Рабочая программа по внеурочной деятельности "Риторика" для 1 класс
рабочая программа (1 класс) по теме

Чебакова Наталья Владимировна

Пояснительная записка и тематическое планирование по внеурочной деятельности . Курс "Риторика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_ritorika.docx29.92 КБ

Предварительный просмотр:

РИТОРИКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика учебного предмета

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской учебной программы Т. А. Ладыженской «Детская риторика»

Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь

Специфика предмета.

Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

Место учебного предмета в учебном плане.

В неделю – 1 час;

Всего        - 33часа.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

Личностные, метапредметные и предметные результаты русского языка в 1 классе.

Личностные результаты.

– осознавать роль речи в жизни людей;

– оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;

– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

Метапредметные результаты.

– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

– реализовывать простое высказывание на заданную тему;

– ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;

– самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;

– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Предметные результаты.

– различать устное и письменное общение;

– различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;

– уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;

– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;

– продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;

– распознавать и вести этикетный диалог;

– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

– находить по абзацным отступам смысловые части текста;

– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;

– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

– сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;

– оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.

№п/п

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата

1

ОБЩЕНИЕ ( 17 часов)

план

факт

2

Речь в жизни человека. Знакомство с учебной тетрадью.

1

Объяснять значение речи, общения в жизни людей

Познакомиться с учебником

 

Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм приветствия в разных ситуациях

Моделировать своё речевое поведение в ситуации приветствия в зависимости от условий общения

Объяснять, зачем нужны вывески .

Различать вывески – слова и вывески-рисунки

Обозначать вывески некоторых магазинов, кафе и т.д.

3

4

Учимся вежливости. Приветствуем в зависимости от адресата, ситуации общения.

2

5

Вывески, их информационная роль.

1

РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МЫСЛИ, ЧУВСТВА

6

7

      Слово веселит. Слово огорчает. Слово утешает. Удивляемся, радуемся, огорчаемся.

2

Анализировать примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства

Объяснять, что словом можно влиять на людей – поднять настроение, огорчить, утешить

Объяснять, что с помощью слова можно договариваться об организации игры, совместной работы.

8

Давайте договоримся

1

РЕЧЬ: УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ

9

Говорим – слушаем, читаем – пишем.

1

Называть виды речевой деятельности

Различать устную и письменную речь

10

11

12

13

14

 

Устная речь. Громко–тихо. Быстро–медленно.

Узнай по голосу.

Правила разговора по телефону.

Несловесные средства устного общения: мимика и жесты.

2

1

2

Оценивать уместность использования громкости, темпа устной речи в разных ситуациях

Демонстрировать уместное использование громкости, темпа в некоторых высказываниях: скороговорках, чистоговорках, считалках и т.д.  

Оценивать использование этикетных формул при телефонном разговоре.

Моделировать телефонный разговор в соответствии с условиями общения

Называть средства несловесного общения объяснять их значение при устном общении.

Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач

 Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм прощания в разных ситуациях

Моделировать своё речевое поведение в ситуации прощания в зависимости от условий общения

Оценивать степень вежливости собеседника при разговоре

Называть правила вежливости при разговоре

Объяснять, почему их следует соблюдать

Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм благодарности в разных ситуациях

Моделировать вежливое речевое поведение как ответ на подарок, помощь и т.д. в зависимости от условий общения

Составлять рассказы и сказочные истории по картинкам.

Исполнять эти речевые произведения, используя полученные сведения о речи, этикетных жанрах, несловесных средствах и т.д.

15

Прощаемся в разных ситуациях общения.

1

16

Правила вежливого поведения во время разговора.

1

17

18

Благодарим за подарок, услугу.

Повторение и обобщение.

1

1

ТЕКСТ ( 17 часов)

19

20

21

22

Текст – что это такое? О ком? О чём? (Тема текста).

Заголовок. Разные заголовки.

4

Различать текст и набор предложений

Определять тему текста  

Объяснять роль заголовка .

Озаглавливать текст 

Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм извинения в разных случаях  

Моделировать своё речевое поведение в зависимости от ситуации извинения

Определять по ключевым словам, о чём говорится в тексте . Называть ключевые слова в сказках, сказочных историях

Выделять незнакомые слова в тексте .

Выяснять значение непонятных слов .

Определять основную мысль текста .

Объяснять роль знаков препинания, абзацев в тексте

Выделять начало, основную часть, конец текста

Оценивать уместность речевых средств обращения в разных ситуациях

Моделировать уместные средства обращения при решении риторических задач

Называть изученные признаки текста

Различать разновидности текстов, с которыми ученики познакомились в течение года

Объяснять роль речи, вежливого общения в жизни людей

 

23

Извинение.

1

24

Очень важные слова.

1

25

Знакомые незнакомцы.

1

26

Ключ к тексту (основная мысль текста).

1

27

28

Оформление текста на письме. Знаки в тексте.

Абзацы.

2

29

30

Как построен текст.

2

31

32

Обращение.

2

33

34

Повторение и обобщение.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...