Рабочая программа по внеурочной деятельности "Риторика" для 1 класс
рабочая программа (1 класс) по теме
Пояснительная записка и тематическое планирование по внеурочной деятельности . Курс "Риторика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.92 КБ |
Предварительный просмотр:
РИТОРИКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика учебного предмета
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской учебной программы Т. А. Ладыженской «Детская риторика»
Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь
Специфика предмета.
Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
Место учебного предмета в учебном плане.
В неделю – 1 час;
Всего - 33часа.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Личностные, метапредметные и предметные результаты русского языка в 1 классе.
Личностные результаты.
– осознавать роль речи в жизни людей;
– оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметные результаты.
– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
– реализовывать простое высказывание на заданную тему;
– ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
– самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметные результаты.
– различать устное и письменное общение;
– различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;
– уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;
– распознавать и вести этикетный диалог;
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– находить по абзацным отступам смысловые части текста;
– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
– сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;
– оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.
№п/п | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Дата | |
1 | ОБЩЕНИЕ ( 17 часов) | план | факт | ||
2 | Речь в жизни человека. Знакомство с учебной тетрадью. | 1 | Объяснять значение речи, общения в жизни людей Познакомиться с учебником
Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм приветствия в разных ситуациях Моделировать своё речевое поведение в ситуации приветствия в зависимости от условий общения Объяснять, зачем нужны вывески . Различать вывески – слова и вывески-рисунки Обозначать вывески некоторых магазинов, кафе и т.д. | ||
3 4 | Учимся вежливости. Приветствуем в зависимости от адресата, ситуации общения. | 2 | |||
5 | Вывески, их информационная роль. | 1 | |||
РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МЫСЛИ, ЧУВСТВА | |||||
6 7 | Слово веселит. Слово огорчает. Слово утешает. Удивляемся, радуемся, огорчаемся. | 2 | Анализировать примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства Объяснять, что словом можно влиять на людей – поднять настроение, огорчить, утешить Объяснять, что с помощью слова можно договариваться об организации игры, совместной работы. | ||
8 | Давайте договоримся | 1 | |||
РЕЧЬ: УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ | |||||
9 | Говорим – слушаем, читаем – пишем. | 1 | Называть виды речевой деятельности Различать устную и письменную речь | ||
10 11 12 13 14
| Устная речь. Громко–тихо. Быстро–медленно. Узнай по голосу. Правила разговора по телефону. Несловесные средства устного общения: мимика и жесты. | 2 1 2 | Оценивать уместность использования громкости, темпа устной речи в разных ситуациях Демонстрировать уместное использование громкости, темпа в некоторых высказываниях: скороговорках, чистоговорках, считалках и т.д. Оценивать использование этикетных формул при телефонном разговоре. Моделировать телефонный разговор в соответствии с условиями общения Называть средства несловесного общения объяснять их значение при устном общении. Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм прощания в разных ситуациях Моделировать своё речевое поведение в ситуации прощания в зависимости от условий общения Оценивать степень вежливости собеседника при разговоре Называть правила вежливости при разговоре Объяснять, почему их следует соблюдать Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм благодарности в разных ситуациях Моделировать вежливое речевое поведение как ответ на подарок, помощь и т.д. в зависимости от условий общения Составлять рассказы и сказочные истории по картинкам. Исполнять эти речевые произведения, используя полученные сведения о речи, этикетных жанрах, несловесных средствах и т.д. | ||
15 | Прощаемся в разных ситуациях общения. | 1 | |||
16 | Правила вежливого поведения во время разговора. | 1 | |||
17 18 | Благодарим за подарок, услугу. Повторение и обобщение. | 1 1 | |||
ТЕКСТ ( 17 часов) | |||||
19 20 21 22 | Текст – что это такое? О ком? О чём? (Тема текста). Заголовок. Разные заголовки. | 4 | Различать текст и набор предложений Определять тему текста Объяснять роль заголовка . Озаглавливать текст Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм извинения в разных случаях Моделировать своё речевое поведение в зависимости от ситуации извинения Определять по ключевым словам, о чём говорится в тексте . Называть ключевые слова в сказках, сказочных историях Выделять незнакомые слова в тексте . Выяснять значение непонятных слов . Определять основную мысль текста . Объяснять роль знаков препинания, абзацев в тексте Выделять начало, основную часть, конец текста Оценивать уместность речевых средств обращения в разных ситуациях Моделировать уместные средства обращения при решении риторических задач Называть изученные признаки текста Различать разновидности текстов, с которыми ученики познакомились в течение года Объяснять роль речи, вежливого общения в жизни людей
| ||
23 | Извинение. | 1 | |||
24 | Очень важные слова. | 1 | |||
25 | Знакомые незнакомцы. | 1 | |||
26 | Ключ к тексту (основная мысль текста). | 1 | |||
27 28 | Оформление текста на письме. Знаки в тексте. Абзацы. | 2 | |||
29 30 | Как построен текст. | 2 | |||
31 32 | Обращение. | 2 | |||
33 34 | Повторение и обобщение. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458868-1403186039.jpg)
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/08/picture-40198.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие
Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...