Пути формирования правильного, беглого и выразительного чтения
статья по чтению (1 класс)
В статье раскрываются основные аспекты развития навыков чтения в первом классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пути формирования правильного, беглого и выразительного чтения | 16.99 КБ |
statya.docx | 16.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Пути формирования правильного, беглого и выразительного чтения.
Автор: Соснина О.Л., учитель начальных классов МБОУ СОШ № 4 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Ленск, РС(Я).
Научить детей беглому, правильному, выразительному чтению- одна из главных задач начального обучения. Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Посредством чтения можно и нужно воспитывать, и развивать детей. Если ученик научился читать в период обучения грамотности, он верит в свои силы, и становится в дальнейшем успешным.
От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться. Если ребёнок не справляется с чтением, у него нет веры в свои силы. Давайте представим, когда во втором, третьем классе начинаются задачи, чтобы понять условие, ученику надо прочитать его не один раз. В дальнейшем идут большие тексты по литературе, природоведению, а в последующих классах история, биология, физика, химия и т.д. Ребёнок не может успеть за другими учениками в классе. О будет морально переживать свой недостаток. Если ученик читает плохо во втором, третьем классе, то в четвертом падает его успеваемость. И в последствии ученик относится к учебе безразлично. Такой ученик обречён на неуспеваемость.
Следовательно, необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу. И конечно, обязательно надо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Так вот, что же делать? Как помочь детям? С первого класса, это где – то 10-15 минут в начале урока я провожу на каждом уроке литературы игровую разминку. Это тренировочные упражнения на дыхание и подготовки голоса.
Задуйте свечку.
Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. Представьте, что стоит три свечки. Сделайте глубокий вдох и вдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.
Далее работа проводится на чтение слогов с ускорением, с ударением. Этот этап работы направлен на тренировку речевого аппарата ребёнка, на отработку навыка чтения целыми словами. Он распределён по группам таким образом, чтобы последовательно соблюсти основной принцип обучения от простого к сложному.
Чтение блоков.
Слитное чтение двух рядов стоящих букв.
Ау аа ау иа ея ао яя ее ею
Чтение трёхбуквенных сочетаний и слов.
Ага сам сом
Чтение односложных слов со стечением согласных в начале слова, в конце слова.
Враз врач вред Класс встал у парт.
Чтение двухсложных слов.
Чтение трёхсложных слов.
Отработка дикции.
Использование скороговорок. Методика работы со скороговорками достаточно известна: от отдельного, отчётливого проговаривания до максимально чёткого, быстрого.
Упражнения для осознанного чтения.
Что общего и чем различаются слова? Мел-мель, мяч- мал,мыл-мил,
Перестановка букв. Составь слово. Вцет, сачы , навака.
Найди слово в слове. Гроза, поднос, шутка.
Шарады, ребусы, загадки.
«Жужжащее чтение». Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то Быстрее, а кто-то медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно добиться определённых результатов. Обязательно надо использовать такие виды работ, как ролевое чтение с инсценировкой. Интересный этап работы «чтение за диктором», когда один читает хорошо, а другой похуже, второй слышит, как читает первый и старается успевать за хорошо читающим. «Игра в прятки». Ведущий читает с любого места, называя только страничку, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего.
Большую пользу приносит хоровое чтение. Здесь на равных работают все ученики быстро читающие и читающие медленно. Чтение перед сном. Оно даёт хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под впечатлением. Режим щадящего чтения. (Если ребёнок не любит читать). Это такой режим, когда ребёнок прочитывает одну – две строки и получает кратковременный отдых. Очень важна помощь родителей при обучении детей. Поэтому, на родительских собраниях надо убеждать каждого родителя в том, что чтение должно войти в ежедневную привычку ребёнка. Хорошо, когда родители проявляют живой интерес к содержанию рассказа, отрывка и т.д. Очень важны быть предельно сдержанным, терпеливым, снисходительным и доброжелательным к ребёнку. Помогают и открытые для родителей уроки. Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приёмам ведение уроков чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который не угасает и в последующих классах.
Когда дети начнут с интересом читать, появится беглость и осмысленность чтения, заметно повысится успеваемость и по русскому языку, и по математике. Такая работа помогает обеспечить устойчивое овладение учащимися навыков чтения, снимает трудности чтения, а значит, повышает интерес к чтению, т.е. создаётся ситуация успеха.
Предварительный просмотр:
Пути формирования правильного, беглого и выразительного чтения.
Автор: Соснина О.Л., учитель начальных классов МБОУ СОШ № 4 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Ленск, РС(Я).
Научить детей беглому, правильному, выразительному чтению- одна из главных задач начального обучения. Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Посредством чтения можно и нужно воспитывать, и развивать детей. Если ученик научился читать в период обучения грамотности, он верит в свои силы, и становится в дальнейшем успешным.
От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться. Если ребёнок не справляется с чтением, у него нет веры в свои силы. Давайте представим, когда во втором, третьем классе начинаются задачи, чтобы понять условие, ученику надо прочитать его не один раз. В дальнейшем идут большие тексты по литературе, природоведению, а в последующих классах история, биология, физика, химия и т.д. Ребёнок не может успеть за другими учениками в классе. О будет морально переживать свой недостаток. Если ученик читает плохо во втором, третьем классе, то в четвертом падает его успеваемость. И в последствии ученик относится к учебе безразлично. Такой ученик обречён на неуспеваемость.
Следовательно, необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу. И конечно, обязательно надо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Так вот, что же делать? Как помочь детям? С первого класса, это где – то 10-15 минут в начале урока я провожу на каждом уроке литературы игровую разминку. Это тренировочные упражнения на дыхание и подготовки голоса.
Задуйте свечку.
Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. Представьте, что стоит три свечки. Сделайте глубокий вдох и вдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.
Далее работа проводится на чтение слогов с ускорением, с ударением. Этот этап работы направлен на тренировку речевого аппарата ребёнка, на отработку навыка чтения целыми словами. Он распределён по группам таким образом, чтобы последовательно соблюсти основной принцип обучения от простого к сложному.
Чтение блоков.
Слитное чтение двух рядов стоящих букв.
Ау аа ау иа ея ао яя ее ею
Чтение трёхбуквенных сочетаний и слов.
Ага сам сом
Чтение односложных слов со стечением согласных в начале слова, в конце слова.
Враз врач вред Класс встал у парт.
Чтение двухсложных слов.
Чтение трёхсложных слов.
Отработка дикции.
Использование скороговорок. Методика работы со скороговорками достаточно известна: от отдельного, отчётливого проговаривания до максимально чёткого, быстрого.
Упражнения для осознанного чтения.
Что общего и чем различаются слова? Мел-мель, мяч- мал,мыл-мил,
Перестановка букв. Составь слово. Вцет, сачы , навака.
Найди слово в слове. Гроза, поднос, шутка.
Шарады, ребусы, загадки.
«Жужжащее чтение». Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то Быстрее, а кто-то медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно добиться определённых результатов. Обязательно надо использовать такие виды работ, как ролевое чтение с инсценировкой. Интересный этап работы «чтение за диктором», когда один читает хорошо, а другой похуже, второй слышит, как читает первый и старается успевать за хорошо читающим. «Игра в прятки». Ведущий читает с любого места, называя только страничку, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего.
Большую пользу приносит хоровое чтение. Здесь на равных работают все ученики быстро читающие и читающие медленно. Чтение перед сном. Оно даёт хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под впечатлением. Режим щадящего чтения. (Если ребёнок не любит читать). Это такой режим, когда ребёнок прочитывает одну – две строки и получает кратковременный отдых. Очень важна помощь родителей при обучении детей. Поэтому, на родительских собраниях надо убеждать каждого родителя в том, что чтение должно войти в ежедневную привычку ребёнка. Хорошо, когда родители проявляют живой интерес к содержанию рассказа, отрывка и т.д. Очень важны быть предельно сдержанным, терпеливым, снисходительным и доброжелательным к ребёнку. Помогают и открытые для родителей уроки. Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приёмам ведение уроков чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который не угасает и в последующих классах.
Когда дети начнут с интересом читать, появится беглость и осмысленность чтения, заметно повысится успеваемость и по русскому языку, и по математике. Такая работа помогает обеспечить устойчивое овладение учащимися навыков чтения, снимает трудности чтения, а значит, повышает интерес к чтению, т.е. создаётся ситуация успеха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования
Реферат и презентация по теме "Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования"....
Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования
Отсутствие интереса к чтению зачастую является главной проблемой подрастающего поколения, проблемой, которую ребенку не решить в одиночку. Тем более важно сделать чтение неотъемлемым и основополагающи...
Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования
На основе анализа результатов чтения учащихся, автором определены наиболее эффективные методы и приёмы, способствующие развитию навыка беглого, осознанного, выразительного чтения.В докладе дан историк...
«Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования»
Чтение – сложный психофизиологический процесс.В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное уме...
Пути формирования правильного, беглого, выразительного, осознанного чтения у младших школьников.
Пути формирования правильного, беглого, выразительного, осознанного чтения у младших школьников....
Пути формирования правильного, беглого и выразительного видов чтения.
Опыт работы свидетельствует, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где...
"Пути формирования навыков беглого, сознательного, выразительного чтения в начальных классах "
quot;Пути формирования навыков беглого, сознательного, выразительного чтения в начальных классах" Из опыта работы учителя начальных классов. “Чтение – глав...