Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 Мастер - класс "Исследовательская деятельность"
консультация на тему
На МО учителей начальной школы предлагаю провести мастер-класс по исследовательсеой деятельности. Организуя работу в группах, учителя проводят исследовательскую работу над одним словом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
serdtse_i_serdtsevina.ppt | 1.38 МБ |
master_-_klass.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Мастер – класс.
Перед началом занятия все участники делятся на группы.
Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону. Есть пять вещей, которые ты должен знать, - сказал он карандашу, - прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и только тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть. Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь кому-то держать тебя в своей руке. Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом. Третье: ты будешь, способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь. Четвёртое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя. И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать. Карандаш понял и пообещал помнить об этом. Он был помещён в коробку с призванием в сердце.
- Что общего у карандаша и человека? (Сердце – сердцевина). Слайд № 1.
- Что вы, друзья, представляете, когда о сердце идёт речь?
Одни мне скажут:
«Орган знаете?
Он помогает крови течь!»
Другие скажут: Сердце – это
То, что способно полюбить
Символ любви, добра и света,
Что может льдинку растопить!»
А третьи мне секрет откроют:
«Сердечко как насос у нас.
О нём нам забывать не стоит.
Беречь его – людской наказ!»
- В мире очень много людей изучают, наблюдают, исследуют СЕРДЦЕ.
- А ведь мы с вами тоже исследователи, И я вам предлагаю заняться исследованием для того, чтобы показать, как организуется исследовательская деятельность учащихся в начальной школе.
- Слово способно, как и человек радоваться и грустить, оно может быть добрым и злым.
- Мы понаблюдаем, как слово живёт и развивается, будем расширять жизненные познания, развивать творческую фантазию и воображение.
- А для успешного выполнения задания вам помогут словари и материалы, которые лежат у вас на столах.
- Итак, преступаем к исследованию. Попрошу открыть конверты с заданием, познакомиться с вопросом и приступить к выполнению.
Обратите внимание на приложения. Найдите этапы исследования и организуйте работу по плану. Как только ваша группа будет готова, зажгите значки – сердечки.
Все справились со своим заданием. Посмотрим, что нам удалось исследовать.
- У каждого человека своя жизнь, своя миссия на Земле, своё предназначение.
Каково же лексическое значение слова СЕРДЦЕ?
(Отвечает первая группа). Слайд № 2.
- У каждого человека есть друзья, есть и недоброжелатели. Через антонимы и синонимы понаблюдаем это же на примере слова. (Отвечает вторая группа). Слайд № 3.
- У любого человека есть своя семь и родственники, и у слов тоже есть родственные слова. Какие родственные слова есть у слова СЕРДЦЕ? (Отвечает третья группа). Слайд № 4.
- Слово СЕРДЦЕ очень трудолюбивое. Оно помогает сделать язык ярче, красивее, выразительнее. Оно входит в состав фразеологизмов. Что такое фразеологизм? Слайд № 5.
Следующая группа готовила объяснение рисунков, используя словарь фразеологизмов. (Отвечает четвёртая группа). Слайд № 6.
- Русскому народу удалось свою мудрость, свой опыт передать через слово. Понаблюдаем, как слово Сердце «живёт» в русском фольклоре. Одна из групп собирала пословицы о Сердце и объясняла их значение. (Отвечает пятая группа). Слайд № 7.
- Посмотрите, сколько информации нам удалось собрать о слове СЕРДЦЕ. У нас получилась целая энциклопедия одного слова.
- А теперь мне бы хотелось, чтобы вы показали своё творчество и фантазию через рисунок. Изобразите слово СЕРДЦЕ так, чтобы оно отражало состояние человека. (Выступление групп).
- уважаемые коллеги, мы исследовали только несколько пунктов нашего плана, ведь исследование – это длительный процесс.
Но за это время мы смогли узнать много интересного о слове:
- выдвигали гипотезы;
- занимались классификацией;
- развивали орфографическую зоркость и внимание к слову;
- развивали творческую фантазию и воображение.
- На этом исследование не заканчивается. Обратите внимание на выставку книг, где можно найти материал о СЕРДЦЕ. Можно много узнать полезного и интересного о слове СЕРДЦЕ не только в области русского языка и литературы, но и в других науках.
Подобную работу можно организовать как на уроке, так и на внеклассном занятии. Можно пригласить поучаствовать в подобного рода исследовании родителей совместно с детьми.
- Каждый из нас, уважаемые коллеги – исследователь, мы много делаем великих вещей, оставляя свой след в творчестве и независимо от состояния мы продолжаем идти вперёд потому, что самое главное находится у нас внутри, и оно помогает нам жить, творить, радоваться. Хочу подарить вам на память об этой встрече карандаш, который объединяет нас самым главным – сердцем. Творческих успехов! Спасибо за внимание.
Приложение.
Вопросы для каждой группы (разложить в конверты).
- Используя толковый словарь, объясните лексическое значение слова «Сердце».
- Подберите антонимы и синонимы к слову «Сердце», используя словари.
- Используя словарь, запишите как можно больше родственных слов к слову «Сердце».
- Используя словарь фразеологизмов, определите, что изображено на картинке и объясните значение.
- Соберите сердечки, чтобы получились пословицы. Приготовьтесь их объяснить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).
Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 2 Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо». Тема урока: Уроки «Маленького принца»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний с элементами проектирования. К уроку предлагается конспект и презентация....
Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 Формирование читательского интереса у учащихся начальной школы.
В статье поднимается проблема нежелания современных детей читать. Автор, используя технологию формирования правильной читательской деятельности, рассказывает как воспитать увлечённого читателя....
Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 Родительское собрание "Ваш ребёнок идёт в 1-й класс"
Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников....
Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 «Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе».
Методы, приёмы и способы проведения рефлексии на уроках в начальной школе....
Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 Неделя начальной школы
Идеи для проведения Недели начальной школы....
Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 Новогодний КВН для учащихся 4 - 6 классов
Сценарий КВН, который можно провести в период предновогодних праздников....