Телепередача "Ода русскому языку"
методическая разработка по теме

Праздникова Галина Петровна

Это материал для открытия декады русского языка:

* сценарий телепередачи "Ода русскому языку"

* презентация

* видеофутажи

* подборка песен и музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teleperedacha_oda_russkomu_yazyku_otkrytie_dekady.rar2.99 МБ

Предварительный просмотр:

     Телепередача  «Ода  русскому  языку »

Цель:

  • воспитание у уч-ся бережного отношения к родному слову;
  • развитие интереса к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время.

Оборудование:

  • презентация с высказываниями о русском языке,
  • ребусы;

Ведущие: 1. Добрый день, друзья !

2. Начинаем телепередачу « Ода русскому языку».

'1. Как ты думаешь, а ребята знают, что такое ода ?

2. Думаю, что нет. На уроках они это не проходят.

  1. В словаре Ожегова записано:

Ода - это торжественное стихотворение, посвящённое какому-нибудь историческому событию или герою.

  1. Герой нашей сегодняшней передачи - великий Русский язык.

Ведущий 1-й:

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! И. С. Тургенев

 Ведущий 2-й:

Великий, могучий, свободный,

Надежды и силы  родник!

Тебе посвящаем декаду мы эту,

Родной наш, правдивый и гордый язык!

Выходят ученики:

1. Язык наш прекрасный -

Богатый и звучный.

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.

В нём есть и усмешка,

И меткость , и ласка.

                                                                                     

2 . Написаны им

И рассказы, и сказки –

Страницы волшебных,

      Волнующих книг!

Люби и храни Наш великий язык!

  1. Наш язык и скромен , и богат.

              В каждом слове скрыт чудесный клад.

  1. Слово «высоко» произнеси –

       И представишь сразу неба синь.

  1. Ты скажи: «Кругом белым - бело» -

        И увидишь зимнее село,

            С белых крыш свисает белый снег,

             Не видать под белым снегом рек.

  1. Вспомнится наречие «светло» -

             И увидишь: солнышко взошло.

  1. Если скажешь слово ты «темно»,

             Сразу вечер поглядит в окно,

  1. Если скажешь «ароматно», ты

       Сразу вспомнишь ландыша цветы.

9. Ну, а если скажешь ты «красиво»,

Пред тобою - сразу вся Россия!

Чтец 1 (читает стихотворение А.Яшина «Русский язык»):

• 3.   Я люблю свой родной язык!

     4.   Он понятен для всех,

   5.   Он певуч,

   6.   Он, как русский народ, многолик,

   7.   Как держава наша, могуч.

8.     Родной язык - святой язык,

  Отца и матери язык.

  Как ты прекрасен!

  Целый мир в твоем богатстве я постиг!

Ведущий:

*

1- На нашей планете люди говорят на разных языках.

2. Только в России говорят более чем на 100 языках.

  1. Русский язык служит языком межнационального общения народов России.
  2.  На свете много стран больших

    И много малых есть,

    И для народностей любых

    Язык свой - это честь.

1. А я судьбу благодарю,

    Что я на русском говорю

    Уж целых 10 лет.

  1. Спокоен, весел и певуч,

             Насмешлив и суров,

         И беспощаден и могуч

         И грозен для врагов.

  1. .Суворов одобрял солдат

        На русском языке.

        Бессмертный Пушкин сочинял

        На русском языке!

Ведущие :

  1. Неисчерпаемы, неиссякаемы богатства ,русского языка.
  2. Послушайте, какую высокую оценку дали ему великие люди Земли.

Ученик 1.

Александр Сергеевич Пушкин с благоговением относился к родному языку. По его мнению, «русский язык — это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах.... Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность».

Ученик 2. 

  «Русский язык — настоящий, сильный, где нужно — строгий, серьезный, где нужно — страстный, где нужно — бойкий и живой». Так считал Лев Никола-евич Толстой.

   Ученик 3.

 « Что русский язык — это один из богатейших языков в мире, в этом нет сомнения» , говорил великий русский педагог и критик  В. Г. Белинский

    Ученик 4.

    Михаил Васильевич Ломоносов считал, что в русском языке есть:

* и великолепие испанского,

* и живость французского,

* и крепость немецкого,

* и нежность итальянского,

* и краткость греческого и латинского языков.

Ученик 5. 

А классик французской литературы Проспер Мериме так отзывался о русском языке: «Это прекраснейший из всех европейских  языков » «Одаренной чудесной сжатостью, соединенной с ясностью, он (русский язык) довольствуется одним словом для передачи такой мысли, для которой другому языку потребовались бы целые фразы.».

Ведущие :

  1. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.
  2. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!...

Ведущий 1: Как ты думаешь, хорошо ли мы знакомы с русским языком ?

Ведущий 2: Конечно. Ведь это наш родной язык - мы на нём говорим, читаем , пишем письма . слышим его по радио и с экранов телевизоров.

Ведущий 1: Что мы с ним знакомы, я согласен. Но хорошо ли мы его знаем ? Это мы и постараемся сегодня понять. Давайте отправимся на станцию « Куль-турная » к нашему давнему знакомому.

  • Давно не виделись с ним!

Ведущие: ( им навстречу ученик)

  • Как живёшь? - спрашиваю.
  • Нормально, - отвечает.
  • А с учёбой как?
  • Нормально.

-Ты, говорят, болел... Теперь всё в порядке?

  • Нормально.
  • Хорошо, значит?
  • Ну я же говорю - нормально.
  • Странно ты говоришь...
  • Почему? Нормально.
  • Ты считаешь - нормально?
  • Нормально.

Ведущие: 

1. Вот тебе и поговорили.

  1. «Да-а, - -Странно... А ведь когда-то был вполне нормальный человек!»

Ведущие:

  1. Очень печально, когда в разговоре ребята не находят нужных, красивых, русских слов.

2. Некоторые ученики следят за своей речью только в школе. Но стоит им выйти из школы, и появляются ненужные слова и даже грубые выражения. Послушайте!

Выходят 2 мальчишки:

Вася:

  • Ну, ты олимпиаду смотрел? Ну им классно всыпали, понимаешь наши, значит; этим самым мировецки вкатили, вмазали шайбу, колоссально, понимаешь!

Витя:

-Ага! Ну, а я фильмец смотрел. Люкс! Понимаешь, так здорово, что не могу... Сначала он так, потом убегает, а потом так...

О'кей! Ну, понимаешь, одним словом здорово! О'кей!

Ведущие:

1. Ты что-нибудь понял из того, что они рассказали? Я ни слова!  А ты?

2.  Русский язык так богат и красив, зачем же говорить на каждом шагу “о'кей!”, если есть прекрасное русское слово “хорошо”.

  1. Изгоним же, друзья, из нашей с вами речи Все грубые слова и злое просторечье.
  2. А чистые слова бриллиантом засверкают,

       Как капельки росы на солнце засияют.

  1. Пусть радуга-дуга, как символ красоты,

    Приносит в нашу речь побольше

Все: ~ Чистоты!

  1. Красивые, добрые слова делают человека духовно чище, обогащают его внутренний мир.
  1. Поэтому, чем чище и краше будет наша речь, тем добрее будет наше сердце.
  2.  А человек с добрым сердцем - это настоящее сокровище.

Вместе : Так будьте всегда добры!

  1. В одной из школ города Брянска мальчишки решили доказать девочкам, что они вежливые и устроили час вежливости.
  2. Ну и что, доказали ?

1. Давайте посмотрим.

ЧАС ВЕЖЛИВОСТИ

Школа. Возле входа в класс стоят трое ребят.

 Денис (самый активный, расставляет ребят). 

Ты, Мишка, будешь стоять здесь! Справа. А ты, Васька, будешь стоять слева. Ты, Мишка, будешь говорить: «Здравствуйте!» Улыбаешься и кланяешься. Ну-ка попробуй!

Мишка (грубо). Здрасьте!

Денис. Ну кто гак здоровается! Надо вежливо и ласково: «Здравствуйте!» (Показывает.) Ты, Василий, говоришь: «Добро пожаловать!» (Протягивает руки к дверя?л, приглашает войти.)

Василий (бурчит под нос). Добро пожаловать!

Денис (возмущенно). Ну, кто так говорит, ты как будто тигров в клетку приглашаешь! Попробуй нежно и вежливо. (Василий старается.) Ну, ничего, сойдет. А что же мне сказать? Самые лучшие слова вам раздал.

М и ш к а. А ты скажи: «До свидания!»

Денис (сердится). Ну и как ты себе это представляешь? Один говорит: «Здравствуйте!», другой - «Добро пожаловать!», а я - «До свидания». Нет, так дело не пойдет. Петька. Ребята, так ведь проигрываем... в футбол... (чуть не плача).

Мишка. Сказано - отвяжись, не видишь, час вежливости у нас! Петька. А до которого часа у ва'с этот час?

Ребята (дружно). До четырех!

Петька (обрадованно). Так уже полпятого!

Ребята (дружно). Что, правда? (Как бы опомнившись, бросаются бежать, расталкивают девочек. Девочки падают.)

  • Что не сумел?
  • Отстань.
  • Да ведь ты говоришь: «Не сумел». Что не сумел-то?
  • Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же над будет...
  • Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?
  • Какая жена? Это у Мишки-то жена?! Ну ты шутник. Я екг зал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит.

         -Вот оно что...

        -А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась "в марка, которую он давно ищет.

  • Тамарка?

           - Ага.

  • И  ничего, симпатичная?

           - Красивая! Зеленая такая...

  • То есть как? У нее, что, волосы зелёные?
  • У кого волосы зелёные?
  • Да у Тамарки-то.
  • Что-о?
  • Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка...».

- Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая... Там арка нарисована.

           - Ага, все-таки нарисована Тамарка! На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил.

           - Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там нарисована арка! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.

- Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи!

- А ну тебя...

- Да! Стой! Стой!

  • Ну что еще?

          - Привет передай.

  • Кому?

          - Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене!

                                  П Е С Н Я

Ведущие : 1. Народная мудрость гласит:

« Не стыдно не знать, стыдно не учиться »

2. А русский язык следует изучать всю жизнь.

И каждый раз вы будете делать удивительные открытия.

Придворный:

Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришел чужестранец! Нечесаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания, не признает, вперед идет напролом.

Королева:

Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться.

(Входит Федя)

Федя:

Какое-то здесь всё странное. Куда я попал? А это кто ещё мешает мне пройти? Вот чудо гороховое! (Обращается к королеве)

Эй ты, каракатица, что у тебя на голове?

Королева: (Поправляет корону)

- Как смеешь говорить ты со мною, с королевою самою, да не с простою королевой, а с королевой Пунктуации! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?

Федя:

      Федя.

Королева:

Так вот, Федя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь - жив будешь, неправильно - умрешь.

Королева:

Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.

(выбегают слуги и оттаскивают его в сторону)

Федя:

  Ой, подождите, подумать-то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление». А тут жизнь решается.

Королева:

   Ладно, думай. Но смотри, ошибешься, домой не попадешь.

   Федя:

    Ну, куда же ляпнуть-то ее. Думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово казнить, от слова нельзя не убежишь, запятая тебе путь преграждает.

Королева:

Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу!

Федя:

Не надо. Мне домой, если можно.

.

Королева:

Ну, теперь ясно. Беги, Федя. Ты справился с заданием. И никогда больше не будь таким дерзким.

Королева:

Вот какую роль сыграла такая маленькая запятая. И такую же большую роль в предложениях играют и другие знаки препинания, которые есть в русском языке. Какие же это знаки ?

Ведущие : 1. А вот и следующая станция : Антонимово.

2. А почему она так называется, знаешь ?

1. Конечно, здесь, что ни слово - антонимы.

Выходят дети.

1. Ребята, а вы знаете, что это за слова ?

2. - Точно, тогда вам не трудно будет отыскать их в стихотворении. 

(Задание для 1 и 3 кл.)

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только КОНЬ сказал, Что низко.

А МЫШОНОК - высоко.

. Воробей сказал, что близко,

            А УЛИТКА - далеко.

                     А ТЕЛЕНОК - озабочен

                     Тем, что яблоко мало.

    А ЦЫПЛЕНОК - тем,

Что очень велико и тяжело.

А КОТЕНКУ все равно:

Кислое - зачем оно?

- Что Вы! - шепчет ЧЕРВЯЧОК

- Сладкий у него бочок.

11. Отгадай пословицу.

А) сначала антоним к словам ( свет, труд )

1-я команда. Свет, тьма. (Ученье - свет, а неученье тьма.)

     2-я команда. Труд, лень. (Труд кормит, а лень портит.)

Ведущие : Много можно говорить о великом русском языке.

Ведущие:

Воздушно лёгок , сочен , вкусен ,

Суров и нежен , многолик ,

Во всех мелодиях искусен

Наш удивительный язык.

Ему к лицу и ребус чудный ,

И междометный вздох , и клич ,

Гордись , что понимаешь русский ,

Старайся глубину постичь.

ВЕДУЩИЕ :

1.  А сейчас мы предлагаем отправиться на станцию  « Ребусная » .

2. Здесь что ни слово, то загадка. Давайте попытаемся их расшифровать.

……………………………………………………………………………………….

1 ученик:

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,

Выучи русский язык!

2 ученик

Он твой наставник - великий, могучий,

Он переводчик, он проводник,

Если штурмуешь познанья кручи,

Выучи русский язык!

  1. ученик:

Русское слово живёт на страницах

Мир окрыляющих пушкинских книг.

Русское слово - свободы зарница,

Выучи русский язык!

Но на это у нас ещё впереди много лет! И не нужно лениться.

4 ученик:

А пока целых две недели нас ждёт декада русского языка и литературы, которую мы посвящаем 205-летию датского сказочника Ганса Христиана Андерсена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...