Формирование коммуникативных универсальных учебных действий.
статья на тему

Мишина  Марина Николаевна

   При планировании урока, направленного на развитие коммуникативных УУД у младших школьников, педагог ориентируется не только на программу учебного предмета, но и на программу формирования коммуникативных УУД, которая позволяет определить, над какими именно умениями необходимо работать на том или ином этапе, какие образовательные ситуации, виды работ необходимо для этого организовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kommunikativnye_universalnye_uchebnye_deystviya.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

    Коммуникативные универсальные учебные действия (далее - УУД) в отличие, например, от познавательных связаны не с содержанием обучения, а со способами организации образовательного процесса. Формировать их можно и нужно на любом учебном предмете. Однако в отличие от освоения предметных знаний, освоение коммуникативных УУД требует иных процедур.

   Ученик осваивает коммуникативные УУД не за счет того, что слушает объяснения учителя о том, как правильно работать с учебником или строить общение в группе, а за счет включенности в соответствующую деятельность и последующее рефлексивное переосмысление собственных действий.

   Работа по формированию коммуникативных УУД проводится на учебном занятии не вместо, а во время освоения предметных знаний, умений и навыков с помощью специальных видов деятельности с предметным содержанием и за счет изменении способов взаимодействия обучающихся. Предметные знания и умения - необходимый содержательный материал, на котором разворачивается ситуация коммуникации.

   При планировании урока, направленного на развитие коммуникативных УУД у младших школьников, педагог ориентируется не только на программу учебного предмета, но и на программу формирования коммуникативных УУД, которая позволяет определить, над какими именно умениями необходимо работать на том или ином этапе, какие образовательные ситуации, виды работ необходимо для этого организовать.

   Программа описывает:

   1.  Цели и сущность процесса формирования коммуникативных УУД.

   2.   Перечень   обобщенных   коммуникативных УУД (макроумений) и входящих в них конкретных умений (микроумений).

   Коммуникативные УУД включают две группы умений:

   • умения строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми - в парах, группах, командах;

   •  умения коммуникации - работать с информацией, выражать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и читать с пониманием.

   Например, выделение обобщенных умений коммуникации основано на видах речи (говорение, письмо) и способах их восприятия (слушание, чтение). С учетом этого выделены следующие обобщенные умения коммуникации:

  •  умение выражать свои мысли в устном тексте точно, компактно, без искажения;

  •   слушать, вникать в суть услышанного, ставить вопрос к услышанному;

  •   самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием);

  •  выражать свои мысли в письменной форме.

   Каждое из обобщенных умений представляет собой совокупность микроумений.

   Умение слушать, вникать в суть услышанного и ставить вопрос к услышанному предполагает сформированность следующих микроумений:

  •  ставить цели слушания;

  •  понимать ситуацию общения (цели, мотивы, поступки участников общения) и адекватно на нее реагировать;

  •  выделять в слушаемом тексте понятное и непонятное;

  •  формулировать вопрос к тому, что непонятно в тексте;

  •  выделять в слушаемом тексте смысловые части;

  •  определять главную мысль текста;                                        

  •  формулировать вопросы, направленные на обсуждение слушаемого текста;

  •  высказывать свое мнение относительно слушаемого текста и т. д.

  3. Требования к подготовке обучающихся на разных ступенях обучения - обязательный минимум, которым должен владеть каждый обучающийся.

  4.  Уровни сформированности коммуникативных УУД. Уровни формулируются как целостные, интегральные качества, характеризующие переход от простого к сложному. Ученик переходит к заданиям следующего уровня после успешного освоения им предыдущего. Таким образом, уровни позволяют обеспечить поэтапное и последовательное формирование коммуникативных УУД у каждого обучающегося и его работу в зоне ближайшего развития. На каждой возрастной ступени выделяется несколько уровней-этапов.

  5.  Виды деятельности, формы совместной работы, образовательные ситуации, направленные на формирование коммуникативных УУД и обеспечивающие заданные результаты.

  В программе предлагаются виды деятельности, направленные на формирование умения слушать, вникать в суть услышанного:

  •  прослушивание (слушание) текстов и интерпретаций услышанного в форме плана текста, конспекта, собственного текста (подобрать пословицу или поговорку, иллюстрирующую содержание текста; выполнить краткий или подробный пересказ и т. п.), схемы, таблицы или рисунка и т. п.;

  •  поиск верных и неверных утверждений по содержанию прослушанного текста;

  •  поиск ответов на заданные вопросы в слушаемом тексте;

  •  анализ устного ответа товарища;

  •  постановка вопросов, направленных на понимание слушаемого текста;

  •  формулировка собственных выводов на основе услышанного и т.д.

   6. Таблицы учета результатов обучения каждого обучающегося, позволяющие фиксировать, какие из микроумений и на каком уровне сформированы у каждого ребенка, над какими необходимо работать в настоящий момент (в соответствии с достигнутым уровнем развития коммуникативных УУД). Такие таблицы помогают планировать учебное занятие с учетом индивидуальных образовательных задач каждого школьника.

   Таким образом, программа позволяет определять, над какими микроумениями необходимо работать с учетом достигнутого учениками уровня, и какие виды работ целесообразно использовать для этого при освоении предметного материала.

   На наш взгляд, учебное занятие необходимо планировать с учетом интересов каждого ученика. Однако урок, в отличие от коллективных учебных занятий, предполагающих индивидуальные образовательные маршруты обучающихся, не позволяет этого делать. Поэтому учитель вынужден ставить образовательные цели для всего класса или для условно выделенных им групп обучающихся, отличающихся Друг от друга по уровням сформированности коммуникативных УУД.

   Планирование начинается с определения образовательных задач, которые стоят перед классом (или перед отдельными группами учеников).

   После того как определены тема и предметные задачи, необходимо, опираясь на программу формирования коммуникативных УУД и соответствующие карты учета, выяснить, над какими конкретными умениями (микроумениями) в настоящий момент необходимо работать ученикам, за счет каких форм и способов работы это можно осуществить. В приложении представлен пример оформления карты учета сформированное у обучающихся умения читать с пониманием.

   Если ученик находится на первом уровне сформированности коммуникативных УУД и еще не научился отвечать на наводящие вопросы по прочитанному тексту, то не имеет смысла формировать у него умения, относящиеся ко второму уровню, например, выполнять сжатый пересказ текста. Если ученики не умеют выделять главное в тексте, формулировать его главную мысль, то преждевременно работать над умениями систематизировать информацию, содержащуюся в тексте (или нескольких текстах).

   Итак, исходя из достигнутого школьниками уровня сформированности коммуникативных УУД, определяем надпредметную задачу, например:

  •  учиться отвечать на вопросы, направленные на обсуждение текста;

  •  учиться формулировать выводы на основе прочитанного;

  •  учиться интерпретировать прочитанное в виде таблицы (схемы).   Эта задача является одной из задач урока.

   Педагоги часто допускают ошибку, планируя урок и указывая в качестве надпредметной задачу формирования обобщенного умения, например "формировать умение читать с пониманием" или "формировать умение слушать" что свидетельствует о формальной постановке образовательных задач. Невозможно продуктивно работать сразу над всеми микроумениями, входящими в макроумение, и невозможно выяснить по окончании урока, насколько удалось реализовать поставленные задачи, какие результаты достигнуты.

   Приведем пример гармоничного сочетания предметного и надпредметного в целеполагании урока и корректной постановки надпредметных задач.

Математика, 2-й класс. Тема "Решение задач и уравнений". Задачи урока:

•  отработать умение решать задачи разными способами;

•  закрепить умение оформлять решение уравнения;

•  развивать умение интерпретировать прочитанное в виде схемы;

•  развивать умение выполнять взаимопроверку по образцу и без него.

   На следующем шаге планирования необходимо определить способ освоения предметного содержания. Для этого можно обратиться к программе формирования коммуникативных УУД, в которой содержатся примерные виды работ, направленные на развитие тех или иных умений. Выбранный вид работы должен способствовать развитию тех микроумений, которые обозначены в задачах урока. Если перед учениками стоит задача учиться отвечать на вопросы, направленные на обсуждение текста, можно предложить для обсуждения текст по предмету (текст учебника) и вопросы к нему. В приведенном выше примере перед учениками стояла задача научиться интерпретировать прочитанное в виде схемы. Поэтому им предлагалось прочитать фрагмент текста учебника и схематически представить его содержание в тетради.

    Следует помнить, что фронтальная организационная форма не позволяет участвовать в коммуникации каждому ученику. Индивидуальная работа на начальных этапах формирования умения также нецелесообразна. Следовательно, на уроке необходимо запланировать работу с текстом либо в малых группах, либо - что предпочтительнее - в парах. Парная работа позволяет вступить в коммуникацию каждому ученику.

   Таким образом, предметные и надпредметные задачи будут сочетаться за счет видов и форм работы.

   Если учитель планирует работу обучающихся в группах или в парах, необходимо позаботиться об учебно-дидактических средствах, которые помогут ученикам организовать коммуникацию без участия педагога. Это могут быть, например, вопросники, алгоритмы работы, особым образом оформленные, учебные тексты. Данные учебно-дидактические средства по сути дела заменяют учителя как носителя предметного содержания и организатора коммуникации. Алгоритмы, вопросники регламентируют порядок действий группы (пары, отдельного ученика), помогают распределить позиции в паре (группе), задают ход мышления, указывают, какие операции необходимо выполнять школьникам при работе с текстом, организуют понимание, оформление обучающимися текстов.

   Приведем примеры таких учебно-дидактических средств.

Для изучения и озаглавливания абзаца текста в паре можно предложить ребятам следующий алгоритм.

  1. Прочитайте абзац. Попытайтесь ответить на вопрос: "О чем говорится в абзаце?"

  2.  Перечитайте абзац, объясняя значение каждого слова, словосочетания, смысл каждого предложения.

  3. Какова главная мысль абзаца?

  4. Сформулируйте главную мысль абзаца одним предложением.

  5. Какими примерами (если они есть) подтверждается главная мысль абзаца?

  6. Попробуйте (если это необходимо) привести свои примеры к абзацу.

  7. Обсудите, согласны ли вы с мыслями автора. Если нет, то почему?

  8. Предложите 2-3 заголовка абзаца, отражающих его главную мысль.

  9. Выберите из предложенных заголовков один, наиболее точно и кратко отражающий главную мысль абзаца. Запишите его в тетрадь.

Работая по данному алгоритму, ученик постепенно осваивает такой способ работы с абзацем, В дальнейшем, читая текст, он будет совершать перечисленные действия уже без алгоритма.

   Помимо вопросников и алгоритмов целесообразно иметь разнообразные памятки-"подсказки"для учеников о порядке действий в той или иной ситуации: "Как подготовиться к выступлению в малой группе" "Как самостоятельно изучить тему", "Как составить план рассказа" и т. д.

   Памятка для обучающихся 2-3-х классов "Как составить план рассказа"

1. Прочитай рассказ целиком, обращая внимание на то, как построен текст.

2. Раздели рассказ на смысловые части.

3. Определи главное в каждой части, отметь в тексте основные предложения.

4. Перечитай по отдельности каждую часть и попробуй пересказать своими словами, о чем в ней говорится.

5. Подбери и запиши заголовок к каждой части.

6.  Проверь себя по книге, определи, отражает ли заголовок главное. Не повторяются ли заголовки, не пропущено ли что-то важное.

    Ученики часто испытывают трудности при составлении текста на определенную тему. Помочь им в этом может план работы над текстом, включающий опорные слова и карты само- и взаимопроверки, пользуясь которыми, ученик может последовательно изложить тот или иной вопрос.

  Пример плана работы над текстом:

1. Составь письменный рассказ и озаглавь его, используя вопросы плана и опорные слова.

Вопросы плана: Где живет Алеша Соловьев? Где расположена деревня? Кто есть у Алеши? Кем он работает? Что любит Алеша? Когда братья приходят на пасеку? Как выглядит пасека? Что делают братья? Как проходит день? Опорные слова: В деревне Сосновка, быстро, помогать, на берегу реки Быстрины, старший брат, ранним утром, пасечником, ульи, пчелы, готовят рамки.

2.  Проверь себя по карте самопроверки: поставь "+", если ты выполнил условия, если не выполнил - поставь "-". Поставь себе оценку (2-5 баллов).

Карта самопроверки/проверки

Требования к изложению                                                             

1. Озаглавлен ли текст?

2. Всели опорные слова использованы?

3. Соблюдается ли последовательность изложения текста?

4. Используются ли дополнительные средства выразительности языка?

5. Понравился ли тебе твой рассказ?

3.  Найди напарника для взаимопроверки. Обменяйтесь с напарником составленными текстами. Проверьте работу друг друга по карте проверки.

   Работая таким образом, ученик усваивает, что излагать какой-либо вопрос, текст необходимо по заранее составленному плану, не упуская главного. После того как текст готов, необходимо его перечитать и проверить на соответствие заданным параметрам. Различные карты само- и взаимопроверки, памятки с критериями анализа и оценки выполненной работы помогают формировать у школьников умения адекватно оценивать себя и других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ "МЫ ВМЕСТЕ"

Успешное развитие и даже просто самосохранение общества, государства во многом зависит от того, научатся ли люди эффективно и мирно сотрудничать при решении тех сложных задач, которые ставит пер...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса....

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе

В данной статье рассматривается актуальность формирования коммутикативных УУД , приведён конспект урока русского языка...

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проектную деятельность».

В условиях начала реализации Федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и на...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

формирование специальной программы по развитию коммуникативных УУД в учебной и внеучебной деятельности младших школьников, направленной на использование групповых технологий, форм и методов орга...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся первого класса.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать, вступать в диалог; участвовать...