Публичное представление собственного инновационного опыта учителя начальных классов МОУ « Средняя общеобразовательная школа № 9» г.о. Саранск
статья на тему

Обобщение опыта за последние 5 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя начальных классов

МОУ « Средняя общеобразовательная школа № 9»

г.о. Саранск

Малышевой Ольги Анатольевны

Тема опыта.

 Проектно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках и во внеурочное время, как средство развития познавательной активности учащихся.

Условия возникновения  опыта.

        В концепции Федеральных государственных стандартов нового поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достигаемого путем освоения универсальных и предметных способов действий, ведущих идей и ключевых понятий; достижения на этой основе способности к развитию «компетентности, к обновлению компетенций». Сущность учебного предмета и его специфики раскрывается на основе системно - деятельностного подхода. Согласно этому, учебный предмет строится как система целенаправленно организованной учебной деятельности, в ходе которой учащиеся, совершая определенные специфичные для данного учебного предмета действия, осваивают универсальные и предметные способы действий, ключевые утверждения, понятия и теории, существенные свойства изучаемых объектов и отношения между ними.

      Системно - деятельностный подход выбран в качестве ведущего не случайно – условия жизни в XXI веке значительно изменились, объем информации, с которой сталкивается современный человек, огромен. Следовательно, запомнить всю информацию невозможно, поэтому традиционная формула «послушай – повтори – выполни – получи отметку» не обеспечивает успешную социализацию в обществе. Ребенка XXI века необходимо научить воспринимать (в том числе и критически), анализировать и структурировать информацию, работать в команде, ставить перед собой цели в ситуации «разрыва» (знаю – не знаю, могу действовать – не могу действовать, ищу новый способ действия), контролировать свои действия, находить причины неуспеха и пути преодоления проблем.

1. Актуальность и перспективы опыта.

        Актуальность и перспективность опыта обусловлена изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа». 

       Жизнь человека — движение по пути познания. Каждый шаг может обогащать нас, если благодаря новому опыту мы начинаем видеть то, что ранее не замечали или не понимали, чему не придавали значение. Но любые взаимоотношения — процесс двусторонний. Не только мы творим реальность, но и она творит нас, и вопросы к миру — прежде всего вопросы к самим себе. Каждый из нас — изначально, по своей природе — исследователь. Мы можем эту способность подавить, а можем развить, освоив наработанные в культуре способы организации исследования. Сегодня, в условиях модернизации современного образования, введения профильной школы возникает необходимость внедрения новых педагогических технологий, одним из направлений является построение содержания образования на основе проектно-исследовательской деятельности.

  2.  Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование  

выдвигаемых принципов и приемов)

      Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы.

            Сущность опыта заключается в том, что если мы определяем основной задачей школы - включить ребёнка в активный процесс познания мира, себя и себя в мире, то именно самостоятельность и активность познания со стороны ученика выступают ключевыми показателями успешности образования. Для развития такой самостоятельности ученика в процессе познания важной проблемой становится, с одной стороны, вопрос о мотивации школьников к познавательной деятельности, а с другой -особенности позиции учителя по отношению к ученику и процессу учения. Это довольно успешно решается при использовании в образовательной практике учебно-исследовательской деятельности. Новизна опыта состоит в создании системы организационно – педагогических условий, ориентированных на формирование у обучающихся навыков проектно - исследовательской деятельности и развитии у них на этой основе способности к творческому решению познавательных задач.

  3. Теоретическая база опыта.

            Изучением исследовательской деятельности школьников занимались многие педагоги, такие как И. И. Бойцов, А. К. Бруднов, В. В. Гузеев, Т. Ивочника, Е. И. Кассир, А. Леонтович, Д. Монахов, И. Г. Машечкова, Е. А. Нинбург, Е.И. Регирер, А.И. Савенков, И.Д. Чечель, Т.В. Чибирякова.

            Что касается определения исследовательской деятельности, то различные авторы определяют ее как «научная», «исследовательская», «научно-исследовательская» и «творческая». Философский словарь определяет исследовательскую деятельность как «деятельность, направленную на производство новых знаний (о природе, обществе, мышлении)». 
         
В исследованиях В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Г.В. Козловой, Д.Б. Эльконина и др. подчёркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. 
         
А. И. Савенков исследовательскую деятельность рассматривает как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Труды А.И. Савенкова ориентированы на решение практических задач исследовательского обучения в современной школе. В его работах описаны доступные методические приёмы и эффективные формы организации исследовательского обучения

младших  школьников.
         
Н.Н.Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно - исследовательской  деятельности.

           Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребёнка. Он выступает как её полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит её цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребёнок в исследовательской деятельности удовлетворяет свои потребности, свои интересы.
         
Второй вид исследовательской деятельности организуется взрослым, который учит ребёнка определённому алгоритму действий.
            Исследовательское обучение предполагает следующее:
- ребёнок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;

-  предлагает возможные решения;

 - проверяет эти решения, исходя из данных;

- делает выводы в соответствии с результатами проверки;

 - применяет выводы к новым данным;

 - делает обобщения.

         Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и

с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах.  

Успех исследования во многом зависит от его организации. Организуя

учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо

следовать методологии.

       Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.

         В начальной школе действенным средством сохранения интереса к исследованиям становится творческое проектирование. Что же такое проект и исследование? В чем их сходство и различие?

         Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и

создания проекта, прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного

объекта или состояния.

         Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проекта состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Оба метода ориентированы на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев).

           Проект - более широкое понятие - это совокупность определенных

действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов

лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умения

самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Таким образом, исследование - это в большей степени научная деятельность, а проект - это в большей степени творческая деятельность. Причем, проект может быть формой оформления результатов исследования.

      В основе и метода проектов, и метода исследований лежат:

- развитие познавательных умений и навыков учащихся;

- умение ориентироваться в информационном пространстве;

- умение самостоятельно конструировать свои знания;

- умение интегрировать знания из различных областей наук;

- умение критически мыслить.

Проектная технология предполагает:

- наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;

- практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

- самостоятельную деятельность ученика;

- структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных

результатов;

- использование исследовательских методов, то есть определение проблемы

и вытекающих из нее задач исследования, обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.

           В основе метода лежит развитие познавательных интересов, умений

самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод

всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся,

индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в

течение определенного отрезка времени. В соответствии с доминирующим

методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают: исследовательские проекты, творческие, приключенческо-игровые,

информационные, практикоориентированные проекты. Рассмотрим

особенности каждого из них.

       Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру,

которая практически совпадает со структурой реального научного

исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект

исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования;

методы исследования: наблюдение, опыты, эксперименты; обсуждение

результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты - одна

из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Это

практические и лабораторные работы, доклады, выступления, дневники

наблюдения и т.д.

     Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры

совместной деятельности учащихся - она только намечается и далее

развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного

результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника,

театрализации, видеофильм, плакат, школьный журнал интересных дел и

т.д. Творческий проект предполагает максимально свободный авторский

подход в решении проблемы.

     Ролево - игровые проекты – это литературные, ролевые игры и

др., результат которых остается открытым до самого конца. Участники

принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и

содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть

литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные

или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями.     Информационные проекты направлены на сбор информации о

каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой

информацией, ее анализ и обобщение фактов (статья в СМИ, информация в

сети Интернет). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские

проекты и становятся их органичной частью.

     Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот

результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы

самих участников. Этот проект требует четко продуманной структуры,

которая может быть представлена в виде сценария, определения функций

каждого ученика и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников. Методы исследования и проектов предоставляют ребенку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Идет реальная игра, в которой главным условием является необходимость перевоплощения во взрослого человека для реализации детских задумок.

    Монопроекты– реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета, т.е. выполняется на материале конкретного предмета. Разумеется, работа над монопроектами не исключает применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле содержания конкретной предметной области или области деятельности человека. Интеграция - на этапе подготовки продукта к презентации: например, компьютерная верста продукта проектной деятельности. Могут проводиться в рамках классно-урочной системы.

    Межпредметный (интегрированный) – это проект, интегрирующий смежную тематику нескольких предметов, выполняется в основном во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие две-три предметные области, а могут быть достаточно объемные, продолжительные. Разделы (темы) программ по разным учебным предметам группируются вокруг проекта. Интегрированный проект предоставляет возможность использования знаний в различных сочетаниях, стирает границы между школьными дисциплинами; сближает применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями. Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности или развития интеллекта. проекта, а кто-то прекрасно сумеет раскрыть свои таланты в групповом

проекте. Главное - помочь ребенку поверить в свои силы. Педагог выступает в роли скрытого или явного падает на плечи взрослых.

Использование методов исследования и проектирования предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.

4. Ведущая педагогическая идея.

         Ведущей педагогической идеей моей работы является формирование на основе использования современных образовательных технологий ученика деятельностного типа, с активной нравственной позицией личности, способной к самостоятельной творческой проектно-исследовательской деятельности.

       Регулярное использование на уроках и во внеурочной деятельности системы разнообразных способов и приемов, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет кругозор школьников, повышается качество подготовки. Все это позволяет учащимся более уверенно ориентироваться в закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать полученные знания в практике и повседневной жизни.

5. Оптимальность и эффективность средств.

           Работая по технологии развивающего обучения, хорошо понимаю, что      правильно организованное обучение должно вести за собой развитие. Характер помощи, которую я оказываю ученику, это не прямая подсказка, как выполнить задание, а организация коллективного поиска, при котором ребенок напрягает свой ум в совместной деятельности со мной и товарищами по классу. Даже при минимальном участии в общей работе он чувствует себя соавтором, соучастником в выполнении задания, накапливая умения и развивая способность к самостоятельной деятельности. Это воспитывает у ученика веру в свои силы. Я принимаю ребенка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями, складом ума и характера.

       Каждый урок строю таким образом, чтобы ученики наблюдали, сравнивали, классифицировали, группировали, делали выводы. Ход познания организую «от ученика». Например, в начале урока ученикам даю неожиданное задание, с чем они до этого не встречались. Я выражаю уверенность, что дети смогут его выполнить, надо только подумать. Эффект неожиданности включает ориентировочно-исследовательскую реакцию. Действует таинственный механизм творчества. Каждый идет своим путем: здесь обучение слито с воспитанием. Какая смелость – взяться за работу с незнакомым материалом! Ведь сказано же: «Вы все сможете!» Далее я рассмотрю вместе с учениками разные способы решения. Ученики сами определят, какое из них более рационально. Моя задача подхватить нужную мысль, направлять и вести учеников в их поиске

      Исследовательская деятельность обеспечивает учащимся возможность самостоятельно приобретать новые знания и применять их в окружающей жизни. Отсюда – главное в работе учителя – научить детей самостоятельно добывать знания.

     Исследовательская деятельность расширяет кругозор учащихся, делает их знания более прочными, повышает качество знаний, у «слабых» вызывает интерес к процессу обучения, у «сильных» – к самостоятельному творчеству. Работа в классе строиться по принципу: «Я знаю? Я знаю. Я знаю!».

    Уже с первого класса я начинаю учить детей методам  исследовательской деятельности:

«подумать самостоятельно»;

«спросить у другого человека»;

«посмотреть в книгах»;

«посмотреть по телевизору»;

«получить информацию у компьютера»;

«понаблюдать»;

«провести эксперимент»;

«связаться со специалистом».

 Многие работы носят коллективный характер, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. Так как в первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, потому что дети не умеют читать, писать, анализировать, поэтому первый класс является подготовительным этапом, который включает творческие работы учащихся, устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное. Учитывая особенности развития младших школьников, первокласснику предлагаю темы, которые наиболее близки и значимы для него.

  Цель проектно – исследовательской деятельности во 2 классе – научиться определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования; поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.

Формы и способы в урочной деятельности:

-учебная дискуссия

-наблюдения по плану

-рассказы детей и учителя

-упражнения на развитие способов мыслительной деятельности

-мини-исследования

Во внеурочной деятельности:

-экскурсии,

-индивидуальное составление моделей и схем,

-мини-доклады,

-ролевые игры,

-эксперименты.

В 3 и 4 классе происходит дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, средства и способы, осознание логики исследования, развитие исследовательских умений.

 Цель такой деятельности заключается в  увеличении сложности учебно-исследовательских задач, постановка и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, развернутость и осознанность рассуждений, обобщений и выводов.

Формы и способы:

-мини-исследования,

-уроки-исследования,

-групповая работа,

-ролевые игры,

-самостоятельная работа,

-коллективное выполнение и защита исследовательских работ,

-составление энциклопедий,

-наблюдение,

-анкетирование,

-эксперимент и другие.

     Работа по развитию исследовательских умений  проходит в классе постоянно, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. На уроках, с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использую исследовательский метод в преподавании тем.

Помогаю  учащимся  увидеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ самореализации и самосовершенствования.

          На уроках стараюсь способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской деятельности.

           Одна из  задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Суждения «ты сделал неправильно, ты совсем не старался, не думал…» блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

      Для развития творческих способностей,  к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для  ведения занятий по исследовательской деятельности.

           Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

            В процессе работы над проектами и исследовательскими работами могут возникнуть трудности объективного характера. Это связанно с рядом возрастных особенностей. В работе над проектами необходимо участие взрослых, в той мере, которое необходимо детям. Практика показывает, что совместная проектная деятельность предоставляет такие возможности, которые ведут к сплочению детско - взрослого союза. Совместная проектная деятельность  детей младшего школьного возраста, педагогов, родителей создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию чутких взаимоотношений между родителями, детьми, учителями. Использование данных методов предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

А для этого учителю необходимо:

-Владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;

-Уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом;

-Устанавливать и поддерживать в группах, работающих над проектом деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы;

-Уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных проектов.

       Я придерживаюсь мнения, что каждый проект, исследовательская работа достойны  рассмотрения, уважения.

На наших уроках представление работ скорее «рабочее», нет помпезности, театральности. Некоторые из них занимают по длительности на уроке до 5 минут, а некоторые длятся около  10 минут. Присутствие моментов  «необычности» (элементы одежды, музыка) в представлении работ  обусловлено задачами проектов, исследований и они носят «чисто рабочий характер».  (Приложение 1)

     Во внеурочной деятельности мы работаем над  выпуском газет, составляем и  проводим презентации, составляем старинные книги, защищаем плакаты, на некоторые занятия приглашаем родителей.

                                                                                                        ( Приложение 2)

В своей работе считаю, что  любое бальное выражение оценки результатов исследовательской деятельности в начальных классах не должны иметь места, так как учащиеся должны чувствовать себя успешными, они только учатся проводить исследования, любое их достижение уже продвижение вперед, выполнить исследовательскую работу - значит самим постигать новое. Следовательно, никто другой так, как сам ребенок, не сможет почувствовать, увидеть, оценить свой труд. Но это вовсе не означает бесконтрольность данной деятельности. С целью преодоления подобных проблем педагог, учащиеся, другие участники  могут высказывать  оценочные суждения, имеющие форму пожелания, совета, провести рефлексию своей работы.

      В 2013-2017 учебном  году были проведены исследования в рамках предмета:

1. « Что мы взяли от животных?» (Окружающий мир»,1 класс)

2. « Конфетные истории» (Окружающий мир, 1 класс)

3. « Русская обрядовая кукла» ( Окружающий мир , 1 класс)

4. «Легко ли стать отличником?» ( Окружающий мир , 1 класс)

 5. «Доброе дело» ( Окружающий мир , 1 класс)
6. «Волшебные слова».
 ( Окружающий мир , 1 класс)
7. «Зелёное платье планеты давайте, друзья, сохраним!» (Окружающий мир, 2 класс)

8. «Хищники – это растения или животные?» (Окружающий мир, 2 класс)

     9.«Влияние полиэтиленовых пакетов на окружающую среду» (Окружающий мир, 2 класс)

     10. «Традиции нашей семьи.» (Окружающий мир, 2 класс)

     11. «Вода на Земле» (Окружающий мир, 2 класс)

    12. «Гаджеты- польза или вред?» (Окружающий мир, 3 класс)

    13. «Четыре стихии природы» (Окружающий мир, 3 класс)

    14.«Влияние формы ручки на деятельность младших школьников» (Окружающий мир, 3 класс)

    15. «Красота в нашей жизни» ( ИЗО, 3 класс).

    16. « Почему мы говорим «правое дело»? ( Литературное чтение, 3 класс)

    17. «Полезная вещь для дома .» (Технология, 3 класс)

    18. «Моя родословная». (Окружающий мир, 3 класс)

    19. «Фейерверки - украшение праздника» (Технология, 3 класс)

     20. «Подружись с книгой!» »? ( Литературное чтение, 3 кла

     21. «Басни». ( Литературное чтение, 3 класс)

     22. Проблема труда и  взаимопомощи в русских народных сказках. 

     ( Литературное чтение, 3 класс)

     23. Награда в нашем доме. (Окружающий мир, 3 класс)

       Работа над проектами и  исследовательскими работами формирует и развивает регулятивные и познавательные универсальные учебные действия. Учитывая, что формами организации исследовательской деятельности являются не только индивидуальное, но и групповое, и коллективное исследование, можно представить возможности формирования коммуникативных УУД. А в результате проведённых исследований ребёнок получает не только определённый продукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, что говорит о возможности формирования личностных УУД.

      Выполняя исследовательские работы на уроках по учебным предметам, учащиеся активно включаются в исследования во внеурочное время. В 1-4 классах провожу кружок «Я - исследователь». Занятия кружка проводятся с использованием ИКТ, развивают  универсальные учебные действия учащихся. Современное образовательное оборудование, систематически используемое мною в урочной и внеурочной деятельности, мотивирует детей на создание проектов, проведение исследований, деятельность учащихся приносит им высокий результат. ( Приложение 3)

6. Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения обучаемых).

       Наблюдения показывают, что проектно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках усиливает положительную мотивацию обучения,  активизирует  познавательную деятельность учащихся, повышает  объем выполняемой работы на уроке, обеспечивается высокая степень дифференциации обучения. С каждым годом число детей занимающихся исследовательской деятельностью увеличивается, повышается уровень исследовательских работ.

Количество учащихся, участвовавших в школьном этапе НПК

       В 2013-2014 учебном году Вершинина Виктория, ученица 3 класса представила сою работу « Макулатура как возрождение бумаги» на Городском конкурсе проектов и учебно-исследовательских работ «Ярмарка идей» и стала призёром конкурса.

       В 2014-2015 учебном году Амирханян Амалия, ученица 4 класса представила на этом конкурсе сою работу « Тайна звучания скрипки» и стала победителем конкурса.

В 2017-2018 учебном году на Городском конкурсе проектов и учебно-исследовательских работ «Ярмарка идей» была представлена работа ученицы 3-А Мусалеевой Альбины « Влияние формы ручки на деятельность младших школьников». Альбина стала призёром конкурса. (Приложение 4)

     Проектно - исследовательская деятельность приводит к повышению качества образования, что говорит об эффективности работы с учащимися в данном направлении.

Уровень обученности по годам

Годы обучения

Класс

Количество учащихся

Отличники

Ударники

Качество знаний

Успеваемость

2013-2014

3

27

2

16

67 %

100%

2014-2015

4

27

2

17

70 %

100%

2015-2016

1

29

-

-

-

-

2016-2017

2

28

4

13

61%

100%

2017-2018

3

27

3

14

63 %

100%

   Подводя итоги можно сделать вывод о том, что проектно-  исследовательская деятельность способствует формированию научного мировоззрения учащихся; значительно расширяется круг у учащихся в предметных областях; вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к анализу, целеполаганию, организации, контролю и самооценке; формирует социальный опыт учащихся в труде и общении.

7. Возможность тиражирования

 

       Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю с сообщениями на уровне школы, города, республики, участвую  в работе семинаров  и секций муниципального и республиканского уровней,   провожу открытые уроки, посещаю уроки молодых специалистов с целью оказания  методической помощи. Разработки и презентации уроков, размещены  на сайте Инфоурок, на образовательном портале «Знанио», на сайте nsportal.ru,  на сайте INTOLIMP.ORG, на портале Педагога.   Материалы опыта  выставлены на сайте образовательного учреждения http://sc9sar.schoolrm.ru,  в социальной сети работников образования http://nsportal.ru/malysheva-olga-anatolevna

8.Список использованной литературы.

1. Борзенко В. И., Обухов А. С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности//Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001, с.80 – 88.

2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. – М.: Вербум – М, 2001.– 48с.

3. Ильина И.Н. Исследовательская деятельность учащихся (из опыта) // Одаренный ребенок. – 2008. – № 2.

4. Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А.В. Леонтович // Завуч. – 2001. – №1. – С.102-105.

5. Леонтович А.В. К проблеме исследований в науке и в образовании//Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001, с.33 – 37.

6.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной

деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.

7. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: учебная литература. Федоров. – 2007

8. Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: ИФ «Сентябрь», 2003, 235с.

9. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. – М.: Ось – 89, 2006, 480 с.

10. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.,

2005.

11.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. –

2003. - №6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов "МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38"

В публичном представлении собственного опыта представляю наработки над проблемой "Использование современных технологий на уроках и во внеурочной деятельности"....

Представление собственного инновационного опыта учителя начальных классов

Описание собственного инновационного опыта учиетля начальных классов Асташкитной Н.А. по внедрению в практику работы УМК "Перспективная начальная школа"...

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя начальных классов " Исследовательская деятельность, как средство формирования УУД у младших школьников "

Актуальность и перспективность опыта обусловлена  изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями...

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов Душкиной Екатерины Александровны

Представление педагогического опыта учителя начальных классовДушкиной Екатерины Александровны Тема: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе для развития познавательной деятельности у...

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя начальных классов

Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения и воспитания младших школьников....