Мастер-класс «Применение технологии развития критического мышления в учебном процессе»
материал
Данным мастер-класс поможет учителям начальных классов познакомиться с различными приёмами технологии развития критического мышления на различных этапах урока (занятия).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Применение технологии развития критического мышления в учебном процессе»
Я рада приветствовать всех, кого заинтересовала тема мастер-класса «Применение технологии развития критического мышления в учебном процессе». Почему технология критического мышления? Современная система образования приоритетным направлением обучения выделяет личностно-ориентированное обучение. Встает вопрос, как сделать учебный процесс, с одной стороны, содержательным, а с другой, доступным и интересным. На мой взгляд, данная технология в этом плане выигрывает, потому что ее применение позволяет не только оживить урок, сделав его увлекательным и эмоциональным, но и раскрыть потенциальные возможности каждого обучающегося.
Планирование работы и прогнозирование результативности мастер-класса.
Прием «ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ»
- Мы все учителя, учителя практики. Каждый из нас при подготовке к уроку планирует свою работу. Предлагаю и нам составить план нашей совместной работы на сегодня.
- Сделаем мы это с помощью такого приема, как «Дерево предсказаний»
- Этот прием предполагает предвидение хода событий и прогнозирование конечного результата.
- Что на ваш взгляд даст наша встреча? С какой целью мы собрались. И что мы получим в итоге?
(Узнать что-то такое критическое мышление, понять, что нового несет в себе ТКМ, этапы урока, приемы, что такое технология)
«МОЗГОВОЙ ШТУРМ» Прием «КОРЗИНА ИДЕЙ»
- Мы сегодня говорим о технологии критического мышления. Сразу встает вопрос, а что такое технология?
- Уважаемые коллеги, какие ассоциации возникают у вас с этим понятием?
- Я предлагаю называть ваши предположения через прием «Корзина идей»
- Он используется на уроке, когда идет активизация имеющихся у учащихся знаний.
- Задается прямой вопрос о том, что известно по теме. Каждый учащийся вспоминает и записывает все, что знает. (Мы на уроках делаем это устно)
- Мы собрали корзину идей, связанных со словом «технология»
4. Определение понятия «Технология»
Прием «КЛАСТЕР»
- Проверим наше предположение
- Для этого обратимся к тексту №1
- Ваша задача прочитать его, выделив ключевые слова, раскрывающие понятие «технология».
- После прочтения вам необходимо записать все, что вы подчеркнули в виде схемы:
например:
- На работу отводится 4 минуты.
(Кратко анализируют, что написали, вывешивают кластеры на доску)
- Уважаемые коллеги, обратите внимание, у вас получилось 4 разных модели, которые называются «Кластеры».
- Мы сейчас отработали прием «Составление кластеров»
- Кластер – по-другому гроздья, схема, которая графически отображает размышления, об изучаемом объекте. Дети очень любят такой прием и справляются с ним легко.
- Коллеги, мы отработали 3 приема (Дерево предсказаний, Корзина идей и Кластеры), которые применяются на этапе вызова.
- Этот этап направлен на вызов имеющихся знаний и создание положительной мотивации и активности в работе.
5. Определение понятия «Критическое мышление»
«ИНСЕРТ»
- Следующий этап работы это «осмысление» (повесить карточку)
а) - На этом этапе вам предлагается текст №2
- Он поможет вспомнить понятие «критическое мышление»
- Читать мы будем, используя прием «Чтение с пометами» :
- На работу отводится 2 минуты.
- Проверим, что получилось.
- Что обозначили, как известное?
- Что выделили неизвестным?
- Изучив и проанализировав материал, можно сделать вывод, что Критическое мышление включает в себя 5 составляющих:
- Когда у детей рука поставлена, пишут быстро и позволяет время, применение этого приема расширяется. Можно использовать такую таблицу, в которую изучаемый материал структурируется в такие графы.
+ материал знаком | V это ново для меня | - думал иначе | ? требуется дополнительное разъяснение |
- Этот прием называется «Инсерт»
Инсерт – способствует более внимательному, осознанному чтению. У учащихся формируется умение классифицировать поступающую информацию и выделять новое.
- А еще на этапе осмысления можно применять прием «ТОЛСТЫХ И ТОНКИХ ВОПРОСОВ» (слайд)
7. Приемы на этапе рефлексии.
- Следующий этап работы Этап рефлексии.
- Систематизацию наших сегодня полученных знаний о ТКМ проведем с помощью приема «Синквейн»
- Предлагаю составить белый стих на основе текста о критическом мышлении.
(Алгоритм синквейна. Зачитывают свои варианты. Добавить в дерево прием синквейн)
Акростих
8. Обобщение
- Давайте подведем итог нашей работы.
- Обратимся вновь к нашему дереву предсказаний. Я предлагаю каждому высказаться о сегодняшнем мастер-классе и о технологии критического мышления.
(Технология критического мышления…..
Четко выстроенный, алгоритмичный процесс…
Применение тркм предполагает проведение урока в четкой последовательности:
Вызов Осмысление Рефлексия
Каждому этапу (фазе) урока соответствуют свои приемы работы. Многие из них универсальны, т.к. применимы на разных этапах).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Использование приёмов технологии развития критического мышления"
На данном мастер-классе показан пример использования приёмов технологии развития критического мышления на каждом этапе урока....
«Использование технологии развития критического мышления в учебном процессе как условие реализации требований ФГОС НОО»
Выступление на тему «Использование технологии развития критического мышления в учебном процессе как условие реализации требований ФГОС НОО»...
Мастер-класс «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения»
Цель: познакомить педагогов с историей появления технологии, представить опыт своей работы. Современный школьник должен получить не только знания, но и умение приме...
Мастер-класс «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения»
Цель: познакомить педагогов с историей появления технологии, представить опыт своей работы. Современный школьник должен получить не только знания, но и умение приме...
Статья.Применение технологии "Развитие критического мышления" в образовательном процессе.
Развитие критического мышления....
Мастер-класс. Тема: «Применение технологии развития критического мышления в образовательном процессе»
Мастер-класс. Тема: «Применение технологии развития критического мышления в образовательном процессе»...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО»
Актуальность проблемы подтверждается тем, что выпускник современной школы должен обладать не только определённой суммой знаний, но и иными способностями – критическим мышлением, умением де...