Статья "Дифференцированный подход в обучении - способ развития каждого ученика"
статья на тему
Дифференцированный подход в обучении - это важнейший принцип воспитания и обучения.Он означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным прграммам, предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsirovannyy_podhod_v_obuchenii.docx | 19.98 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дифференцированный подход в обучении –
способ развития каждого ученика»
Нет, и не может быть двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций, мышления и т.д.
Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке, оказывается нормальным лишь для определённой части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих – очень медленный. Одна и та же учебная задача для одних является сложной, для других – лёгкой. Одни понимают учителя сразу, другим надо повторить, а третьим необходимо разъяснить. Успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысления знаний, уровень развития учащихся зависит не только от деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности и физическим развитием.
Следовательно, перед каждым учителем стоит задача создавать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ученика в классе.
Дифференцированный подход в обучении – это важнейший принцип воспитания и обучения. Он означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.
Успешно развивается познавательная активность, интеллектуальная деятельность каждого ученика с учётом его возможностей и способностей. Но успех обучения возможен тогда, когда изучены потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика и созданы оптимальные условия для овладения ЗУН, развития способностей.
Актуальность данной темы заключается в заказе общества в творческой саморазвивающейся личности, способной реализовать свои индивидуальные личностные запросы, решать проблемы общества. В условиях начальной ступени проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования – одна из актуальных, так как активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности.
Задачи, которые реализуются учителем на протяжении всего урока
- Уменьшить отставание от уровня своих возможностей, повышая уровень сформированности ЗУН и содействия реализации учебных программ.
- Развивать логическое мышление, креативность.
- Создавать условия для развития интереса и способностей каждого ученика.
При дифференциации используется коллективная работа, задания даются динамическим парам и гомогенным группам. Внутри групп каждый может высказать своё мнение, активно участвовать в решении учебных программ, в соответствии с возможностями, интересами и склонностями. Такое обучение даёт ощутимый результат. Слабые учащиеся перестают стесняться, наоборот, пытаются тянуться за сильными, смело отстаивают свою точку зрения, свободно формулируют вопросы.
Так как уровень усвоения знаний неодинаков у всех учащихся, задания составляются по трём уровням на всех этапах урока:
«С» - репродуктивный, учащиеся воспроизводят признаки понятий, решают по образцу.
«В» - аналитико-синтетический – учащиеся используют ранее полученные знания, пользуются ими в изменённой ситуации, применяют логические цепочки, но знания в новой ситуации пока применить не могут.
«А» - продуктивный, учащиеся получают прочные знания и пользуются ими в новой ситуации, выявляя причинно-следственные связи.
Учащиеся группы «А» получают трудные, но интересные задания. И они составляются так, чтобы учащиеся работали не механически, а при первичном закреплении могли делать обобщённые выводы.
В группе «В» работа направлена на развитие способностей, формирование навыков анализа и синтеза. Такие учащиеся формируют вопросы перед изучением новой темы, делают вывод на уроке.
Группа «С» нуждается в постоянном контроле на всех этапах урока. В основном им предлагаются задания, которые восполняют пробелы в знаниях и облегчают усвоение нового материала.
Учащиеся группы «С» пытаются выполнять задания «В», а группы «В» - «А». Следовательно, создаются условия для преодоления и развития потенциальных возможностей. Но главное условие – каждый ученик получает право и возможность самостоятельно определить, на каком уровне он освоит учебный материал, поэтому уровневая дифференциация учитывает не только интеллектуальные способности учащегося, но и его интересы, кроме того, у учеников этого класса появилось стремление к здоровому соперничеству; они стремятся полностью самореализоваться. По этой технологии в течение всего урока организуется работа так, чтобы ни одна минута не пропала. Работа ведётся не только с учебником, но и с дополнительной литературой, картинами, схемами, статистическим материалом, карточками-заданиями.
Это даёт положительные результаты.
На этапе подготовки к восприятию нового материала включаются дифференцированные задания, направленные на актуализацию имеющихся знаний, на формирование мотивации познавательного процесса. Это повышает учебную мотивацию каждого ученика.
Наблюдения и анализ показывают, что не все ученики сразу проявляют интерес к новому, включаются в активную работу. Некоторым даётся необходимая индивидуальная помощь. Но главное условие: надо сразу обращать внимание на таких детей, иначе они так и останутся пассивными весь урок. Эти учащиеся получают задания, которые содержат материал, легко интегрируемый с темой урока, а остальным предлагается сформулировать вопросы по изученным темам.
При изучении нового материала создаётся проблемная ситуация, в решении которой принимает участие каждый ученик на доступном для него уровне. Как правило, выслушивается каждый ученик. Всегда большинство учащихся стремятся высказаться, зная, что их выслушают, исправят в ненавязчивой форме. От этого тоже зависит успех урока.
Избегается «дискомфортность» у слабых и средних учащихся, связанная с ощущением своей «неполноценности», «слабости» по сравнению с другими детьми.
На этапе закрепления всегда продумывается, какие приёмы и навыки надо закреплять, какие приёмы умственной деятельности нуждаются в закреплении, как их разнообразить, в какой форме, каким учащимся предложить помощь. Закрепление организуется на трёх уровнях, в неоднородной форме, так как учитывается разный темп и качество усвоения программного материала.
Домашние задания записываются на доске для каждой группы, но учащиеся выбирают сами, какие задания выполнять. Учитель всегда уверен, что домашнее задание выполнят все до единого ученика, но в соответствии со своими способностями и возможностями. Следовательно, работа по такой технологии не приводит к неуспеваемости, у учащихся не падает интерес к знаниям. Поэтому задача достижения высокой успеваемости каждого ученика может решаться только на основе изучения индивидуальных особенностей учащихся при дифференцированном подходе.
Анализ результатов работы уровневой дифференциации отражает результаты совместной деятельности учителя и учеников и представляет основу для корректировки и дальнейшего совершенствования.
Эта работа предполагает проведение диагностических трёхуровневых срезов. Полученный результат отражает уровень обученности и качества обучения каждого ученика и класса; в целом организация процесса обучения в условиях внутриклассной дифференциации при условии систематического контроля за результатами обучения и развития каждого ученика позволяет формировать у учащихся положительную познавательную мотивацию, способствует их развитию и повышению уровня ЗУН. Анализ результатов показывает, что дифференцированное обучение школьников каждой индивидуальной группы позволяет достичь более высокого уровня развития внимания, восприятия, памяти, мышления, речи каждого ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповая работа как один из способов развития УУД учеников начальной школы.
Обобщение опыта по теме....
Обеспечение дифференциации обучения как условие построения траектории развития каждого ученика.
Статья. Обеспечение дифференциации обучения как условие построения траектории развития каждого ученика....
Безотметочное оценивание в начальной школе- стимул для максимального развития каждого ученика в ссответствии со склонностями, интересами и возможностями
Безотметочное оценивание является одной из важных проблем при работе в 1 классе . Эта статья поможет учителю оценивать детей в соответствиями с требованиями ФГОС....
Исследовательская работа"Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребёнка
Умелое применение приёмов и способов индивидуализации и дифференциации делает педагогический процесс природосообразным, так как именно такой подход предполагает раннее выявление склонностей и способно...
Групповая работа, как один из способов развития УУД учеников начальной школы
Муниципальное общеобразовательное учреждение«Нижнепенская средняя общеобразовательная школа» СообщениеГрупповая работа, как один из способов ...
Выступление на семинаре по теме: "Дифференцированный подход как необходимое условие индивидуального развития каждого ученика в начальной школе".
Дифференцированный подход как необходимое условие индивидуального развития каждого ученика в начальной школе.Набирая первый класс, каждый учитель сталкивается с тем, что дети приходят разного уровня р...
Личностно ориентированный подход в обучении и развитии младших школьников
Личностно ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющее по средствам опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обес...