Экологическое воспитание в семье.
статья на тему

Фатеева Ирина Николаевна

Выступление на ШМО нач. классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shmo_5.docx31.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

г. Воскресенска Московской области.

Выступление на ШМО

начальных классов по теме:

«Экологическое воспитание

в семье».

                                                                                       

                                                                             

                                                                          Фатеева И.Н.

                                                                учитель начальных классов

Январь

2014г.

                          «Экологическое воспитание в семье»
     
Экология – это наука, изучающая взаимоотношения животных и растений с окружающей средой. К мысли об охране природы человек пришёл очень давно. Но в наши дни эта проблема приобрела глобальный характер: не хватает экологических знаний, нет бережного отношения к природе. Стали редкими многие когда-то растения и животные, оскудели некогда богатые грибами и ягодами природные угодья, смываются водой и уносятся в воздух плодородные частицы почвы. Требуемые для восстановления экологического благополучия затраты подчас исчисляются миллиардами.
     
Пришла пора воспитывать детей не в вековой потребительской традиции, а в совершенно ином гармоничном сосуществовании с природой, в психологической готовности оберегать природные ценности всегда и везде. Это и составляет основу экологического воспитания, направленного на формирование ответственного отношения к окружающей природной среде.
     
Учителя, особенно начальных классов, не могут чувствовать себя непричастными к проблемам общества, которое поставило ответственную задачу: выпускать в жизнь хорошо воспитанных и образованных людей.
Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под ним понимается. Под экологическим воспитанием младших школьников я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения к природе и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.
     
Разумеется, экологически грамотное, бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей

действительности, в частности обучения. Заложить основы экологического образования на материале, понятном и доступном детям младшего школьного возраста,- одна из главных задач курса природоведения в начальных классах.
      Понятие экологическое образование включает в себя:
- систему знаний о природе;
- понимание взаимосвязей, существующих в природе, осознание взаимовлияния природы на человека и человека на природу;
- формирование у детей положительного отношения к природе, норм поведения в природе;
- желание беречь и охранять природу.
     
Научить ребёнка любить природу - задача нелёгкая. Здесь только уроками чтения и природоведения не обойтись. Поэтому надо изо дня в день кропотливо, ненавязчиво учить детей подмечать всё вокруг, уметь

любоваться красотой восхода и захода солнца, небом, облаками, цветами, наслаждаться пением птиц и т.д. Бережное отношение к природе должно

стать нормой поведения людей. Ребёнку с детских лет надо внушать, что любить природу - значит творить добро, и заставить его задуматься над тем, что можно сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей, богаче. Мы, учителя, с первых дней пребывания детей в школе не упускаем ни одной возможности на любом уроке, чтобы использовать её для воспитания любви и бережного отношения к природе. Ведь экологическое образование - элемент общего образования.
   
Как только у меня ученики первого класса, то стараюсь в первые школьные дни сводить на экскурсию, где растут деревья и цветы. Обращаю их внимание на красоту осенних цветов, деревьев, напоминаю, что к растениям надо относиться бережно. Говорю о том, что их старшие товарищи затратили много труда, чтобы школьная территория стала такой красивой, что теперь и они будут заботиться о её красоте, сохранять всё, что уже сделано, выращивать цветы и деревья, ухаживать за ними.
   
Обращаю внимание детей на то, что у нас в классе тоже есть комнатные растения, которые украшают класс. Напоминаю, что за цветами надо тщательно ухаживать. Чтобы дети охотно выполняли свои поручения, стараюсь вызвать интерес к растениям. Знакомлю их с научными и народными названиями растений, родиной, с условиями их произрастания.
   
Всегда стараюсь пробудить в детях интерес к природе, побуждаю их к наблюдениям за явлениями природы, учу сравнивать, делать выводы. Так, на экскурсиях стараюсь обратить внимание детей на разнообразие объектов и явлений природы. Из окон класса видны кусты и деревья. Всегда обращаю внимание детей на окраску деревьев, на то, какие изменения с ними происходят. Наблюдать за изменением деревьев вошло в привычку. Когда мы выходим собирать осенние листья деревьев, лепестки от цветов, дети стараются показать друг другу свои необыкновенные листочки. В класс ребятишки возвращаются с большим букетом осенних листьев. Дома они засушивают их и на уроках труда, с увлечением составляют различные композиции.
     
Естественно, экскурсии и прогулки в природу дают богатейшие возможности для экологического воспитания. И у нас, с моими детьми, есть излюбленное место в лесу - небольшая полянка в окружении берёзок и два огромных муравейника, которые дети обнаружили во время похода. Мы всегда с интересом и долго наблюдаем за муравьями, за их работой. А муравьи перетаскивают грузы в несколько раз больше, чем сами. И когда ребятишки принесли на муравейник остатки еды, то сами были поражены трудом муравьёв. Часто посещая это место, любуемся работягами – муравьями. Иногда я им говорю, что вы, ребята, сегодня, как муравьи поработали на уроке. Дети остаются довольны этим.
   

   Чувством любви к природе, как и музыкальным слухом, наделён не каждый. Но это чувство надо воспитывать и развивать. Родители и мы, учителя начальных классов, первые проводники детей в природу. Родителям рассказываю о том, чему учу детей, чтобы они эту работу продолжали дома. Порой бывает, что и дети учат родителей правильному поведению в природе. О том, как важно стать друзьями детей, как передаётся по наследству, из поколения в поколение всё доброе и хорошее, что закладывается в детстве. И что родителями, как можно чаще, надо общаться со своими детьми на природе.
     
Походы многому учат детей: понимать красоту природы, ощущать радость общения с ней, беречь и охранять её. Повышению познавательной активности учащихся на прогулках служат дидактические игры, например: «Знаешь ли, деревья?», «Какое дерево лист потеряло?», «Где растёт» и другие.
   
Также на экскурсиях знакомлю детей с такими насекомыми, как божьи коровки, бабочки, стрекозы, пауки – путешественники на паутинке. Узнав о жизни и значении этих пауков, поедающих насекомых: мух, комаров, мошек, ребята старались обходить сети пауков стороной. А это уже маленькая победа в экологическом воспитании.
   
Таким же образом знакомлю своих учеников и с пернатым населением нашего края, учу их отличать одних птиц от других, сравнивая их оперение и повадки. Провожу внеклассные мероприятия, посвящённые птицам : классные часы, познавательные игры. Оформляю выставки: «Перелётные птицы», «Зимующие птицы». Например, внеклассное занятие на тему «Кто живёт в зимнем лесу». Цель занятия – познакомить детей с зимующими птицами, воспитать желание заботиться о них. Говорю, что птицами надо не только любоваться, но и помочь им выжить, перенести трудное для них время – зимние холодные дни.

       Зима – трудное для птиц время и надо вовремя прийти им на помощь: повесить кормушки и насыпать туда каждый день зёрна, хлебные крошки, семечки. И рассказываю детям, как и из чего можно сделать кормушку для птиц, чтобы птицы полюбили наш двор, и прилетели на следующую зиму. Разучиваем с детьми много стихов, песен о зимующих птицах.
   
В процессе прогулок и экскурсий дети начинают понимать, что мало только восхищаться природой, надо беречь её. Развитие интереса ко всему живому, знание его значения для человека снимает необходимость нудных и

длительных разъяснений детям правил поведения в природе. Они усваиваются постепенно в процессе её изучения. Обязательно знакомлю детей с «Красной книгой». Так как многие дети рассказывают, что рвут в лесу подснежники, жгут с родителями костры, ловят бабочек и стрекоз. На уроке нет времени, чтобы много говорить на эту тему. Поэтому провожу классные часы, на которых рассказываю о «Красной книге», о поведении в лесу, о бережном отношении к природе, При этом использую материалы журналов «Начальная школа», «Свирель», «Педсовет», «Юный натуралист» и другую литературу.
       
Когда идём на весеннюю экскурсию, то ребятишки уже подсказывают друг другу, чтобы не рвали много цветов. И опять эта маленькая победа в экологическом воспитании. Постепенно подвожу детей к выводу: «Дерево, цветок, трава и птица не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни».
   
С наступлением весны провожу классный час на тему «Если ты пошёл в гости». Во вступительном слове говорю:  - Все знают и вы тоже, что в гостях надо вести себя вежливо, что существуют определённые правила поведения. Например, надо вытереть ноги, поздороваться, нельзя громко кричать, перебивать других. Правила вежливости это для того, чтобы не обижать хозяев, что бы им было приятно. Помните, что в лесу, поле, на лугу вы такие же гости. В гостях у природы, у тех, кто здесь живет: у птиц, у зверей, у жуков и бабочек, у суетливых муравьёв, у колючих ежей, у прыгающих кузнечиков и т. д. Здесь тоже нельзя вести себя, как на ум взбредёт. Есть свои правила вежливости, которые надо соблюдать, когда приходишь в гости к природе: «Птенец на тропе», «Лукошко ягод», «Букет цветов» и другие. Об этих правилах рассказывают сами дети. Говорю ребятам, чтобы они выполняли эти правила и учили этим правилам других. Для закрепления правил поведения в природе создаю проблемные ситуации.

    Дети должны составить текст или нарисовать, подобрать картинку о том, как надо поступить, если: 
- обнаружишь птичье гнездо;
- когда встретишь красиво цветущие растения;
- когда собираешь грибы;
- когда увидишь в лесу муравейник;
- когда завтракаешь на лесной поляне и т. п.
Такие задания формируют активную жизненную позицию, приучают к экологически грамотному поведению в природе.
   
В первом классе на уроках чтения, а во 2, 3, 4-ых классах на уроках природоведения обязательно спрашиваю у детей, какие изменения они

наблюдали в природе. Дети стараются быть внимательными, чтобы заметить малейшие изменения. Наблюдая за природой, они отмечают, как изменяется природа по временам года. Недостаточно призывать беречь и охранять природу. Это не даст желаемых результатов. Полюбить природу можно только путём её познания. В. А. Сухомлинский говорил: «…чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, нужно прививать ему эти чувства с раннего детства». Ребёнок не будет разорять, губить, истреблять или просто шуметь в лесу, если узнает о сложных взаимосвязях, существующих в природе. Для этого необходимо дать детям, по крайней мере, минимум экологических знаний.
     

   И даже если человек наблюдает за природой, помогает ей, то у него не поднимется рука на живое, ему захочется сохранить то, чему сам успел порадоваться. Забота ребёнка о маленьком растении, о беспомощном живом существе делает его добрее, внимательнее. Эти качества со временем перерастают в постоянное чувство ответственности за всё живое, бережное, разумное отношение к природе в целом.
   
Экологическое образование можно осуществлять на всех уроках в начальной школе. На уроках таких предметов, как ознакомление с окружающим миром, природоведение у школьников формируется целостное представление о природе и человеке как важнейшем компоненте природы. На уроках трудового обучения младшие школьники знакомятся с практической значимостью природных материалов в жизни человека, учатся бережному обращению с объектами природы и изделиями из них. Уроки физкультуры для того, чтобы закрепить полученные на уроках природоведения знания о своём организме и охране здоровья, сформировать у детей гигиенические навыки и умения. С этой целью провожу внеклассные занятия на различные темы. На уроках математики часто включаю задачи, знакомящие с элементами природы или рассказывающими об охране природы. Если решаем задачу про муравьёв, то сначала дети разгадывают загадку про них и рассказывают всё, что знают про муравьёв. Детям нравятся такие задачи. Они с удовольствием составляют задачи, используя знания, полученные на уроках и наблюдения, накопленные во время общения с природой. Воспитывая экологическую культуру, мы, учителя, помогаем детям осознать, почему надо поступать в природе именно так, а не по другому. Например, почему нельзя шуметь в лесу; долго стоять у птичьего гнезда и т. д. Для этого детям предлагаются задачи, показывающие, как человек может помочь природе или наоборот, навредить. Очень нравятся ребятам задачи – шутки. Такие задачи предлагаются для активизации внимания учеников. Решение задач на экологическую тему развивает у

учащихся интерес к природе, воспитывает пытливых, любознательных людей, понимающих, что человек – это тоже часть природы и что от природы зависит здоровье человека.
На уроках русского языка нравятся детям такие задания:
Мне радостно, когда…
Мне грустно, когда…
Мне обидно, когда…

Я счастлив, когда…
Многие заканчивают так:
«Мне радостно, когда светит яркое солнце».
«Мне бывает обидно, когда весь день идёт дождь».
«Мне грустно, когда нет солнышка и на улице холодно».
На уроках чтения читаем очень много рассказов и стихотворений о природе, дети заучивают загадки, поговорки, пословицы. И приятно слышать, когда дети говорят, что любят читать стихи и рассказы о природе. На уроках природоведения тему каждого урока стараюсь связать с охраной окружающей среды. Дети постепенно подходят к осознанию того, что, пользуясь богатствами природы, люди должны помнить о разумном использовании и об охране этих богатств. Огромная роль в обучении охраны природы, конечно, принадлежит природоведению. Систематическое чтение на уроках отрывков из книг, журнальных статей и газетных сообщений вызывает ответную реакцию: ребята начинают приносить в класс газетные вырезки о природе, журналы «Юный натуралист», интересные книги о природе, а иной раз просто картинки.
   
Одним из залогов успешного экологического воспитания младших школьников является игра. Экологические игры способствуют организации учебного процесса, развивают у детей наблюдательность, внимание, память, мышление. Играя, дети всегда стремятся вперёд. Различные головоломки, шарады, ребусы, игры – это путь к познанию детей самих себя, своих возможностей, способностей, своих пределов. В процессе игры школьники учатся устанавливать существующие в природе взаимосвязи; уточняют, закрепляют и обобщают полученные ранее знания; расширяют кругозор. Природная любознательность, повышенная эмоциональная чуткость, интерес к игровой деятельности младших школьников способствуют успешному выполнению задач экологического воспитания.
   
В своей работе использую много экологических игр. Содержание игр разнообразно, в них отражаются явления природы, изменения в жизни растений, животных, труд людей в различные времена года, вопросы охраны природы, здоровья, гигиены, взаимосвязи и взаимозависимости в природе.

Например: «Знаешь ли ты деревья?», «Домашние и дикие животные», «Назови детёнышей», «Зверь, птица, небылица» и другие.
Игры путешествия: «Азбука земного леса», «Путешествие в зимнюю страну», «Путешествие с красной книгой» и другие. Активизация учащихся достигается интересным сюжетом игры. Дети с интересом участвуют в таких играх. Также игры – соревнования в качестве элементов проверки знаний или на этапе закрепления их. Это: викторины, ребусы, кроссворды.
       С целью проверить практические знание предлагаю ребятам различного рода лото о природных объектах. Например, лото о приметах и зимующих птицах, съедобных и несъедобных грибах и другие. Для проведения игр использую поговорки, пословицы, народные приметы о временах года, растениях, животных, труде людей.
   
С изменением времён года оформляю выставку детских рисунков, учеников нашего класса, в которых они выражают своё отношение к природе - языком изобразительного искусства, выставку поделок из природных материалов.
    С целью проверки того, как у детей формируются экологические знания предлагаются вот такие тесты: «Лес благодарит и сердится», «Радости и огорчения», «Секретный разговор», «Письмо зелёному другу» и другие. При проведении теста «Лес благодарит и сердится» дети пишут:
- Лес на меня рассердится за то, что если я сломаю ветку и брошу мусор в лесу.
- Лес на меня рассердится за то, что я буду ветки на деревьях ломать, разорять птичьи гнёзда и муравейники.
- Лес мне скажет спасибо, за то, что я не буду обижать природу.

- Лес мне скажет спасибо, за то я не вырезаю ножиком на дереве. 
     
Подводя итоги можно сделать следующие выводы:

  • Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.
  • Существуют основные правила поведения в природе, которые могут усвоить учащиеся начальных классах. Нельзя навязывать детям эти правила, нужна целенаправленная, продуманная работа для того, чтобы знания перешли в убеждения.
  • Таким образом, благодаря продуманной, систематической урочной и внеклассной работе в начальной школе можно заложить основы формирования личности с новым образом мышления и типом поведения – экологическим.

Экологическое воспитание в семье – это, прежде всего, наш с вами пример. Давайте любить наш Дом – нашу Голубую планету, тогда и она будет любить, и радовать нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экологическое воспитание ребёнка в семье"

Статья "Экологическое воспитание ребёнка в семье" адресована родителям. В статье даны рекомендации, как в своём ребёнке человека, обладающего экологической культурой....

Экологические проекты – уникальная форма экологического воспитания в начальной школе

Материал содержит описание различных экологических пректов в начальной школе...

Экологическое воспитание в семье

Доклад для родителей...

Консультация по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе в семье»

Консультация по экологическому воспитаниюна тему: «Воспитание любви к природе в семье»...

Экологическое воспитание в семье

Родительское собрание...

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....

Консультация для родителей "Экологическое воспитание в семье"

Методическая разработка «Экологическое воспитание в семье» предназначена для родителей, учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, воспитателей дошколь...