Анализ работы МО
методическая разработка на тему

Анализ МО начальных классов за 2013-2014 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_mo_2014.docx31.41 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ работы МО учителей

начальных классов и

ГПД  МОУ СОШ № 22 за 2013-2014 учебный год

        Одной из актуальных проблем современной школы – воспитание подрастающего поколения. Многое разрушено, незаслуженно забыто, а учителю хочется не только научить своих учащихся читать, писать и считать, но и воспитывать их настоящими людьми.  В последние годы все более актуализируется проблема обучения именно младших школьников, и это обусловлено целым комплексом причин. Сегодня школа стоит перед выбором и обоснованием более эффективных методик обучения. С одной стороны, поиск нового в обучении представляется закономерным процессом для современного образовательного учреждения: жизнь не стоит на месте и она требует постоянного учета происходящих изменений. С другой же стороны, необходимость разработки новых подходов, обобщение передового опыта работы здесь объясняется и тем, что сегодня первоклассники, по уровню «наличных» психологических и психофизиологических возможностей, нередко оказываются неготовыми качественно осваивать учебные программы. В начальной школе дети испытывают те или иные трудности в обучении чаще именно из-за психической задержки в развитии.

         Отсюда, в современных условиях развития обучения в школе все более необходимым становится всестороннее изучение психофизиологических и психических особенностей младшего школьника, а также выработка наиболее оптимальных  подходов к обучению, которые обусловливаются данными особенностями.

   В первый класс приходят ребятишки, не посещавшие детский сад. А также учителю приходится работать одновременно с учащимися двух классов, где большая часть учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся. Следовательно, необходимо обучать их методам приобретения знаний, а не набору тех или иных фактов и применению их в простейших случаях. Следование данному принципу позволяет выявлять более способных учеников и создавать для них условия, благоприятные для их развития. Для детей, испытывающих затруднения в изучении программного материала, дифференцированный подход и овладение различными методами работы с книгой, учебными пособиями для формирования базовых знаний на доступном для них уровне.

     Взаимодействие личности, семьи, школы и общества становится сегодня проблемой. Сегодня учитель и родители должны рассматриваться как партнеры в воспитании детей, а это означает равенство сторон, взаимное уважение и заинтересованность в успешном сотрудничестве, что неизбежно влечет за собой поиск новых форм взаимодействия школы и семьи. Формы участия родителей в жизни класса разнообразны: это родительские собрания, посещение уроков, участие в подготовке и проведении праздников, организации выставок    

       В МО начальных классов входит-3 человека. Это учителя и воспитатель интерната- творчески относящиеся к своей работе. В течение года проведены заседания МО на темы:

«Дифференцированный подход при выполнении домашних заданий в малокомплектной школе. ФГОС глазами учителя: проблемы и перспективы . Деятельность учителя по формированию УУД при внедрении ФГОС НОО. Организация внеурочной деятельности в рамках внедрения новых ФГОС. Повышение мотивации учащихся через развитие творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности.  Использование компьютерных технологий в начальной школе. Активизация познавательной деятельности учащихся.  Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время.

        Налажено взаимопосещение уроков учителями-коллегами, т.к. традиционно МО является центром по обмену опытом. По итогам срезовых работ, тестов, оказывается методическая помощь учителю.

 Начальная школа обязана научить детей правильному, выразительному и осознанному чтению, грамотному, каллиграфически верному письму, безошибочному счету, правильной литературной речи; привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус; средствами каждого учебного предмета и внеклассных мероприятий воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Родине, своему народу, его языку, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам, толерантность; способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.

Воспитание как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации в общественной жизни.

Методическая работа в современной школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, а в конечном счете – на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижения оптимального уровня образования.

Руководствуясь нормативными документами, программами и стандартами образования, учитывая специфику учебного заведения, объективный уровень состояния учебного процесса, уровень обученности, воспитанности и развития учащихся, квалификацию педагогического коллектива и круг актуальных нерешённых проблем, методическое объединение ставило перед собой следующие задачи:

1.      Повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки учителей начальных классов: ознакомление с нормативными документами, овладение современными педагогическими технологиями, совершенствование методики преподавания учебных предметов, изучение психологических аспектов личности и педагогики в свете новых образовательных стандартов.

2.      Обеспечение выполнения единых принципиальных подходов к образованию и социализации учащихся в свете новых образовательных стандартов. Учет преемственности при переходе на каждую ступень образования – от дошкольной подготовки до перехода в среднее звено. Преемственность обеспечивается при соблюдении единых принципов обучения и воспитания, с использованием соответствующих возрасту технологий и методик преподавания, а также на уровне содержания образования.

3.      Координирование планирования, организации и педагогического анализа учебно-воспитательных мероприятий учителей начальных классов.

4.      Изучение, обобщение и использование в практике передового педагогического опыта работы учителей начальной школы.

5.      Содействие становлению и развитию системы учебно-воспитательной работы учителей начальной школы в свете новых образовательных стандартов.

Поставленные задачи выполнены частично, коллектив учителей продолжит работу над поставленными задачами в следующем учебном году, так как они являются актуальными.

В начальной школе есть два  рабочих  места учителя  начальных классов (учитель Каширина Н.А., Журавлева Н.В.)  

В школе успешно осуществлялась работа с учащимися по двум системам: традиционной федеральной (4 класс), развивающей программе “Гармония”(1-3 класс)), что позволило обеспечить благоприятные условия для обучения младших школьников с различным уровнем подготовленности, мотивации и способностей.

Методическим объединением использовались более разнообразные формы проведения плановых заседаний, что позволило проводить заседания с большей активностью. Перед каждым заседанием учителям заранее был известен круг обсуждаемых проблем, предлагался список литературы, которую можно использовать в процессе подготовки к заданию, поэтому заседания проходили в форме живого диалога.

В течение года проводились оперативные заседания по тематике:

1.        Учебный план и учебно-методическое обеспечение обучения по программам;

2.        Единые требования к ведению рабочих и контрольных тетрадей учащихся;

3.        Итоги проверки документации;

4.        Организация каникул;

5.        Анализ проведения итоговых контрольных работ;

6.        Изучение нормативных документов;

7.        Организация и участие в Краевой многопредметной дистанционной олимпиаде школьников по физике, русскому языку, математике,  во всероссийской игре-конкурсе "Инфознайка 2014" курса по информатике, в школьном этапе краевой олимпиады для младших школьников на развитие творческого воображения, в районной олимпиаде по русскому языку. по математике., в международной игре-конкурсе “Русский медвежонок”.

8.        Итоги проверки техники чтения на конец года.        

9.        Соблюдение графиков контрольных работ и родительских собраний.

Наиболее активно ведется работа  по развивающей программе "Гармония”. Зам. По УВР Ганноченко Т.Ю. выступала на МО с докладом: «ФГОС глазами учителя: проблемы и перспективы».  Каширина Н.А. «Деятельность учителя по формированию УУД при внедрении ФГОС НОО». Линенко Н.В. «Организация внеурочной деятельности в рамках внедрения новых ФГОС»

  На весенних каникулах, в рамках апробирования новых методик, технологий, в начальной школе прошли педагогические чтения по теме: “Современные педагогические технологии – как основа повышения качества знаний учащихся”. В данной работе приняли участия все учителя МО. Учителя осветили методику современного урока, с использованием ИКТ; рассказали о новых формах работы на уроке.

Методическим объединением и заместителем директора по УВР  Ганноченко Т.Ю.постоянно осуществлялся контроль за ведением школьной документации, составлялись контрольные работы за полугодие, проводилась проверка дневников и тетрадей учащихся. На заседании МО было отмечено, что журналы, личные дела заполнены аккуратно, без грубых нарушений. Тетради учащихся ведутся в соответствии с требованиями, выработанными методическим объединением. По сравнению с предыдущими годами более качественно составлено календарно-тематическое планирование, четко соблюдался график контрольных работ.

Учителя начальных классов работают над совершенствованием своего мастерства: планово проходят курсы переподготовки при ГБОУ ДПО «Ставроп. Кр.институт разв.образ., повыш.квалиф. и переподгот.работ.образ.» . Ежемесячно проводится обзор номеров газеты “Первое сентября”, журналов “Начальная школа” и «Классный руководитель». Учителя применяют рекомендации этих журналов.

        Все учителя и воспитатель интерната участвуют в методической работе, постоянно занимаются самообразованием.  Каширина Н.А.  работает над темой «Развитие речи младших школьников». Журавлева Н.В. работает над темой: «Обучение математике и здоровье учащихся». Линенко Нелли Валентиновна: «Организация досуга в ГПД». Анализ посещенных уроков, внеклассных мероприятий, участие в конкурсах, олимпиадах и т.п. показывает, что работа учителей по теме «Новые образовательные стандарты и их внедрение в учебно-воспитательный процесс начальной школы»  активизировалась. Внедряются новые технологии обучения, рассматриваются более эффективные формы опроса учащихся. На заседания МО приглашались учителя предметники:

-обсуждались вопросы преемственности начальной школы  и среднего звена,

-переход учащихся начальной школы в основную.

    Основным показателем качества работы педагогов является качество знаний учащихся.

Предмет

Класс

Учитель

Обуч.

2011-

2012

Кач

.2011-2012

Обуч

.2012-2013

Кач.

2012-2013

Обуч

.2013-2014

Кач.

2013-

2014

Рус.яз.

4

Журавлева Н.В.

100%

25%

100%

28%

100%

50%

Матем.

4

Журавлева Н.В.

100%

25%

100%

43%

100%

50%

Рус.яз.

2

Журавлева Н.В.

-

-

-

-

100%

25%

Матем.

2

Журавлева Н.В.

-

-

-

-

100%

25%

Рус.яз.

3

Каширина Н.А

-

-

100%

33%

100%

43%

Матем.

3

Каширина Н.А

-

-

100%

33%

100%

43%

Анализ выполнения итоговой комплексной работы

Низкий уровень обучености и качества знаний во 2классе объясняется недостаточной сформированностью ЗУНов.   Дети не посещали подготовительную группу, не было контроля со стороны родителей. Журавлевой Н.В. необходимо организовать психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед; формировать социальную мотивацию школьника к обучению; выявить причины психолого-педагогических трудностей в обучении школьников.

     По итогам проверки выявлено, что все программы по предметам выполнены. Работу учителей начальных классов и воспитателей ГПД можно считать удовлетворительной.

В 2014-2015 учебном году учителя начальных классов продолжат работать над темой: 

«Новые образовательные стандарты и их внедрение в учебно-воспитательный процесс начальной школы».

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего обучения. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования – основные задачи государственных образовательных стандартов нового поколения.

 

М/О ставит перед собой следующие цели и задачи:

1.      Повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки учителей начальных классов: ознакомление с нормативными документами, овладение современными педагогическими технологиями, совершенствование методики преподавания учебных предметов, изучение психологических аспектов личности и педагогики в свете новых образовательных стандартов.

2.      Обеспечение выполнения единых принципиальных подходов к образованию и социализации учащихся в свете новых образовательных стандартов. Учет преемственности при переходе на каждую ступень образования – от дошкольной подготовки до перехода в среднее звено. Преемственность обеспечивается при соблюдении единых принципов обучения и воспитания, с использованием соответствующих возрасту технологий и методик преподавания, а также на уровне содержания образования.

3.      Координирование планирования, организации и педагогического анализа учебно-воспитательных мероприятий учителей начальных классов.

4.      Изучение, обобщение и использование в практике передового педагогического опыта работы учителей начальной школы.

5.      Содействие становлению и развитию системы учебно-воспитательной работы учителей начальной школы в свете новых образовательных стандартов.

Руководитель МО начальных классов:    Журавлева.Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-ориентированный анализ работы КМО учителей начальных классов за 2011-2012 учебный год и планирование работы на следующий учебный год.

Данный материал может служить образцом при подготовке отчета о работе методического объединения учителей начального звена и включает в себя  следующие разделы:1.Положение о РМО (КМО).2.Проб...

Курсовая работа "Анализ работы с детьми в ГПД"

Психологические исследования...

Анализ работы отделения ДО за 2014-2015 учебный год и основные направления работы на 2015-2016 учебный год

Анализ работы отделения ДО за 2014-2015 учебный год и основные направления работы на 2015-2016 учебный год...

Проверочная работа по чтению+Анализ работы 1 класс-II четверть. Начальная школа XXI века

Проверочная работа по чтению в 1 классе во 2 четверти. Анализ работы. Начальная школа 21 века...