Развитие речевой деятельности младших школьников.
статья по русскому языку по теме
Одно из главных задач в деятельности учителя начальных классов является развитие речи школьников. От успешности её реализации во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания. Работа по развитию речи – это многосторонняя работа учителя по языку, направленная на то, чтобы дети овладели не только грамматической теорией и орфографическими навыками, но и умением выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь. Школа должна научить своих питомцев свободно и правильно выражать свои мысли в понятной для окружающих форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechevoy_deyatelnosti_mladshih_shkolnikov_2.docx | 21.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речевой деятельности младших школьников.
Одно из главных задач в деятельности учителя начальных классов является развитие речи школьников. От успешности её реализации во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания. Работа по развитию речи – это многосторонняя работа учителя по языку, направленная на то, чтобы дети овладели не только грамматической теорией и орфографическими навыками, но и умением выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь. Школа должна научить своих питомцев свободно и правильно выражать свои мысли в понятной для окружающих форме.
«Научить наблюдать, думать, читать, писать, передавать мысль словом» - так В. А. Сухомлинский определил главную задачу начальной школы. Наблюдать, видеть, думать на каждом уроке! Ученики сами в процессе наблюдений должны «пораскинуть умом», задуматься, открыть новые законы математики, природы. И главное – выразить свою мысль словом. А для этого необходимы речевые упражнения, устные и письменные. Речь не только выражение мысли, но и орудие формирование их. Вместе с развитием речи учитель развивает у детей и их мышление. Здесь нельзя не вспомнить слова К. Д. Ушинского по поводу речи и мышления детей. Великий педагог прошлого считал, что развивать у детей «дар слова» - это значит почти то же самое, что развивать у них логичность мышления. При этом Ушинский предупреждал, что речь невозможно развивать отдельно от мысли, это повело бы к развитию у детей умения болтать.
С первых дней обучения я тренирую у детей произносительный аппарат, планомерно пополняю словарный запас, знакомлю с механизмом построения предложений. Всё это позволяет успешно формировать у школьников навык составления текстов: устных пересказов (в различных вариантах), устных рассказов, письменных изложений и сочинений различных видов. Так, уже в 1 классе учащимися выполняются задания творческого характера, конечная цель которых – обучение составлению рассказов. Вот некоторые задания:
1. По серии сюжетных картинок устно закончите рассказ, придумайте заголовок.
Был тёплый день. Алёша пошёл в лес. Идёт он и видит – лежит ёжик…
2. Составьте связный рассказ по картинке «Семья», используя ответы на вопросы: кто пишет? Кто играет? Что делает бабушка?
При этом детям предлагается в помощь начало рассказа (Вся семья в сборе …) и его концовка (В семье все заняты делом. Хорошо в ней живётся взрослым и детям).
Часто я использую задания из пособия Ф. Д. Костенко «Дидактический материал по развитию речи: дописывание рассказов по началу и концу, работа с деформированными текстами, озаглавливание, составление планов и сокращённых рассказов. Для формирования навыка составления устного рассказа я использую наблюдения, организованные на экскурсиях. Так, в 1 классе на экскурсии в парке под руководством учителя учащиеся рассмотрели берёзу и подметили, что у неё белый ствол с чёрными крапинками, кудрявая крона, ветви опущены вниз. В итоге коллективно был составлен рассказ – описание. От составления устных рассказов в дальнейшем дети переходят к написанию сочинений – миниатюр. Каждый современных учитель хорошо понимает, что развитие речи – задача не только уроков русского языка, но и уроков других учебных предметов. Однако для уроков русского языка эта задача является основной. На каждом уроке русского языка учитель заботится о правильном и точном употреблении детьми слов, учит строить предложения, пересказывать, излагать чужие и свои мысли. Большое значение в этом плане имеют и уроки по другим предметам. На уроках математики учитель знакомит детей с довольно большим количеством терминов. Работа над речью на уроках математики способствует овладению связным, логически последовательно рассказом с элементами рассуждения. Большие возможности для развития мышления и речи учащихся таят в себе уроки чтения, окружающего мира. Уроки окружающего мира тоже используются для подготовки учащихся к работе над сочинениями. Уроки технологии и изобразительного искусства тоже таят в себе богатые возможности для развития мышления и речи школьников. Уроки физической культуры особенно ценны в плане развития речи тем, что дают неплохой материал для составления индивидуальных рассказов учащихся. Значительное место в системе работы по развитию речи учащихся я отвожу обучению письму сочинений по картинкам. Для этого я использую репродукции картин: «Утро в лесу» И. Шишкина, «Первый снег» А. Пластова, «Большая вода» И. Левитана, «Конец зимы» К. Юона и других. Приёмы работы самые разные. Так, при написании сочинения по картине А. Пластова «Первый снег», второклассники используют опорные слова, которые учителем заранее записаны на доске:
Снег (мягкий, пушистый, рыхлый, липкий, мокрый, сухой, мелкий, колючий);
Снежинки (маленькие, лёгкие, красивые, холодные, сверкающие, причудливые);
падают (летят, кружатся, ложатся, усыпают землю);
небо (низкое, облачное, серое, пасмурное, хмурое, неприветливое).
В результате учащие имеют возможность при работе над сочинением «Первый наряд зимы» выбирать самые точные и яркие слова для выражения своих мыслей. При написании сочинений учащиеся пользуются вот такой памяткой:
1. Подбери эпиграф.
2. Напиши вступление.
3. Пиши на тему, соблюдая последовательность.
4. Сделай вывод.
При подготовке к сочинению я беру тему интересную, близкую и понятную ученикам. В ходе работы над текстом стараюсь развивать воображение детей, их фантазию, приучаю требовательно относиться к слову: к его точности, меткости, образности. Каждое сочинение после проверки я обязательно анализирую в классе при активном участии детей с целью научить их отмечать положительное и недостатки. Как видим, в процессе школьного обучения мы всё время имеем благоприятный материал для обучения учащихся связной речи.
Немаловажное значение в этом отношении имеет и учебник «Русский язык». Материал учебника даёт возможность систематически обучать детей построению предложений, правильному соединению между собой отдельных предложений в рассказе.
Первостепенное значение я отвожу развитию навыков чтения, интереса к художественной литературе как средству обогащения речи учащихся новыми словами и синтаксическими конструкциями. И всё же трудностей, неразрешённых проблем в обучении детей связной речи у учителя имеется ещё очень много. Прежде всего, необходимо научить детей составлять рассказ так, чтобы он действительно был связным, целым, а не представлял собой отдельные, разрозненные, ничем не связанные между собой предложения. Такая целенаправленная систематическая работа по совершенствованию речи учащихся способствует общему умственному развитию, формирует личностные качества школьников. Опытом работы по развитию речи я охотно делюсь с коллегами, из года в год совершенствую проверенную на практике систему развития речи школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по формированию и развитию речевой деятельности младших школьников.
Данное пособие представляет опыт системной многоплановой работы по развитию речи младших школьников. Первоочередными условиями для решения задачи формирования речевой деятельности учащихся...
Артикуляционная гимнастика как средство развития речевой деятельности младших школьников
Развитие правильного звукопроизношения очень важно при поступлении ребёнка в школу. Одной из причин неуспеваемости по русскому языку в начальной школе является недостаточно чёткое произношение з...
Обобщение опыта работы "Формирование и развитие речевой деятельности младших школьников"
В конспекте представлены способы работы над связной речью младших школьников, осписаны эффективные методы, приемы и формы работы учителя на уроках русского языка и речевого развития....
Организация учебно – развивающей среды, обеспечивающей развитие речевой деятельности младших школьников
Презентация к аналитическому отчету учителя начальных классов...
Пути повышения эффективности в развитии речевой деятельности младших школьников.
Речь -широкая сфера деятельности человека. Умение учеников классифицировать, систематизировать и обобщать формируется в процессе овладения речевыми навыками. Логически чёткая, доказательная, образная ...
Развитие речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка специальных коррекционных классов
Роль учебника в работе по формированию речевой деятельности. Развитие речевой деятельности детей происходит на всех уровнях обучения: и естествознания, и музыки, и математики и др....
«Развитие и коррекция речи у детей с нарушением интеллекта» Выступление на краевом практико-ориентированном семинаре «Развитие речевой деятельности младших школьников средствами учебных предметов» 24 ноября 2015 год
Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и...