положение об отметках в начальной школе
учебно-методический материал по теме
На основе методического письма Министерства образования от 19.11.98 г. "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе" разработали собственное положение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozhenietetradi_nashe.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная
школа № 362
Московского района
Санкт-Петербурга
пр.Витебский, д.85 к.2, Санкт-Петербург, 196233
тел/факс (812) 727-04-01, 727-04-20
Е-mail:school362@spb.edu.ru
____________ № ________________
Положение о ОУ
Утверждаю
директор ГБОУ № 362
____________Т.Н.Серова
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЕДИНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К ПРОВЕРКЕ ТЕТРАДЕЙ И
ОФОРМЛЕНИЮ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ В ШКОЛЕ I СТУПЕНИ
- Общие положения
До 1987 года учителя Российской Федерации руководствовались в практической работе методическим письмом Министерства просвещения РСФСР № 364-М от 01.09.1980г. «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ». Этот документ утратил свою силу в соответствии с приказом Министерства просвещения РСФСР № 224 от 18.12.1987г. «О признании нормативных документов Министерства просвещения РСФСР утратившими силу».
В настоящее время положения данного документа регламентируются «Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования» Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г., Методическим письмом МОиПО РФ № 1561/14-15 от 19.11.1998г. «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе», вариативными образовательными программами. В эти документы не включены требования к ведению тетрадей учащихся.
Настоящее положение разработано с целью устранения разночтений в оформлении письменных работ учащихся начальных классов по основным позициям и регулирования системы требований к младшим школьникам, воспитания культуры оформления письменных работ и формирования соответствующих навыков по ведению тетрадей, определяет порядок проверки тетрадей по русскому языку и математике в начальной школе.
- Количество и назначение ученических тетрадей
2.1. Для выполнения всех видов обучающих, проверочных и контрольных работ учащимся необходимо иметь следующее количество тетрадей из расчета на каждого учащегося:
- по русскому языку в 1-ом классе – прописи, помимо прописей допускается наличие 1-2 тетрадей для текущих работ, во 2-4 классах две тетради для текущих работ, 1 тетрадь для контрольных работ, рабочая тетрадь на печатной основе, коррекционная тетрадь на печатной основе;
- по математике в 1-ом классе рабочие тетради на печатной основе, допускается наличие 1-2 тетрадей для текущих работ и дополнительных тетрадей на печатной основе, во 2-4 классах две тетради для текущих работ, одну тетрадь для контрольных работ, кроме того, тетради на печатной основе (тесты, рабочая тетрадь, для решения задач).
- по иностранному языку в соответствии с программными требованиями;
- по окружающему миру - рабочая тетрадь на печатной основе, допускается наличие дополнительных тетрадей на печатной основе;
- по литературному чтению - рабочая тетрадь на печатной основе;
- по музыке – тетрадь для текущих работ.
2.2. При оценке письменных (текущих и контрольных) работ учащихся учитель в обязательном порядке руководствуется Методическими письмами Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.1998 г. № 1561\14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (нормы оценок). Не допускается за проверенную работу ставить прочерк.. При проверке контрольных работ по русскому языку, имеющих грамматическое задание, оценка выставляется за работу и отдельно оценивается задание, при проверке творческих работ выставляется 2 отметки: за содержание и за грамотность.
Оценки учителем выставляются за полями аккуратным, красивым почерком.
2.3. В начальной школе работы в тетрадях на печатной основе могут проверяться выборочно, а тетради для текущих работ проверяются ежедневно и в обязательном порядке.
2.4. Работа над ошибками проводится в той или иной форме в тетрадях как для текущих работ, так и для контрольных работ.
2.5. Проверка тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета.
2.6. Помимо ручки с синей пастой, в классной и домашней работах для выполнения других операций в тетрадях учащиеся используют простой карандаш и ручку с зеленой пастой (недопустимо использование гелевых ручек).
2.7. Проверка и возвращение учащимся контрольных работ по русскому языку и математике осуществляются к следующему уроку. В обязательном порядке тетради для контрольных работ показывают родителям (законным представителям, или лицам, их заменяющим).
3. Оформление надписей на обложках ученических тетрадей
Рабочие тетради учащихся 1-2 класса подписывает учитель. Тетради учеников 3-4-х классов подписываются самими учащимися.
Надписи на обложках необходимо оформлять по единой форме, которая традиционно включает в себя минимальный объем основной информации:
Тетрадь для работ по русскому языку ученика(цы) 2 « » класса средней школы № 362 Ф. И. | Предлог «по» относится к имени существительному математика (словосочетанию русский язык), поэтому и пишется на той же строке |
4. Правила проверки письменных работ по математике и русскому языку
Система работы по формированию навыка правильного соединения букв, должна проводиться обязательно, дифференцированно и на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе.
Учителю следует прописывать учащимся те элементы букв, цифр, слоги и буквы, которые требуют корректировки.
В ходе проверки учителем прописанных учащимися букв необходимо исправлять неправильно прописанные буквы и выносить (как один из оптимальных вариантов корректировки) образцы их написания на поля (подчеркнуть неправильные соединения, исправить и прописать образцы данных соединений на полях и для прописывания на новой строке).
При проверке работ по русскому языку и математике ошибки исправляют следующим образом: неверно написанную букву, цифру, математический или пунктуационный знаки зачеркивают косой линией; слово, предложение – тонкой горизонтальной линией; не рекомендуется заключать неверные написания в скобки.
5. Оформление письменных работ по русскому языку.
5.1. После каждой классной (домашней) работы следует отступать две строчки (пишем на третьей).
5.2. При оформлении красной строки надо делать отступ вправо не менее 2 см (2 пальца).
Оформление красной строки должно осуществляться с самого начала оформления текстов в 1-ом классе.
5.3. В ходе всей выполняемой работы не пропускаем ни одной строки. При оформлении письменных работ по русскому языку на новой странице следует писать с самой верхней строки, дописывать до конца страницы, включая последнюю строку. Слева, при оформлении каждой строки, отступаем по единой вертикальной линии (от края не более 5 мм). Справа дописываем до конца строки, при этом с самого начала 1-го класса учим нормативному переносу слов, используя традиционные методические подходы. Необоснованно пустых мест в конце каждой строки быть не должно.
5.4. Запись даты написания работы по русскому языку (и математике) ведется по центру рабочей строки. По окончании периода обучения грамоте и до окончания 2-го класса записываются число и полное название месяца.
Например: 1 декабря.
В 3 - 4-ом классах в записи числа пишутся имена числительные прописью.
Например: Первое декабря.
Запись названия работы проводится на следующей строке (без пропуска строки) по центру и оформляется как предложение.
Например: Классная работа.
Домашняя работа.
Диктант.
Работа над ошибками.
Номера упражнений, выполняемых в тетрадях, необходимо обязательно указывать. Номер упражнения указывается по центру строки (краткая форма записи). Допускается полная форма записи.
Например: Упр. 14. (Упражнение 14)
При оформлении контрольных работ по русскому языку записываем вид работы и строкой ниже – ее название.
Например (вид):
Диктант.
Изложение.
(название)
В тайге.
Ранняя весна.
Вариативность выполнения работы фиксируется на следующей рабочей строке по центру (полная или краткая запись) либо на полях (краткая запись).
Например: I вариант. I в.
5.5. Все подчеркивания проводятся по линейке и аккуратно.
5.6. Переход в 3-ом классе учащихся на работу в тетради в широкую линейку определяет сам учитель. При этом учитель руководствуется наличием у каждого учащегося успешно сформированного навыка письма. Однако этот переход должен осуществляться не позднее второго полугодия 3 класса.
5.7. При проверке работ учитель неправильное написание зачеркивает одной чертой, сверху записывает правильное. Волнистой линией подчеркиваются речевые ошибки.
6. Оформление письменных работ по математике.
6.1. В тетрадях по математике между классной и домашней работами следует отступать 4 клеточки (на пятой клетке начинаем писать следующую работу).
Число записывается цифрами с названием месяца. Следует отступить 10 клеток от левого края (начинаем писать в 11 клетке).
Например: 1 декабря.
При записи названия работы следует отступить 6 клеток от левого края (начинаем писать в 7 клетке), через одну клетку от предыдущей записи, т.е. на 2 клетке. Например:
Классная работа (Домашняя работа)
6.2. Между видами работ в классной и домашней работах следует отступать 2 клетки (на третьей клетке пишем).
6.3. Между столбиками выражений, уравнений, равенств и неравенств и т.п. отступаем 4 клетки вправо, пишем в пятой.
6.4. Все номера заданий и задач, которые выполняются в тетради, необходимо записывать в тетрадь. Номер задания пишем посередине строки. Слово «Задача» пишется посередине, после чего сразу ставится номер задачи.
6.5. Все записи математических выражений все символы (знаки, цифры) фиксируются с учетом правил каллиграфии, то есть с соблюдением графики и соответствия количества клеток количеству записываемых символов. Особенно соблюдение этого требуется при работе с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение, деление).
6.6. При проверке работ по математике учитель зачеркивает неправильный ответ одной чертой, рядом записывает правильный. (Если ошибка допущена в вычислениях, то правильный ответ не пишется, чтобы ученик исправил ее самостоятельно).
7. Организация работы над ошибками
Наиболее эффективным будет систематическое выполнение работы над ошибками в рабочих тетрадях.
С целью активизации учебной деятельности учащихся в процессе выполнения работы над ошибками и осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к исправлению ошибок, учителям рекомендуется использовать различные способы исправления ошибок в тетрадях учащихся (рекомендуется использование памяток)
Необходимо обратить внимание на количество слов, предъявляемых для работы над ошибками, оно должно быть посильным и определяется индивидуально для каждого ученика.
При проверке изложений и сочинений исправляются не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и фактические, логические, речевые и грамматические (подчеркиваются волнистой линией).
Работа над ошибками после написания изложений и сочинений обязательна и включает в себя исправление речевых, логических, фактических ошибок. Работа над ошибками может проводиться на следующий день. Более эффективной является работа над ошибками, проводимая не только на следующий день после написания изложений и сочинений, но дополнительно через продолжительный период времени (1-2 недели). Учитель имеет право чередовать эти подходы.
Необходимость выполнения работы над ошибками после контрольной работы, как по русскому языку, так и по математике определяется учителем по итогам поэлементного анализа работ.
- ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ПО ОТДЕЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ
Русский язык
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
- отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
- наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
- существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
- отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
- употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
Недочеты:
- отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
- отсутствие "красной" строки;
- неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;
- незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения
В работах не учитываются логопедические ошибки, подтвержденные диагнозом при условии обязательного посещения логопедических занятий.
Блок «Правописание»
Контрольный диктант.
1 орфографическая ошибка равна 2 пунктуационным.
«5» - если в диктанте нет ошибок;
«4» - не более 2 орфографических ошибок;
«3» - 3 - 5 орфографических ошибок;
«2» - 6 и более ошибок.
Орфографическое задание.
«5» - за полностью выполненное задание без ошибок;
«4» - верно выполнено ¾ задания;
«3» - верно выполнено ½ задания;
«2» - не выполнено больше половины задания.
Словарный диктант.
Количество слов в словарном диктанте не должно превышать:
2 класс – 10 слов;
3 класс – 12 слов;
4 класс – 15 слов.
«5» - без ошибок;
«4» - 1 ошибка;
«3» - 2 ошибки;
«2» - 3 и более ошибок.
Списывание.
«5» - без ошибок и исправлений;
«4» - 1 ошибка или 1- 2 исправления;
«3» - 2 - 3 ошибки;
«2» - 4 и более ошибок.
Блок «Как устроен наш язык».
См. Романова В.Ю., Петленко Л.В. «Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения».
«5» - без ошибок;
«4» - верно выполнено ¾ задания;
«3» - верно выполнено ½ задания;
«2» - не выполнено больше половины задания.
Тесты (14 заданий).
«5» - 13- 14 баллов;
«4» - 10- 12 баллов;
«3» - 7 – 9 баллов;
«2» - менее 7 баллов.
Блок «Развитие речи».
См. Романова В.Ю., Петленко Л.В. «Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения».
Математика
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
- неправильный выбор действий, операций;
- неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;
- пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
- несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам:
- несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.
Недочеты:
- неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
- ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
- неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;
- наличие записи действий;
- отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.
Тесты.
Критерии отметок прописаны в тетради «Тесты».
Комбинированная работа (задача и примеры).
«5» - без ошибок;
«4» - 1 -2 ошибки, но не в задаче;
«3» - 3-5 ошибок, но ход решения задачи верен;
«2» - задача не решена, более 5 ошибок.
Работы с заданиями одного типа оценивают так:
«5» - без ошибок;
«4» - верно выполнено ¾ заданий;
«3» - верно выполнено ½ заданий;
«2» - не выполнено больше половины заданий.
Работы по окружающему миру и литературному чтению оцениваются
«5» - без ошибок;
«4» - верно выполнено ¾ заданий;
«3» - верно выполнено ½ заданий;
«2» - не выполнено больше половины заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о портфолио (начальная школа)
Материал для учителей, родителей, учащихся....
Реализация ФГОС вначальной школе
Выступление на родительском собрании с презентацией...
Презентация для родителей по отметкам. Начальная школа.
Презентация для родителей по отметкам в начальной школе....
ОТМЕТКА в школе – «ЗА» и «ПРОТИВ»
laquo;Торжественная пятерка» - это радостное переживание успеха, чувство собственной полноценности – оно очень важно для детей. Далее – укрепление уверенной позиции в глазах однокла...
Статья "Каллиграфия вначальной школе"
Статья содержит основные аспекты формирования навыка каллиграфии....
Родительское собрание "Первые отметки в школе"
Задачи:Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка.Формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребёнка....
Отметка в школе: как к ней правильно относиться.
Отметка в школе: как к ней правильно относиться....