Форма работы с одарёнными детьми
материал по теме
Кружковая деятельность стимулирует учащихся к творчеству, к расширению познавательного кругозора, что активизирует познавательную деятельность. Кружковая работа способствует также возникновению ситуаций, в которых учащиеся развивают способность нестандартного мышления. Эта работа также выполняет важную компенсирующую функцию. В процессе занятий по интересам ребенку легче самореализоваться среди сверстников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Форма работы с интеллектуально одарёнными детьми
(выступление в очном туре республиканского конкурса исследовательских работ и проектов младших школьников «Дебют в науке», на организованной для педагогов «Открытой трибуне» по обмену опытом работы)
Выступление подготовила учитель
начальных классов МОУ «СОШ №28»
первой квалификационной категории
Хурматуллина Ландыш Ильгизовна
Нижнекамск - 2011
Успешность работы с одарёнными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.
При выявлении одарённых детей учитываются их успехи в какой- либо деятельности: учебной, художественной, физической и др.
Этот этап (1-4 год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.
Формы работы с одарёнными учащимися
- творческие мастерские;
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- научно-исследовательские конференции.
Я хочу поподробнее остановиться на кружковой работе.
Кружковая деятельность стимулирует учащихся к творчеству, к расширению познавательного кругозора, что активизирует познавательную деятельность. Кружковая работа способствует также возникновению ситуаций, в которых учащиеся развивают способность нестандартного мышления. Эта работа также выполняет важную компенсирующую функцию. В процессе занятий по интересам ребенку легче самореализоваться среди сверстников.
В связи с этим, я составила программу работы кружка «Хочу всё знать», которая ориентирована на детей 8-9 лет. Программа составлена на 1 год. Количество обучающихся – 15 человек. Занятия в объединении проводятся 4 раза в неделю по 1 часу. Программа состоит из двух разделов: математика и русский язык.
Целью программы является формирование у учащихся познавательной активности. Одна из задач - поддерживать и направлять творческие идеи учащихся. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя. Данная программа помогает ученику успешно овладевать не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи:
-развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи; умений обобщать и систематизировать информацию, коммуникативных умений;
-формирование наблюдательности и внимания, умения работы с художественными и научными текстами;
-воспитание в каждом ребенке самостоятельной личности, владеющей инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющей находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию;
Формы работы кружка - групповая работа, индивидуальная, фронтальная.
На занятиях используются словесные и практические, проблемные и поисковые методы, на которых также происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, работа со словарями и другими источниками информации.
На исследовательских занятиях предлагаются задания, направленные на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов, составление последовательности действий; сравнение предмета и множества предметов; изучаются логические понятия «истина», «ложь», предлагаются для решения простые задачи по комбинаторике, логические задачи. Проводится работа по выявлению причинно – следственных связей, по обучению приёмам наблюдения и описания. Осуществляется подготовка самостоятельного долговременного исследования по интересующим темам. Исследование проводится под руководством учителя, затем с помощью родителей.
На занятиях используются игровые методы, путешествия, экскурсии, сказочный материал. Идёт знакомство с такими теоретическими понятиями: исследование, открытие, опыт, наблюдение, наблюдательность, эксперимент, гипотеза, логика, схемы, парадоксы, результат, доклад, защита, конференция и другими. Также практикую исследовательские задания такие, как:
- методика проведения самостоятельных исследований;
- игра – исследование;
- коллекционирование;
- как сделать сообщение;
- как составить план;
- как выбрать интересную тему;
- как научиться наблюдать;
- как работать с книгой;
- как делать схемы;
- как задавать вопросы (интервью)
Главная цель исследовательской работы – формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Главная особенность исследовательской работы – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепляет интерес детей к познавательной деятельности, способствует развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. В программу включены различные задачи. Среди них велика роль логических задач занимательного характера. Для них характерно не лежащее на поверхности, зачастую неожиданное решение. Сюда следует отнести и задачи с необычайной формулировкой, порой с довольно простым решением, но требующее умственных усилий для того, чтобы понять их условия. Также в программу включены олимпиадные задания и задачи математического конкурса «Кенгуру».
В разделе русский язык ребята отправляются в путешествие в мир родного языка по станциям: фонетика , лексика, грамматика, орфограммы…
Мотивы учебной деятельности младших школьников прямо связаны с характером их эмоций, их душевным состоянием. На кружке создается атмосфера доброжелательности, искренности, в которой ребенок сможет познать себя и других. “Лучшее начало учения состоит именно в том, чтобы привести в порядок, уяснить то, что уже собрано в детскую голову; превратить безотчетное знание в сознательное и тем самым пробудить деятельность сознания и придать ребенку ту самостоятельность, при которой только учение становится полезным”. Работа в кружке позволяет успешно реализовать коммуникативный, функциональный подход к обучению языку и способствует эффективному развитию речи учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете по теме: «Формы работы с одарёнными детьми в начальной школе»
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявл...
Формы работы с одарёнными детьми в рамках Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов
Из опыта работы. По оценкам современных специалистов, на полтора миллиарда жителей высокоразвитых стран нашей планеты приходится около полутораста тысяч людей, которые при благоприятных условиях ...

Формы работы с одарёнными детьми.
Одарённый ученик - талант, который надо не только поддерживать, но и постоянно помогать ему развиваться. Предлагакю формы ...

Формы работы с одарёнными детьми направленные на реализацию принципов личностно – ориентированного обучения.
В выступлении описала о формах работы и видах деятельности с одарёнными детьми в учебном процессе....

Презентация "Методы и формы работы с одарёнными детьми"
Презентация "Методы и формы работы с одарёнными детьми"...

Mетоды и формы работы с одарёнными детьми в начальной школе
Mетоды и формы работы с одарёнными детьми в начальной школе...