Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Курташкинская СОШ» Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия Надиной Натальи Михайловны
статья

Надина Наталья Михайловна

Тема опыта: Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Курташкинская СОШ» Надиной Натальи Михайловны

    Главным в своей работе я всегда считала и считаю урок.  Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды отражаются все его стороны. Если не вся, то значимая часть педагогики концентрируется в уроке.

        Педагогическая проблема, над которой ведется работа – изучение и применение современных технологий как один из способов повышения профессиональной творческой деятельности учителя начальной школы.

     Современные требования к уроку предполагают использование новых подходов в преподавании. Заинтересовать детей становится всё сложнее, ведь у каждого дома есть компьютер, выход в Интернет. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Поэтому при подготовке к уроку и его проведении учитель всё чаще использует информационно - коммуникативные технологии. В  нашей школе есть компьютеры, принтер, сканер, интерактивная доска, выход в Интернет, то есть возможность для организации образовательного процесса на новом более качественном уровне.  Анализируя свой педагогический опыт, можно прийти к выводу, что именно системная работа с учащимися в урочное и внеурочное время способствует развитию познавательных интересов учащихся и успешности их деятельности. Все это достигается с помощью новых педагогических технологий.

     Ведущая педагогическая  идея  опыта – внедрение  в образовательный процесс новых современных технологий. Учитель должен  добывать знания, создать условия для того, чтобы учение двигалось вперёд, развивать свой творческий потенциал, уметь проводить рефлексию. Этому способствуют новые педагогические технологии, применяемые на уроках и в воспитательном процессе:  игровые технологии, информационно - коммуникативные технологии, технология проблемного обучения. Большие возможности даёт использование интерактивной доски на уроках.

      Актуальность обусловлена современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа».

      Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить своих учеников мыслить, самостоятельно приобретать знания, быть востребованным и успешным, уметь ориентироваться на рынке труда.

В своем педагогическом опыте я  опираюсь на следующие принципы:

 принцип развивающего обучения, индивидуализации в условиях коллективной работы,  принцип доступности и посильности учебного материала.  Ученик является партнёром по образовательному процессу, обладающий собственными интересами, учебными возможностями. Педагог создаёт условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию. Использование на уроках ИКТ позволяет разнообразить работу на уроке, применять научную организацию труда учащихся, а также использовать такой немало важный элемент, как игра. Яркие образы, впечатляющие краски, безграничные возможности для фантазии позволяют ученикам начальных классов в форме игры легко усваивать учебный материал. Учащиеся концентрируют своё внимание на отрабатываемом материале, перестают отвлекаться от темы урока. Уроки с применением ИКТ интересны ученикам, имеют практические, теоретические и познавательные результаты.

      Концептуальность предлагаемого опыта заключается в применении новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися. При этом применение ИКТ на уроках повышает статус учителя, который идёт в ногу со временем. Для этого  я использую готовые электронные диски, разрабатываю уроки – презентации.

На современном этапе перед методикой преподавания в начальных классах стоит задача взаимодействия новых образовательных технологий с традиционными. Для реализации этого использую следующие технологии:

 объяснительно-иллюстрированного обучения, личностно-ориентированного обучения, коммуникативно-диалоговой деятельности, компьютерные,  развивающего обучения,  учебно-игровой деятельности, проектной деятельности,  дифференцированного обучения, технологии сотрудничества, здоровьесберегающие технологии   на уровне отдельных элементов и в системе.

Средства достижения этой цели:

  - использование   разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;

  - создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

  - стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и. т.п.;

   - использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

   - оценка деятельности ученика не только по конечному результату (« правильно - неправильно»), но и по процессу его достижения;

   - поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

   - создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;

    - предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.

     Наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика мне помогает обучение в сотрудничестве. Атмосфера общения является ведущей чертой урока, поэтому я стараюсь строить уроки таким образом, чтобы стимулировать учащихся работать вместе,  сопереживать .помогать друг другу.

   Действенным приемом обучения младших школьников, способствующим достижению поставленных задач, я считаю дифференцированный подход к ученикам. Применение его вызывает интерес к изучению предмета, развивает их способности, необходимые навыки и умения, активизирует речемыслительную деятельность. В своей работе  стараюсь применять разнообразные виды дифференцированного обучения: составляю тесты, карточки,  стараюсь оказать помощь таким образом, чтобы слабоуспевающие ученики проявляли максимум самостоятельности, имели реальную возможность повысить свои знания;  уделяю внимание  наиболее подготовленным ученикам: предлагаю им более сложные задания, выбираю их в качестве консультантов.

    Дифференцированный подход к учащимся я осуществляю и при определении домашнего задания. Предположим, задание – пересказ текста. Хорошо успевающие ученики должны дать характеристику главным героям, передать основную идею текста, слабоуспевающие  ученики должны ответить на вопросы по содержанию текста, чтобы получилось  логически связанное высказывание.

Результатом применения  вышеперечисленных технологий могу назвать  следующее:

- повышение качества знаний учащихся, развитие способностей каждого ученика,

-  активизация познавательной деятельности и творческой активности учащихся,

-  формирование личностных качеств ученика,

-  развитие у школьников операционного мышления, направленности  на поиск оптимальных решений,

-  формирование умения организовать сбор информации и правильно ее использовать,

-  формирование у учащихся осознанной потребности в ведении здорового образа  жизни.

                  Рост познавательного интереса учащихся. 

         Каждый год ученики моего класса принимают активное участие в школьных, районных и республиканских творческих конкурсах.

  В этом учебном году ученики  моего класса  Шибайкин  Александр и Горелов Данил приняли участие в Международной Интернет - олимпиаде «Солнечный свет», где стали победителями.  Надин Алексей и Шибайкин Александр участвовали в Республиканском конкурсе рисунков «Космические фантазии», посвященного 85 – летию со дня рождения Ю.А.Гагарина. Бабаева Анжелика стала победителем в районном этапе республиканского конкурса «Серебряная музыка», 2018 год. В районном конкурсе новогодней игрушки «В свете ёлочных огней» Ухваткина Алина заняла 1 место,2018 г., Бланкина Алина стала призёром (3 место)  районного конкурса «Пасхальное яичко», 2017 год.

Обобщение  собственного  педагогического  опыта реализовано: в публикациях,  выступлениях на семинарах (см. элект. Портфолио.)


         Исходя из собственного опыта, можно сделать вывод, что изучение и применение современных технологий как один из способов повышения профессиональной творческой деятельности учителя начальной школы, играет важную роль в системе образования. Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой обеспечивают ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.

     Я вхожу в класс и несу своим ученикам не только знания, но и стремлюсь формировать у них нравственные ценности, главное, что совершенствует и развивает ребенка, делает его личностью. Стараюсь научить их распоряжаться своими мыслями, направлять их в нужное русло, корректировать и  сдерживать и свое поведение. Мои ученики воспитывают и меня, заставляя самосовершенствоваться. За  24 года работы в школе пришлось многое пережить, понять, осмыслить и прийти  к выводу – все в школе от урока: авторитет учителя,  авторитет учебного предмета, дружелюбие учеников и учителя, совместный учебный труд и  общая культура.  Я поняла и осознала - что есть главное в профессии учителя. Это постоянное желание пополнять научный и культурный багаж, чтобы все приобретенное вновь отдать детям. И только тогда приобретаешь  радость за успехи твоих учеников и  счастье сотрудничества. Я убедилась, что главное богатство учителя - не только знания, трудолюбие и культура, эрудиция, но и умение сохранить в нем на долгие годы особую энергию роста, неуемную потребность творчества,  свойственную   наклонностям детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

Одна из особенностей преподавательской деятельности заключается в том, что учитель  закладывает фундамент личности задолго до того, как это осознанно самим объектом воспитания и я, как учитель на...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

Одна из особенностей преподавательской деятельности заключается в том, что учитель  закладывает фундамент личности задолго до того, как это осознанно самим объектом воспитания и я, как учитель на...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

Одна из особенностей преподавательской деятельности заключается в том, что учитель  закладывает фундамент личности задолго до того, как это осознанно самим объектом воспитания и я, как учитель на...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республика Мордовия

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района  Республика Мордовия...

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МБОУ «ЖУКОВСКАЯ СОШ» ЗУБОВО-ПОЛЯНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ПАНИШКИНОЙ СВЕТЛАНЫ АЛЕКСЕЕВНЫ.

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МБОУ «ЖУКОВСКАЯ  СОШ» ЗУБОВО-ПОЛЯНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ  ПАНИШКИНОЙ СВЕТЛАНЫ АЛ...