"Способы и приемы способствующие формированию правильного беглого чтения"
презентация к уроку по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Говорить о правильности и беглости как качествах навыка чтения имеет смысл только в том случае, если чтец понимает текст, который им озвучивается.
Педагог должен знать специальные приемы, направленные на отработку правильности и беглости. Здесь имеют место два направления: - использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания; - применение при чтении художественных произведений принципа многочтения, предложенного М.И. Омороковой и описанного В.Г. Горецким, Л.Ф. Климановой. Этот принцип состоит в том, чтобы при анализе текста постоянно обращать ребенка к перечитыванию отрывков, важных в смысловом отношении, и тем самым не только обеспечивать проникновение в идею произведения, но и добиваться правильного и беглого чтения.
Правильность чтения – это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого. Можно выделить несколько групп типичных ошибок, допускаемых обучающимися чтению: 1. Искажение звукобуквенного состава: - пропуски букв, слогов, слов и даже строчек (кролики – колики, горсть – гость); - перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов) (сны – сын, всех – свех); - вставка произвольных элементов в единицы чтения; замена одних единиц чтения другими (весло – весело).
Причины подобных ошибок – несовершенство зрительного восприятия или неразвитость артикуляционного аппарата . Однако причиной искажений может стать и так называемое “чтение по догадке”. В основе этого явления лежит такое свойство человека, как антиципация – способность предугадывать смысл еще не прочитанного текста по тому смыслу и стилю, который уже известен из прочитанного предыдущего отрывка.
Упражнение, направленное на отработку артикуляции отдельных звуков с разной интонацией: - и, а, э, у, ы - и - э, и - а, и - о, и - у, э - о, э - у, э - а, э – и, а - и, а - ы, о - ы, о - и, а - э, о – у; - а – о – у – ы – и – э - я. Чтение скороговорок, чистоговорок . При этом большое внимание уделяю работе над темпом речи, постановке голоса и дыхания . 1) Да- да – да - из трубы течет вода. Та - та- та - у нас в классе чистота. Ты – ты – ты - поливаем мы цветы. 2) Лилии полили л и Иль увяли лилии? 3) Все бобры добры до своих бобрят. 4) Мышонку шепчет мышь: Ты все шуршишь, не спишь?
Простейшие упражнения по антиципации частей предложений 1.Закончи пословицы: Делу время -________________________ . Кончил дело - ______________________ . 2. Части пословиц записаны в два столбика. Ученики стрелками соединяют части между собой так, чтобы они подходили друг к другу по смыслу. Готовь сани летом * торопись делом. Не торопись языком * не поспеешь босиком. За твоим языком * телегу зимой. 3.Прочитать загадку, подставив недостающие слова. Посмотрите - дом стоит, До краев водой ________ (налит). В этом домике жильцы Все умелые ___________ (пловцы).
2. Наличие повторов Такие ошибки заключаются в повторении единиц чтения: букв, слогов, слов, предложений. Чем менее совершенен навык чтения, тем меньшая единица чтения повторяется. Эти ошибки очень близки к предыдущему типу, однако, их причины в другом. Повторы, как правило, связаны со стремлением ребенка удержать в оперативной памяти только что прочитанный компонент.
Это необходимо маленькому чтецу для осмысления прочитанного. Поэтому на аналитическом этапе становления навыка повторы неизбежны и должны восприниматься как явление закономерное и даже положительное. Чрезмерная торопливость учителя, раннее пресечение “повторов” в чтении учащихся могут помешать ребенку свободно и естественно перейти на синтетический этап чтения.
3 Нарушение норм литературного произношения . Среди ошибок можно выделить несколько групп: - ошибки орфоэпические ; среди них неправильное ударение – самый распространенный вид. Такие ошибки связаны с незнанием норм произношения или с незнанием лексического значения слов, которые читаются (ноль - нуль, строгать – стругать). - ошибки, связанные с так называемым “орфографическим чтением” ( будничный – буднишний ): единицы чтения озвучиваются в строгом соответствии с написанием, а не с произношением. “орфографическое чтение” – обязательный период становления навыка. Чем скорее ученик научится синтезировать все действия процесса чтения (восприятие, произнесение, осмысление), тем скорее откажется от “орфографического чтения”.
- интонационные ошибки , которые представляют собой неправильные логические ударения, неуместные в смысловом отношении паузы. Нетрудно заметить, что такие ошибки допускаются чтецом, если он не понимает читаемого; - однако от маленького ребенка процесс чтения требует не только интеллектуальных, но и физических усилий, поэтому причиной интонационной ошибок у маленького чтеца может стать нетренированность дыхания и речевого аппарата . Правильно работать над исправлением и предупреждением ошибок при чтении можно только в том случае, если понимаешь причины ошибочного чтения и знаешь методику работы над ошибками .
К ошибочному чтению ведут такие факторы, как: - малое поле зрения при чтении; - неразвитость (недостаточная гибкость) артикуляционного аппарата; - нехватка дыхания; - незнание орфоэпических норм; - незнание лексического значения слова; - “догадка”, вызванная субъективным типом чтения.
Формирование правильности чтения будет эффективным, если соблюдать специальный режим чтения: - ежедневность упражнений (специальные тексты, скороговорки, заучивание наизусть стихов и прозы); - предупреждение ошибок чтения: подготовка к чтению, вводная беседа, разбор трудного слова по составу, хоровое чтение вслух трудных слов (по слогам, частям, целиком).
На правильность чтения также влияет: - поза при чтении , нормальное расстояние между глазами и текстом; - предварительное чтение «про себя»; - образцовое чтение педагога. Вывод: важнейшим фактором, влияющим на успеваемость школьников, является темп чтения: чем он выше, тем лучше успехи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути формирования правильного, беглого, выразительного, осознанного чтения у младших школьников.
Пути формирования правильного, беглого, выразительного, осознанного чтения у младших школьников....
Комплекс приемов, способствующих формированию регулятивных УУД на уроках русского языка.
Комплекс приемов, способствующих формированию регулятивных УУД на уроках русского языка....
Комплекс приемов, способствующих формированию регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка.
В данной статье говорится о комплексе приемов, которые способствуют формированию регулятивных универсальных учебных действий....
Пути формирования правильного, беглого и выразительного видов чтения.
Опыт работы свидетельствует, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где...
Пути формирования правильного, беглого и выразительного чтения
В статье раскрываются основные аспекты развития навыков чтения в первом классе....
Самообразование. Доклад "Эффективные методы и приемы способствующие формированию осознанного и выразительного чтения".
В данной работе подчеркивается важность развития навыка правильного чтения. Материал содержит различные упражнения для развития навыка осознанного и выразительного чтения....