая свою точку зрения. На таких уроках педагогу бывает сложно упорядочить высказывания детей, их инсайты (озарения). Однако все мы знаем, что именно в споре рождается истина. Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам. Основными их лозунгами становятся: «Отвечаем только с поднятой рукой!», «Никаких споров и совместных решений! Это слишком шумно». К тому же придется удерживать в голове несколько версий, высказанных детьми, и давать им оценку. А точнее, подводить школьников к пониманию несостоятельности их высказываний или в их правильно сти. Куда проще сказать: «Молодец! Пять» или «Неверно! Три». Как выстроить модель своего поведения на каждом конкретном уроке? Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями. 2. Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность. Экономя время урока, педагоги порой забывают о том, что если у школьни ков, пришедших к ним на урок, есть волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это не лучшим образом скажется на результатах занятия, и процесс обучения не станет эффективным. Поэтому целесообразно посвятить 2-3 минуты на ликвидацию нега тивных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока. Особенно в этом нуждаются дети, у которых в начальной школе учитель уделял данному фак тору большое значение. 3. Создание ситуации успеха для пятиклассников. Ошибочным мнением педагогов среднего и старшего звена является призна ние того, что в пятом классе нужно приучать школьников к нелегкому учебному труду, а создание ситуации успеха, равно так же как и использование игровых мо ментов на уроке, - это удел начальной школы. Такое мнение приводит к большому разрыву в организации учебного процесса в начальном звене и средней школе. Пя тиклассники еще очень нуждаются в позитивных отзывах педагога. Ситуация успеха и эмоциональные переживания, связанные с ней, продолжают оставаться действен ными мотивами для успешного обучения. 4. Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе. Пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет. Это организация и проведение дней именинника, олимпиадных недель, консульта ций слабоуспевающим, выпуск тематических классных газет, совместные поездки за город, написание писем болеющим детям и так далее. Вдумчивые педагоги, понимая значимость этих традиций в жизни детей, стре мятся сохранить их и продолжить в пятом классе с последующей трансформацией в соответствии с возрастными особенностями в более важные и необходимые для уче ников мероприятия. Педагогический нигилизм (отрицание всего, что было наработа но коллективом учащихся до вас) в этой ситуации не принесет позитивных результа тов и не лучшим образом скажется на личностных взаимоотношениях с педагогом. 5. Отсутствие коллективных средств обучения. Следует помнить о том, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится деятельность общения. Приоритеты от учителя и роди телей перемещаются к сверстникам. Теперь именно они становятся наиболее зна чимыми в жизни подростка, в том числе и пятиклассника. Ребята хотят взаимодей ствовать со сверстниками и в учебной деятельности. Они с удовольствием работают в больших и малых группах, парах, парах сменного состава. Кроме того, позитивные отношения к сверстнику они переносят и на педагога, способного организовать значимое для школьников общение. 6. Наличие большей свободы и самостоятельности. При всем положительном отношении к предоставлению свободы и самостоя тельности пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ре сурсами, цену которым знает каждый взрослый здравомыслящий человек. Сферу действия свободы и самостоятельности надо планомерно расширять, одновременно показывая детям, где существуют ограничения этих факторов. Свобода и вседозво ленность - это не слова-синонимы, равно так-же как и самостоятельность и отсут ствие педагогической поддержки. Из-за неправильного толкования обозначенных понятий детьми часто приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины. 7. Ослабление внешнего контроля за выполнением домашних заданий. 8. Личностный контакт с учителями. Не следует забывать, что пятиклассники - народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его дости жения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя. В данном перечне мы обозначили далеко не все проблемы, которые могут возникнуть у пятиклашек. Однако было бы не справедливо говорить, что переходу в среднее звено сопутствуют лишь проблемы и препятствия. Есть много положитель ных моментов и новообразований в этом переходном периоде. Большинство школь ников быстро адаптируются и легко преодолевают все сложности. Нельзя отрицать и то, что существует категория детей, для которых пятый класс становится «облег чением». Это касается учеников, у которых не сложились отношения с учителем на чальной школы, и выход в большую школьную семью спасает их от неотъемлемого клейма «бездельник», «хулиган», «лодырь», «неумеха» и т.д. Очень нелегко вы рваться из этого порочного круга. Но такие случаи нередки и известны в каждой школе. В этой ситуации многообразие педагогов и их мнений спасает ребенка от предвзятости, открывает для него новые горизонты и веру в себя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено
Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаи...
«Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено»
Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к но...
Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено
Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный...
«Переход учащихся из начальной школы в среднее звено»
Выступление на МО учителей начальных классов...
Проблемы преемственности и пути их решения при переходе обучающихся из начальной школы в среднее звено
Современные стандарты выдвигают Портрет выпускника начальной школы. Это любознательный, владеющий основами учиться, уважающий и принимающий ценности семьи и общества, умеющий слышать и слушать собесед...
Переход учащихся из начальной школы в среднее звено обучения предъявляет высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию
Психолого-педагогическая диагностика готовности к обучению учащихся 4 класса в среднем звене....
Статья на тему "Проблемы преемственности при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено обучения"
Из данной статьи вы узнаете, с какими проблемами может столкнуться четвероклассник при переходе из начальной школы в среднюю...