Выступление на семинаре по теме: "Дифференцированный подход как необходимое условие индивидуального развития каждого ученика в начальной школе".
консультация на тему
Дифференцированный подход как необходимое условие индивидуального развития каждого ученика в начальной школе.
Набирая первый класс, каждый учитель сталкивается с тем, что дети приходят разного уровня развития, подготовки к школе, с разными интересами. И перед учителем стоит цель учить ребенка так, что бы он работал в полную меру своих сил, прочно усваивал программный материал, успешно развивался. В этом поможет дифференцированное обучение. Что же такое дифференцированное обучение – это подход, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп школьников.
С чего же начинать работу учителю? Прежде всего, с диагностики.
Стартовая диагностика помогает выявить реальный запас умений и навыков ребенка, общий уровень развития. В своей работе я использую рабочую тетрадь «Школьный старт» автор: Битянова М.Р.
Представленные в ней методики позволяют установить:
- владение основными компонентами деятельности;
– интеллектуальную готовность;
– развитие устной речи;
– фонетический слух;
Но каждый учитель сталкивается с тем, что дети с одинаковой предметной подготовкой по-разному продолжают осваивать школьный курс. Почему? Кроме интеллектуального развития дети различаются психологическим качествами.
Все дети отличаются особенностями своего поведения: одни - активны, подвижны, эмоциональны, другие – спокойны, медлительны, замкнуты, т.е. дети с разным темпераментом.
Как же учить таких разных с педагогической и психологической точки зрения детей? На мой взгляд, одна из самых продуктивных форм организации обучения является технология парного и группового обучения.
Традиционно, учитель делит класс на три группы: «сильные», «средние», «слабые» давая разноуровневые задания. Но, бывают ситуации, когда в одной группе работают дети холерического и меланхолического темперамента. Работу в этой группе не назовешь дружной, слаженной, т.к. у детей разная активность, эмоциональность и моторика.
Поэтому учителю, работая в сотрудничестве с психологом, необходимо составить психологический портрет каждого ученика своего класса. И при подготовке к уроку учитывать особенности психологического склада. Например: сангвиников нужно всегда держать «под контролем», так как ребёнок – сангвиник самостоятельно (без контрольно) заниматься не будет. Хотя эти дети быстро включаются в работу, могут справляться с несколькими заданиями одновременно, но нужно давать четкие дисциплинарные требования и временные рамки, чтобы положительные качества не переросли в поверхностность и непостоянство.
Для детей – холериков готовлю дополнительный материал, чтобы они постоянно были заняты работой. Стараюсь чаще чередовать виды деятельности. Хвалю за старание, терпение.
Давая задания детям флегматического темперамента, отпускаю больше времени на подготовку, настрой к работе, так как эти дети долго включаются в работу. Делают и запоминают медленно, но основательно. Таких учеников нельзя торопить «подталкиванием», окриком, так как от этого он будет работать еще медленнее, сомневаясь в своих силах. Но стимулировать к более быстрому темпу работы необходимо. Развивать активность, подвижность флегматиков надо постепенно, соблюдая посильность в наращивании темпа. Важно поощрять даже незначительное проявление расторопности, подвижности.
И очень деликатно, бережно надо общаться с меланхоликами. Нужно поощрять устные ответы, просто рассказы ребенка, желание сказать о своих чувствах, переживаниях, проблеме. Зачастую это очень «закрытые» дети. Они переживают за допущенные ошибки, но в то же время обладают высоким уровнем самоконтроля. Меланхолики отличаются внушаемостью, поэтому говорить им об их недостатках нужно очень мягко, деликатно, иначе они потеряют веру в себя.
Учитель не должен пытаться изменить темперамент ребенка, но он может способствовать развитию положительных сторон каждого темперамента. А так же корректировать отрицательные качества.
Дифференцированной должна быть и помощь ребёнку. Дозированная помощь – это один из наиболее эффективных способов включения учащихся в продуктивную учебную деятельность.
Среди видов помощи можно выделить три основных: стимулирующую, направляющую и обучающую.
Первый вид помощи: стимулирующая помощь. Необходимость в этом виде помощи возникает тогда, когда ребенок не включается в работу после получения задания, или когда работа завершена, но выполнена не верно. Если есть проблемы с началом выполнения задания, то помощь заключается в дополнительном стимулировании деятельности, которое может выражаться в зависимости от особенностей ребенка: в одобрении, разъяснении полученного задания, помощи в организации деятельности. Можно спросить, понял ли он задание, и если нет - разъяснить его.
А если работа выполнена неверно – это указание на наличие ошибки и необходимость проверки решения. Учитывая особенности ребенка, учитель может сделать область поиска более широкой или наоборот узкой. Например, ученик допустил ошибку при списывании, можно указать в каком предложении допущена ошибка или сколько допущено ошибок, а можно указать конкретно в каком слове.
Второй вид помощи: направляющая помощь.
Данный вид помощи должен быть предусмотрен для случаев, когда стимулирующая оказалась неэффективной. Учитель указывает ребенку путь, который может привести к выполнению работы или исправлению ошибки, актуализирует те знания ребенка, которые позволяют достичь успеха. Например, допущена ошибка в правописании безударной гласной, учитель может предложить подобрать однокоренное слово.
Третий вид помощи: обучающая помощь.
Необходимость оказания обучающей помощи возникает в тех случаях, когда другие виды помощи оказываются недостаточными, когда надо непосредственно указать или показать, что и как надо делать для того, чтобы решить учебную задачу или исправить допущенную ошибку. Если ребенок не знает как написать слово с безударной гласной или не видит свою ошибку вместе с ребенком обратиться к алгоритму проверки безударных гласных, и проверить данное слово.
Реализуется и диагностическая функция дифференцированного подхода. Ставя перед ребенком учебные задачи, ориентированные на зону ближайшего развития и вводя при этом дозированную помощь, учитель получает возможность выявить, где находится эта зона у конкретного ребенка, позволяет обеспечить успех каждого ребенка на уроке, что само по себе является источником желания учиться.
Можно провести дополнительные тесты по выявлению особенностей памяти, внимания, мышления, восприятия. В этом мне помогает книга нейропсихолога Еремеевой Валентины Дмитриевны «Мальчики и девочки. Учить по - разному, любить по- разному».
В заключении, хочется сказать, что дифференцированный поход в обучении – это многогранный процесс, который включает в себя интеллектуальные, психологические возможности ребенка и даже черты характера. Знание этих особенностей обеспечивает дальнейшее индивидуальное развитие ребёнка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дифференцированный подход как необходимое условие индивидуального развития каждого ученика в начальной школе.
Набирая первый класс, каждый учитель сталкивается с тем, что дети приходят разного уровня развития, подготовки к школе, с разными интересами. И перед учителем стоит цель учить ребенка так, что бы он работал в полную меру своих сил, прочно усваивал программный материал, успешно развивался. В этом поможет дифференцированное обучение. Что же такое дифференцированное обучение – это подход, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп школьников.
С чего же начинать работу учителю? Прежде всего, с диагностики.
Стартовая диагностика помогает выявить реальный запас умений и навыков ребенка, общий уровень развития. В своей работе я использую рабочую тетрадь «Школьный старт» автор: Битянова М.Р.
Представленные в ней методики позволяют установить:
- владение основными компонентами деятельности;
– интеллектуальную готовность;
– развитие устной речи;
– фонетический слух;
Но каждый учитель сталкивается с тем, что дети с одинаковой предметной подготовкой по-разному продолжают осваивать школьный курс. Почему? Кроме интеллектуального развития дети различаются психологическим качествами.
Все дети отличаются особенностями своего поведения: одни - активны, подвижны, эмоциональны, другие – спокойны, медлительны, замкнуты, т.е. дети с разным темпераментом.
Как же учить таких разных с педагогической и психологической точки зрения детей? На мой взгляд, одна из самых продуктивных форм организации обучения является технология парного и группового обучения.
Традиционно, учитель делит класс на три группы: «сильные», «средние», «слабые» давая разноуровневые задания. Но, бывают ситуации, когда в одной группе работают дети холерического и меланхолического темперамента. Работу в этой группе не назовешь дружной, слаженной, т.к. у детей разная активность, эмоциональность и моторика.
Поэтому учителю, работая в сотрудничестве с психологом, необходимо составить психологический портрет каждого ученика своего класса. И при подготовке к уроку учитывать особенности психологического склада. Например: сангвиников нужно всегда держать «под контролем», так как ребёнок – сангвиник самостоятельно (без контрольно) заниматься не будет. Хотя эти дети быстро включаются в работу, могут справляться с несколькими заданиями одновременно, но нужно давать четкие дисциплинарные требования и временные рамки, чтобы положительные качества не переросли в поверхностность и непостоянство.
Для детей – холериков готовлю дополнительный материал, чтобы они постоянно были заняты работой. Стараюсь чаще чередовать виды деятельности. Хвалю за старание, терпение.
Давая задания детям флегматического темперамента, отпускаю больше времени на подготовку, настрой к работе, так как эти дети долго включаются в работу. Делают и запоминают медленно, но основательно. Таких учеников нельзя торопить «подталкиванием», окриком, так как от этого он будет работать еще медленнее, сомневаясь в своих силах. Но стимулировать к более быстрому темпу работы необходимо. Развивать активность, подвижность флегматиков надо постепенно, соблюдая посильность в наращивании темпа. Важно поощрять даже незначительное проявление расторопности, подвижности.
И очень деликатно, бережно надо общаться с меланхоликами. Нужно поощрять устные ответы, просто рассказы ребенка, желание сказать о своих чувствах, переживаниях, проблеме. Зачастую это очень «закрытые» дети. Они переживают за допущенные ошибки, но в то же время обладают высоким уровнем самоконтроля. Меланхолики отличаются внушаемостью, поэтому говорить им об их недостатках нужно очень мягко, деликатно, иначе они потеряют веру в себя.
Учитель не должен пытаться изменить темперамент ребенка, но он может способствовать развитию положительных сторон каждого темперамента. А так же корректировать отрицательные качества.
Дифференцированной должна быть и помощь ребёнку. Дозированная помощь – это один из наиболее эффективных способов включения учащихся в продуктивную учебную деятельность.
Среди видов помощи можно выделить три основных: стимулирующую, направляющую и обучающую.
Первый вид помощи: стимулирующая помощь. Необходимость в этом виде помощи возникает тогда, когда ребенок не включается в работу после получения задания, или когда работа завершена, но выполнена не верно. Если есть проблемы с началом выполнения задания, то помощь заключается в дополнительном стимулировании деятельности, которое может выражаться в зависимости от особенностей ребенка: в одобрении, разъяснении полученного задания, помощи в организации деятельности. Можно спросить, понял ли он задание, и если нет - разъяснить его.
А если работа выполнена неверно – это указание на наличие ошибки и необходимость проверки решения. Учитывая особенности ребенка, учитель может сделать область поиска более широкой или наоборот узкой. Например, ученик допустил ошибку при списывании, можно указать в каком предложении допущена ошибка или сколько допущено ошибок, а можно указать конкретно в каком слове.
Второй вид помощи: направляющая помощь.
Данный вид помощи должен быть предусмотрен для случаев, когда стимулирующая оказалась неэффективной. Учитель указывает ребенку путь, который может привести к выполнению работы или исправлению ошибки, актуализирует те знания ребенка, которые позволяют достичь успеха. Например, допущена ошибка в правописании безударной гласной, учитель может предложить подобрать однокоренное слово.
Третий вид помощи: обучающая помощь.
Необходимость оказания обучающей помощи возникает в тех случаях, когда другие виды помощи оказываются недостаточными, когда надо непосредственно указать или показать, что и как надо делать для того, чтобы решить учебную задачу или исправить допущенную ошибку. Если ребенок не знает как написать слово с безударной гласной или не видит свою ошибку вместе с ребенком обратиться к алгоритму проверки безударных гласных, и проверить данное слово.
Реализуется и диагностическая функция дифференцированного подхода. Ставя перед ребенком учебные задачи, ориентированные на зону ближайшего развития и вводя при этом дозированную помощь, учитель получает возможность выявить, где находится эта зона у конкретного ребенка, позволяет обеспечить успех каждого ребенка на уроке, что само по себе является источником желания учиться.
Можно провести дополнительные тесты по выявлению особенностей памяти, внимания, мышления, восприятия. В этом мне помогает книга нейропсихолога Еремеевой Валентины Дмитриевны «Мальчики и девочки. Учить по - разному, любить по- разному».
В заключении, хочется сказать, что дифференцированный поход в обучении – это многогранный процесс, который включает в себя интеллектуальные, психологические возможности ребенка и даже черты характера. Знание этих особенностей обеспечивает дальнейшее индивидуальное развитие ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение дифференциации обучения как условие построения траектории развития каждого ученика.
Статья. Обеспечение дифференциации обучения как условие построения траектории развития каждого ученика....
Безотметочное оценивание в начальной школе- стимул для максимального развития каждого ученика в ссответствии со склонностями, интересами и возможностями
Безотметочное оценивание является одной из важных проблем при работе в 1 классе . Эта статья поможет учителю оценивать детей в соответствиями с требованиями ФГОС....
Презентация к выступлению на семинаре "Внедрение системно-деятельностного подхода в начальной школе" на тему "Виды рефлексии"
Презентация к выступлению на семинаре "Внедрение системно-деятельностного подхода в начальной школе" на тему "Виды рефлексии"...
Статья "Дифференцированный подход в обучении - способ развития каждого ученика"
Дифференцированный подход в обучении - это важнейший принцип воспитания и обучения.Он означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной систем...
«Создание условий для развития речевой компетенции обучающихся начальной школы на уроках английского языка в говорении посредством использования нетрадиционных форм уроков»
методическая разработка...
Презентация к выступлению на семинаре заместителей директоров ОО Волосовского района по теме: "Формы и методы работы в начальной школе при реализации адаптированной и общеобразовательной программ"
Формы и методы работы в начальной школе при реализации адаптированной и общеобразовательной программ...
СТАТЬЯ "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ"
Статья посвящена актуальной проблеме формирования здорового образа жизни обучающихся, раскрывает содержание деятельности учителей начальных классов в данном направлении....