ОТМЕТКА в школе – «ЗА» и «ПРОТИВ»
статья
«Торжественная пятерка» - это радостное переживание успеха, чувство собственной полноценности – оно очень важно для детей. Далее – укрепление уверенной позиции в глазах одноклассников и учителя. Родители переживают чувство гордости. Возникает желание испытать его повторно, и за короткий срок оно становится потребностью. А возникшая потребность начинает стимулировать и усилия, которые необходимы для того, чтобы заработать пятерку. Постепенно работа с полной отдачей становится чертой учащегося.
«Обнадеживающая четверка» - Переживания учащегося зависят от того, действительно ли эта четверка обнадеживающая, т.е. является достижением ученика и заявкой на дальнейшие успехи. Если да, то последствия этой отметки такие же, как при «торжествующей пятерке». Но если эта четверка следует за пятеркой, то это воспринимается как снижение результата. Учащийся испытывает чувство с отрицательным значением.
«Равнодушная тройка» - нет окрыляющей радости, возникает безразличное отношение к учебе. При низком уровне притязаний сохраняется чувство полноценности, у учащегося не будет ощущения своей ущербности, личностное развитие будет идти достаточно нормально, но вряд ли при этом сформируется потребность хорошо учиться. При высоком же уровне притязаний появится чувство неполноценности, оно может привести к поискам признания где-то на стороне.
«Уничтожающая двойка» - негативное переживание, начиная с непосредственного переживания собственной несостоятельности и кончая конфликтами в семье, установлением жесткого наблюдения и повышение требований. Школа становится для учащегося источником неприятного переживания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otmetka_v_shkole_-_za_i_protiv.docx | 35.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТМЕТКА в школе – «ЗА» и «ПРОТИВ»
Обучающая деятельность учителя состоит из 3-х компонентов: мотивационного, операционально-познавательного и контрольно-оценочного. В оценочном компоненте самое важное разграничить понятия «оценка» и «отметка».
Оценка - процесс, деятельность оценивания учителем, выражающийся вербальной форме.
Отметка - результат этого процесса, выражается в баллах.
С психологической точки зрения - это процесса решения задачи и его результат.
Оценке обычно подлежат наличные знания школьников и проявленные ими знания и умения. Знания, умения и навыки должны быть оценены, прежде всего, для того, чтобы наметить как для педагога, так и для школьника пути их совершенствования, углубления, уточнения.
Типы и способы оценивания
Предметные-персональные
Материальные-моральные
Результативные-процессуальные
Количественные-качественные
В первом случае педагогической оценке подлежат содержание, предмет, процесс и результаты деятельности, но не сам субъект.
Персональные педагогические оценки, напротив, относятся к субъекту деятельности, а не к ее атрибутам, отмечают индивидуальные качества человека, проявляющиеся в деятельности, его старание, умения, прилежание и т. п. В случае предметных оценок ребенок стимулируется к совершенствованию учения и к личностному росту через оценку того, что он делает, а в случае субъективных - через оценивание того, как он это делает и какие свойства при этом проявляет. Наряду с видами педагогических оценок выделяются способы стимулирования учебных и воспитательных успехов детей. Главные из них - это внимание, одобрение, выражение признания, поддержка, награда, повышение социальной роли, престижа и статуса.
Педагогически эффективной считается такая оценка, которая создает у ребенка стремление к самосовершенствованию, к приобретению знаний, умений и навыков, к выработке у себя ценных положительных качеств личности, социально полезных форм культурного поведения. Действенной будет та педагогическая оценка, которая соотносится с тем, что более всего интересует ребенка. Следует помнить, что персональная значимость педагогической оценки со временем может меняться, так как от ситуации к ситуации изменяется иерархия человеческих потребностей по мере их удовлетворения, кроме того, с возрастом происходят существенные личностные изменения детей, и те оценки, которые раньше были значимыми для них, теряют свою стимулирующую роль, а вместо них на первое место выходят другие, которые более соответствуют возрастным интересам ребенка. Наконец, существуют индивидуальные различия между детьми, в силу которых то, что является стимулом для одного ребенка, может не быть им для другого.
Для психологического развития ребенка одинаково важна стимулирующая роль и поощрений, и наказаний: поощрения служат развитию положительных качеств, а наказания - исправлению, или коррекции, отрицательных.
Одна и та же оценка может восприниматься по-разному в условиях, когда ей предшествовали неудача или успех или когда она повторяет ранее уже много раз полученную оценку. Повторяющиеся от ситуации к ситуации оценки содержат в себе слабые побуждения к деятельности. Успех, следующий после неудачи, а также неудача, наступающая вслед за успехом, заставляют индивида что-то менять в своем поведении.
Отметка же выполняет роль простого отражателя результата учебного процесса и в жизни ребенка является источником радости или серьезных огорчений.
«Торжественная пятерка» - это радостное переживание успеха, чувство собственной полноценности – оно очень важно для детей. Далее – укрепление уверенной позиции в глазах одноклассников и учителя. Родители переживают чувство гордости. Возникает желание испытать его повторно, и за короткий срок оно становится потребностью. А возникшая потребность начинает стимулировать и усилия, которые необходимы для того, чтобы заработать пятерку. Постепенно работа с полной отдачей становится чертой учащегося.
«Обнадеживающая четверка» - Переживания учащегося зависят от того, действительно ли эта четверка обнадеживающая, т.е. является достижением ученика и заявкой на дальнейшие успехи. Если да, то последствия этой отметки такие же, как при «торжествующей пятерке». Но если эта четверка следует за пятеркой, то это воспринимается как снижение результата. Учащийся испытывает чувство с отрицательным значением.
«Равнодушная тройка» - нет окрыляющей радости, возникает безразличное отношение к учебе. При низком уровне притязаний сохраняется чувство полноценности, у учащегося не будет ощущения своей ущербности, личностное развитие будет идти достаточно нормально, но вряд ли при этом сформируется потребность хорошо учиться. При высоком же уровне притязаний появится чувство неполноценности, оно может привести к поискам признания где-то на стороне.
«Уничтожающая двойка» - негативное переживание, начиная с непосредственного переживания собственной несостоятельности и кончая конфликтами в семье, установлением жесткого наблюдения и повышение требований. Школа становится для учащегося источником неприятного переживания.
Аргументы против отметок.
1. В отметках всегда сосредотачивалась вся власть взрослого (учителя и родителя) над ребенком. Отметки стали олицетворять всю личность ребенка – его нравственность, его интеллект, его направленность, до настоящего времени «хороший» ученик тот, который учится на хорошие отметки, «плохой» же тот, который получает плохие отметки;
2. В отметке выражается признание школой своего бессилия. Отметка стала главным и единственным средством общения между школой и семьей. Школа рассчитывает на помощь семьи, при не давая никаких полезных советов относительно того, в чем должна выражаться эта помощь. Плохая отметка стала для детей предвестницей неприятностей в семье.
3. Отметка есть «валютная купюра» на школьном и семейном рынках, на нее можно приобрести чуть больше свободы, более доброе расположение к себе близких, товарищей, получить в подарок игрушку, прогулку и т.п. Ребенок хочет получить высокую отметку любой ценой, независимо от того заслуживает он ее или нет. С одной стороны, мы учим детей не лгать, быть честными, правдивыми, с другой – мы тут же с помощью отметок создаем такие жесткие условия, которые нарушают жизненное равновесие детей и вынуждают их перейти к самозащите, т.е. хитрить, ускользать, лгать – в общем, поступать нечестно ради всех тех же льгот зарабатываемых хорошими отметками.
4. Отметка есть способ соревнования детей - стремясь вызвать в детях дух соревнования, в действительности отметка вызывает лишь зависть.
5. Отметка - суррогат отношений педагога к ребенку. Выставляя отметку учащемуся за определенный отрезок времени (четверть, полугодие, год), сам учитель четко не понимает, за что поставлена отметка: только за конкретные знания или за активность на уроках, за то, что он «хороший» мальчик или «хорошая» девочка, за его трудолюбие, отношение к учебе? Тем более это не понятно ни ученику, ни родителям. Трудно в такой отметке все эти стороны развести: чего в этой отметке больше и над чем ребенку дальше работать, чем и как помочь родителям и ребенку в исправлении этого положения?
6. С пятёрками тоже не всё просто, дети по природе любопытны и хотят узнавать новое, но, когда им ставят за это отметки, они начинают учиться только ради них.
Таким образом, отметки - самая конфликтная сфера в школе!
Одним из условий успешности реализации образовательной системы в школьной практике, направленного на решение основной задачи развивающего обучения явилось «Безотметочное обучение» Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова.
Безотметочное обучение, представляет собой обучение, в котором отсутствует пятибальная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. В системе развивающего обучения контроль и оценка должны отражать, прежде всего, качественный результат процесса обучения, который включает не только уровень усвоения учеником знаний по предметам, но и уровень развития учащихся.
Под безотметочным обучением понимается такое обучение, при котором ребенок учится самостоятельно оценивать свои действия, соотносить собственные результаты с некоторыми общепринятыми критериями.
Безотметочная система оценивания выполняет:
- Здоровьесберегающую функцию, опирающуюся на технологию педагогической поддержки, которая основывается на эмоционально доброжелательном фоне оценивания, сотрудничестве и взаимопонимании.
- Психологическую функцию, связанную с развитием адекватной самооценки ребёнка, которая способствует успешной адаптации и самореализации личности младшего школьника. В этом случае становится возможным внутреннее принятие оценки учеником.
- Динамическая функция, связанная с формированием целостного понятия об оценочной деятельности. Представление обучающихся о разных видах и формах оценивания даёт возможность получения объективной оценки собственного развития, так как оно может быть измерено различными способами.
Что же дает всем нам безотметочное обучение детей:
1. У детей отсутствует, прежде всего, страх. На уроках царит свобода мысли детей, сотрудничество как с учителем, так и между учащимися. Никто из детей не чувствует себя ущербным, не стесняется признавать и обсуждать свои ошибки. Отсутствует деление детей на отличников и двоечников, другими словами, отсутствие отметок создает для ребенка нормальные условия для полноценной реализации своих возможностей и потребностей. Отметка как мотив учения исчезает и постепенно формируется главный познавательный мотив. Создается имидж «знания».
2. Отсутствие отметок позволяет ребенку открыто сказать о своем «незнании», а для мотивированного обучения ученику крайне необходимо самому определить качество его знаний: Что ему удается и как, какие пробелы в своих знаниях и умениях следовало бы восполнить и как.
3. Отсутствие отметок дает возможность сформировать у ребенка полноценную учебную деятельность, так как выпадение любого из компонентов учебной деятельности (в том числе контроля и оценки) делает ее неполной и неполноценной. Если контроль и оценка со стороны ученика сопровождают весь ход учебной деятельности, сильный оценочный компонент со стороны прежде всего самого ребенка и его товарищей обязательно обеспечивает успех и закрепляет в ребенке уверенность в своих возможностях, рождает и усиливает интерес ребенка к учению, страсть к познанию.
4. В конце концов, отсутствие отметок положительно скажется и на конкретных предметных знаниях и умениях учащихся.
Я столкнулась с проблемой отметочного обучения, когда пришла в школу молодым специалистом. Учащиеся моего 3-го класса имели крайне низкий уровень знаний по русскому языку. В диагностической проверочной работе многие из них сделали от 20 до 30 ошибок. Работа в учебном году была проведена огромная и при выполнении годового диктанта лишь двое из детей написали работу, сделав по 5 ошибок. Остальные с работой справились. Как же мне было объяснить детям, что отрицательная отметка, которую я должна была поставить при 5 ошибках, на самом деле это одно из главных их учебных достижений, что полученная «2» – в данном случае была «5» и для меня, и для них, и для родителей. Это была победа, но не для нашей отметочной системы. Официальный статус отметки свел «на нет» все наши старания.
В школе, по моему мнению, обязана быть «безотметочная система», так как:
- система отметок в школе убивает инициативу и желание учиться;
- отметку ставит тот, кто учит, поэтому и ставит ее себе, так как если «учит» плоховато, то почему тройка - только ученику?
- нужна содержательная оценка - чему научился, как научился, что впереди? и т.д;
- для «запуска» процесса познания ругать нельзя, только поощрение - дети стремятся к контакту с учителем, не боятся высказывать свое мнение, пусть даже и ошибочное;
- «уходит» уровень тревожности, который снижает эффективность обучения;
- с отметки ненависть и страх переносятся на учителя, выставляющего эти отметки. При такой ситуации вместо любви и взаимного понимания в школе и в семье появляется взаимная неприязнь.
Однако, как бы учащиеся ни научились контролю и оценке (самоконтролю и самооценке), все равно им хочется знать учительскую оценку, чувствовать оптимистическое и чуткое отношение к себе учителя.
Таким образом, контрольно-оценочная деятельность в педагогическом процессе не должна быть прекращена, она должна только качественно меняться. Оценка – это обратная связь, необходимая ученику как информация об эффективности его работы, а не как средство давления или контроля. В оценочной деятельности важно сравнивать результаты достижений школьника не с успехами других учеников класса, а с показателями самого ребенка, достигнутыми ранее. Отсюда вопрос, на который отвечает учитель: что у учащегося получается, каковы его успехи, что я учитель делаю не так, что у ребенка есть ошибки и недочеты и как я – учитель должен ему помочь скорректировать процесс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дошкольник как форма подготовки ребёнка к школе, за и против».
Сейчас никто не сомневается в том, что успешность обучения ребенка во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. Но дошкольную подготовку нельзя сводить только к обучению чтению, п...
Интерактивная доска в начальной школе. За и Против.
ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ЗА И ПРОТИВ.Я использую в образовательном процессе возможности современного инструмента - интерактивной доски Smart Board, которая стационарно установлена в класс...
Разработка родительского собрания Телефон у ребенка в школе. За или против?
Разработка родительского собрания Телефон у ребенка в школе. За или против?...
Презентация "Использование электронных учебников и пособий на уроках в начальной школе: «За» и «Против»"
Данная презентация и материал рассказывает о таких формах электронных пособий, как электронный учебник, электронное приложение....
"Гаджеты в школе: за и против?" или "Разрешить нельзя запретить.Куда поставить запятую?"
Муниципальный этап научной конференции молодых исследователей "Шаг в будущее" Первые шаги в науку. Технологии не стоят на месте, детей ХХI века, третьего тысячилетия сложно представить без э...
Презентация для родителей по отметкам. Начальная школа.
Презентация для родителей по отметкам в начальной школе....
МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ЗА И ПРОТИВ
Статья , рассматривающая достоинства и недостатки использования мобильного обучения на уроках в начальной школе....