Мастер класс «ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ» c презентацией
методическая разработка по теме
АННОТАЦИЯ
К МАСТЕР-КЛАССУ
«ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»
учителя начальных классов МБОУ-СОШ №1 Ильиновой Ю.Н.
Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться? И можно ли научиться мыслить более эффективно?
Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать.
Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.
«Скажи мне – я забуду,
Покажи мне – я запомню,
Вовлеки меня – я пойму».
Базовая модель урока по данной технологии (вызов-осмысление-рефлексия) задает логику построения занятия, последовательность и способы сочетания конкретных технологических приемов.
На каждой стадии урока используются определенные приемы работы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность.
В рамках данного мастер –класса предполагается освоение приемов технологии критического мышления на практике. Далее участники сформулируют своё отношение к применен
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 86.75 КБ |
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 521.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс
«ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»
Учитель МБОУ-СОШ №1 Ильинова Ю.Н.
сл.Б.Мартыновка
2014 г.
Цель: освоение приёмов технологии критического мышления.
Оборудование: презентация по теме; аудиозапись с рассказами И.С.Тургенева,
тексты для приема «Инсерт», шест шляп, памятки при работе со шляпами, правило написания синквейна.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
- Прием « Ассоциации».
Вывешивается портрет И. Тургенева.
- Какие ассоциации у вас возникают, когда слышите фамилию И.Тургенева?
Обсуждаются и записываются на доске все ассоциации.
- Прием «Дерево предсказаний».
- Вашему вниманию сейчас будет представлен рассказ Тургенева «Нищий». Как вы думаете, о чем будет этот рассказ? Как будут разворачиваться события?
Работа с « Деревом предсказаний».
- Прием «Чтение с остановками»
И. Тургенев «Нищий»
Я проходил по улице … меня остановил нищий, дряхлый старик.
Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны … О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!
Он протягивал мне красную, опухшую руку … Он стонал, он мычал о помощи.
Первая остановка.
- Какое впечатление произвел на вас этот старик?
- Как бы вы поступили на месте автора?
- А как поступить он? («Дерево предсказаний»)
Я стал шарить у себя во всех карманах … Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою.
А нищий ждал … и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.
Вторая остановка.
- Как можно поступить в таком случае?
Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку…
- Не взыщи, брат, нет у меня ничего, брат.
Третья остановка.
- Как отреагирует нищий?
- Что думаете об авторе?
Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись – и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.
- Что же, брат, - прошамкал он, - и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.
Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.
Последняя остановка.
- Какое подаяние получил автор?
- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?
Возврат к «Дереву предсказаний», обсуждение.
- Прием «Ключевые слова»
- Вашему вниманию будут предложены слова из которых нужно составить небольшой рассказ от первого лица.
Слова: я, семейка воробьев, завоеватель, дерзко, бойко, ястреб, кружит, грустные думы, отвага, охота к жизни, повоюем.
Работа в группах.
Прослушивание придуманных рассказов.
Чтение рассказа И. Тургенева «Мы еще повоюем!»
Какая ничтожная малость может иногда перестроить всего человека!
Полный раздумья, шел я однажды по большой дороге.
Тяжкие предчувствия стесняли мою грудь; унылость овладевала мною.
Я поднял голову… Передо мною, между двух рядов высоких тополей, стрелою уходила вдаль дорога.
И через нее, через эту самую дорогу, в десяти шагах от меня, вся раззолоченная ярким летним солнцем, прыгала гуськом целая семейка воробьев, прыгала бойко, забавно, самонадеянно!
Особенно один из них так и надсаживал бочком, выпуча зоб и дерзко чирикая, словно и чёрт ему не брат! Завоеватель — и полно!
А между тем высоко на небе кружил ястреб, которому, быть может, суждено сожрать именно этого самого завоевателя.
Я поглядел, рассмеялся, встряхнулся — и грустные думы тотчас отлетели прочь: отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я.
И пускай надо мной кружит мой ястреб…
— Мы еще повоюем, чёрт возьми!
Обмен мнениями, сравнение со своими рассказами.
- Прием «Инсерт»
- Во время чтения текста делайте на полях пометки: «V» - уже знал; «+» - новое для меня; «-» - думал иначе; «?» - не понял, есть вопрос.
Накопленные наблюдения и мысли, пережитые радости и страдания писатель на склоне лет выразил в цикле стихотворений в прозе. Со свойственным ему лаконизмом Тургенев многое сумел сказать в своих поэтических миниатюрах. Они считаются стихотворениями, хотя и написаны прозой, потому что они лиричны, язык их музыкален, ритмичен.
Тургенев назвал этот цикл Senilia (Старческое). Создается он в тягостную пору общественной жизни страны и личной жизни самого писателя - в эпоху наступившей реакции, в период надвигающейся старости, болезни. И все же внутренний свет озаряет многие из его стихотворений в прозе.
Трудно представить себе, что больной старик создал такое боевое, молодое произведение, одно название которого вызывает радостное, бодрое чувство: Мы еще повоюем!. Читатель видит добрую улыбку человека, которому дорого все живое, чувствует шутливую ласку в его словах о воробушке: «Особенно один из них так и надсаживал бочком, бочком, выпуча зоб и дерзко чирикая, словно и черт ему не брат! Завоеватель - и полно!»
...Отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я,- говорит автор. Смерть неизбежна. Но жизнь сильнее смерти.
Стихотворение заканчивается бодрым, жизнеутверждающим призывом:
И пускай надо мной кружит мой ястреб...
- Мы еще повоюем, черт возьми!
Писатель сумел преодолеть чувство тоски, навеянное болезнью, старостью, тяжелым положением в стране. Писатель работал буквально до последнего дыхания. За несколько дней до смерти он диктовал Полине Виардо наметки нового романа. Героем его должен был стать новый в России тип-жизнерадостный революционер и замечательная женщина- его соратница. Этот замысел возник еще в 1881 году. Он связан с постоянным, никогда не ослабевавшим тяготением писателя к революционной молодежи. Тургенев горячо интересовался русской молодежью,- вспоминает один американский писатель,- можно сказать, для него это был самый интересный в мире предмет для изучения. Все эти его русские знакомые протестовали против господствующего порядка вещей, который и в самом Тургеневе вызывал отвращение. Тургенев говорил Петру Лаврову: Я сам с радостью присоединился бы к движению молодежи, если бы не был так стар и верил в возможность движения снизу.
Проверка понимания и первичное закрепление.
- Что было для вас знакомым из прочитанного?
- Что нового вы узнали для себя из этого текста?
- У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?
- Заключение.
- Какие новые ассоциации об авторе возникли у вас после знакомства с этими рассказами?
Итог.
- Выскажите своё отношение к применению технологии критического мышления, используя один из способов «шести шляп мышления».
«Шесть шляп» – шесть разных способов мышления. Предлагается организовать шесть групп. Каждая из шести групп выбирает «шляпу» определённого цвета и анализирует ситуацию, проблему в соответствии со способом мышления, характерным для цвета выбранной шляпы.
- Возьму на себя функции «синей шляпы».
Да, технология КМ применима не к каждому уроку и не во всяком классе в полном объёме. Но использование отдельных приёмов в рамках традиционного урока весьма эффективно. К тому же преподаватель, который всегда тратит много усилий для подготовки урока, на уроке получает результат в виде ответов обучаючихся, а не своих собственных умозаключений.
Приложение.
Правила написания синквейна.
- На первой строке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
- На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему сиквейна.
- На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
- На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которой характеризуется тема в целом, высказывается свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или самостоятельная фраза в контексте с темой.
- Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение к теме.
Возможный вариант синквейна.
Мышление.
Критическое, личностно-психологическое.
Обучает, развивает, воспитывает.
Автор призывает адаптировать личность.
Прогресс.
Белая шляпа – белый цвет беспристрастен и объективен. Мышление в белой шляпе побуждает к установлению чёткого разграничения того, что является фактом, а что объяснением или интерпретацией этого факта. В изложении фактов от надевшего белую шляпу ожидается полная бесстрастность и объективность.
Красная шляпа – символ гнева, ярости и внутреннего напряжения. Человек в красной шляпе отдаёт себя во власть эмоций, это даёт ему возможность сказать: «Вот что я чувствую по поводу данного вопроса».
Чёрная шляпа – чёрный цвет мрачный, зловещий, недобрый. Это критика, доходящая до въедливости, негативизм. Мышление в чёрной шляпе не имеет отношения к решению проблем, оно лишь указывает на их наличие. Надевающий чёрную шляпу занят поисками того, что в данном предложении неправильно, нуждается в доработке или просто ошибочно.
Жёлтая шляпа – солнечный жизнеутверждающий цвет. Жёлтая шляпа полна оптимизма, под ней живёт надежда и позитивное мышление. Образ мыслей человека в жёлтой шляпе – это настойчивый поиск положительных моментов, присущих данной ситуации, и построение позитивных умозаключений.
Зелёная шляпа – символизирует творчество и расцвет новых идей. Что примечательно в этой идее? Что в ней особенного? Что лежит в её основе? Куда она нас приведёт? Мышление в зелёной шляпе направлено на активизацию движения нашей мысли, а не на вынесение суждения о рассматриваемой идее.
Синяя шляпа – связана с организацией и управлением мыслительным процессом, а также с применением шляп других расцветок. Задача синей шляпы заключается в обобщении всего достигнутого к настоящему времени, в предоставлении возможности надевающему её человеку исполнить роль фотографа, бесстрастно фиксирующего плоды деятельности каждой группы. Одной из основных обязанностей человека в синей шляпе является прекращение споров.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Иван Сергеевич Тургенев
Нищий
я, семейка воробьев, завоеватель, дерзко, бойко, ястреб, кружит, грустные думы, отвага, охота к жизни, повоюем. Составьте небольшой рассказ от первого лица из данных слов. Мы еще повоюем.
Иван Сергеевич Тургенев
Синквейн 1 слово - тема 2 прилагательных 3 глагола Вывод из 4 слов. Слово - резюме
1. Мышление. 2. Критическое, личностно-психологическое. 3. Обучает, развивает, воспитывает. 4. Автор призывает адаптировать личность. 5. Прогресс!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Технология развития критического мышления: компетентностный подход"
Одной из приоритетных идей образования в последние годы стала идея формирования ключевых компетенций, таким образом, есть системы фо...
Мастер-класс «Применение форм, методов и приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, позволяющих повысить качество обучения».
Мастер-класс представляет технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо», основой которой является коммуникативно - деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, ин...
Мастер-класс "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на примере урока чтения во 2 классе по теме "В. Драгунский "Заколдованная буква"
Вашему вниманию предлагается презентация к выступлению на мастер-классе по теме "И.спльзование технологии равития критического мышления через чтение и письмо на примере урока литературного чтения во 2...
Мастер-класс "Использование приёмов технологии развития критического мышления"
На данном мастер-классе показан пример использования приёмов технологии развития критического мышления на каждом этапе урока....
Мастер – класс по теме: «Использование технологии развития критического мышления в условиях реализации регионального компонента» с презентацией.
Прогнозируемый результат мастер-класса:- участники мастер-класса познакомятся с приёмами технологии развития критического мышления;- педагоги смогут использовать приобретённые знания, приё...
Мастер-класс «Применение технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе. Метод «Кластер»
Педагогические приемы (лайфхаки) на конкурс "Творческий дуэт"...