Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 Формирование читательского интереса у учащихся начальной школы.
статья по чтению на тему
В статье поднимается проблема нежелания современных детей читать. Автор, используя технологию формирования правильной читательской деятельности, рассказывает как воспитать увлечённого читателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
baranova_a._v._formirovanie_chitatelskogo_interesa_u_uchashchikhsya_nachalnoy_shkoly.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Баранова Анна Викторовна,
учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113,
высшая квалификационная категория
Формирование читательского интереса у учащихся начальной школы.
Чтение – это окошко, через которое дети видят
и познают мир и самих себя.
Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,
когда, наряду с чтением,
одновременно с ним и даже раньше,
чем впервые раскрыта книга,
начинается кропотливая работа над словами.
В.А. Сухомлинский
Современное общество ушло далеко вперед в развитии технического прогресса. В средствах массовой информации уделяется большое внимание формированию ИКТ-компетентности и взрослых, и детей; в школах повсеместно внедряется раннее обучение компьютерным технологиям. К сожалению, это не способствует развитию интеллектуальной личности, испытывающей потребность в чтении.
Несмотря на то, что большинство современных детей овладевает чтением уже в раннем возрасте, они не проявляют достаточного интереса к книге.
В настоящее время всё сложнее становится научить младшего школьника технике чтения, но еще труднее воспитать увлеченного читателя. Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть скоростью и выразительностью чтения еще не значит стать настоящим читателем.
Необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития.
Среди учащихся своего 1-го класса я провела опрос. В анкетировании участвовало 27 учащихся. На вопрос «Чем ты любишь заниматься в свободное время?» были даны следующие ответы: играть в игры и игрушки – 19% учащихся, смотреть ТВ – 23%, играть в компьютер – 47%, читать книги – 11%. Следует отметить, что при поступлении в 1-й класс только двое не умели читать.
Кроме того, не способствует развитию чтения и уменьшение количества учебных часов на предмет «Литературное чтение» в начальных классах.
Возникает противоречие: огромные возможности познания нового посредством ЦОР, ЭОР доступный широкий выбор детской литературы, кропотливая работа педагогов над развитием интереса к чтению у детей с одной стороны, и, с другой стороны, уменьшение учебного времени на чтение и, как следствие, явное нежелание детей читать книги.
Проблемы грамотности, образования, культуры, чтения являются особенно значимыми в наши дни и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации. Чтение – это функциональное, базовое умение для образования и жизни в современном обществе. Однако отмечается падение престижа чтения, и сокращение времени, уделяемого чтению.
Современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Компьютерная эра принципиально меняет объемы, носители, форму существования, передачи и восприятия информации. Компьютеризация сама по себе не решает большинства информационно-образовательных проблем, поскольку главная преграда – низкий уровень читательской культуры, а читательская культура является фундаментом информационной культуры и общей культуры в целом. Читающая нация - нация развивающаяся. Не читающий ученик в среднем и старшем звене школы менее эрудирован, грамотен, успешен, чем его сверстник, уделяющий чтению достаточное количество времени. Словарный запас не читающих детей скуден, не выразителен. На мой взгляд, можно провести такую аналогию: не читающий ученик впоследствии не читающий родитель. Согласно исследованиям, у не читающих родителей вырастают не читающие дети. Культурная общественность страны уже осознала, что от их решения в большой степени зависит будущее России, ее положение в мире в век информации. Успешная реализация Национальной программы по чтению предполагает дружные совместные усилия всех, кто профессионально причастен к воспитанию подрастающего поколения.
Передо мной встал вопрос: как пробудить интерес к чтению?
В настоящее время существует два направления обучения чтению детей младшего школьного возраста: формирование читателя и приобщение к литературе как особому виду искусства. Именно учитель способен синтезировать эти направления при организации уроков литературного чтения.
Видеть, осознавать за прочитанным текстом присутствие личности автора, с присущим именно ему мировосприятием и пониманием окружающего, со свойственной ему гаммой чувств, ощущением жизни и отношением к ней – непременное свойство умения читать. Чувство автора, понимание автора, принятие или неприятие его позиции – истинная культура чтения.
Творческим чтением движет любознательность. Назначение работы учителя – способствовать перерастанию любопытства в любознательность, в познавательную деятельность. Таким образом, постепенно формируется привычка и навык полноценного вдумчивого чтения и грамотный читатель.
Работа по формированию читательского интереса осуществляется через уроки литературного чтения, внеклассного чтения, внеурочную занятость, сотрудничество с библиотеками, чтение в семье, литературные праздники.
Как учитель уже много лет работаю по ОС «Школа 2100».
Из образовательной программы «Школа 2100»:
«Сквозная цель образования – воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления».
Великий И.В. Гете сказал: «Чего человек не понимает, тем он не владеет». Эту мысль можно продолжить: «Чего человек не понимает, тем он не владеет и то он не любит». Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное. Обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы, – одна из самых актуальных дидактических задач.
Учителям начальных классов хорошо известно, как предлагает работать с новым текстом на уроке традиционная методика. Сначала учитель готовит ребёнка к восприятию текста: рассказывает о писателе, тематике его произведений; затем объясняет значение непонятных слов, которые он сам заранее выписал из текста; потом (опять же сам) выразительно читает текст вслух; и только после этого к работе приступают дети: читают вслух, отвечают на вопросы учителя. Получается, что текст, который дети должны учиться читать, уже прочитан учителем. В результате деятельность детей немотивированна и им неинтересно. Более того, им не ясно, почему нужно отвечать именно на эти вопросы, как они задаются, по какому принципу. По сути дела, дети не получают ответа на главный вопрос: что же значит уметь читать текст? Не получают удовольствия и от самого процесса чтения, потому что этого процесса как такового просто нет. Отсюда – скука на уроке, нелюбовь к чтению.
Решением этой проблемы является технология формирования типа правильной читательской деятельности, разработанная профессором Н.Н. Светловской и заявленная в Образовательной программе «Школа 2100».
На материале текстов учебника строится развитие умений слушать и читать текст, формирование правильной читательской деятельности.
На примерах простых, доступных литературных произведений дети учатся понимать содержание, основную мысль, знакомятся с действующими лицами, их характерами и поступками, оценивают данные поступки.
Уроки литературного и внеклассного чтения предоставляют широкие возможности для познавательного развития и творчества детей. Это и обсуждение прочитанного, театрализация, различные конкурсы и викторины. Они проходят интересно, несут в себе большой эмоциональный заряд. Учеными давно установлена прямая связь между интересом к чтению и восприятием прочитанного. Ученик, не овладевший техникой чтения, не будет стремиться к самому процессу чтения и, более того, будет испытывать дискомфорт от непонимания смысла прочитанного.
Необученному читателю трудно прилагать усилия к раскрытию идеи произведения. Читать становится неинтересно и скучно, читательская деятельность затухает. Человек взрослеет, но читателем не становится.
В связи с этим задача учителя – научить детей читать является первостепенной.
Навык быстрого чтения и понимания прочитанного формируется на основе развития всех познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления.
На своих занятиях предлагаю учащимся следующие упражнения и задания:
на развитие восприятия текста, на повышение уровня внимания,
на развитие вербальной памяти, на определение смысловой структуры текста, а так же игры, способствующие обучению чтению.
Во время урока стараюсь воздействовать на слуховые, зрительные анализаторы детей, вызывая у них разнообразную гамму чувств (чтение под музыку, мысленное представление, использование ИКТ). Предложенные упражнения позволяют работать над развитием навыков быстрого чтения на любом уроке.
Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только люди творческие, сами испытывающие радость от общения с книгой.
Дети младшего школьного возраста затрудняются в самостоятельном выборе книг, в силу своей жизненной неопытности часто просто стесняются, боятся прийти в помещение библиотеки или подойти и поговорить с библиотекарем. Задача учителя, стать настоящим проводником детей в богатый мир детской литературы, который всегда представлен в любой библиотеке.
Проанализировав навыки чтения своих учеников уже в 1 классе, пришла к выводу, что 50% учащихся уже в I полугодии нуждаются в дополнительном чтении. Имеющаяся домашняя литература зачастую уже знакома детям, покупка новых книг требует материальных затрат для семьи. Поэтому было принято решение о создании пункта книгообмена. Ребята принесли в класс уже прочитанные книги для того, чтобы одноклассники могли воспользоваться этой литературой. Был выбран библиотекарь класса. Понимая всю значимость этой работы, дети несли в класс самые интересные произведения, обращались с книгами аккуратно и бережно. Так же было принято решение о регулярном посещении и проведении занятий внеклассного чтения в школьной библиотеке. В 1 классе – еженедельное посещение школьной библиотеки, а со 2 класса, кроме того, знакомство с детскими библиотеками района и города. Регулярное посещение библиотеки стало традицией класса. Здесь ученики не просто обменивают книги, но и в течение часа знакомятся с новинками детской литературы, периодики для детей, читают понравившиеся книги. Мои ученики – частые гости и участники всевозможных литературных конкурсов, праздников, творческих дней, проводимых работниками библиотеки.
Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей.
Значимость совместных усилий педагога и родителей над формированием читательского интереса у детей очевидна. С 1-го класса мои ученики принимают активное участие в городском конкурсе – игре «Лукоморье». Подготовка к данному конкурсу подразумевает активную помощь со стороны родителей. На родительском собрании было решено читать и беседовать по предложенным произведениям совместно с ребятами, а один раз в неделю собираться в классе для коллективного обсуждения. Из 27 учащихся моего класса, 15 человек приняли решение – участвовать в данном конкурсе и помогать детям. Данная работа продолжалась в течение 2-х месяцев. После конкурса возникла идея создать клуб семейного чтения, который работает, и по сей день. На родительских собраниях один из обсуждаемых вопросов - вопрос интереса к чтению. Кроме того, родители и учащиеся общаются через электронный дневник, где делятся впечатлениями о прочитанных книгах и дают друг другу рекомендации. В своём учительском блоге «Капельки солнца» я предлагаю списки рекомендуемой литературы, упражнения и занимательные игры по литературному чтению. На уроки литературного и внеклассного чтения ребята приносят прочитанные книги, обмениваются с одноклассниками. В этом году к конкурсу готовятся уже 20 человек. Конечно, в классе есть дети, чьи родители не являются примером для ребенка при решении данной проблемы. К сожалению, не редкость, когда родители выражают свое недоумение по поводу совместного чтения книг. Но важно то, что работа идёт в нужном русле. У ребят возник интерес к чтению, который постепенно перерастает в потребность читать.
Творческая активность, присущая учащимся младших классов, способствует формированию интереса к чтению. Проведение игр, конкурсов, викторин, театрализованных постановок по литературным произведениям я включаю в работу по решению поставленных задач.
Уроки литературного чтения предоставляют учащимся широкое пространство для творчества. Продуктивным приёмом обучения творческому чтению являются игры-драматизации. Ребёнку предлагается представить чудесную сказочную ситуацию, вообразить действия героев сказки, передать их характер и настроение походкой, жестами, голосом. Знакомые сюжеты можно варьировать, дополнять действующих лиц, менять их характеры, ситуации в которые они попадают, придумывать продолжения известных сказок. Разыгрывая сценки, дети знакомятся с правилами речевого этикета, учатся применять знания в новых ситуациях, открывают новые знания.
Сначала использую в работе готовые сценарии, затем дети пишут их самостоятельно.
Данный вид деятельности очень удобен не только как форма проведения уроков чтения, литературы, но и для внеклассной работы.
В рамках внеурочной деятельности веду кружок «Театр». Введение преподавания театрального искусства эффективно повлияло на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Воспитывается у учащихся любовь к народным сказкам, традициям, бережное отношение к природе. Развивается у детей творческие способности мышления, наблюдательности, трудолюбия, самостоятельности, художественного вкуса. Данный курс воспитывает чувство коллективизма, помогает ребёнку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя.
На занятиях использую различные формы и методы работы: посещение театров, музеев, выставок, тематических экскурсий; просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание музыки; сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины; работа с подручным материалом и изготовление бутафории, пальчиковых, перчаточных кукол и марионеток. На занятиях кружка дети «дают вторую жизнь вещам», которые стали непригодными в быту. На занятиях по курсу «Театр» приобретение знаний детьми происходит через их собственный опыт и самостоятельное творчество.
Результатом работы театральной студии стали выступления перед учащимися и родителями с театральными постановками.
Всё вышеперечисленное - кропотливая, но интересная работа, позволяющая надеяться, что уровень формирования типа правильной читательской деятельности успешно реализуется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие читательского интереса у учащихся начальных классов
Рекомендации для родителей, презентация "Развитие читательского интереса у учащихся начальных классов". Советы родителям по развитию читательского интереса. Анкета для родителей "Роль книги в развитии...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).
Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 2 Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо». Тема урока: Уроки «Маленького принца»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний с элементами проектирования. К уроку предлагается конспект и презентация....
Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 Мастер - класс "Исследовательская деятельность"
На МО учителей начальной школы предлагаю провести мастер-класс по исследовательсеой деятельности. Организуя работу в группах, учителя проводят исследовательскую работу над одним словом....
Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 «Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе».
Методы, приёмы и способы проведения рефлексии на уроках в начальной школе....
Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 Неделя начальной школы
Идеи для проведения Недели начальной школы....
Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 Новогодний КВН для учащихся 4 - 6 классов
Сценарий КВН, который можно провести в период предновогодних праздников....