Безотметочное оценивание в начальной школе- стимул для максимального развития каждого ученика в ссответствии со склонностями, интересами и возможностями
статья (1 класс) по теме
Безотметочное оценивание является одной из важных проблем при работе в 1 классе . Эта статья поможет учителю оценивать детей в соответствиями с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezotmetochnoe_otsenivnie_v_nachalnoy_shkole.docx | 22.96 КБ |
Предварительный просмотр:
БЕЗОТМЕТОЧНОЕ ОЦЕНИВНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ – СТИМУЛ ДЛЯ МАКСИМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КАЖДОГО УЧЕНИКА В СООТВЕТСТВИИ СО СКЛОННОСТЯМИ, ИНТЕРЕСАМИ И ВОЗМОЖНОСТЯМИ.
Соломахина Л.И.
МАОУ «Лицей №5» города Губкина
Одним из условий успешности реализации основной задачи обучения -развитие ребенка в процессе становления его как субъекта разнообразных видов и форм деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему - является безотметочное обучение.
Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует пятибалльная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. В системе развивающего обучения контроль и оценка должны отражать, прежде всего, качественный результат процесса обучения, который включает не только уровень усвоения учеником знаний по предметам, но и уровень развития учащихся. Основная цель безотметочной системы оценивания заключается в постепенном информировании у обучающегося действий контроля и оценки как способности проводить рефлексию собственной деятельности (постепенный перевод с внешней оценки на внутреннюю самооценку). В своей деятельности мы использовали практические рекомендации при планировании, подготовке и проведении уроков, а так же при рефлексии своей педагогической деятельности. Приведу несколько примеров своего опыта работ:
1.«Волшебная линейка».
С целью формирования самооценки у первоклассников можно использовать «Волшебную линеечку», разработанную Т.В.Дембо и С.Я.Рубинштейн. «Волшебная линейка-это отрезок, разделенный на высокий, средний и нижний уровни, который может быть расположен горизонтально (рис 1) или вертикально» (рис 2)
Рис1 Рис2
Крайняя правая точка (рис.1) или верхняя точка (рис.2) – это высший уровень, который достигается, если задание выполнено максимально приближенно к образцу (эталону). Средний уровень – середина линеечки, отмечается учителем или самим учеником в том случае, если школьнику не совсем удалось выполнить работу по образцу. Низкий уровень свидетельствует о том, что задание выполнено неправильно, далеко от стандарта, от образца. Любому оцениванию с помощью «линеечки» должна предшествовать следующая работа: 1.Выбор критерия, по которому оценивается данная работа (в 1 классе желательно задавать только один критерий).2.Самостоятельная работа; сравнение (анализ) выполненной работы с образцом (эталоном).3 Оценивание. Для оценивания ученик рисует «Волшебную линейку» на полях тетради, напротив выполненной работы, и ставит на ней крестик на том уровне, которого, по его мнению, он достиг. Сразу же после самооценивания учитель проводит беседу, в ходе которой ребенок обосновывает свой выбор на линеечке, объясняет: что ему удалось выполнить, что не удалось, над чем еще необходимо поработать. При проверке тетрадей учитель ставит свой крестик красного цвета в то место, где, по его мнению, он должен находиться. Если оценки ученика и учителя совпал и, учитель обводит крестик ученика кружком.
Оценки не совпали: Оценки совпали:
Получая тетрадь, ученик смотрит, где находится крестик учителя, есть расхождения в оценке, завысил или занизил он свою оценку, адекватно или неадекватно оценил себя. Несовпадение оценок – повод для рефлексии, которая влечет за собой вывод, какое умение требует доработки.
2.«+», «-« и «?»
Особое внимание можно уделить формированию прогностической оценки, используя для этого знаки «+» - все знаю; «-» - не знаю; «?» - сомневаюсь. Обычно после объяснения и закрепления нового материала учитель спрашивает у детей, все ли понятно на уроке? Дети еще не способны адекватно оценивать себя, поэтому на первых этапах данной работы утверждают, что все поняли. Своеобразным тестом для данного утверждения как раз и является прогностическая оценка. Ученикам дается небольшое по объему задание на только что изученную тему. После работы им предлагается оценить свои возможности в ее выполнении: поставить на полях тетради знак «+», «-» или «?», который отражает прогностическую оценку ученика. Далее работа проверяется, сверяется с образцом. Если ребенок оценил себя знаком «+», и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, у него оценка адекватная, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи. Если результат работы не соответствует выбранной оценке, то значок обводится треугольником.
3.«Светофор»
Вместо оценочной шкалы можно ввести, предварительно оговорив с детьми,четырехцветный индикатор: зеленый, желтый и красный, то есть, цвета светофора + четвертый цвет – белый.
Зеленый цвет обозначает, что задание выполнено правильно, без ошибок, и ученик может двигаться дальше, то есть переходить к заданию более высокого уровня. «Я все хорошо выполнил и могу идти дальше».
Желтый цвет означает, что задание выполнено с 1-2 ошибками. Это значит, что ученику нужно вернуться к данной теме, данному виду заданий и постараться выполнить без ошибок.«Я все хорошо понял, но мне надо быть более внимательным и переделать без ошибок».
-Красный цвет означает, что задание выполнено с тремя и более ошибками. Этот ученик не усвоил проверяемую тему, ему следует заново изучить материал. «Мне нужно еще раз все повторить».
Белый цвет означает, что ученик повторно выполнил задание с несколькими ошибками. С данным учеником организуется индивидуальная работа по данной теме. «Мне нужно позвать учителя на помощь».
Для организации работы по данной системе оценивания каждый ученик работает с сигнальными карточками всех четырех цветов. Ученики, показывают сигналом, как они выполнили задание. Каждое выполненное задание в тетради ребенок оценивает, подает сигнал учителю не только внешне (сигнальной карточкой), но и на полях цветовым кружочком. При проверке учитель ставит свой цвет «светофора». Совпадение детской и учительской оценки означает, что ученик умеет оценивать свою работу. В случае если ученик завысил или занизил самооценку, учитель еще раз раскрывает с ребенком критерии оценивания и просит быть внимательнее. Такая самооценка стимулирует ученика к самоконтролю.
4.«Сосед по парте»
Не секрет, что многие первоклассники, настроенные на хорошие результаты, имеют высокую самооценку и завышают свои учебные достижения. В этом случае целесообразно проводить работу в парах двумя способами: 1-й способ оценивания: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает недочеты. 2-й способ оценивания: ученик сначала оценивает себя, затем идет обмен тетрадями и оценивание в паре. Если оценки совпали, то крестик соседа обводится кружком. Несовпадение оценок фиксируется крестиком соседа, взятого в кружок.
Оценки совпали: Оценки не совпали:
Проверяя тетради, учитель может судить об адекватности оценки учащихся.
Результативность безотметочного обучения: дети отличаются заметным уровнем креативности; более низкий уровень фоновой тревожности, как у детей, так и у родителей; хороший психологический климат; повышение мотивации обучения. Правильно организованную оценочную деятельность следует рассматривать как основу для формирования ученической самооценки и саморегуляции. Школа и раньше решала такие задачи, но в основе были все же знания. И обучение оценивалось на основе того, овладел ли ученик этими знаниями. Теперь же разработаны механизмы, позволяющие оценивать эффективность обучения на основании личностных результатов. И поэтому логичным становится переход на безотметочное обучение – иначе сложно оценить результаты по сформированности универсальных учебных действий.
Список литературы
1.Амонашвили Ш.А.Обучение,оценка, отметка. М: Знание,1990 Амоношвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск, 1990
2. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. Образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. М:Рассказов, 2002
3. Логинова О.Б. Система оценивания учебных достижений школьников. Рекомендации Министерства образования Российской Федерации для участников эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования. 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение дифференциации обучения как условие построения траектории развития каждого ученика.
Статья. Обеспечение дифференциации обучения как условие построения траектории развития каждого ученика....
Технология критического оценивания и безотметочное обучение в начальной школе
Технология критичекого оценивания и безотметочное обучение в начальной школе позволяет повысить мотивацию ребенка к учебной деятельности...
Безотметочное оценивание в начальной школе
Психологи установили, что современные дети отличаются от тех, кто подрастал 50, 20 и даже 10 лет назад. Они меньше зависят от взрослых, у них масса источников информации о мире. Они нуждаю...
Статья "Дифференцированный подход в обучении - способ развития каждого ученика"
Дифференцированный подход в обучении - это важнейший принцип воспитания и обучения.Он означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной систем...
Формирующее оценивание в начальной школе - оценивание для развития
Формирующее оценивание в начальной школе - оценивание для развития...
Выступление на семинаре по теме: "Дифференцированный подход как необходимое условие индивидуального развития каждого ученика в начальной школе".
Дифференцированный подход как необходимое условие индивидуального развития каждого ученика в начальной школе.Набирая первый класс, каждый учитель сталкивается с тем, что дети приходят разного уровня р...
Формирующее оценивание в начальной школе – оценивание для развития
Интегрирование формирующего оценивания приводит к трудностям в работе у преподавателей и в деятельности учащихся. Имеет смысл внедрять поддерживающее оценивание?...