Научный клуб - как форма работы с талантливыми детьми.
статья (1 класс) по теме
Данный материал описывает работу со способными и одаренными детьми в форме научного клуба.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odna_iz_prioritetnykh_zadach_natsionalnoy_obrazovatelnoy_initsiativy.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление в рамках районной конференции учителей начальных классов
«Развитие системы поддержки талантливых детей»
Научный клуб
как форма работы
с талантливыми детьми.
Волкова Марина Валерьевна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ №1
г.Малоярославец, Калужская область
Одна из приоритетных задач национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» формулируется как создание системы выявления и поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи.
Создание системы работы с одарёнными детьми - очень важное направление именно в начальной школе, т.к. этот возраст сензитивен для развития творческих способностей ребёнка. Реализация данного направления в моей работе идёт через поуровневую дифференциацию в урочной и внеурочной деятельности.
«…Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе…» А.Н. Колмогоров
Одним из основных составляющих работы с одарёнными детьми моего класса, является научный клуб «Я – мыслитель».
Клуб «Я – мыслитель» - это добровольное творческое формирование учащихся класса, стремящихся совершенствовать свои знания в различных областях , развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской деятельности, общественная аттестация полученных результатов.
Цели создания клуба:
- Выявить талантливых детей, развития их интеллектуального и творческого потенциала, креативности, способности принимать решения и нести за них ответственность;
- Стимулировать познавательной активности детей, их самообразования;
- Расширить информационного поля, в т.ч. с использованием ИКТ;
- Создать ситуации сотрудничества и успеха;
- Формировать ценностно-смысловых ориентиров;
- Социализировать личность.
Задачи работы клуба:
- выявление талантливых детей на стадии первой ступени;
- способствование раннему раскрытию интересов и склонностей учащихся к поисковой, аналитической, рефлексивной деятельности;
- воспитание активной жизненной позиции, высоких нравственных качеств.
Содержание и формы работы клуба:
- Индивидуальная работа:
- отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений),
- оказание помощи одноклассникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий;
- работа с учащимися по отдельной программе (разработка тем научных исследований, оказание консультационной помощи);
- Групповая форма: включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, подготовку уроков-игр, уроков-конференций.
- Массовые формы: встречи с интересными людьми, совместную подготовку предметных недель, внеклассных мероприятий и конференций, участие в научно-практических конференциях, походах, экскурсиях.
Работа клуба младших школьников имеет свои особенности и предполагает активное участие в рамках исследовательского проекта не только обучаемого и педагога, но и родителей обучаемого. Ребенок, являясь центральным связующим звеном проекта, сам называет интересующую его проблему и формулирует цели собственной деятельности. Взрослые участники проекта на начальном этапе, а при необходимости – в ходе проекта, совместно с ребёнком оценивают способы и методы познавательско-исследовательской деятельности автора проекта, согласуют предполагаемый объём работ и ресурсов, необходимых для решения интересующей ребенка проблемы, определяют конечные цели в рамках конкретного проекта.
Клуб имеет личностно значимую для ребенка цель, и это делает ее эффективной формой работы не только с актуально одаренными детьми, но и формой раскрытия потенциальной одаренности у всех младших школьников, их позитивных личностных и творческих характеристик. Именно личностная окраска проблемы, над которой работает ребёнок, оказывает непосредственное воздействие на его убеждение в необходимости проведения такой работы и опосредованное – на его поведение. Самостоятельный поиск информации развивает навыки критического мышления, имеющего особое значение для развития личностных характеристик младшего школьника.
Интеллектуально и творчески развитые личности способны принимать осмысленные, компетентные и одновременно смелые решения. Именно такие люди способны решать многоплановые задачи, стоящие перед обществом в XXI веке.
Результатом моей работы является повышение уровня самооценки и самоконтроля учащихся, их творческие успехи, стабильные показатели качества знаний, активная жизненная позиция.
За время работы клуба были воплощены в жизнь индивидуальные проекты:
- «Лисица» (Савервальд Д.)
- «Писатели Калужской области» (Савервальд Д.)
- «Кому - мать, кому – мачеха» (Коваленко Д.)
- «Что общего у змеи и медведя. Табуированные слова» (Фетисов В.)
- «Пушки» (Ежов С.)
Групповые формы работы включают в себя как подготовку к разным формам уроков, так и групповые исследовательские работы. Самыми интересными и удачными члены клуба считают:
- Урок – игра «Чему учит экономика»
- Урок – конференция «Организм человека»
- Урок - викторина «Мы и космос»
- Урок – конференция «Природа России»
- Проект «Красная птица на белом поле»
- Проект «Зачем змее язык»
- Проект «Жизнь в капле воды»
Члены клуба активно участвуют во всех классных и школьных мероприятиях: конкурсах, благотворительных акциях, экологических рейдах. При этом они привлекают к работе друзей клуба: родителей, одноклассников, которые по разным причинам не вступают в клуб, но оказывают помощь в работе над мероприятиями и проектами.
Члены клуба активно участвуют в различных конкурсах:
Русский медвежонок | Кенгуру | Инфознайка | Интеллект | Первый детский литературный конкурс | Золотое руно | Эму | Эму - конкурс специалистов | Британский бульдог | Призеры школьных олимпиад по предметам | Призеры творческих конкурсов (конкурс рисунка) | Победители конкурсов в рамках предметных недель | |
2008-2009 | 6 | 3 | 6 | - | - | - | - | - | - | 2 | 2 | 3 |
2009-2010 | - | 8 | 9 | 12 | 10 | 10 | - | - | - | 4 | 4 | 4 |
2010-2011 | 15 | 10 | 13 | - | - | 13 | 15 | 9 | 6 | 6 | 10 | 5 |
На данный момент члены клуба активно осваивают новый вид деятельности: дебаты.
Интеллектуально и творчески развитые личности способны принимать осмысленные, компетентные и одновременно смелые решения. Именно такие люди способны решать многоплановые задачи, стоящие перед обществом в XXI веке.
Результатом моей работы является повышение уровня самооценки и самоконтроля учащихся, их творческие успехи, стабильные показатели качества знаний, активная жизненная позиция
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Форма работы с одарёнными детьми
Кружковая деятельность стимулирует учащихся к творчеству, к расширению познавательного кругозора, что активизирует познавательную деятельность. Кружковая работа способствует также возникновению ситуац...
Выступление на педсовете по теме: «Формы работы с одарёнными детьми в начальной школе»
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявл...
Формы работы с одарёнными детьми в рамках Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов
Из опыта работы. По оценкам современных специалистов, на полтора миллиарда жителей высокоразвитых стран нашей планеты приходится около полутораста тысяч людей, которые при благоприятных условиях ...
Система работы с талантливыми детьми
Данный материал поможет организовать работу с талантливыми детьми, начиная с начальной школы....
система работы с талантливыми детьми в начальной школе
Обобщение опыта работы с талантливыми детьми. В данной статье раскрыты принципы работы с детьми, формы работы с родителями. Много внимания уделено социальным проектам, награждению детей и созданию пор...
«Семейный клуб как форма работы с учащимися начальных классов и их родителями»
В настоящее время особую актуальность приобретает грамотное взаимодействие семьи и школы. Семья является важным звеном передачи ребёнку социально-исторического опыта, опыта эмоциональных и деловых вза...
« Формы работы с неуспевающими детьми» Из опыта работы
Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он до...