Научный клуб - как форма работы с талантливыми детьми.
статья (1 класс) по теме

Волкова Марина Валерьевна

Данный материал описывает работу со способными и одаренными детьми в форме научного клуба.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление в рамках районной конференции учителей начальных классов

«Развитие системы поддержки талантливых детей»

Научный клуб

как форма работы

с талантливыми детьми.

Волкова Марина Валерьевна,

учитель начальных классов

 МОУ СОШ №1

г.Малоярославец, Калужская область

Одна из приоритетных задач национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» формулируется как создание системы выявления и поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи.
Создание системы работы с одарёнными детьми - очень важное направление именно в начальной школе, т.к. этот возраст сензитивен для развития творческих способностей ребёнка. Реализация   данного направления в моей работе идёт через поуровневую  дифференциацию в урочной и внеурочной деятельности.
«…Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на  одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного  участия хотя бы в самой маленькой  поисковой исследовательской работе…» А.Н. Колмогоров 

 Одним из основных составляющих работы с одарёнными детьми моего класса, является научный клуб «Я – мыслитель».

Клуб «Я – мыслитель» - это добровольное творческое формирование учащихся класса, стремящихся совершенствовать свои знания в различных областях , развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской деятельности, общественная аттестация полученных результатов.

Цели создания клуба:

  • Выявить талантливых детей, развития  их интеллектуального и творческого потенциала, креативности, способности принимать решения и нести за них ответственность;
  • Стимулировать познавательной активности детей, их самообразования;
  • Расширить информационного поля, в т.ч. с использованием ИКТ;
  • Создать ситуации сотрудничества и успеха;
  • Формировать ценностно-смысловых ориентиров;
  • Социализировать личность.

Задачи работы клуба:

  • выявление талантливых детей на стадии первой ступени;
  •  способствование раннему раскрытию интересов и склонностей учащихся к поисковой, аналитической, рефлексивной деятельности;
  •  воспитание активной жизненной позиции, высоких нравственных качеств.

Содержание и формы работы клуба:

  • Индивидуальная работа:
  • отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений),
  • оказание помощи одноклассникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий;
  • работа с учащимися по отдельной программе (разработка тем научных исследований, оказание консультационной помощи);
  •  Групповая форма: включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, подготовку уроков-игр, уроков-конференций.
  •  Массовые формы: встречи с интересными людьми, совместную подготовку предметных недель, внеклассных мероприятий и конференций, участие в научно-практических конференциях, походах, экскурсиях.

Работа клуба младших школьников имеет свои особенности и предполагает активное участие в рамках исследовательского проекта не только обучаемого и педагога, но и родителей обучаемого. Ребенок, являясь центральным связующим звеном проекта, сам называет интересующую его проблему и формулирует цели собственной деятельности. Взрослые участники проекта на начальном этапе, а при необходимости – в ходе проекта, совместно с ребёнком оценивают способы и методы познавательско-исследовательской деятельности автора проекта, согласуют предполагаемый объём работ и ресурсов, необходимых для решения интересующей ребенка проблемы, определяют конечные цели в рамках конкретного проекта.
Клуб имеет личностно значимую для ребенка цель, и это делает ее эффективной формой работы не только с актуально одаренными детьми, но и формой раскрытия потенциальной одаренности у всех младших школьников, их позитивных личностных и творческих характеристик. Именно личностная окраска проблемы, над которой работает ребёнок, оказывает непосредственное воздействие на его убеждение в необходимости проведения такой работы и опосредованное – на его поведение. Самостоятельный поиск информации развивает навыки критического мышления, имеющего особое значение  для развития личностных характеристик младшего школьника.
                  Интеллектуально и творчески развитые личности способны принимать осмысленные, компетентные и одновременно смелые решения. Именно такие люди способны решать многоплановые задачи, стоящие перед обществом в XXI веке.

                   Результатом моей работы является повышение уровня самооценки и самоконтроля учащихся, их творческие успехи, стабильные показатели качества знаний, активная жизненная позиция.

За время работы клуба были воплощены в жизнь индивидуальные проекты:

  • «Лисица» (Савервальд Д.)
  • «Писатели Калужской области» (Савервальд Д.)
  • «Кому - мать, кому – мачеха» (Коваленко Д.)
  • «Что общего у змеи и медведя. Табуированные слова» (Фетисов В.)
  • «Пушки» (Ежов С.)

Групповые формы работы включают в себя как подготовку к разным формам уроков, так и групповые исследовательские работы. Самыми интересными и удачными члены клуба считают:

  • Урок – игра «Чему учит экономика»
  • Урок – конференция «Организм человека»
  • Урок - викторина «Мы и космос»
  • Урок – конференция «Природа России»
  • Проект «Красная птица на белом поле»
  • Проект «Зачем змее язык»
  • Проект «Жизнь в капле воды»

Члены клуба активно участвуют во всех классных и школьных мероприятиях: конкурсах, благотворительных акциях, экологических рейдах. При этом они привлекают к работе друзей клуба: родителей, одноклассников, которые по разным причинам не вступают в клуб, но оказывают помощь в работе над мероприятиями и проектами.

Члены клуба активно участвуют в различных конкурсах:

Русский медвежонок

Кенгуру

Инфознайка

Интеллект

Первый детский литературный конкурс

Золотое руно

Эму

Эму  - конкурс специалистов

Британский бульдог

Призеры школьных олимпиад по предметам

Призеры творческих конкурсов (конкурс рисунка)

Победители конкурсов в рамках предметных недель

2008-2009

6

3

6

-

-

-

-

-

-

2

2

3

2009-2010

-

8

9

12

10

10

-

-

-

4

4

4

2010-2011

15

10

13

-

-

13

15

9

6

6

10

5

На данный момент члены клуба активно осваивают новый вид деятельности: дебаты.

Интеллектуально и творчески развитые личности способны принимать осмысленные, компетентные и одновременно смелые решения. Именно такие люди способны решать многоплановые задачи, стоящие перед обществом в XXI веке.

  Результатом моей работы является повышение уровня самооценки и самоконтроля учащихся, их творческие успехи, стабильные показатели качества знаний, активная жизненная позиция


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Форма работы с одарёнными детьми

Кружковая деятельность стимулирует учащихся к творчеству, к расширению познавательного кругозора, что активизирует познавательную деятельность. Кружковая работа способствует также возникновению ситуац...

Выступление на педсовете по теме: «Формы работы с одарёнными детьми в начальной школе»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявл...

Формы работы с одарёнными детьми в рамках Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов

Из опыта работы. По оценкам современных специалистов, на полтора миллиарда жителей высокоразвитых стран нашей планеты приходится около полутораста тысяч людей, которые при благоприятных условиях ...

Система работы с талантливыми детьми

Данный материал поможет организовать работу с талантливыми детьми, начиная с начальной школы....

система работы с талантливыми детьми в начальной школе

Обобщение опыта работы с талантливыми детьми. В данной статье раскрыты принципы работы с детьми, формы работы с родителями. Много внимания уделено социальным проектам, награждению детей и созданию пор...

«Семейный клуб как форма работы с учащимися начальных классов и их родителями»

В настоящее время особую актуальность приобретает грамотное взаимодействие семьи и школы. Семья является важным звеном передачи ребёнку социально-исторического опыта, опыта эмоциональных и деловых вза...

« Формы работы с неуспевающими детьми» Из опыта работы

Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он до...