Мастер - класс "Создание климата доверия"
учебно-методический материал на тему

Хисаметдинова Юндуз Рамилевна

Мастер-класс знакомит с приемами и упражнениями, которые помогут создать на уроках и врнеурочных занятиях климат доверия между учащимися и учителем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приветствую вас. уважаемые коллеги, члены Большого жюри!

Сейчас я прошу первый ряд пошуршать ладошками, второй- потопать, третий- похлопать. Спасибо! Поделись улыбкою своей и она не раз к тебе еще вернется.

Вот теперь думаю, что вы готовы меня слушать и слышать.

В современном мире наблюдается увеличение числа детей с социальной и межличностной тревожностью, изолированных и отвергаемых в детском коллективе, зависимых от компьютерных игр и виртуального общения, эмоционально неустойчивых. Они не могут раскрыться в школе, и поэтому в неполной мере усваивают учебный материал.

Наша задача создать доверительный контакт, чтобы дети раскрылись, научились доверять друг другу и учителю, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие. То есть создавать предпосылки к формированию коммуникативных УУД, а именно: поликультурного пространства, толерантности, вербального и невербального поведения для повышения познавательной активности.

Тема мастер-класса: создание климата доверия с помощью синтеза искусств.

 

Цель: показать приемы работы для создания климата доверия в урочной и внеурочной деятельности и как предпосылка формирования коммуникативных УУД.

Для создания климата доверия я применяю  минутки настроя на урок при помощи невербальных средств общения. Один из таких приемов мы уже использовали в начале нашей встречи.

Следующий прием, «Мы одно целое», эффективен для настроя к работе в группах.  

Коллеги, соедините руки вместе. Вы – одно целое. Давайте послушаем как оно дышит. Теперь подышим вместе. На вдох делаем шаг вперед, на выдох один шаг назад. А теперь поднимите руки вверх, выдохните и  опустите руки вниз. Теперь мы готовы работать в команде.

Сегодня я хочу показать использование синтеза искусств на примере фрагмента урока литературного чтения.

Прочитайте вслух задание №1.

Чем же там люди кормятся?

 Домик прижался к земле

 Под осенними ивами.   Басё

О кленовые листья!

Крылья вы обжигаете

Пролетающим птицам. Басё.

Назовите, пожалуйста, жанр  произведений?

-Хокку.

Хокку (хайку) - лирическое стихотворение, отличается предельной краткостью и своеобразной поэтикой. Оно изображает жизнь природы и жизнь человека на фоне круговорота времён года. Например, цветы вишен и персиков, , бабочка, соловей, - указывали на то, что действие происходит весной. И все это вызывает чувство удовлетворенности и доверия.

«Зимние слова» - это моросящий дождь, снег, иней, лед, холод могут вызывать у детей другие эмоции. Лето и осень тоже имеют свои тона.

- Еще раз прочитайте хокку, стараясь вникнуть в глубокий смысл этих строк.

- Какое время года описано?(осень) Представьте, какими могут быть осенние ивы?( яркие, разноцветные)

- Домик какой вы представили? (Старый, покосившийся)

- Какая главная мысль стихотворения?( о том, что поэт беспокоится о питании людей материально. Или беспокоится об их духовной пище)

- Есть ли здесь недоговоренность?

- Можете ли вы хокку представить в виде картины?

- Часто к хокку рисовали картины. Но я вам предлагаю картину не японскую, а нашу, родную, башкирскую.   Это картина нашего земляка

    Лутфуллина Ахмата Фаткулловича (1928 - 2007), живописец, народный художник СССР (1989), действительный член РАХ (1997).

Коллеги, вам нужно выбрать хокку, который подходит к картине.

Поработаем с рамками. Выделите рамкой область картины, которая изображает дом. Какое у вас создается впечатление? (Что дом старый, нет надежды, уныло).

Теперь выделите рамкой верхнюю часть, где мы видим лес. Какое теперь настроение?

  Посмотрите на наличники окон? Что это объясняет? (как бы ни было невзрачно жилье, люди чувствуют красоту, не все должно быть внешне красиво, Что не все безнадежно, есть контраст между бедностью жилья и красотой природы, что не материальное богатство главное, а духовное)

  1. Как вы думаете, одинаковы ли главные мысли двух произведений?

- Уважаемые коллеги,  вы увидели, что при связи двух областей искусства достигается более глубокое понимание смысла литературного произведения. Дети видят эту связь, в душе у них происходит понимание того, что совокупность картины и литературного произведения создает атмосферу целостности мира.

Как вы думаете, какое еще искусство можем привлечь для полного восприятия?  (музыку). Музыка – это вид искусства, который всегда воздействует на душу и чувства. Это – предпосылка создания положительного эмоционального настроя, их комфорта.

Скажите,какого характера музыка бы сюда подошла?

Спокойная, тихая, громкая, волнующая, чувственная, ритмичная, протяжная, печальная, просветлённая.

*Я с вами согласна. Предлагаю послушать произведение «Октябрь» из альбома   «Времена года» П. И. Чайковского.

Как вы думаете, как можно назвать это взаимодействие литературы, живописи и музыки?

……………..Синтез искусств.

Как синтез искусств может влиять на создание доверительного климата?

 ( формирование коммуникативных УУД)

 Какой продукт взаимодействия можно получить?

 Ребенок полнее воспринимает информацию и на основе этого у него вырабатывается познавательный интерес. Ребенку трудно понять глубокий смысл хокку, помогают восприятие картины и  музыки.

Мы этими средствами воздействуем на чувства ребенка и он раскрывается к общению.

Попытайтесь выразить свои чувства при помощи хокку. Материал для работы - перед вами. Взгляните друг на друга с пониманием, одобрением, с ожиданием дальнейших действий.

Мы тренируем способность ребенка к индивидуальному восприятию и отражению окружающего мира через осознание переживаемых чувств и ощущений. В группе происходит интеракция – процесс обмена между участниками взаимодействия не только информацией, но и действиями, т.е. определенная форма организации совместной деятельности.

Через региональный компонент, который более близок ребенку, мы помогаем воспринимать произведение другой культуры. Этим воспитывается толерантность.

«Мозговой штурм»- для зала.

Я начинаю предложение, а вы заканчиваете, не повторяясь. Отвечать надо быстро.

Климат доверия – это…

Сейчас послушаем группы, какие продукты у них получились?

Рефлексия.

Коллеги, перед вами несколько незаконченных предложений. Вы можете их продолжить.

 Мне интересно, что…

  Буду применять …

Теперь понимаю …

Меня удивило…

Было трудно…

Я попробую…

Давайте научимся сами и научим наших детей  доверять нам и друг другу. Я желаю вам видеть в своих учениках неожиданное, красивое, сложное и великое.

Мы мечемся: работа… быт… дела…

Кто хочет СЛЫШАТЬ-все же должен СЛУШАТЬ.

А на бегу — заметишь лишь тела…

ОСТАНОВИТЕСЬ, чтоб увидеть ДУШУ.

Мы выбираем сердцем, по уму…

Порой боимся на улыбку улыбнуться.

Но ДУШУ открываем лишь тому,

С которыми так хочется проснуться.

С сайта http://www.inpearls.ru/

Спасибо за внимание!

Приложения

Упражнения и приемы  для создания климата доверия

Упражнение «Мяч»

Каждый участник по кругу называет свое имя. Второй круг проводится с повторением трех имен: имени соседа справа, своего имени и соседа слева. Участник, называя себя, кидает мячик любому члену группы, тот называет свое имя и кидает мячик кому-либо, по своему выбору. В следующий раз участник уже называет не только свое имя, но и имя того, кому бросает мяч. Можно эту же игру переделать под тематику урока. Например, первый ученик называет слово, обозначающее предмет, второй признак и т.д.

Игра «Дождик»

1 ряд - хлопает в ладоши;

2 ряд - топает ногами;

3 ряд - шуршит ладошками.

Упражнение «Колокол»

Дети, встав в круг и взявшись за руки, 3 раза опускают и поднимают их, и при этом произносят слово «бум». Первый раз - тихо, второй - громче, третий - очень громко. Вместе с последним криком размыкают руки.

Упражнение «Передай энергию»

Участники молча сидят или стоят в кругу, держась за руки и сконцентрировавшись. Ведущий посылает серию импульсов в обе стороны круга, сжав руки стоящих рядом. Участники передают импульсы по кругу как электрический ток, сжимая руки стоящих рядом игроков и «энергетизируя» группу.

Игра «Знакомство»

Для игры приготовлены конверты с табличками, на которых написаны фразы. Дети по очереди знакомятся друг с другом, используя одну из фраз:

-«Я хочу с тобой познакомиться, меня зовут…»

-«Давай познакомимся. Как тебя зовут?»

-«Хочешь, будем играть вместе? Как тебя зовут? А меня зовут…»

-«Меня зовут … А тебя как? А у тебя какой телефон, у меня такой… Давай звонить друг другу.

Игра «У меня зазвонил телефон»

Для игры приготовлено несколько игрушечных телефонов на батарейках. Карточки с фразами, помогающими начать разговор. Дети делятся на пары и по очереди разговаривают друг с другом по телефону, используя данные фразы. Отрабатывается речевой этикет в ситуациях приветствия, просьбы, отказа, прощания.

-Начать разговор: «Ты можешь поговорить со мной?», «Я хочу с тобой посоветоваться…»

-Спросить, что случилось: «Что случилось, я могу тебе помочь?», « Не хочешь ли ты мне рассказать?»

-Предложение: «Если хочешь, возьми…(пойдем)…»

-Принять предложение: «Спасибо, мне очень приятно, что ты это предложил», «Спасибо, я с удовольствием это сделаю»

-Попросить разрешение: «Ты не возражаешь, если я…», «Разреши мне, пожалуйста…»

-Просьба: «Я очень хотел бы пойти …», «Мог бы ты мне дать…»

-Отказ: «Спасибо, я не могу этого сделать», «Спасибо, но мне это не нравится»

-Предложить помощь: «Я готов тебе помочь», «Я могу помочь тебе»

-Поинтересоваться делами: «У тебя все в порядке?», «Как твои дела?»

Игра «Достань мяч»

Учитель:  Таня играла и уронила его в речку, зовет на помощь. Дети спешат на помощь к девочке и разыгрывают действие с помощью фраз, данных на табличках.

-Просьба: «Не могли бы вы мне помочь…», «Помоги мне, пожалуйста…»

-Спросить, что случилось: «Что случилось?», «Мы можем тебе помочь?»

-Предложить помощь: «Хочешь, я тебе помогу?», «Я хочу помочь тебе…»

-Согласие: «Наверное, ты прав, давай…», Мне кажется, что ты сможешь помочь!»

-Поддержать другого: «Не волнуйся, сейчас я тебе помогу. Все будет хорошо!», «Попробуй еще раз ты сможешь это сделать!»

-Похвалить другого: «Здорово у тебя это получилось!», «Ты все сделал правильно!», «Ты молодец!»

-Поздравление: «Я рада за тебя. Ты достал мяч!», «Поздравляю тебя»

-Благодарность: «Спасибо, как здорово!», «Благодарю!»

Игра «Угадай эмоцию»

На столе картинками вниз раскладываются карточки с изображением эмоций людей в различных ситуациях. Каждый участник открывает карточку, не показывая ее остальным. Задача играющего узнать эмоцию и изобразить ее мимикой, жестами и интонацией.

В ходе этого упражнения выясняется, что одна и та же эмоция может быть выражена по-разному с разной силой, с разной интенсивностью.

Прием «Доброе животное»

Учитель (тихим, таинственным голосом) Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе: на вдох - делаем шаг вперед, на выдох один шаг назад. А теперь на вдох - делаем 2 шага вперед, на выдох 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т.д.

Приветствие

 Ребята сидят в полукруге. Повернулись друг к другу, улыбнулись, и сказали: «Здравствуй, ….(имя), я очень рад тебя видеть!»

Прием «Гимнастика для «мозгов»

 «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясное восприятие и речь) Надо «надеть шапку», дети мягко пальчиками заворачивают уши от верхней точки до мочки ушей 3 раза. «Перекрестные движения» (активирует работу обоих полушарий, подготавливает к усвоению знаний), ноги на ширине плеч, руки вытянуты перед грудью: 1) левая нога вперед вправо, обе руки вперед влево; тоже с правой ноги, руки вправо; 2) мах правой ногой к кончикам пальцев левой руки, мах левой ногой к кончикам пальцев правой руки; 3) повороты бедер вправо, плечи с вытянутыми руками и головой влево (тоже в обратную сторону).

Упражнение «Движение к центру»

Учитель в центре, дети по возможности образуют вокруг большой круг. Учитель зачитывает суждения, те из участников, к которым утверждение подходит, делают маленький шаг вперед. Когда утверждения закончатся, все садятся на стульях там, где оказались в последний момент. Проводится обсуждение, как получилось, что все начали движение на одинаковом расстоянии, а в итоге оказались кто дальше, кто ближе. Примеры суждений: «Я сегодня пришел в школу с хорошим настроением», «За это утро я ни с кем, ни поссорился», «Я сегодня сказал «доброе утро» всем, кого увидел», «Вчера я вовремя лег спать и хорошо выспался», «Мне нравится тема, которую мы сегодня обсуждаем», «Я люблю своих родителей, и часто говорю им об этом», «Я счастливый человек».

Упражнение «Копилка добрых слов»

Дети называют как можно больше добрых слов на определенную букву. Если возникают сложности, можно на любую букву.

Упражнение «Комплименты» (учимся говорить комплименты)

Дети по кругу, передавая друг другу мяч, говорит рядом сидящему: «Мне нравится твоя улыбка», а сосед отвечает: «Спасибо, мне очень приятно, и говорит следующему комплимент.

Каждый человек может быть королем своих чувств. 

Положите руку на сердце, друзья и повторяйте за мной:

Мое сердце наполнено любовью!

Я всегда буду помнить о чувстве меры!

Я буду заботиться о себе и близких людях!

Я буду помогать создавать хорошее настроение!

Я имею силы на свершение добрых дел!

Я умею прощать тех, кто обидел!

В моей душе мир и счастье!

Я король своих чувств!

Задание №1.

Чем же там люди кормятся?

Домик прижался к земле

Под осенними ивами.

Басё

Задание №1.

О кленовые листья!

Крылья вы обжигаете

Пролетающим птицам.

 Басё.

Хокку (хайку) - лирическое стихотворение, отличается предельной краткостью и своеобразной поэтикой. Оно изображает жизнь природы и жизнь человека на фоне круговорота времён года. Увидеть прекрасное и не остаться равнодушным – вот к чему призывает нас поэзия хокку.

Хокку нельзя читать быстро, потому что в этом случае ничего не поймёшь. Хокку требует внимания, размышления, тишины. В нём всегда заложена возможность более полного развития темы. Простота хокку- это гениальная простота, за которой- постоянная доброта души, обострённая чуткость восприятия мира.

Символы:

Зима – зимняя слива, снег, чёрный цвет.

Весна – пение лягушек, пион, обильный дождь, цветение деревьев, ива в пуху.

Лето – лотос, соловей, кукушка.

Осень – жёлтые листья, хризантемы, ветер,поющие насекомые.

Хокку (хайку) - лирическое стихотворение, отличается предельной краткостью и своеобразной поэтикой. Оно изображает жизнь природы и жизнь человека на фоне круговорота времён года. Увидеть прекрасное и не остаться равнодушным – вот к чему призывает нас поэзия хокку.

Хокку нельзя читать быстро, потому что в этом случае ничего не поймёшь. Хокку требует внимания, размышления, тишины. В нём всегда заложена возможность более полного развития темы. Простота хокку- это гениальная простота, за которой- постоянная доброта души, обострённая чуткость восприятия мира.

Символы:Зима – зимняя слива, снег, чёрный цвет.

Весна – пение лягушек, пион, обильный дождь, цветение деревьев, ива в пуху.

Лето – лотос, соловей, кукушка.

Осень – жёлтые листья, хризантемы, ветер,поющие насекомые.

Задание № 2.

- Еще раз прочитайте хокку, стараясь вникнуть в глубокий смысл этих строк.

- Какое время года описано? Представьте, какими могут быть осенние ивы?

- Домик какой вы представили?

- Почему поэт переживает о том, чем люди кормятся?

- Какая главная мысль стихотворения?

- Есть ли здесь недоговоренность?

- Можете ли вы хокку представить в виде картины?

Задание № 2.

- Еще раз прочитайте хокку, стараясь вникнуть в глубокий смысл этих строк.

- Какое время года описано? Представьте, какими могут быть осенние клены?

- Почему поэт переживает что клены обжигают крылья птиц?

- Какая главная мысль стихотворения?

- Есть ли здесь недоговоренность?

- Можете ли вы хокку представить в виде картины?

Не слишком мне подражайте!

 Взгляните, что толку в сходстве таком?

 Две половинки дыни.    Ученикам

 * * *

 Хочется хоть раз

 В праздник сходить на базар

 Купить табаку

Басе

Все волнения, всю печаль

 Своего смятенного сердца

 Гибкой иве отдай.

 * * *

 Какою свежестью веет

 От этой дыни в каплях росы,

 С налипшей влажной землёю!

Басе

Осень уже пришла!"-

 Шепнул мне на ухо ветер,

 Подкравшись к подушке моей.

 * * *

 Стократ благородней тот,

 Кто не скажет при блеске молнии:

 "Вот она наша жизнь!"

Басе

В саду, где раскрылись ирисы,

 Беседовать с старым другом своим,-

 Какая награда путнику!

 * * *

Яркий лунный свет!

 На циновку тень свою

 Бросила сосна.

Басе

Мошек легкий рой

Вверх летит - плавучий мост

 Для моей мечты.

 * * *

Нищий на пути!

 Летом вся его одежда -

 Небо и земля.

Кикаку

Устали стрекозы

 Носиться в безумной пляске...

 Ущербный месяц.

 * * *

Камнем бросьте в меня!

 Ветку цветущей вишни

 Я сейчас обломил.

 Кикаку

Ко мне на заре в сновиденье

 Пришла моя мать... Не гони ее

 Криком своим, кукушка!

 * * *

Вот глупый соловей!

 Он принял за тенистый лес

 Бамбуковый плетень.

Кикаку

Ливень хлынул потоками.

 Кого не обрадует свежесть цветов,

 Тот - в мешке сухая горошина.

 * * *

Первую песню весны

 Поет соловей, повиснув

 На ветке вниз головой.

Кикаку


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ХИСАМЕТДИНОВА ЮНДУЗ РАМИЛЕВНА УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МОБУ «ГИМНАЗИЯ им. Т. КУСИМОВА» с . АСКАРОВО МР АБЗЕЛИЛОВСКИЙ РАЙОН

Слайд 3

ТЕМА: СОЗДАНИЕ КЛИМАТА ДОВЕРИЯ С ПОМОЩЬЮ СИНТЕЗА ИСКУССТВ

Слайд 4

ЦЕЛЬ: ПОКАЗАТЬ ПРИЕМЫ РАБОТЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ КЛИМАТА ДОВЕРИЯ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД.

Слайд 5

Минутки настроя При помощи невербальных средств

Слайд 6

ЧЕМ ЖЕ ТАМ ЛЮДИ КОРМЯТСЯ? ДОМИК ПРИЖАЛСЯ К ЗЕМЛЕ ПОД ОСЕННИМИ ИВАМИ. БАСЁ О КЛЕНОВЫЕ ЛИСТЬЯ! КРЫЛЬЯ ВЫ ОБЖИГАЕТЕ ПРОЛЕТАЮЩИМ ПТИЦАМ. БАСЁ .

Слайд 8

Зима – зимняя слива, снег, чёрный цвет . Весна – пение лягушек, пион, обильный дождь, цветение деревьев, ива в пуху . Лето – лотос, соловей, кукушка . Осень – жёлтые листья, хризантемы, ветер,поющие насекомые. СИМВОЛЫ .

Слайд 9

ЛУТФУЛЛИН АХМАТ ФАТКУЛЛОВИЧ (1928 - 2007) ЖИВОПИСЕЦ, НАРОДНЫЙ ХУДОЖНИК СССР (1989), ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ ЧЛЕН РАХ (1997). УРОЖЕНЕЦ АБЗЕЛИЛОВСКОГО РАЙОНА

Слайд 10

А. Лутфуллин . Дом с пристроем .

Слайд 11

А. Лутфуллин . Дом с пристроем .

Слайд 12

А. Лутфуллин . Дом с пристроем .

Слайд 14

КЛИМАТ ДОВЕРИЯ – ЭТО…

Слайд 16

МНЕ ИНТЕРЕСНО, ЧТО… БУДУ ПРИМЕНЯТЬ … ТЕПЕРЬ ПОНИМАЮ … МЕНЯ УДИВИЛО… БЫЛО ТРУДНО… Я ПОПРОБУЮ…

Слайд 17

Ресурсы: 1 . http://www. insolare.ru 2. http://www. o-detstve.ru 3. http://www. findwall.ru 4. http://www. komarovskiy.net 5. http://www. patstalom.com 6. http ://www.inpearls.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование психологического климата в коллективе.

СОДЕРЖАНИЕ Введение ………………………………………………………………………3 Глава 1. Теоретические предпосылки исследования психологического климата в учебных группах …………………………………………………..5 1.1. Теоретическое обоснов...

Проектная деятельность в начальной школе часть 2 .«Могут ли страусы проживать в условиях нашего климата?»

В результате проекта учащиеся смогут расширить свои  знания по данной теме, станут  умелыми пользователями Интернета. Проект способствует развитию мыслительных и творческихспособностей...

Проектная деятельность в начальной школе часть 1 .«Могут ли страусы проживать в условиях нашего климата?»

Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.Проектная и исследовательская деятельности дают возможность...

Упражнения и приемы для создания климата доверия на уроках

Здесь я собрала упражнения и приемы, которые помогут учителю создавать на своих уроках доверительную атмосферу между учениками и учителем. Систематичное применение этих приемов позволяет добиться резу...

РАЗРАБОТКА РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ ПО ТЕМЕ: «Как научиться доверять своему ребенку и пользоваться его доверием»

ЦЕЛЬ: формирование представление о доверии и понимания его важности в общении с ребенкомЗАДАЧИ:-Определить понятие  «доверие»-Показать значимость доверия в воспитании ребенка;-Совмест...

Внеклассное мероприятие «Международный день детского Телефона Доверия «Информирование о телефоне доверия – шаг к безопасности ребёнка»

Внеклассное мероприятие «Международный день детского Телефона Доверия «Информирование о телефоне доверия – шаг к безопасности ребёнка»...

классныйо час: Доверие. Кому мы доверяем?

Во время классного часа  ребята выяснят что такое доверие и кому мы можем доверять.  Чем приятель отличается от друга. Что важно для дружбы....