Пути формирования правильного, беглого и выразительного чтения
статья по чтению (1 класс)

В статье раскрываются основные аспекты развития навыков чтения в первом классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пути формирования правильного, беглого и выразительного чтения.

Автор: Соснина О.Л., учитель начальных классов МБОУ СОШ № 4 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Ленск, РС(Я).

     Научить детей беглому, правильному, выразительному чтению- одна из главных задач начального обучения. Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Посредством чтения можно и нужно воспитывать, и развивать детей. Если ученик научился читать в период обучения грамотности, он верит в свои силы, и становится в дальнейшем успешным.

     От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться. Если ребёнок не справляется с чтением, у него нет веры в свои силы. Давайте представим, когда во втором, третьем классе начинаются задачи, чтобы понять условие, ученику надо прочитать его не один раз. В дальнейшем идут большие тексты по литературе, природоведению, а в последующих классах история, биология, физика, химия и т.д. Ребёнок не может успеть за другими учениками в классе. О будет морально переживать свой недостаток. Если ученик читает плохо во втором, третьем классе, то в четвертом падает его успеваемость. И в последствии ученик относится к учебе безразлично. Такой ученик обречён на неуспеваемость.

     Следовательно, необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу. И конечно, обязательно надо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка.

     Так вот, что же делать? Как помочь детям? С первого класса, это где – то 10-15 минут в начале урока я провожу на каждом уроке литературы игровую разминку. Это тренировочные упражнения на дыхание и подготовки голоса.

  Задуйте свечку.

      Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. Представьте, что стоит три свечки. Сделайте глубокий вдох и вдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.

      Далее работа проводится на чтение слогов с ускорением, с ударением. Этот этап работы направлен на тренировку речевого аппарата ребёнка, на отработку навыка чтения целыми словами. Он распределён по группам таким образом, чтобы последовательно соблюсти основной принцип обучения от простого к сложному.

     Чтение блоков.

Слитное чтение двух рядов стоящих букв.

Ау  аа ау иа ея ао яя ее ею

Чтение трёхбуквенных сочетаний и слов.

Ага сам сом

Чтение односложных слов со стечением согласных в начале слова, в конце слова.

Враз врач вред                Класс встал у парт.

Чтение двухсложных слов.

Чтение трёхсложных слов.

Отработка дикции.

     Использование скороговорок. Методика работы со скороговорками достаточно известна: от отдельного, отчётливого проговаривания до максимально чёткого, быстрого.

     Упражнения для осознанного чтения.

Что общего и чем различаются слова? Мел-мель, мяч- мал,мыл-мил,

Перестановка букв. Составь слово. Вцет, сачы , навака.

Найди слово в слове. Гроза, поднос, шутка.

Шарады, ребусы, загадки.

«Жужжащее чтение». Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то Быстрее, а кто-то медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно добиться определённых результатов. Обязательно надо использовать такие виды работ, как ролевое чтение с инсценировкой. Интересный этап работы «чтение за диктором», когда один читает хорошо, а другой похуже, второй слышит, как читает первый и старается успевать за хорошо читающим. «Игра в прятки». Ведущий читает с любого места, называя только страничку, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего.

     Большую пользу приносит хоровое чтение. Здесь на равных работают все ученики быстро читающие и читающие медленно. Чтение перед сном. Оно даёт хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под впечатлением. Режим щадящего чтения. (Если ребёнок не любит читать). Это такой режим, когда ребёнок прочитывает одну – две строки и получает кратковременный отдых. Очень важна помощь родителей при обучении детей. Поэтому, на родительских собраниях надо убеждать каждого родителя в том, что чтение должно войти в ежедневную привычку ребёнка. Хорошо, когда родители проявляют живой интерес к содержанию рассказа, отрывка и т.д. Очень важны быть предельно сдержанным, терпеливым, снисходительным и доброжелательным к ребёнку. Помогают и открытые для родителей уроки. Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приёмам ведение уроков чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который не угасает и в последующих классах.

      Когда дети начнут с интересом читать, появится беглость и осмысленность чтения, заметно повысится успеваемость и по русскому языку, и по математике. Такая работа помогает обеспечить устойчивое овладение учащимися навыков чтения, снимает трудности чтения, а значит, повышает интерес к чтению, т.е. создаётся ситуация успеха.

     



Предварительный просмотр:

Пути формирования правильного, беглого и выразительного чтения.

Автор: Соснина О.Л., учитель начальных классов МБОУ СОШ № 4 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Ленск, РС(Я).

     Научить детей беглому, правильному, выразительному чтению- одна из главных задач начального обучения. Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Посредством чтения можно и нужно воспитывать, и развивать детей. Если ученик научился читать в период обучения грамотности, он верит в свои силы, и становится в дальнейшем успешным.

     От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться. Если ребёнок не справляется с чтением, у него нет веры в свои силы. Давайте представим, когда во втором, третьем классе начинаются задачи, чтобы понять условие, ученику надо прочитать его не один раз. В дальнейшем идут большие тексты по литературе, природоведению, а в последующих классах история, биология, физика, химия и т.д. Ребёнок не может успеть за другими учениками в классе. О будет морально переживать свой недостаток. Если ученик читает плохо во втором, третьем классе, то в четвертом падает его успеваемость. И в последствии ученик относится к учебе безразлично. Такой ученик обречён на неуспеваемость.

     Следовательно, необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу. И конечно, обязательно надо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка.

     Так вот, что же делать? Как помочь детям? С первого класса, это где – то 10-15 минут в начале урока я провожу на каждом уроке литературы игровую разминку. Это тренировочные упражнения на дыхание и подготовки голоса.

  Задуйте свечку.

      Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. Представьте, что стоит три свечки. Сделайте глубокий вдох и вдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.

      Далее работа проводится на чтение слогов с ускорением, с ударением. Этот этап работы направлен на тренировку речевого аппарата ребёнка, на отработку навыка чтения целыми словами. Он распределён по группам таким образом, чтобы последовательно соблюсти основной принцип обучения от простого к сложному.

     Чтение блоков.

Слитное чтение двух рядов стоящих букв.

Ау  аа ау иа ея ао яя ее ею

Чтение трёхбуквенных сочетаний и слов.

Ага сам сом

Чтение односложных слов со стечением согласных в начале слова, в конце слова.

Враз врач вред                Класс встал у парт.

Чтение двухсложных слов.

Чтение трёхсложных слов.

Отработка дикции.

     Использование скороговорок. Методика работы со скороговорками достаточно известна: от отдельного, отчётливого проговаривания до максимально чёткого, быстрого.

     Упражнения для осознанного чтения.

Что общего и чем различаются слова? Мел-мель, мяч- мал,мыл-мил,

Перестановка букв. Составь слово. Вцет, сачы , навака.

Найди слово в слове. Гроза, поднос, шутка.

Шарады, ребусы, загадки.

«Жужжащее чтение». Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то Быстрее, а кто-то медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно добиться определённых результатов. Обязательно надо использовать такие виды работ, как ролевое чтение с инсценировкой. Интересный этап работы «чтение за диктором», когда один читает хорошо, а другой похуже, второй слышит, как читает первый и старается успевать за хорошо читающим. «Игра в прятки». Ведущий читает с любого места, называя только страничку, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего.

     Большую пользу приносит хоровое чтение. Здесь на равных работают все ученики быстро читающие и читающие медленно. Чтение перед сном. Оно даёт хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под впечатлением. Режим щадящего чтения. (Если ребёнок не любит читать). Это такой режим, когда ребёнок прочитывает одну – две строки и получает кратковременный отдых. Очень важна помощь родителей при обучении детей. Поэтому, на родительских собраниях надо убеждать каждого родителя в том, что чтение должно войти в ежедневную привычку ребёнка. Хорошо, когда родители проявляют живой интерес к содержанию рассказа, отрывка и т.д. Очень важны быть предельно сдержанным, терпеливым, снисходительным и доброжелательным к ребёнку. Помогают и открытые для родителей уроки. Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приёмам ведение уроков чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который не угасает и в последующих классах.

      Когда дети начнут с интересом читать, появится беглость и осмысленность чтения, заметно повысится успеваемость и по русскому языку, и по математике. Такая работа помогает обеспечить устойчивое овладение учащимися навыков чтения, снимает трудности чтения, а значит, повышает интерес к чтению, т.е. создаётся ситуация успеха.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования

Реферат и презентация по теме "Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования"....

Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования

Отсутствие интереса к чтению зачастую является главной проблемой подрастающего поколения, проблемой, которую ребенку не решить в одиночку. Тем более важно сделать чтение неотъемлемым и основополагающи...

Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования

На основе анализа результатов чтения учащихся, автором определены наиболее эффективные методы и приёмы, способствующие развитию навыка беглого, осознанного, выразительного чтения.В докладе дан историк...

«Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования»

Чтение – сложный психофизиологический процесс.В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное уме...

Пути формирования правильного, беглого, выразительного, осознанного чтения у младших школьников.

Пути формирования правильного, беглого, выразительного, осознанного чтения у младших школьников....

Пути формирования правильного, беглого и выразительного видов чтения.

Опыт работы свидетельствует, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где...

"Пути формирования навыков беглого, сознательного, выразительного чтения в начальных классах "

quot;Пути формирования навыков беглого, сознательного, выразительного чтения в начальных классах"  Из опыта работы учителя начальных классов.  “Чтение – глав...