Пути формирования правильного, беглого и выразительного видов чтения.
статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Ересько Тамара Николаевна

 

              Опыт работы свидетельствует, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где материал изучения увеличивается во много раз. Кроме того, в процессе чтения совершенствуется  оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная работоспособность.

               Работа над техникой чтения – процесс достаточно длинный и не всегда привлекательный. Существуют разные точки зрения на необходимую скорость чтения. В программе начальной школы – сознательное, беглое, правильное, выразительное чтение целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту.                                

             В. А. Сухомлинский писал, что темп чтения должен быть 150-300 слов в минуту. В.Н.Зайцев сопоставил успеваемость учащихся 6-8 классов со скоростью чтения в 3 классе. Отличники те, кто читали 150 слов в минуту, хорошисты 120 слов, троечники – 80-90 слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puti_formirovaniya_pravilnogo.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пути формирования правильного, беглого и выразительного видов чтения.

                                                 «Всё, чего я достиг в жизни, стало

                                                    возможным благодаря книге».

                                                                                    Ричард Бак.

                                                             

                                               «Цель обучения чтению – приучить детей к разумной беседе

                                                 с книгой и приохотить к такой беседе».

                                                                                       К.Д Ушинский.

              Опыт работы свидетельствует, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где материал изучения увеличивается во много раз. Кроме того, в процессе чтения совершенствуется  оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная работоспособность.

               Работа над техникой чтения – процесс достаточно длинный и не всегда привлекательный. Существуют разные точки зрения на необходимую скорость чтения. В программе начальной школы – сознательное, беглое, правильное, выразительное чтение целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту.                                  В. А. Сухомлинский писал, что темп чтения должен быть 150-300 слов в минуту. В.Н.Зайцев сопоставил успеваемость учащихся 6-8 классов со скоростью чтения в 3 классе. Отличники те, кто читали 150 слов в минуту, хорошисты 120 слов, троечники – 80-90 слов.

Как добиться скорости чтения:

▪ Не заставлять читать подолгу. Лучше читать поменьше, но чаще. Почитал 5-7 минут и пересказал. Через 1-2 минуты ещё 1-2 абзаца. Перед сном ещё порция чтения.                                   ▪ Хорошие результаты даёт чтение перед сном, т. к. последние эпизоды дня фиксируются эмоциональной памятью.

▪ Режим щадящего чтения.

▪Поощрять словами «хорошо»,  «молодец», «уже быстрее».

 

              Чтобы ребенок полюбил чтение:

1) создать собственную домашнюю библиотеку:

              1 подход – рабочая библиотека, помогающая в учебе (словари, энциклопедии, …);

              2 подход – приобретение любимых книг.

2) записать в библиотеку.

Советы родителям:

▪ лучше учить читать в 4-5 лет;

▪ терпеливо помогать ребёнку, опираясь на интерес;

▪ чаще устраивать семейные чтения, читать самим;

▪ советовать искать ответ в книгах самостоятельно;

▪ собирать дома разные словари;

▪ дарить хорошие книги;

▪ записать в библиотеку.

Практические советы учителю:

1) Ввести детскую книгу как собеседника;

2)Читать – значит беседовать с книгой;

3) Процесс  чтения – это процесс думанья над книгой до чтения, в процессе чтения;

4) Нельзя, невозможно научить и приохотить детей самостоятельно обращаться  к книгам и читать их по собственному выбору.

          В мире книг младшие школьники учатся действовать сначала вместе с учителем     (в 1 классе), затем с помощью учителя (во 2 классе), самостоятельно под наблюдением (в 3 классе), самостоятельно (в 4 классе).

Структура урока чтения детской литературы

1. «Чтецкая» пятиминутка включает упражнения для развития способа чтения и всех качеств навыка чтения.

2. Введение в книгу. Ориентирование в книге, рассматривание. Определение примерного содержания. Выделение произведения для чтения.

3. Подготовка к чтению нового произведения. Рассматривание иллюстраций, размышления о названии и заголовке. Создание определенного эмоционального настроя. Предвосхищение содержания.

4. Первичное знакомство с произведением. Чтение текста только учащимися или совместно с учителем.

5. Проверка первичного восприятия. Обмен впечатлениями, свободные высказывания учеников.

6. Повторное чтение произведения по частям и анализ каждой части. Обучение умению анализировать, ставить вопросы по тексту. Создание учителем проблемных ситуаций. Выработка умений в работе с текстом: а) выборочно читать; б) составлять план; в) полно отвечать на вопросы и пересказывать; г) соотносить текст с иллюстрацией; д) озаглавливать части; е) выполнять словарные упражнения и др.

7. Обобщение полученных представлений. Выявление отношения к  прочитанному, формулирование идей. Тренировочное выразительное чтение текста. Творческие упражнения.

Структура урока читательской самостоятельности

1. Самостоятельное знакомство с новой книгой. Чтение – рассматривание детской книги и составление рассказа о ней.

2. Упражнения с детской книгой. Работа с выставкой. Выполнение заданий по обложке, титульным листам, оглавлению, предисловию или послесловию. Определение типа книги.

3. Самоподготовка к восприятию определенного произведения.

4. Самостоятельное чтение произведений помещенных в книге.

     Варианты организации самостоятельного чтения:

▪ Одновременное чтение. Весь класс читает про себя или шёпотом;

▪ Дифференцированное чтение. Каждый ученик читает своё произведение (по силам и интересу);

▪ Коллективное чтение текста вслух;

▪ Чтение с остановками по заданию учителя.

5. Самоанализ чтения, подведение итогов. Беседа обобщенного характера. Тестирование. Выполнение творческих развивающих заданий.

6. Проверка самостоятельного домашнего  чтения.

7. Советы учителя по самостоятельному чтению. Задание на дом к следующему уроку и перспективное ( на неделю).

Виды работы над текстом на уроках чтения.

           Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту,  перечитывание его каждый раз с новым заданием. Тогда ребенок открывает в нем  что-то новое, чего не заметил раньше.

           Цель учителя: создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы, стараться подчинять уроки чтения урокам русского языка, окружающего мира, развития речи, больше уделять внимания словарной работе, чаще использовать творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу, учить работать с текстом.

        Все эти рекомендации помогут учителю сформировать правильное, беглое, выразительное чтение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования

Реферат и презентация по теме "Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования"....

Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования

Отсутствие интереса к чтению зачастую является главной проблемой подрастающего поколения, проблемой, которую ребенку не решить в одиночку. Тем более важно сделать чтение неотъемлемым и основополагающи...

Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования

На основе анализа результатов чтения учащихся, автором определены наиболее эффективные методы и приёмы, способствующие развитию навыка беглого, осознанного, выразительного чтения.В докладе дан историк...

«Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования»

Чтение – сложный психофизиологический процесс.В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное уме...

Пути формирования правильного, беглого, выразительного, осознанного чтения у младших школьников.

Пути формирования правильного, беглого, выразительного, осознанного чтения у младших школьников....

"Пути формирования навыков беглого, сознательного, выразительного чтения в начальных классах "

quot;Пути формирования навыков беглого, сознательного, выразительного чтения в начальных классах"  Из опыта работы учителя начальных классов.  “Чтение – глав...

Пути формирования правильного, беглого и выразительного чтения

В статье раскрываются основные аспекты развития навыков чтения в первом классе....