Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 «Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе».
учебно-методический материал на тему
Методы, приёмы и способы проведения рефлексии на уроках в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
refleksiya_uchashchikhsya_na_urokakh_v_nachalnoy_shkole.docx | 27.82 КБ |
refleksiya.ppt | 3 МБ |
Предварительный просмотр:
«Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе».
Слайд 1.
«…Из всех приключений, уготованных
нам жизнью, самое важное и интересное –
отправиться в путешествие внутрь самого
себя, исследовать неведомую часть самого
себя».
Ф. Феллини
Вступление
Каждый участник получает пакет с раздаточным материалом.
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего сегодняшнего выступления
«Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе».
Актуализация
Уважаемые коллеги, наступила весна. Скоро появятся красивые, маленькие, нежные бабочки. У вас, их у каждого по три. Выберите, одну, посадите, пожалуйста, на свою ладонь. А я расскажу вам одну легенду.
Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один человек захотел доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?»
А сам думает: «Скажет живая – я раздавлю её в ладонях, скажет мёртвая – выпущу на волю». Мудрец, подумав, ответил: - как вы считаете, что ответил мудрец? «Всё в твоих руках». Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя любимым, красивым, нужным, а главное – успешным. Сегодня и я в ваших руках. Если моё выступление вам понравится, а знания о методах, приёмах, способах проведения рефлексии на уроках в начальной школе пригодятся - это для меня будет значить, что мои труды не напрасны.
Выступление
Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из задач образования является задача воспитания человека, способного в будущем совершенствовать себя, принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации, то есть человека самостоятельного в широком смысле слова. Формированию этого способствует рефлексия. Умение рефлексировать пригодиться человеку в течение всей жизни. Оно поможет ему выразить собственные мысли, осознать свои возможности, принять решение и всегда идти в ногу со временем. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с очень важным действием - целеполаганием. Постановка учеником целей предполагает их выполнение и последующее осмысление способов достижения поставленных целей.
Слайд 2.
Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. Рефлексия- это «разговор с самим собой». Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.
Слайд 3.
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
Слайд 4 - 5.
*рефлексия настроения и эмоционального состояния
(целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности)
Слайд 6 - 7.
*рефлексия деятельности
даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы с учебным материалом
(это вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных решений; а применение в конце урока показывает активность каждого ученика);
Слайд 8 - 9.
*рефлексия содержания учебного материала
(используется для выявления уровня осознания содержания, пройденного).
Применение рефлексии на различных этапах учебной деятельности
Классифи- кация | Этап урока | Задачи | Приемы |
Рефлексия настроения и эмоционального состояния | в начале урока; в конце деятельности. | установление эмоционального контакта с учащимися; выявление эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой. | применяются карточки с изображением смайликов с разным выражением губ; цветовое изображение настроения (цветы, бабочки, сердечки); эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент: грустный - весёлый); приём незаконченных предложений: моё настроение…, хочу похвалить за работу… |
Рефлексия деятельности | на этапе проверки домашнего задания; защите проектных работ; в конце урока. | осмысливание способов и приемов работы с учебным материалом, поиск наиболее рациональных решений; оценивание активности каждого на разных этапах урока; эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) | прием «лестницы успеха» (ребёнок ставит себя на соответствующую ступеньку); «дерева успеха» (плод – всё получилось отлично, цветок – было трудно, но всё получилось, листок – не получилось – нужна помощь; «пятерочка» (учащимся предлагается на листе обвести свою руку. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение. Большой палец – для меня важно и интересно; указательный палец - мне было трудно (не понравилось); средний – для меня было недостаточно времени; безымянный палец – мое настроение; мизинец – мои предложения); приём незаконченных предложений:
|
Рефлексия содержания учебного материала | этап изучения учебного материала | выявление уровня осознания содержания, пройденного; выяснение отношения к изучаемой проблеме, соотношение имеющегося и полученного опыта. | прием незаконченного предложения:
использование «светофора» (зелёный – нет ошибок, жёлтый - были ошибки, но я исправил, зелёный - много ошибок); «цветочной поляны» - цветок – вид деятельности на уроке: к концу урока на цветочную поляну нужно поместить свою бабочку над тем цветком, какая работа понравилась больше всего на уроке. |
Слайд 10.
Рефлексия осуществляется на протяжении всего учебного процесса, выполняя на разных его этапах различные функции. При этом важно, чтобы в процесс рефлексии были вовлечены и учащиеся, и учитель. Как показывает опыт, в случае неучастия кого-либо из субъектов процесса обучения в процессе рефлексии, весь механизм оказывается неэффективным.
В моём классе проведение рефлексии позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность и уникальность. Следует отметить, что в начале, когда мы только начинали учиться рефлексивной деятельности, она вызывала всплеск эмоций – у всех всё замечательно. Сейчас же дети вполне объективно оценивают свою деятельность. Поскольку каждый ребёнок проявляет себя в тех способах деятельности, которые свойственны его индивидуальности. Такой подход соответствует смысловому содержанию понятия «образование» как формированию образа собственного «Я».
Слайд 11.
Практическая работа
А сейчас я предлагаю вам творческое задание. Его можно выполнить как индивидуально, так в парах и группах. Придумайте свои варианты проведения рефлексии. А ваши варианты все сидящие здесь могут оценить при помощи «человечков» (они вложены в конверты).
Слайд 12.
Я предлагаю оценить и мою работу. На ромашку посадите одну бабочку
-Понравился Мастер – класс. Буду применять рефлексию в своей работе, пусть прилетят бабочки жёлтого цвета.
- Неплохо было. Но о том, буду ли я применять рефлексию среди учащихся, не знаю, пусть прилетят бабочки зелёного цвета.
- Ничего не поняла по теме. Было скучно, тоскливо, пусть прилетят бабочки голубого цвета.
Заключение
Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Мы с вами хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче. Я желаю вам успехов и хочу в память о нашей встрече подарить вам материалы по рефлексии, которые вы можете использовать в своей деятельности.
Слайд 13.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. Что такое рефлексия?
Рефлексия настроения и эмоционального состояния установление эмоционального контакта, выявление эмоционального состояния, степени удовлетворенности своей работой
Классификация приёмов рефлексии: Рефлексия деятельности
Рефлексия деятельности осмысливание способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных решений; эффективность решения проблемной ситуации, учебной задачи
Рефлексия содержания учебного материала Классификация приёмов рефлексии
Рефлексия содержания учебного материала выявление уровня осознания содержания пройденного, выяснение отношения к изучаемой проблеме, соотношение имеющегося и полученного опыта
Приёмы применения рефлексии
Творческое задание Придумайте свои варианты проведения рефлексии
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).
Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 2 Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо». Тема урока: Уроки «Маленького принца»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний с элементами проектирования. К уроку предлагается конспект и презентация....
Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 Формирование читательского интереса у учащихся начальной школы.
В статье поднимается проблема нежелания современных детей читать. Автор, используя технологию формирования правильной читательской деятельности, рассказывает как воспитать увлечённого читателя....
Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 Неделя начальной школы
Идеи для проведения Недели начальной школы....
Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 Новогодний КВН для учащихся 4 - 6 классов
Сценарий КВН, который можно провести в период предновогодних праздников....
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Приёмы и техники применяемые на каждом уроке в начальных классах"
Организационный момент в начале урока традиционно отводится учителем для наведения дисциплины, привлечения внимания к себе и уроку. Потеря пяти минут порой не дает ожидаемого эффект, а дети...
Сценарий мастер - класса по теме Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе.
Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе....