Телепередача "Ода русскому языку"
методическая разработка по теме
Это материал для открытия декады русского языка:
* сценарий телепередачи "Ода русскому языку"
* презентация
* видеофутажи
* подборка песен и музыки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teleperedacha_oda_russkomu_yazyku_otkrytie_dekady.rar | 2.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Телепередача «Ода русскому языку »
Цель:
- воспитание у уч-ся бережного отношения к родному слову;
- развитие интереса к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время.
Оборудование:
- презентация с высказываниями о русском языке,
- ребусы;
Ведущие: 1. Добрый день, друзья !
2. Начинаем телепередачу « Ода русскому языку».
'1. Как ты думаешь, а ребята знают, что такое ода ?
2. Думаю, что нет. На уроках они это не проходят.
- В словаре Ожегова записано:
Ода - это торжественное стихотворение, посвящённое какому-нибудь историческому событию или герою.
- Герой нашей сегодняшней передачи - великий Русский язык.
Ведущий 1-й:
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! И. С. Тургенев
Ведущий 2-й:
Великий, могучий, свободный,
Надежды и силы родник!
Тебе посвящаем декаду мы эту,
Родной наш, правдивый и гордый язык!
Выходят ученики:
1. Язык наш прекрасный -
Богатый и звучный.
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нём есть и усмешка,
И меткость , и ласка.
2 . Написаны им
И рассказы, и сказки –
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни Наш великий язык!
- Наш язык и скромен , и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад.
- Слово «высоко» произнеси –
И представишь сразу неба синь.
- Ты скажи: «Кругом белым - бело» -
И увидишь зимнее село,
С белых крыш свисает белый снег,
Не видать под белым снегом рек.
- Вспомнится наречие «светло» -
И увидишь: солнышко взошло.
- Если скажешь слово ты «темно»,
Сразу вечер поглядит в окно,
- Если скажешь «ароматно», ты
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
9. Ну, а если скажешь ты «красиво»,
Пред тобою - сразу вся Россия!
Чтец 1 (читает стихотворение А.Яшина «Русский язык»):
• 3. Я люблю свой родной язык!
4. Он понятен для всех,
5. Он певуч,
6. Он, как русский народ, многолик,
7. Как держава наша, могуч.
8. Родной язык - святой язык,
Отца и матери язык.
Как ты прекрасен!
Целый мир в твоем богатстве я постиг!
Ведущий:
*
1- На нашей планете люди говорят на разных языках.
2. Только в России говорят более чем на 100 языках.
- Русский язык служит языком межнационального общения народов России.
- На свете много стран больших
И много малых есть,
И для народностей любых
Язык свой - это честь.
1. А я судьбу благодарю,
Что я на русском говорю
Уж целых 10 лет.
- Спокоен, весел и певуч,
Насмешлив и суров,
И беспощаден и могуч
И грозен для врагов.
- .Суворов одобрял солдат
На русском языке.
Бессмертный Пушкин сочинял
На русском языке!
Ведущие :
- Неисчерпаемы, неиссякаемы богатства ,русского языка.
- Послушайте, какую высокую оценку дали ему великие люди Земли.
Ученик 1.
Александр Сергеевич Пушкин с благоговением относился к родному языку. По его мнению, «русский язык — это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах.... Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность».
Ученик 2.
«Русский язык — настоящий, сильный, где нужно — строгий, серьезный, где нужно — страстный, где нужно — бойкий и живой». Так считал Лев Никола-евич Толстой.
Ученик 3.
« Что русский язык — это один из богатейших языков в мире, в этом нет сомнения» , говорил великий русский педагог и критик В. Г. Белинский
Ученик 4.
Михаил Васильевич Ломоносов считал, что в русском языке есть:
* и великолепие испанского,
* и живость французского,
* и крепость немецкого,
* и нежность итальянского,
* и краткость греческого и латинского языков.
Ученик 5.
А классик французской литературы Проспер Мериме так отзывался о русском языке: «Это прекраснейший из всех европейских языков » «Одаренной чудесной сжатостью, соединенной с ясностью, он (русский язык) довольствуется одним словом для передачи такой мысли, для которой другому языку потребовались бы целые фразы.».
Ведущие :
- Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.
- Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!...
Ведущий 1: Как ты думаешь, хорошо ли мы знакомы с русским языком ?
Ведущий 2: Конечно. Ведь это наш родной язык - мы на нём говорим, читаем , пишем письма . слышим его по радио и с экранов телевизоров.
Ведущий 1: Что мы с ним знакомы, я согласен. Но хорошо ли мы его знаем ? Это мы и постараемся сегодня понять. Давайте отправимся на станцию « Куль-турная » к нашему давнему знакомому.
- Давно не виделись с ним!
Ведущие: ( им навстречу ученик)
- Как живёшь? - спрашиваю.
- Нормально, - отвечает.
- А с учёбой как?
- Нормально.
-Ты, говорят, болел... Теперь всё в порядке?
- Нормально.
- Хорошо, значит?
- Ну я же говорю - нормально.
- Странно ты говоришь...
- Почему? Нормально.
- Ты считаешь - нормально?
- Нормально.
Ведущие:
1. Вот тебе и поговорили.
- «Да-а, - -Странно... А ведь когда-то был вполне нормальный человек!»
Ведущие:
- Очень печально, когда в разговоре ребята не находят нужных, красивых, русских слов.
2. Некоторые ученики следят за своей речью только в школе. Но стоит им выйти из школы, и появляются ненужные слова и даже грубые выражения. Послушайте!
Выходят 2 мальчишки:
Вася:
- Ну, ты олимпиаду смотрел? Ну им классно всыпали, понимаешь наши, значит; этим самым мировецки вкатили, вмазали шайбу, колоссально, понимаешь!
Витя:
-Ага! Ну, а я фильмец смотрел. Люкс! Понимаешь, так здорово, что не могу... Сначала он так, потом убегает, а потом так...
О'кей! Ну, понимаешь, одним словом здорово! О'кей!
Ведущие:
1. Ты что-нибудь понял из того, что они рассказали? Я ни слова! А ты?
2. Русский язык так богат и красив, зачем же говорить на каждом шагу “о'кей!”, если есть прекрасное русское слово “хорошо”.
- Изгоним же, друзья, из нашей с вами речи Все грубые слова и злое просторечье.
- А чистые слова бриллиантом засверкают,
Как капельки росы на солнце засияют.
- Пусть радуга-дуга, как символ красоты,
Приносит в нашу речь побольше
•
Все: ~ Чистоты!
- Красивые, добрые слова делают человека духовно чище, обогащают его внутренний мир.
- Поэтому, чем чище и краше будет наша речь, тем добрее будет наше сердце.
- А человек с добрым сердцем - это настоящее сокровище.
Вместе : Так будьте всегда добры!
- В одной из школ города Брянска мальчишки решили доказать девочкам, что они вежливые и устроили час вежливости.
- Ну и что, доказали ?
1. Давайте посмотрим.
ЧАС ВЕЖЛИВОСТИ
Школа. Возле входа в класс стоят трое ребят.
Денис (самый активный, расставляет ребят).
Ты, Мишка, будешь стоять здесь! Справа. А ты, Васька, будешь стоять слева. Ты, Мишка, будешь говорить: «Здравствуйте!» Улыбаешься и кланяешься. Ну-ка попробуй!
Мишка (грубо). Здрасьте!
Денис. Ну кто гак здоровается! Надо вежливо и ласково: «Здравствуйте!» (Показывает.) Ты, Василий, говоришь: «Добро пожаловать!» (Протягивает руки к дверя?л, приглашает войти.)
Василий (бурчит под нос). Добро пожаловать!
Денис (возмущенно). Ну, кто так говорит, ты как будто тигров в клетку приглашаешь! Попробуй нежно и вежливо. (Василий старается.) Ну, ничего, сойдет. А что же мне сказать? Самые лучшие слова вам раздал.
М и ш к а. А ты скажи: «До свидания!»
Денис (сердится). Ну и как ты себе это представляешь? Один говорит: «Здравствуйте!», другой - «Добро пожаловать!», а я - «До свидания». Нет, так дело не пойдет. Петька. Ребята, так ведь проигрываем... в футбол... (чуть не плача).
Мишка. Сказано - отвяжись, не видишь, час вежливости у нас! Петька. А до которого часа у ва'с этот час?
Ребята (дружно). До четырех!
Петька (обрадованно). Так уже полпятого!
Ребята (дружно). Что, правда? (Как бы опомнившись, бросаются бежать, расталкивают девочек. Девочки падают.)
- Что не сумел?
- Отстань.
- Да ведь ты говоришь: «Не сумел». Что не сумел-то?
- Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же над будет...
- Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?
- Какая жена? Это у Мишки-то жена?! Ну ты шутник. Я екг зал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит.
-Вот оно что...
-А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась "в марка, которую он давно ищет.
- Тамарка?
- Ага.
- И ничего, симпатичная?
- Красивая! Зеленая такая...
- То есть как? У нее, что, волосы зелёные?
- У кого волосы зелёные?
- Да у Тамарки-то.
- Что-о?
- Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка...».
- Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая... Там арка нарисована.
- Ага, все-таки нарисована Тамарка! На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил.
- Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там нарисована арка! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.
- Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи!
- А ну тебя...
- Да! Стой! Стой!
- Ну что еще?
- Привет передай.
- Кому?
- Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене!
П Е С Н Я
Ведущие : 1. Народная мудрость гласит:
« Не стыдно не знать, стыдно не учиться »
2. А русский язык следует изучать всю жизнь.
И каждый раз вы будете делать удивительные открытия.
Придворный:
Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришел чужестранец! Нечесаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания, не признает, вперед идет напролом.
Королева:
Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться.
(Входит Федя)
Федя:
Какое-то здесь всё странное. Куда я попал? А это кто ещё мешает мне пройти? Вот чудо гороховое! (Обращается к королеве)
Эй ты, каракатица, что у тебя на голове?
Королева: (Поправляет корону)
- Как смеешь говорить ты со мною, с королевою самою, да не с простою королевой, а с королевой Пунктуации! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?
Федя:
Федя.
Королева:
Так вот, Федя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь - жив будешь, неправильно - умрешь.
Королева:
Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.
(выбегают слуги и оттаскивают его в сторону)
Федя:
Ой, подождите, подумать-то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление». А тут жизнь решается.
Королева:
Ладно, думай. Но смотри, ошибешься, домой не попадешь.
Федя:
Ну, куда же ляпнуть-то ее. Думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово казнить, от слова нельзя не убежишь, запятая тебе путь преграждает.
Королева:
Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу!
Федя:
Не надо. Мне домой, если можно.
.
Королева:
Ну, теперь ясно. Беги, Федя. Ты справился с заданием. И никогда больше не будь таким дерзким.
Королева:
Вот какую роль сыграла такая маленькая запятая. И такую же большую роль в предложениях играют и другие знаки препинания, которые есть в русском языке. Какие же это знаки ?
Ведущие : 1. А вот и следующая станция : Антонимово.
2. А почему она так называется, знаешь ?
1. Конечно, здесь, что ни слово - антонимы.
Выходят дети.
1. Ребята, а вы знаете, что это за слова ?
2. - Точно, тогда вам не трудно будет отыскать их в стихотворении.
(Задание для 1 и 3 кл.)
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только КОНЬ сказал, Что низко.
А МЫШОНОК - высоко.
. Воробей сказал, что близко,
А УЛИТКА - далеко.
А ТЕЛЕНОК - озабочен
Тем, что яблоко мало.
А ЦЫПЛЕНОК - тем,
Что очень велико и тяжело.
А КОТЕНКУ все равно:
Кислое - зачем оно?
- Что Вы! - шепчет ЧЕРВЯЧОК
- Сладкий у него бочок.
11. Отгадай пословицу.
А) сначала антоним к словам ( свет, труд )
1-я команда. Свет, тьма. (Ученье - свет, а неученье тьма.)
2-я команда. Труд, лень. (Труд кормит, а лень портит.)
Ведущие : Много можно говорить о великом русском языке.
Ведущие:
Воздушно лёгок , сочен , вкусен ,
Суров и нежен , многолик ,
Во всех мелодиях искусен
Наш удивительный язык.
Ему к лицу и ребус чудный ,
И междометный вздох , и клич ,
Гордись , что понимаешь русский ,
Старайся глубину постичь.
ВЕДУЩИЕ :
1. А сейчас мы предлагаем отправиться на станцию « Ребусная » .
2. Здесь что ни слово, то загадка. Давайте попытаемся их расшифровать.
……………………………………………………………………………………….
1 ученик:
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!
2 ученик
Он твой наставник - великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
Выучи русский язык!
- ученик:
Русское слово живёт на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
Выучи русский язык!
Но на это у нас ещё впереди много лет! И не нужно лениться.
4 ученик:
А пока целых две недели нас ждёт декада русского языка и литературы, которую мы посвящаем 205-летию датского сказочника Ганса Христиана Андерсена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для 3-ого класса по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для учеников 3-его класса...
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические задания по русскому языку для 1-ого класса» по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки помогут учителю в ознакомлении с темами по русскому языку в 1 классе....