Упражнения и приемы для создания климата доверия на уроках
проект по теме

Хисаметдинова Юндуз Рамилевна

Здесь я собрала упражнения и приемы, которые помогут учителю создавать на своих уроках доверительную атмосферу между учениками и учителем. Систематичное применение этих приемов позволяет добиться результатов высоких и оптимистичных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uprazhneniya_i_priemy_dlya_klimata_doveriya.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнение «Мяч»

Каждый участник по кругу называет свое имя. Второй круг проводится с повторением трех имен: имени соседа справа, своего имени и соседа слева. Участник, называя себя, кидает мячик любому члену группы, тот называет свое имя и кидает мячик кому-либо, по своему выбору. В следующий раз участник уже называет не только свое имя, но и имя того, кому бросает мяч. Можно эту же игру переделать под тематику урока. Например, первый ученик называет слово, обозначающее предмет, второй признак и т.д.

Игра «Дождик»

1 ряд - хлопает в ладоши;

2 ряд - топает ногами;

3 ряд - шуршит ладошками.

Упражнение «Колокол»

Дети, встав в круг и взявшись за руки, 3 раза опускают и поднимают их, и при этом произносят слово «бум». Первый раз - тихо, второй - громче, третий - очень громко. Вместе с последним криком размыкают руки.

Упражнение «Передай энергию»

Участники молча сидят или стоят в кругу, держась за руки и сконцентрировавшись. Ведущий посылает серию импульсов в обе стороны круга, сжав руки стоящих рядом. Участники передают импульсы по кругу как электрический ток, сжимая руки стоящих рядом игроков и «энергетизируя» группу.

Игра «Знакомство»

Для игры приготовлены конверты с табличками, на которых написаны фразы. Дети по очереди знакомятся друг с другом, используя одну из фраз:

-«Я хочу с тобой познакомиться, меня зовут…»

-«Давай познакомимся. Как тебя зовут?»

-«Хочешь, будем играть вместе? Как тебя зовут? А меня зовут…»

-«Меня зовут … А тебя как? А у тебя какой телефон, у меня такой… Давай звонить друг другу.

Игра «У меня зазвонил телефон»

Для игры приготовлено несколько игрушечных телефонов на батарейках. Карточки с фразами, помогающими начать разговор. Дети делятся на пары и по очереди разговаривают друг с другом по телефону, используя данные фразы. Отрабатывается речевой этикет в ситуациях приветствия, просьбы, отказа, прощания.

-Начать разговор: «Ты можешь поговорить со мной?», «Я хочу с тобой посоветоваться…»

-Спросить, что случилось: «Что случилось, я могу тебе помочь?», « Не хочешь ли ты мне рассказать?»

-Предложение: «Если хочешь, возьми…(пойдем)…»

-Принять предложение: «Спасибо, мне очень приятно, что ты это предложил», «Спасибо, я с удовольствием это сделаю»

-Попросить разрешение: «Ты не возражаешь, если я…», «Разреши мне, пожалуйста…»

-Просьба: «Я очень хотел бы пойти …», «Мог бы ты мне дать…»

-Отказ: «Спасибо, я не могу этого сделать», «Спасибо, но мне это не нравится»

-Предложить помощь: «Я готов тебе помочь», «Я могу помочь тебе»

-Поинтересоваться делами: «У тебя все в порядке?», «Как твои дела?»

Игра «Достань мяч»

Учитель:  Таня играла и уронила его в речку, зовет на помощь. Дети спешат на помощь к девочке и разыгрывают действие с помощью фраз, данных на табличках.

-Просьба: «Не могли бы вы мне помочь…», «Помоги мне, пожалуйста…»

-Спросить, что случилось: «Что случилось?», «Мы можем тебе помочь?»

-Предложить помощь: «Хочешь, я тебе помогу?», «Я хочу помочь тебе…»

-Согласие: «Наверное, ты прав, давай…», Мне кажется, что ты сможешь помочь!»

-Поддержать другого: «Не волнуйся, сейчас я тебе помогу. Все будет хорошо!», «Попробуй еще раз ты сможешь это сделать!»

-Похвалить другого: «Здорово у тебя это получилось!», «Ты все сделал правильно!», «Ты молодец!»

-Поздравление: «Я рада за тебя. Ты достал мяч!», «Поздравляю тебя»

-Благодарность: «Спасибо, как здорово!», «Благодарю!»

Игра «Угадай эмоцию»

На столе картинками вниз раскладываются карточки с изображением эмоций людей в различных ситуациях. Каждый участник открывает карточку, не показывая ее остальным. Задача играющего узнать эмоцию и изобразить ее мимикой, жестами и интонацией.

В ходе этого упражнения выясняется, что одна и та же эмоция может быть выражена по-разному с разной силой, с разной интенсивностью.

Прием «Доброе животное»

Учитель (тихим, таинственным голосом) Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе: на вдох - делаем шаг вперед, на выдох один шаг назад. А теперь на вдох - делаем 2 шага вперед, на выдох 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т.д.

Приветствие

 Ребята сидят в полукруге. Повернулись друг к другу, улыбнулись, и сказали: «Здравствуй, ….(имя), я очень рад тебя видеть!»

Прием «Гимнастика для «мозгов»

 «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясное восприятие и речь) Надо «надеть шапку», дети мягко пальчиками заворачивают уши от верхней точки до мочки ушей 3 раза. «Перекрестные движения» (активирует работу обоих полушарий, подготавливает к усвоению знаний), ноги на ширине плеч, руки вытянуты перед грудью: 1) левая нога вперед вправо, обе руки вперед влево; тоже с правой ноги, руки вправо; 2) мах правой ногой к кончикам пальцев левой руки, мах левой ногой к кончикам пальцев правой руки; 3) повороты бедер вправо, плечи с вытянутыми руками и головой влево (тоже в обратную сторону).

Упражнение «Движение к центру»

Учитель в центре, дети по возможности образуют вокруг большой круг. Учитель зачитывает суждения, те из участников, к которым утверждение подходит, делают маленький шаг вперед. Когда утверждения закончатся, все садятся на стульях там, где оказались в последний момент. Проводится обсуждение, как получилось, что все начали движение на одинаковом расстоянии, а в итоге оказались кто дальше, кто ближе. Примеры суждений: «Я сегодня пришел в школу с хорошим настроением», «За это утро я ни с кем, ни поссорился», «Я сегодня сказал «доброе утро» всем, кого увидел», «Вчера я вовремя лег спать и хорошо выспался», «Мне нравится тема, которую мы сегодня обсуждаем», «Я люблю своих родителей, и часто говорю им об этом», «Я счастливый человек».

Упражнение «Копилка добрых слов»

Дети называют как можно больше добрых слов на определенную букву. Если возникают сложности, можно на любую букву.

Упражнение «Комплименты» (учимся говорить комплименты)

Дети по кругу, передавая друг другу мяч, говорит рядом сидящему: «Мне нравится твоя улыбка», а сосед отвечает: «Спасибо, мне очень приятно, и говорит следующему комплимент.

Каждый человек может быть королем своих чувств. 

Положите руку на сердце, друзья и повторяйте за мной:

Мое сердце наполнено любовью!

Я всегда буду помнить о чувстве меры!

Я буду заботиться о себе и близких людях!

Я буду помогать создавать хорошее настроение!

Я имею силы на свершение добрых дел!

Я умею прощать тех, кто обидел!

В моей душе мир и счастье!

Я король своих чувств!

Игра «Разожми кулак»

Один сжимает руку в кулак, другой старается разжать его (нельзя причинять боль). Затем партнеры меняются. Обсуждаются несиловые методы, которые применялись: уговоры, просьба, хитрость.

Игра «Толкалки без слов»

Участники свободно двигаются по комнате, касаются друг друга, толкаются, постукивают, но никто не разговаривает. Затем делятся своими впечатлениями.

Игра «Да и нет»

Все участники разбиваются на пары. Каждый выбирает себе позицию «да» и «нет». Вслух произносить можно только это.

Упражнение «Комплименты»

Дети по кругу передавая друг другу мяч, говорят рядом сидящему: «Мне нравится, что ты добрый», а сосед отвечает: «Да, я добрый, а еще я умный» и т.д.

Упражнение «Мы тебя любим»

Все участники становятся в круг. Каждый участник по очереди выходит в центр, его хором называют по имени три раза. Затем хором проговаривают фразу: «Мы тебя любим!»

Игра «Распускающийся бутон».

Ребята садятся на пол и берутся за руки. Необходимо встать плавно, одновременно не отпуская рук, после чего «цветок» начинает распускаться (отклоняться назад, крепко держа друг друга за руки) и качаться на ветру.

Учитель: Что вы ощутили после этих игр-упражнений? Какое у вас настроение?

Упражнение «Веселые ладошки»

Все участники группы, стоя в кругу, выполняют ритуальное прощание: кладут ладошки на ладони своим соседям: одну на ладонь соседа сверху, а другую - под ладонь соседа, как бы придерживая ее. По команде ведущего происходит передача сигнала в заданном направлении - хлопок. Затем направление меняется. (Игра повторяется 2 раза).

Упражнение»Передай привет по кругу»

Каждый здоровается тем способом, который показал взрослый или придумывает свой способ, отличный от других.

Упражнение «Ветер дует на…»

Дети подбегают к тому игроку, которого назвали по имени или к тому у кого карточка с определенным признаком.

Упражнение «Назови соседа ласково»

Перекидывая мяч из руки в руки, надо посмотреть на соседа и назвать его ласково по имени.

Упражнение «Встаньте только те, у кого…»

По команде взрослого поднимаются только те, у кого, например, есть сестра, кошка…

Упражнение «Купаемся в хорошем настроении»

Дети встают в круг. Он символизирует ванну. С помощью улыбок, смеха наполняем её хорошим настроением. Каждый желающий прыгает в круг, и окружающие купают его в хорошем настроении с помощью ласковых прикосновений.

Упражнение «Добрые волшебники»

Все игроки заколдованы в злых и противных. Тот, кто вызвался быть волшебником, с помощью хороших и добрых слов должен расколдовать каждого.

Упражнение «Подарки»

Учитель предлагает выбрать детям из шкатулки с мелкими игрушками одну, которая больше понравилась и подарить тому, кому захочется. Следить, чтобы каждому достался подарок.

Упражнение «Разговор через стекло»

Дети разбиваются на пары. Первым номерам дается задание попытаться без слов объяснить что-нибудь, вторым – выяснить у первых задание по математике. Участники пытаются договориться между собой так, словно между ними находится толстое стекло, через которое они не могут слышать друг друга. В конце упражнения идёт обсуждение. Можно после чтения произведения показать какие-то сценки.

Упражнение «Горячий стул»

Ребенок садится на отдельно стоящий стул. Все участники игры по очереди говорят ему комплименты (ведущий поощряет высказывания, относящиеся к внутреннему миру личности: черты характера, особенности поведения и т.д.), а затем преподносят воображаемый подарок. Примерно игра проходит следующим образом: «Мне в тебе нравится…, я хочу тебе подарить…». Подарками могут быть конкретные или фантастические вещи, личностные качества, черты характера. Когда все выскажутся, ребенок, сидящий на стуле, говорит о чувствах, которые возникли при проведении упражнения. Необходимо, чтобы все желающие «посидели на стуле».

Упражнение «Горячий стул» (2 вариант)

Дети встают в круг. Посередине ученик на стуле, который чем-то на уроке отличился или достиг успеха в каком-то конкурсе. Все дети вместе с учителем поднимают его  несколько раз вместе со стулом и поздравляют.

Упражнение «Водопад»
- Ребята, сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните…
Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём вниз падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам… Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи.
Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно и с каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами…( пауза 15 секунд)
Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.

Упражнение «эмоция на личике».

На рисунке представлены схемы эмоций, задача учащихся понять какое из чувств каждая схема выражает, показать эмоцию на своем лице. На схемах даются следующие выражения:

- радость;

- удивление;

- страх;

- гнев;

- отвращение и др.

Упражнение «Взгляни на меня»

Учащимся предоставляется возможность продемонстрировать взгляд на собеседника. Ученики работают в парах. Необходимо посмотреть:

- с сильным удивлением;

- с гневом;

- с радостью;

- с пониманием, одобрением;

- с настойчивым запретом;

- с ожиданием дальнейших действий.

Упражнение «Теплое и холодное приветствия»

Данное упражнение направлено на обучение умения открыто проявлять эмоциональное состояние человека. Дети приветствуют друг друга  с 7 оттенками: страха, удовольствия, упрека, радости, неудовольствие, иронии, безразличия. Проделав это упражнение, учащиеся поймут разницу «теплого» и «холодного» приветствия.

Упражнение «Рисуем настроение»

        Сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно  объяснить словами.

  • Красками на мокром листе нарисовать своё настроение.
  • На общем большом листе группой или всем классом нарисовать красками своё настроение в виде полоски, листочка, облачка, пятнышка (в течение 1 минуты).        

         Упражнение «Дерево творчества»

        По окончании дела, дня, урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:

  • Плоды – дело прошло  полезно, плодотворно;
  • Цветок – довольно неплохо;
  • Зелёный листик – не совсем удовлетворён днём;

Жёлтый листик – «пропащий день», неудовлетворённость

Упражнение «Неожиданная картинка»

Детям предлагается посмотреть на картинку и представить, как эта картинка связана с их настроением. Дети по очереди высказывают свои мысли.

Упражнение «Подари улыбку»

Учитель просит детей в начале урока подарить друг другу улыбку. Можно продолжить, что улыбки детей весь урок будут освещать их хорошим настроением.

Упражнение «Рукопожатия»

Дети пожимают друг другу руки несколько раз. Например, 1 раз с уверенностью, второй – с добрыми мыслями. Третий – с хорошим настроем на работу.

Упражнение «Зажгите в сердце солнышко»

Учитель предлагает учащимся под музыку закрыть глаза и представить, что у них в сердце есть теплое солнышко. Оно становится теплее, загорается, освещает всю их душу, и помогает им стать лучше, яркими, как солнышко.

Прием «Золотая рыбка»

 Перед детьми вырезанные маленькие рыбки. Дети пишут на них, что они хотели бы получить от урока, от произведения и т.д. В конце урока предлагается еще раз посмотреть на рыбки и узнать, все ли получилось, что они загадывали в начале урока. Заполняют рыбками нарисованную на доске большую и загадывают другие желания на следующий урок.

Приемы организации парной и групповой работы

Прием «Возьмитесь за руки»

Учитель объясняет задание, которое дети должны выполнить либо в парах, либо в группе. По сигналу учителя о начале работы дети берутся за руки и настраивают друг друга на совместную дружную работу.

Прием «Мы одно целое»

После объяснения работы учащиеся соединяют руки над головой, что означает их готовность работать вместе. Этот же сигнал можно применить в конце, когда ребята должны показать, что у них работа выполнена.

Прием «Найдите свою пару»

Ученики встают в круг, в руках карточки с ответами и вопросами. Объединяются в пары.

Игра «Назовите звук»

Надо назвать звук, с которого начинается слово (или который слышится в конце). У учителя мячик. Он называет слово. Отвечает тот ученик, кому бросили мяч.

Прием «Волшебная палочка»

Дети отвечают по заданию, передавая волшебную палочку. Она может переходить  по номерам или по группам.

Игра «Змейка»

У детей карточки  «1 слог, 2 слога, 3 слога». В классе у детей слова с 1, 2. 3 слогами. Водящий идет по классу, к нему присоединяются дети, у которых слово подходит к карточке. Выстраиваются 3 круга.

Прием «Вертушка»

Члены группы имеют свой номер. Высказываются по порядку. У каждого ребенка своя роль. Когда один говорит, наблюдатель заносит в таблицу правильность ответов, консультанты помогают при необходимости.

Прием « 1-2-все»

Каждый член группы работает над подготовкой материала самостоятельно. Все обсуждают свои результаты и готовят презентацию материала в парах. Затем пары представляют свои материалы на групповое обсуждение.

Прием «Пила»

Используется на уроке, когда нужно изучить довольно большой по объёму материал, который хорошо делится на законченные смысловые отрезки. Члены группы распределяют между собой номера и в соответствии с номером – фрагменты текста, напечатанные на карточках. Каждый ученик самостоятельно читает текст на своей карточке, выделяет главное, записывает опорные слова.

На стадии рефлексии все ученики объединяются в экспертные группы по номеру карточки. В новой группе происходит обсуждение изученного, выбирают выступающего.

Прием «Мозаика»

Каждый член группы разрабатывает свой раздел. А подготовленный материал представляется партнёрам, изучается и используется совместно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Упражнения в нахождении и создании словосочетаний"

интегрированный урок русского языка и литературного чтения...

Мастер - класс "Создание климата доверия"

Мастер-класс знакомит с приемами и упражнениями, которые помогут создать на уроках и врнеурочных занятиях климат доверия между учащимися и учителем....

презентация "Методы и приемы создания ситуации успеха на уроках в начальной школе"

В презентации рассказывается о нестандартных формах и методах работы на уроках,рассматриваются действия учителя,обоспечивающие создание "ситуации успеха",дается объяснение,что такое"ситуация успеха",у...

Педагогические приемы создания ситуации успеха на уроке

Рекомендации педагогам по формированию ситуаций успеха на уроке....

«Методы и приемы создания ситуации успеха на уроках»

Сегодняшнее образование предполагает поворот школы к ребенку; принятие его Личностных особенностей, интересов; уважение его достоинств; доверие к нему; создание максимально благоприятных условий для р...

Приемы создания фрагментов технологических кары урока.

Цель мастер класса: ознакомление с приемами составления технологических карт урока.Задачи:Познакомить с понятием «технологическая карта».Составить фрагменты технологической карты уроков, и...