Рабочая программа по внеурочной деятельности "Риторика" для 1 класс
рабочая программа (1 класс) по теме

Чебакова Наталья Владимировна

Пояснительная записка и тематическое планирование по внеурочной деятельности . Курс "Риторика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_ritorika.docx29.92 КБ

Предварительный просмотр:

РИТОРИКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика учебного предмета

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской учебной программы Т. А. Ладыженской «Детская риторика»

Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь

Специфика предмета.

Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

Место учебного предмета в учебном плане.

В неделю – 1 час;

Всего        - 33часа.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

Личностные, метапредметные и предметные результаты русского языка в 1 классе.

Личностные результаты.

– осознавать роль речи в жизни людей;

– оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;

– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

Метапредметные результаты.

– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

– реализовывать простое высказывание на заданную тему;

– ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;

– самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;

– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Предметные результаты.

– различать устное и письменное общение;

– различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;

– уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;

– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;

– продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;

– распознавать и вести этикетный диалог;

– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

– находить по абзацным отступам смысловые части текста;

– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;

– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

– сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;

– оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.

№п/п

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата

1

ОБЩЕНИЕ ( 17 часов)

план

факт

2

Речь в жизни человека. Знакомство с учебной тетрадью.

1

Объяснять значение речи, общения в жизни людей

Познакомиться с учебником

 

Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм приветствия в разных ситуациях

Моделировать своё речевое поведение в ситуации приветствия в зависимости от условий общения

Объяснять, зачем нужны вывески .

Различать вывески – слова и вывески-рисунки

Обозначать вывески некоторых магазинов, кафе и т.д.

3

4

Учимся вежливости. Приветствуем в зависимости от адресата, ситуации общения.

2

5

Вывески, их информационная роль.

1

РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МЫСЛИ, ЧУВСТВА

6

7

      Слово веселит. Слово огорчает. Слово утешает. Удивляемся, радуемся, огорчаемся.

2

Анализировать примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства

Объяснять, что словом можно влиять на людей – поднять настроение, огорчить, утешить

Объяснять, что с помощью слова можно договариваться об организации игры, совместной работы.

8

Давайте договоримся

1

РЕЧЬ: УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ

9

Говорим – слушаем, читаем – пишем.

1

Называть виды речевой деятельности

Различать устную и письменную речь

10

11

12

13

14

 

Устная речь. Громко–тихо. Быстро–медленно.

Узнай по голосу.

Правила разговора по телефону.

Несловесные средства устного общения: мимика и жесты.

2

1

2

Оценивать уместность использования громкости, темпа устной речи в разных ситуациях

Демонстрировать уместное использование громкости, темпа в некоторых высказываниях: скороговорках, чистоговорках, считалках и т.д.  

Оценивать использование этикетных формул при телефонном разговоре.

Моделировать телефонный разговор в соответствии с условиями общения

Называть средства несловесного общения объяснять их значение при устном общении.

Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач

 Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм прощания в разных ситуациях

Моделировать своё речевое поведение в ситуации прощания в зависимости от условий общения

Оценивать степень вежливости собеседника при разговоре

Называть правила вежливости при разговоре

Объяснять, почему их следует соблюдать

Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм благодарности в разных ситуациях

Моделировать вежливое речевое поведение как ответ на подарок, помощь и т.д. в зависимости от условий общения

Составлять рассказы и сказочные истории по картинкам.

Исполнять эти речевые произведения, используя полученные сведения о речи, этикетных жанрах, несловесных средствах и т.д.

15

Прощаемся в разных ситуациях общения.

1

16

Правила вежливого поведения во время разговора.

1

17

18

Благодарим за подарок, услугу.

Повторение и обобщение.

1

1

ТЕКСТ ( 17 часов)

19

20

21

22

Текст – что это такое? О ком? О чём? (Тема текста).

Заголовок. Разные заголовки.

4

Различать текст и набор предложений

Определять тему текста  

Объяснять роль заголовка .

Озаглавливать текст 

Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм извинения в разных случаях  

Моделировать своё речевое поведение в зависимости от ситуации извинения

Определять по ключевым словам, о чём говорится в тексте . Называть ключевые слова в сказках, сказочных историях

Выделять незнакомые слова в тексте .

Выяснять значение непонятных слов .

Определять основную мысль текста .

Объяснять роль знаков препинания, абзацев в тексте

Выделять начало, основную часть, конец текста

Оценивать уместность речевых средств обращения в разных ситуациях

Моделировать уместные средства обращения при решении риторических задач

Называть изученные признаки текста

Различать разновидности текстов, с которыми ученики познакомились в течение года

Объяснять роль речи, вежливого общения в жизни людей

 

23

Извинение.

1

24

Очень важные слова.

1

25

Знакомые незнакомцы.

1

26

Ключ к тексту (основная мысль текста).

1

27

28

Оформление текста на письме. Знаки в тексте.

Абзацы.

2

29

30

Как построен текст.

2

31

32

Обращение.

2

33

34

Повторение и обобщение.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие

Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель  программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...