Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 «Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе».
учебно-методический материал на тему

Баранова Анна Викторовна

Методы, приёмы и способы проведения рефлексии на уроках в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе».

Слайд 1.

«…Из всех приключений, уготованных                                    

                                                              нам жизнью, самое важное и интересное –

                                                              отправиться в путешествие внутрь самого  

                                                              себя, исследовать неведомую часть самого    

                                                              себя».

Ф. Феллини     

Вступление

Каждый участник получает пакет с раздаточным материалом.

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего сегодняшнего выступления

 «Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе».

Актуализация  

Уважаемые коллеги, наступила весна. Скоро   появятся красивые, маленькие, нежные бабочки. У вас, их у каждого по три. Выберите, одну, посадите, пожалуйста, на свою ладонь. А я расскажу вам одну легенду.

Жил мудрец на свете, который знал всё.  Но один человек захотел доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?»

А сам думает: «Скажет живая – я раздавлю её в ладонях, скажет мёртвая – выпущу на волю». Мудрец, подумав, ответил: - как вы считаете, что ответил мудрец? «Всё в твоих руках». Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя любимым, красивым, нужным, а главное – успешным. Сегодня и я в ваших руках. Если моё выступление вам понравится, а знания о методах, приёмах, способах проведения рефлексии на уроках в начальной школе пригодятся - это для меня будет значить, что мои труды не напрасны.

Выступление

 Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из задач образования является задача воспитания человека, способного в будущем совершенствовать себя, принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации, то есть человека самостоятельного в широком смысле слова. Формированию этого способствует рефлексия. Умение рефлексировать пригодиться человеку в течение всей жизни. Оно поможет ему выразить собственные мысли, осознать свои возможности, принять решение и всегда идти в ногу со временем. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с очень важным действием - целеполаганием. Постановка учеником целей предполагает их выполнение и последующее осмысление способов достижения поставленных целей.

Слайд 2.

Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. Рефлексия- это «разговор с самим собой». Слово рефлексия происходит от латинского reflexio обращение назад. Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

Слайд 3.

Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

Слайд 4 - 5.

*рефлексия настроения и эмоционального состояния

(целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности)

Слайд 6 - 7.

*рефлексия деятельности

  даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы с учебным материалом                

(это вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных    работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных решений; а применение в конце урока показывает активность каждого ученика);  

Слайд 8 - 9.

     *рефлексия содержания учебного материала

  (используется для выявления уровня осознания содержания, пройденного).                    

Применение рефлексии на различных этапах учебной деятельности

Классифи-

кация

Этап урока

Задачи

Приемы

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

в начале урока;

в конце деятельности.

установление эмоционального контакта с учащимися;

выявление эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой.

применяются карточки с изображением смайликов с разным выражением губ; цветовое изображение настроения (цветы, бабочки, сердечки); эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент: грустный - весёлый); приём незаконченных предложений: моё настроение…, хочу похвалить за работу…

Рефлексия деятельности

на этапе проверки домашнего задания; защите проектных работ;

в конце урока.

осмысливание способов и приемов работы с учебным материалом, поиск наиболее рациональных решений;

оценивание активности каждого на разных этапах урока; эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации)

прием «лестницы успеха» (ребёнок ставит себя на соответствующую ступеньку); «дерева успеха» (плод – всё получилось отлично, цветок – было трудно, но всё получилось, листок – не получилось – нужна помощь;  «пятерочка» (учащимся предлагается на листе обвести свою руку. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение. Большой палец – для меня важно и интересно; указательный палец - мне было трудно (не понравилось); средний – для меня было недостаточно времени; безымянный палец – мое настроение; мизинец – мои предложения); приём незаконченных предложений:

  •  У меня получилось…
  • Я научился…
  • Сегодня на уроке я смог…
  • Урок дал мне для жизни…
  • За урок я…

Рефлексия содержания учебного материала

этап изучения учебного материала

выявление уровня осознания содержания, пройденного; выяснение отношения к изучаемой проблеме, соотношение имеющегося и полученного опыта.

прием незаконченного предложения:

  •  Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Я выполнял задания…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я приобрёл…
  • Я научился…
  • Для меня было открытием то, что…;

использование

 «светофора» (зелёный – нет ошибок, жёлтый - были ошибки, но я исправил, зелёный - много ошибок);   «цветочной  поляны» - цветок – вид деятельности на уроке:

к концу урока на цветочную поляну нужно поместить свою бабочку над тем цветком, какая работа понравилась больше всего на уроке.

Слайд 10.

Рефлексия осуществляется на протяжении всего учебного процесса, выполняя на разных его этапах различные функции. При этом важно, чтобы в процесс рефлексии были вовлечены и учащиеся, и учитель. Как показывает опыт, в случае неучастия кого-либо из субъектов процесса обучения в процессе рефлексии, весь механизм оказывается неэффективным.

 В моём классе проведение рефлексии позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность и уникальность. Следует отметить, что в начале, когда мы только начинали учиться рефлексивной деятельности, она вызывала всплеск эмоций – у всех всё замечательно. Сейчас же дети вполне объективно оценивают свою деятельность. Поскольку каждый ребёнок проявляет себя в тех способах деятельности, которые свойственны его индивидуальности. Такой подход соответствует смысловому содержанию понятия «образование» как формированию образа собственного «Я».

Слайд 11.

Практическая работа

  А сейчас я предлагаю вам творческое задание. Его можно выполнить как индивидуально, так в парах и группах. Придумайте свои варианты проведения рефлексии. А ваши варианты все сидящие здесь могут оценить при помощи «человечков» (они вложены в конверты).    

Слайд 12.

Я предлагаю оценить и мою работу.  На ромашку посадите одну бабочку

-Понравился Мастер – класс. Буду применять рефлексию в своей работе, пусть прилетят бабочки жёлтого цвета.

- Неплохо было. Но о том, буду ли я применять рефлексию среди учащихся, не знаю, пусть прилетят бабочки зелёного цвета.

- Ничего не поняла по теме. Было скучно, тоскливо, пусть прилетят бабочки голубого цвета.

Заключение

Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Мы с вами хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче. Я желаю вам успехов и хочу в память о нашей встрече подарить вам материалы по рефлексии, которые вы можете использовать в своей деятельности.

Слайд 13.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«…Из всех приключений, уготованных нам жизнью, самое важное и интересное – отправиться в путешествие внутрь самого себя, исследовать неведомую часть самого себя». Ф. Феллини Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе Подготовила Баранова Анна Викторовна учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113

Слайд 2

Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. Что такое рефлексия?

Слайд 3

Рефлексия настроения и эмоционального состояния установление эмоционального контакта, выявление эмоционального состояния, степени удовлетворенности своей работой

Слайд 4

Классификация приёмов рефлексии: Рефлексия деятельности

Слайд 5

Рефлексия деятельности осмысливание способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных решений; эффективность решения проблемной ситуации, учебной задачи

Слайд 6

Рефлексия содержания учебного материала Классификация приёмов рефлексии

Слайд 7

Рефлексия содержания учебного материала выявление уровня осознания содержания пройденного, выяснение отношения к изучаемой проблеме, соотношение имеющегося и полученного опыта

Слайд 8

Приёмы применения рефлексии

Слайд 9

Творческое задание Придумайте свои варианты проведения рефлексии

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...

Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 Формирование читательского интереса у учащихся начальной школы.

В статье поднимается проблема нежелания современных детей читать. Автор, используя технологию формирования правильной читательской деятельности, рассказывает как воспитать увлечённого читателя....

Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 Новогодний КВН для учащихся 4 - 6 классов

Сценарий  КВН, который можно провести в период предновогодних праздников....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Приёмы и техники применяемые на каждом уроке в начальных классах"

Организационный момент в начале урока традиционно отводится учителем для наведения дисциплины, привлечения внимания к себе и уроку. Потеря пяти минут порой не дает  ожидаемого эффект, а дети...