Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МОУ «СОШ №21» Суиной Анны Михайловны
статья по теме

Суина Анна Михайловна

«Школьным педагогам сегодня, как никогда, необходимо учиться гибкости, нестандартности мышления, ибо слишком сложен, необычайно многогранен мир человечества, формирующий молодое поколение по своему образу и подобию. Поэтому такими  ценными становятся  для учителей  острое чувство нового, отказ от консерватизма, готовность к пересмотру привычной педагогической философии…»  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predstavl_pedag_opyta_novoe.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Представление собственного инновационного педагогического опыта

учителя начальных классов МОУ «СОШ 21»

Суиной Анны Михайловны

 «Школьным педагогам сегодня, как никогда, необходимо учиться гибкости, нестандартности мышления, ибо слишком сложен, необычайно многогранен мир человечества, формирующий молодое поколение по своему образу и подобию. Поэтому такими  ценными становятся  для учителей  острое чувство нового, отказ от консерватизма, готовность к пересмотру привычной педагогической философии…»  

                                                                                                                                       У.Глассер

Ребенок ждет встречи со школой, проявляет интерес ко всему, что с ней связано. Как скоро и как успешно он приспособится к новой жизни, во многом зависит от меня.

Главным в своей работе я всегда считала и считаю урок. По выражению М. Н. Скаткина «Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды отражаются все его стороны. Если не вся, то значимая часть педагогики концентрируется в уроке».

Педагогическая проблема, над которой ведется работа – изучение и применение современных технологий как один из способов повышения профессиональной творческой деятельности учителя начальной школы.

Современные требования к уроку предполагают использование новых подходов в преподавании. Заинтересовать детей становиться всё сложнее, ведь у каждого дома есть компьютер, выход в Интернет. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Поэтому при подготовке к уроку и его проведении учитель всё чаще использует информационно- коммуникативные технологии. В школе есть компьютеры, принтер, сканер, интерактивная доска, выход в Интернет, то есть возможность для организации образовательного процесса на новом более качественном уровне. Анализируя свой педагогический опыт, можно прийти к выводу, что именно системная работа с учащимися в урочное и внеурочное время способствует развитию познавательных интересов учащихся и успешности их деятельности. Все это достигается с помощью новых педагогических технологий.

Ведущая педагогическая идея опыта - внедрение в образовательный процесс новых современных технологий. Учитель должен создать условия для того, чтобы учение двигалось вперёд, самостоятельно добывать знания, развивать свой творческий потенциал, уметь проводить рефлексию. Этому способствуют новые педагогические технологии, применяемые на уроках и в воспитательном процессе: игровые технологии, технология проблемного обучения, информационно - коммуникативные технологии. Большие возможности даёт использование интерактивной доски на уроках.

Актуальность обусловлена современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа».

Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться на рынке труда, быть востребованным и успешным.

В своем педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы: принцип развивающего обучения, доступности и посильности учебного материала, принцип индивидуализации в условиях коллективной работы. Ученик является партнёром по образовательному процессу, обладающий собственными интересами, учебными возможностями. Педагог создаёт условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию. Использование на уроках ИКТ позволяет разнообразить работу на уроке, применять научную организацию труда учащихся, а также использовать такой немало важный элемент, как игра. Яркие образы, впечатляющие краски, безграничные возможности для фантазии позволяют ученикам начальных классов в форме игры легко усваивать учебный материал. Учащиеся перестают отвлекаться от темы урока, концентрируют своё внимание на отрабатываемом материале. Уроки с применением ИКТ имеют практические, теоретические и познавательные результаты, они интересны ученикам.

Концептуальность  предлагаемого опыта заключается в применении новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися. При этом применение ИКТ на уроках повышает статус учителя, который идёт в ногу со временем. Для этого использую готовые электронные диски, разрабатываю уроки – презентации.

На современном этапе перед методикой преподавания в начальных классах стоит задача взаимодействия новых образовательных технологий с традиционными. Для реализации этого использую следующие технологии: объяснительно-иллюстрированного обучения, личностно-ориентированного обучения, коммуникативно-диалоговой деятельности, развивающего обучения, компьютерные, учебно-игровой деятельности, дифференцированного обучения, проектной деятельности, технологии сотрудничества, здоровьесберегающие на уровне отдельных элементов и в системе. Средства достижения этой цели:

- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;

- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и. т.п.;

- использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

- оценка деятельности ученика не только по конечному результату (« правильно - неправильно»), но и по процессу его достижения;

- поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;

- предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.

Наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика мне помогает обучение в сотрудничестве. Атмосфера общения является ведущей чертой урока, поэтому я стараюсь строить уроки таким образом, чтобы стимулировать учащихся работать вместе, помогать друг другу, сопереживать.

Действенным приемом обучения младших школьников, способствующим достижению поставленных задач, я считаю дифференцированный подход к ученикам. Применение его вызывает интерес к изучению предмета, развивает их способности, необходимые навыки и умения, активизирует речемыслительную деятельность. Стараюсь применять разнообразные виды дифференцированного обучения: составляю карточки, тесты, стараюсь оказать помощь таким образом, чтобы слабоуспевающие ученики проявляли максимум самостоятельности, имели реальную возможность повысить свои знания; уделяю внимание и наиболее подготовленным ученикам: предлагаю им более сложные задания, выбираю их в качестве консультантов.

Дифференцированный подход к учащимся я осуществляю и при определении домашнего задания. Предположим, задание – пересказ текста. Хорошо успевающие ученики должны дать характеристику главным героям, передать основную идею текста, слабоуспевающие ученики должны ответить на вопросы по содержанию текста, чтобы получился логически связанное высказывание.

Результатом применения вышеперечисленных технологий могу назвать следующее:

·  повышение качества знаний учащихся, развитие способностей каждого ученика,

·  активизация познавательной деятельности и творческой активности учащихся,

·  формирование личностных качеств ученика,

·  развитие у школьников операционного мышления, направленности на поиск оптимальных решений,

·  формирование умения организовать сбор информации и правильно ее использовать,

·  формирование у учащихся осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

Рост познавательного интереса учащихся.

 Каждый год ученики моих классов принимают активное участие в школьном туре олимпиады по математике, естествознанию, русскому языку. Буянкин  Данила, олимпиада по естествознанию, призёр (1 место) 2013г.,  Михайлов Алексей призер(1 место) 2013г.,Ванцова Милана призер (2 место) 2013г.; Чуваткина Милана, олимпиада по математике призёр (2 место) 2013г, Абросимов Максим призёр (1 место)2013г.; Чуваткина Милана, олимпиада по русскому языку призёр (1 место) 2013г; Вознесенская Вероника, олимпиада по русскому языку призер (3 место) 2013г., Бибаев Влад (2 место) 2013г.

25 апреля 2013 года в школе проводился конкурс "Ученик года начальной школы", где моя ученица второго класса Вознесенская Вероника стала победителем конкурса. В конкурсе чтецов "Зимушка-зима" Чуваткина Милана стала призером (3 место)2013год.

Во Всероссийском дистанционном конкурсе по русскому языку  проекта"Инфоурок" Чуваткина Милана стала  победителем (диплом I степени) 2014г., Буянкин Данила (диплом II степени) 2014г., по математике Вознесенская Вероника стала победителем (диплом II степени) 2014г., Макаева Юля (диплом II степени) 2014г.

Обобщение собственного педагогического опыта реализовано: в публикациях, выступлениях на семинарах, научно-практических конференциях.

Участие в Межригиональном научно-практическом семинаре "Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования" 28 марта 2013г., в Международной научно-практической конференции "Воспитание детей младшего возраста в условиях поликультурного социума" 18-19 декабря 2012 г., в работе семинара-практикума "Особенности математической подготовки учащихся в условиях реализации ФГОС ООО" в рамках научно-методического десанта учителей общеобразовательных организаций г.о.Саранск, проведенного на базе ФГБОУ ВПО "Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е.Евсевьева" 08 ноября 2013 г., представление опыта работы по теме "Реализация Программы духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников" в рамках модульно-накопительных курсов повышения квалификации классных руководителей "Духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся в условиях перехода на ФГОС ОО".

Статья "Современный подход адаптации первоклассников в условиях новых ФГОС" принята к печати в сборнике материалов Межрегионального научно-практического семинара "Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования", проведенного на базе Мордовского  ГПИ 28 марта 2013г.

Опубликовала на сайте инфоурок методические разработки: Проект – исследование «Растения нашего класса и  дома», Внеклассное мероприятие «1 сентября – День Знаний».

Выступления на школьном  методическом объединение учителей начальных классов.

 "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе как условие повышения качества образования" 2012г., "Развитие творческих способностей у учащихся начальных классов" 2013г.

Исходя из собственного опыта, можно сделать вывод, что изучение и применение современных технологий как один из способов повышения профессиональной творческой деятельности учителя начальной школы, играет важную роль в системе образования. Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой обеспечивают ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.

Я вхожу в класс и несу своим ученикам не только знания, но и стремлюсь формировать у них нравственные ценности, главное, что совершенствует и развивает ребенка, делает его личностью. Стараюсь научить их распоряжаться своими мыслями, направлять их в нужное русло, сдерживать и корректировать свое поведение. Мои ученики воспитывают и меня, заставляя самосовершенствоваться. За годы работы в школе пришлось многое пережить, понять, осмыслить и придти к выводу – все в школе от урока: авторитет учителя, авторитет учебного предмета, общая культура и дружелюбие учеников и учителя, совместный учебный труд. Я поняла и осознала - что есть главное в профессии учителя. Это постоянное желание пополнять научный и культурный багаж, чтобы все приобретенное вновь отдать детям. И только тогда приобретаешь счастье сотрудничества, радость за успехи твоих учеников. Я убедилась, что главное богатство учителя - не только знания, эрудиция, трудолюбие и культура, но и умение сохранить в нем на долгие годы особую энергию роста, неуемную потребность творчества, так свойственную эвристическим наклонностям детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов Тимофеевой Наталии Валерьевны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классовТимофеевой Наталии Валерьевны...

Представление собственного инновационного опыта учителя начальных классов

Описание собственного инновационного опыта учиетля начальных классов Асташкитной Н.А. по внедрению в практику работы УМК "Перспективная начальная школа"...

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя начальных классов " Исследовательская деятельность, как средство формирования УУД у младших школьников "

Актуальность и перспективность опыта обусловлена  изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями...

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя начальных классов

Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения и воспитания младших школьников....